А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени?
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Новицкая Мария Валерьевна

1-2 уроки по поэме "Двенадцать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по поэме Блока "Двенадцать"48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новицкая М.В., учитель русского языка

и литературы ГБОУ СОШ №508

Тема. А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени?

Цель: дать учащимся понятие о жанре, стиле и композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»; раскрывая ассоциативные связи, заключённые в образах-символах, определить роль ассоциативных связей в идейно-эстетическом содержании поэмы; выявить взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека;

развивать умение работать с поэтическим произведением, анализировать, сопоставлять, делать самостоятельные выводы; способствовать эстетическому воспитанию.

Оборудование: текст поэмы «Двенадцать», иллюстрации к поэме, раздаточный материал для работы в парах, презентация

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о жанре, стиле и композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»; комментируют название поэмы; объясняют многозначность её идейно-образного содержания; выявляют взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека; выполняют аналитическую работу в парах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Расскажите об отношении Блока к России, о том, что значила Родина в его человеческой и писательской судьбе.

• Можно ли считать Блока поэтом-гражданином? Обоснуйте точку зрения, используйте в ответе фрагменты произведений.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя об общественно-политическом и историко-культурном контексте создания поэмы (сообщение + презентация)

IV. Работа над темой урока

1. Вводно-ориентировочная беседа: первичное осмысление поэмы

• Что после прочтения поэмы вам показалось интересным, что показалось непонятным, что насторожило?

• Что сам А. А. Блок пишет о «Двенадцати?» (по материалам 56-й записной книжки – отрывки на партах) Прокомментируйте

• К какому роду литературы вы относите поэму «Двенадцать»: эпическому, лирическому, лиро-эпическому? Есть ли в поэме элементы драмы?

• Чего добивается Блок таким смешением всех родов литературы?

• Определите хронотоп поэмы (место и пространство происходящих событий).

• Передайте сюжет поэмы. Исчерпывается ли он только реалистическим, бытовым планом?

2. Слушание сообщения об истории создания поэмы А. А. Блока «Двенадцать» (индивидуальное ДЗ: выступление + презентация подготовленного ученика)

3. Самостоятельная работа с отрывками из литературоведческих текстов (работа в парах с раздаточным материалом)

Карточка №1

• Охарактеризуйте композицию поэмы. Прочитайте мнение критика Л. К. Долгополова о структуре произведения. Согласны ли вы с ним?

«Двенадцать» Блока — это романтическая поэма, подлинный смысл которой скрыт глубоко за её конкретными событиями и реалистическими сценами. Сама по себе эта конкретность в изображении восставшей стихии играет в поэме огромную роль. В миросозерцании Блока произошёл поворот, благодаря которому он увидел революцию в её самых ярких чертах... Романтическая фабула поэмы Блока включает три основных компонента: появление двенадцати, эпизод погони, во время которой и была убита героиня поэмы, и, наконец, появление в заключительной строфе Иисуса Христа. Все три стадии развития фабулы неразрывно между собой связаны. За границами фабулы остаётся первая глава — общая экспозиция поэмы, её «прелюдия». Между этими основными стадиями располагаются лирические отступления, представленные в двух основных формах: в форме фольклорных стилизаций и в форме революционных лозунгов-призывов (Л. К. Долгополов).

Карточка №2

• Вчитайтесь в высказывания критиков и определите жанр поэмы — это лирическое произведение или эпическое? Какие черты лирики, а какие — эпоса характерны для «Двенадцати»?

«Грандиозность блоковской поэмы в том-то и состоит, что историческая масштабность эпохи в художественном восприятии решительно выходит на самое первое место. То, что обычно бывает атмосферой времени, приобретает здесь огромное, определяющее содержание. Опыт Блока как лирического поэта сказался в этом эпическом произведении со всей силой» (П. П. Громов).

«Контрастность и пестрота поэмы в сложно преломлённом виде отражают наглядно обнажившуюся социальную контрастность эпохи, пестроту исторического времени, которое глазами Блока как бы всматривается в темноту, пытаясь разглядеть и понять тех, кто творит отныне историю, услышать их голоса, выкрики и угрозы, прислушаться к тому, что они говорят, о чём спорят, какие песни поют...Позиция автора проявляет себя в «Двенадцати» не в отдельных репликах, лозунгах или призывах, а в «построении» общей «судьбы» двенадцати, в характере и внутреннем смысле того пути, который проделывают они на страницах поэмы (Л. К. Долгополов).

4. Постановка и решение проблемного вопроса

• В чём смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? (В ходе коллективного рассуждения учащиеся приходят к выводу: образный строй и композиция произведения, где слово «двенадцать» становится ключом, символичны: 12 глав, 12 часов ночи, 12 человек патруля = разбойники атамана Кудеяра = апостолы Христа. Таким образом, слово «двенадцать» в поэме постепенно обнаруживает своё глубокое символическое значение, связанное с характеристикой того, что происходит в мире, и тех, кто является главными участниками происходящего).

5. Аналитическая работа с текстом поэмы «Двенадцать»

А) — Какие сатирические образы встречаются в первой главе поэмы? (зачитываются соответствующие фрагменты текста.)

