«Путешествие с Грамматейкиным к приставкам ПРЕ- и ПРИ-».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Луканина Марина Юрьевна

На уроке русского языка в 5-м классе в игровой форме отрабатывается орфографическое правило о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_konkurs.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие с Грамматейкиным к приставкам ПРЕ- и ПРИ-». (5 класс)

Луканина М.Ю., учитель русского языка и литературы лицея №8 г.Томска

Цели:

- повторить известные сведения о приставках в русском языке;

- увидеть зависимость написания гласных в приставках пре- и при-  от их лексического значения;

- уметь определять лексическое значение приставок пре- и при-.

- отработка правильного написания приставок пре- при.

Методы и приёмы: лингвистическое наблюдение

                                  лексико-орфографическая работа

                                  проблемное задание

                                  работа с текстом

                                  лексический диктант

Оборудование: кукла-образ Грамматейкин

                           таблицы «Правописание приставок ПРЕ-ПРИ».

                           раздаточный материал

                                   

Ход урока:

I.

Грамматейкин: Люблю я путешествовать, это очень интересно, когда-то пришлось побывать в объединённом королевстве Словообразования и Орфографии, иду по улицам и наслаждаюсь красотой, зашёл на площадь Приставочную, а там стоят в ряд аккуратные домики, в которых живут милые и доброжелательные приставки, давайте, ребята, заглянем к ним в окошечки и постараемся разгадать, почему они живут такими семьями.

Задание № 1. Лингвистическое наблюдение

Обыграть, подъехать, сожалеть, сознавать, поражать ,въехать, изменяться, приобрести, надломить, исцарапать, погулять, отдавать, рассказ, улететь, узнать, причудливый.

( Приставки состоят из трёх букв, двух букв и одной).

II. Лексико-орфографическая работа

Грамматейкин: Молодцы, ребята. И вдруг на зелёное крылечко выскакивает приставка пере-, она была самая капризная и сердитая, а потому считала себя главной среди приставок и утверждала, что она главнее самого короля Самообразование. Как вы думаете, почему?

( Состоит из четырёх букв).

Задание № 2: к данным словам прибавьте приставку пере- и попробуйте назвать лексические значения приставки.

Играть, делать, прыгнуть, сказать, петь, стелить, выполнить

( Лексические значения «слишком» и «выполнить ещё раз» ).

Грамматейкин: И так бы пере- ещё долго кричала, но услышал шум король Словообразование, он как раз гулял по городу.

Король Словообразование: Что ты кричишь, что шумишь? У тебя всего два значения, а

                                                 вот у твоей близкой родственницы при- их целых четыре.

                                                 Ребята, определите какие.

III. Проблемное задание

Задание № 3.

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,               1) (Приставка ПРИ- придаёт словам значение

Космонавт прилетел из Вселенной-               «приближения»)

В словах придёт, прилетит, приплывёт

Пишем ПРИ-, несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,          2) (Приставка ПРИ- придаёт словам значение        

Приклеил, пришил умело-                                    «присоединения»)

Пишем мы ПРИ-, говоря обо всём,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил- не совсем откусил,            3) (Приставка ПРИ- придаёт словам значение

Пригорело- не значит сгорит.                           «неполноты действия»)

Помни- что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой ПРИ-.

Задание № 4: подчеркните слова, в которых приставка ПРИ- придаёт значение

                        нахождения около чего-то.

Приклеить, приморский, прибежать, приписать, прибрежный, пришкольный, приготовить, приусадебный, присмотреться, прикрикнуть, привокзальный, прикаспийский.

Задание № 5: укажите значение приставки ПРИ-.

Припаять, пригореть, приближение, приподняться, прищурить, приморье, прибрежный, призадуматься, прибирать, прикоснуться, прикупить, приклеить, примчаться, придорожный.

