Методическая разработка. Орфография. Ы, И в приставках.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Макарцева Светлана Владимировна

 

Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто не делает ошибок в диктантах? Эти упражнения помогут выработать навыки грамотного письма.

Правила, которые когда-то учили, забываются и грамотность школьников резко снижается, однако каждый может самостоятельно поправить положение. Предлагаю работу над первым правилом.

Желаю удачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_prednaznacheny_tem.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто не делает ошибок в диктантах? Эти упражнения помогут выработать навыки грамотного письма.

Правила, которые когда-то учили, забываются и грамотность школьников резко снижается, однако каждый может самостоятельно поправить положение. Предлагаю работу над первым правилом.

ГЛАСНЫЕ Ы—И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

Правописание гласных ы — и после приставок в русском язы ке чаще всего соответствует произношению. В устной речи после твердых согласных на конце приставки корневой звук и изменя ет свое качество, переходит вы, например: разыскать (сравните: искать). В соответствии с произношением в таких случаях пи шется ы (не и). Только после шипящих, а также буквы х по об щему правилу пишется и (не ы) вопреки произношению.

Не являются фонетическими и написания слов с иноязыч ными приставками (контр-, транс-, пан-, суб-).

Упражнение 111. Прочитайте слова. При этом обращайте внимание на твердое произношение согласных в приставках. Сформулируйте правило пра вописания гласных ы — и после приставок, оканчивающихся на согласный

1. Безыдейный, безыскусственный, безынвентарный, безынициативный, небезынтересный, небезызвестный, предыстория, предыдущий, предыюльский, подытожить, подымать — поднимать, изыскать, сыграть, розыгрыш, бе зымянный, безысходный, изыскательский, предынфаркт ное (состояние).

2. Сверхизысканный, межинститутский, спортинвен тарь, субинспектор, Трансиордания.

Упражнение 112. Перепишите слова с орфограммами.

БУКВЫ Ы— И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК безымянный        контригра

безыдейный        сверхинтересный

предыюльский        межимпериалистический

подынтегральное (число)             межиздательский предыстория        панисламизм

трансиранский

Упражнение 113. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописа ние слов с приставками. Употребите эти слова в словосочетаниях или пред ложениях.

За...грать — раз...грать, до...скаться — под...скать, по- ...мпровизировать — с…мпровизировать, пред...гровой — меж...гровой, до...нфарктный — предынфарктный, до...н- дустриальный — сверх…ндустриальный, за…скриться — без...скровой, про…нформировать — дез…нформировать, про…нвентаризовать— без...нвентарный, до…сториче ский — пред...стория, сверх…скусный — без...скусный, на …менование — без...мянный, до..лоньский — пред…юньский, за…нтересоваться — без…нтересный.

Упражнение 114. Вставьте пропущенные буквы.

1. Без…дейная информация, без…мпульсный датчик, без…нициативный помощник, небез…нтересный фильм, без...скровая сварка, без...скусный рассказ, без...сходное положение, вз…мать налоги, вз…гравшее самолюбие, вз...скательный вкус, дез...нтегральная схема, из…скан ная обстановка, предложить контр...гру, предъявить контр...ск, меж...гровая тренировка, меж...нститутская конференция, меж...рригационный период, меж...здательское соглашение.

2. Раз…гранный жребий, уголовный роз...ск, сверх...зысканные манеры, с...грать шутку, с...змала закаляться, затеять с...знова.

Упражнение 116. Выделите слова с приставками, объясните их право писание, сравнивая произношение и написание слов. Отметьте употребле ние буквы ы после приставок на согласные. Напишите изложение.

ОПЕРА П. И. ЧАЙКОВСКОГО «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» — одно из величайших достижений русского оперного ис кусства. Небезынтересна история создания оперы. В ней получили музыкальное воплощение прекрасные образы одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. «Евгений Онегин» Пушкина еще при жизни поэта был очень попу лярен и пользовался признанием самых взыскательных критиков. Он по праву принадлежит к лучшим поэти ческим произведениям русской литературы XIX века. Чайковский высоко ценил творчество Пушкина, предпо читая его стихи безыдейным сочинениям многих без дарных своих современников.