— Можно ли согласиться с тем, что Блок сатирически изображает старый мир в первой главе? Только ли старый мир изображается сатирически?

— Как вы понимаете следующие строки:

...И у нас было собрание 

...Вот в этом здании

...Обсудили — Постановили

На время — десять, на ночь — двадцать пять... 

И меньше — ни с кого не брать..?

— Случайно ли Блок пародирует «обсуждения» и «постановления»? Попробуйте сделать вывод о том, что именно сатирически изображает Блок в первой главе поэмы «Двенадцать».

— Найдите эпитеты, которые относятся к используемому поэтом слову «злоба». В контексте цветового решения поэмы эпитет «черная» применительно к злобе вполне объясним: злоба — это черные силы. «Густая» злоба» тоже объясняется достаточно легко, но почему злоба «святая»?

— К какому миру: света или тьмы, добра или зла, принадлежат главные герои, появляющиеся во второй главе? Подтвердите ваше мнение текстом фрагмента «Винтовок черные ремни».

— Как характеризуют героев поэмы следующие строки?

В зубах — цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

— Как относятся «двенадцать» к религии? Прокомментируйте слова: «Свобода, свобода. Эх, эх, без креста!» и «Товарищ, винтовку держи, не трусь, Пальнем-ка пулей в Святую Русь...».

— Какой призыв звучит во второй главе поэмы? Как вы понимаете слова, ставшие после появления «Двенадцати» своего рода ее визитной карточкой?

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

— Отыщите «врага» в первых двух главах поэмы, чтобы можно было убедиться в том, что не реальный враг (не считать же врагом «барыню в каракуле»!), а во многом «образ врага» выгнал героев поэмы в пургу.

Б)Анализ третьей главы поэмы, точнее, ее заключительной строфы:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови — 

Господи, благослови!

- Что такое пожар? Изначально — это разрушение, уничтожение. Тогда следует обратиться к образу «мировой пожар в крови». Что это значит?

— Почему эта строфа заканчивается обращением к Творцу: «Господи, благослови!» Может ли Творец благословить подобное? Почему «Двенадцать», которые отказываются от Бога, обращаются к нему же с просьбой «благословить» «мировой пожар», которую он не может — изначально — удовлетворить? Понимают ли они это? И если понимают, то почему все-таки обращаются?

— За что убили Катьку? В чем вина Катьки, за которую ее так страшно наказали?

— Почему именно в этот момент — момент торжества произвола и жестокости — снова появляется «революционный призыв»? Катька ли «враг неугомонный»?

— Осознает ли кто-нибудь из героев поэмы, что — в нравственном плане — произошло, что они сотворили?

— Чем вызваны переживания Петрухи? Переживал бы он, если б не «проводил ночки черные, хмельные с этой девкой»?

— Что может быть тяжелее — в нравственном плане, — чем то, что они совершили?

— Как характеризует нравственный мир Петрухи и «двенадцати» то, что такого «утешения» оказалось достаточно, чтобы «он опять повеселел»?

— Почему именно в этот момент вновь, появляется призыв? Какова его роль в данном контексте?

— Почему восьмая глава заканчивается именно так: «Скучно!»? О какой «скуке» идет речь?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Изображая Россию в переломный исторический момент, А. А. Блок не мог не поднять в своей поэме вечные вопросы — в подобные эпохи они звучат особенно остро. Становясь свидетелями гибели старого мира и прихода мира нового, персонажи поэмы выражают своё отношение к катастрофе глобального масштаба и определяют своё место в ситуации, исходя из собственных возможностей. Мы видим и непонимание смысла событий, и обывательски-пошлую игру в страдание, и готовность приспособиться к новым условиям, и растерянность. В эпизоде трагического и нелепого убийства Катьки тема любви показана в связи с мировым катаклизмом и судьбой России. Это убийство — своеобразное

возмездие всему старому миру: грех убийства совершается из страдания, вызванного грехом предательской любви. В то же время убитая Катька становится и жертвой новому, рождающемуся на глазах миру — жертвой столь же случайной, сколь и неизбежной.

VI. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Поэма А. А. Блока “Двенадцать” — принятие судьбы или вызов поэта времени?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "А. Блок поэма "Двенадцать" в 11 классе.

В презентации к уроку литературы в 11 классе по теме "А. Блок. Поэма "Двенадцать" представлен большой материал, который иллюстрирует не только само произведение, но и эпоху революции в России. А со...

Старый» и «новый» миры в поэме «Двенадцать» А.Блока.

Эпиграф: «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что я тогда жил современностью. Это продолжалось до весны 1918 года. А когда началась Красная А...

Презентация "Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"

Слайд 1Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие Главное, что можно сказать о поэме, это то, что она гениально передает грозовую атмосферу Ок...

Урок литературы в 11 классе по теме "А.Блок. Поэма "Двенадцать". Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"

Материалы к уроку литературы в 11 классе по теме "А.Блок. Поэма "Двенадцать". Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"...

А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени?

Понятие о жанре, стиле и композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»; ассоциативные связи, заключённые в образах-символах, роль ассоциативных связей в идейно-эстетическом содержании поэмы; взаимосвя...