IV. Лингвистическое наблюдение

Грамматейкин: Задумалась ПЕРЕ-, очень уж ей от родственницы не хотелось отставать, и вот когда была перепись в государстве, то секретарь Графика заполняла журнал и оформляла все слова на букву П, таков был указ Орфографии, тогда ПЕРЕ- обратилась к государственному секретарю коленопреклоненно: «Хочу быть такой же многозначной, как ПРИ». Подумала Графика и решила пожалеть капризную ПЕРЕ-, но чтобы та больше не ссорилась с жителями, то сократила её на одну букву. ПЕРЕ- превратилась в ПРЕ, а значений осталось по-прежнему – два.

Задание №6: прочитайте шуточное стихотворение А.Каютиной о приставке ПРЕ-, выделите в словах эту приставку, определите, какие значения она имеет.

В прекрасном замке на горе                                                 Значения приставки ПРЕ-:

Жила-была приставка ПРЕ-.                                  1) (близкое к значению слова «очень»)

Особа преотважная,                                                2)  (близкое к значению приставки«пере-»)                  

Важная- преважная,                                                                      

Гордая- прегордая,                                                                            

Добрая- предобрая.

Её считали очень мудрой,

И называли все премудрой.

Был у неё прелестный пудель,

Прехрабрый пёс по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери,

Когда вошла приставка ПЕРЕ-.

Она сказала: «На заре

Я уезжаю. Друг мой, ПРЕ-,

Меня не будет два- три дня,

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу.

Спокойной ночи. Я спешу».

Задание № 7: объясните значения приставки ПРЕ в словах.

Прервать (                        ) разговор, претихий (                    ) переулок, превышение

 (                    ) скорости, прехорошенький (                    ) малыш, пресытиться (                     ) едой, превосходство (                    ) перед кем-то, превозносить (                    ) кого-то, прекратить (                    ) разговоры.

V. Работа с текстом

Грамматейкин: Вот так и завершилась эта история, на площади Приставочной теперь тихо- претихо, поют прекрасные птички и приезжают к приставкам долгожданные гости.

Задание № 8: замените в данном тексте выделенные словосочетания синонимичными словами с приставками ПРЕ-, ПРИ-; текст озаглавить и определить основную мысль.

                       

Мне подарили очень хорошенького (                    ) и очень забавного (                    ) щенка. Назвали мы его Ужиком. Щенок очень привязался ко мне. Если я уходил в комнату, чтобы ненадолго сесть (                    ) в кресло и почитать книгу, он слегка открывал (                    ) дверь и звонко лаял. Но к коту Ваське Ужик относился очень скверно (                    ). Он не давал ему даже на короткое время лечь (                    ) на подоконнике – любимом месте Васьки. Слегка поднявшись (                   ) на задних лапах, щенок ухитрялся спихнуть кота, хотя тот в таких случаях очень сильно

 (                    ) царапался.

Задание № 9. Лексический диктант: замените слова антонимами с приставками ПРЕ-, ПРИ-.

Удалился, безобразный, ушёл, отвёз, очень милый, отбавлять, отсутствовать, очень злой, убежать, очень добрый, очень скорый, отучить, отбить, отступить, отвлечь, отбытие.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание: написать сочинение- миниатюру на тему «Весна в лесу»,  

                                             включая в него слова с приставками ПРЕ- ПРИ.                                                                                                                                                                                                                            

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока русского языка. Понятие о приставке.

Данная мини-презентация дает понятие учащимся 5 класса коррекционной школы VIII вида о приставке, о её роли в нашей речи...

Методическая разработка. Орфография. Ы, И в приставках.

Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто ...

Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Предлоги и приставки"

Повторительно - обобщающий урок по теме "Состав слова"...

План урока – путешествия в страну «Приставка»

Задачи: образовательная: выделять приставки в словах; определять (в простых случаях) их значение. развивающая: развивать у учащихся умение выделять главное  при определении орфограммы, ...

Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс

Цели:Познавательный аспект цели.       Развитие умений,  которые были сформированы ранееРазвивать умение работать с текстом:Определять тему текста;Определять стиль р...

Презентация.Путешествие в княжество русского языка. Приставки и предлоги

Презентация сопровождает урок в 5 классе на тему:"Приставка и предлог"Учебник: «Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)*»...