Новицкая Мария Валерьевна

сайт учителя русского языка и литературы

Если не знаешь, что делать, делай шаг вперед.

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: русская литература второй половины 19 века

Увлечения: книги, кино, путешествия

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ СОШ №508

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/novickaja-maria-valerjevna
Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти.
М. Е. Салтыков-Щедрин

   Какова роль литературы в жизни современного общества? Очень непростой вопрос. Многие скажут, что читать сейчас стало не престижно, что появились новые технологии, с которыми можно обойтись и без книг. Я с ними не согласна. Литература - один из  предметов, который содержит кладезь мудрости, высоких чувств и нравственных идеалов. Но в наше сложное время, в новых социокультурных условиях, в которых оказалось современное общество, разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, угрожающе деформируется личность молодого человека, часто не различающего, где добро и зло, красота и уродство, не умеющего, не желающего найти себя, свое место в обществе, большие возможности содержатся в уроках литературы, в самом учителе литературы и его воздействии средствами искусства на душу и разум учеников. Учитель видит, как ребята перестают читать, особенно классику, думать, обсуждать прочитанное, сопоставлять себя с героями книг, делиться с другими своими наблюдениями, открытиями, движениями души и сердца. Бездуховность, равнодушие, “абыякавасць” становятся главными признаками нашей жизни. 

  Как преодолеть эту беду, приобщить учеников к чтению классики, сформировать личность, научить слышать и понимать слово писателя, его думы, чаяния, надежды, сопереживать им и формировать собственную жизненную позицию? По-моему, это можно лишь тогда, когда ребята увидят в книгах свои проблемы, сами попытаются разобраться в прочитанном, будут искать в классике ответы на современные жизненные вопросы. Учащиеся должны сначала увидеть жизнь, людей, природу, а потом автора, время, особенности изображения, языковые средства и т.д. Увидеть же это ученик сможет только с помощью учителя литературы, сотрудничая с учителем и вводя учителя в свой мир, а учитель при этом вводит учащегося в мир литературы. На уроке должно быть сотворчество, содействие, консультирование. Учитель, учащиеся и литература должны стать единым целым и жить этим целым на протяжении урока, темы, учебного года. Не изучая друг друга, а изучая жизненные проблемы и ища на них ответ у разных авторов, сопоставляя и противопоставляя свои взгляды и чужие. В.А.Сухомлинский в книге “Сердце отдаю детям” писал: “Втискивать в голову школьника готовые истины, умозаключения, не возбуждая их фантазии, воображения, - значит убивать в нем человеческое, уподоблять счетной машине. Подмена мысли памятью, яркого восприятия, наблюдения за сущностью явлений заучиванием тормозит развитие творческих способностей, отбивает в конце концов охоту к учению”. 

О себе

О себе негромко - буднично и просто. 
Сказано немного, но  пока не всё.... 
Сделано немало, по всему же видно, 
Не закончен путь мой, что же там еще…? 
Болью не измучена, счастьем не обласкана. 
С бездарью не спорю – нервы берегу. 
Сострадаю горю, презираю маски. 
И пока есть силы, за мечтой бегу...

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Творчество И.Тургенева,  Л.Толстого

Л.Андреев "Иуда Искариот"

Л.Гумилев "От Руси до России"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

О.Генри. Новеллы

 

Моё портфолио

 

Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь. Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат. Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире. Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры. Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой. С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога». Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя,  индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Каждый из нас индивидуален, у каждого свои интересы и потребности, свое видение окружающей действительности, а значит и свое представление о том, что должно содержать портфолио.

Добавить грамоту в портфолио