И вот пушкинские литературные герои получили вто рую жизнь на оперной сцене, благодаря гениальному произведению Чайковского.

Музыкальная характеристика Татьяны — главной ге роини — дана уже во вступлении к опере и в первой кар тине. Действие происходит в деревенской усадьбе поме щиков Лариных. Звучит дуэт сестер Татьяны и Ольги, да лее к нему присоединяются голоса их матери и няни. Они вспоминают о прошлом. В усадьбу приходят крестьяне и привносят с собой безыскусную мелодию русской песни. В конце картины музыка звучит широко и привольно.

Интересны музыкальные темы всех героев. Востор женный и поэтический образ Ленского находит выраже ние в динамичной и взволнованной музыке; тема Онеги на — хорошо воспитанного, но холодного и сдержанного молодого человека — напоминает торжественный мену эт, изысканную музыку балов.

Страстно звучит в опере тема любви Татьяны, получаю щая наиболее полное развитие в сцене ее письма к Онегину. Это монолог, в котором, сменяя друг друга, звучат восхити тельные лирические мелодии, раскрывающие всю глубину и богатство душевного мира героини. Татьяна произносит простые и выразительные слова: «Як вам пишу, чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь я знаю, в вашей воле меня презреньем наказать». Слова арии прекрасно соеди няются со звучанием оркестра. «Кто ты: мой ангел ли хра нитель или коварный искуситель?» — спрашивает героиня «Онегина».

Драматическое развитие сюжета в опере проходит в третьей и четвертой сценах и заканчивается ссорой Оне гина и Ленского, которая происходит на балу у Лари ных. В этих сценах беспокойная музыка сменяется празд ничным вальсом. Присутствующие на балу гости не могут примирить рассорившихся молодых людей. Мело дия мазурки предвосхищает предсмертную арию Лен ского, полную безысходной печали.

В пятой картине оркестровое вступление предвещает трагический исход дуэли между друзьями. Несмотря на искреннее раскаяние и желание помириться, Онегин все же не может отказаться от поединка и становится при чиной гибели друга.

В шестой картине звучит блестящий полонез, кото рый предваряет появление возвратившегося из дальних странствий Онегина и воссоздает новый облик Татьяны, ставшей светской дамой. Онегин не узнал ее и расспра шивает о княгине своего старого друга князя Гремина. В арии «Любви все возрасты покорны» Гремин рассказы вает о своей любви к Татьяне, которая стала его женой.

Тема любви и здесь звучит взволнованно и страстно. Но спокойно и сдержанно беседует Татьяна с гостями, не показывает своего волнения и в разговоре с Онегиным.

Развязка сюжета наступает в седьмой картине, в доме Греминых. Татьяна в слезах читает письмо Онегина. Вне запно появляется он сам. Происходит объяснение. Он признается в своей безумной любви, но в Татьяне побеж дает чувство долга, она отвергает любовь героя.

Музыка Чайковского искренна и правдива, она воз вышает душу. Композитор писал: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась». Желание композитора сбылось в наши дни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему"Приставки- труженицы"

Данный урок проводится с учащимися 1 курса профессионального училища. Программа русского языка изучена ими в общеобразовательной школе. Поэтому в училище уроки строятся как уроки повторения изуч...

Методическая разработка урока по теме"Приставки пре- и при-"

Урок - закрепление по теме "Приставки пре- и при-.  6 класс....

Методическая разработка по русскому языку в 5 классе по теме «Приставка».

Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них.  В разнообразии приставок таится разнообразие смысла. ...

Методическая разработка обобщающего урока-исследования для 7 класса "Правописание приставки не- и частицы не с разными частями речи"

Данная разработка поможет учителю совместно с учениками обобщить орфограммы, касающиеся слитного и раздельного написания не с разными частями речи....

Методическая разработка по теме "Словообразование. Приставка re-"

Презентация для семантизации лексического и грамматического материала...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Приставки пре и при"

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с написанием гласных в приставках пре- и при-; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитани...