Старый» и «новый» миры в поэме «Двенадцать» А.Блока.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Алиева Наталья Бадалиевна

Эпиграф: «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что я тогда жил современностью. Это продолжалось до весны 1918 года. А когда началась Красная Армия и социалистическое строительство, я больше не мог. И с тех пор не пишу. (А.Блок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.blok_12.docx37.3 КБ
Файл blok._dvenadtsat.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 11 классе.

Тема урока: «Старый» и «новый» миры в поэме «Двенадцать» А.Блока.

Цель урока: проанализировать поэму «Двенадцать» А.Блока.

Задачи:

- образовательные: познакомить учащихся с поэмой А.Блока “Двенадцать”, объяснить символичность образов, связать с поэму историко-культурным наследием;

- развивающие: совершенствовать навыки анализа лирического произведения;

- воспитательные: прививать любовь к Родине, толерантное отношение к её истории.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний с элементами компаративного анализа.

Оборудование: текст поэмы «Двенадцать», презентация к уроку (в системе Power Point), рисунки Ю.Анненкова к поэме. 

Эпиграф: «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что я тогда жил современностью. Это продолжалось до весны 1918 года. А когда началась Красная Армия и социалистическое строительство, я больше не мог. И с тех пор не пишу. (А.Блок)

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Объявление темы и задач урока, целеполагание.

III. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя.  Мы наблюдали и обсуждали, как проходило становление личности Блока, познакомились с ним как поэтом-символистом. Читали “Стихи о прекрасной Даме”, “Незнакомку”. Обсудили тему России в творчестве поэта. Обратили внимание на то, что в стихотворении “На железной дороге” Блок в облике своей героини передал не только драматическую судьбу одной простой женщины, но и трагический удел всей России.

Поэма Блока была написана в январе 1918г. Это было страшное время: позади 4 года войны, октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента. Интеллигентами того круга, к которому принадлежал Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как гибель русской земли. После Октября 1917 года Блок поначалу поверил в «очистительную силу революции». Груз противоречий эпохи он брал на себя и стремился воплотить их в стихах.

«Он ходил молодой, веселый, с сияющими газами, и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрерывно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству», - вспоминала его тетка М.А.Бекетова.

Сознанием чрезвычайной ответственности художника перед человечеством, переживающим колоссальный всемирно – исторический сдвиг, проникнуты все выступления Блока в печати и перед различными аудиториями. Он был уверен, что на ситуацию можно положительно повлиять.

Именно в это время поэт пережил последний творческий взлет, создав в течение января 1918г. свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы». Почему поэт-дворянин, эстет пишет поэму о революции? Ведь революция – это насилие, кровь, смерть.

Обратимся к воспоминаниям К.Чуковского: “ Барские навыки его стародворянской семьи были облагорожены высокой культурностью всех её членов, которые из поколения в поколение труженнически служили наукам… Образование Блок получил тоже стародворянское.., его дед был профессор и его тесть был профессор, а все его тётки и мать – все были писательницы, жили книгами, молились на книги…Его биография безмятежна, а в стихах – лихорадка ужаса. Даже в тишине чуял он катастрофу… Всю жизнь он ощущал себя обречённым на гибель, выброшенным из родного уюта… Если не в своей биографии, то в творчестве он отринул всё благополучное и с юности сделался поэтом неуюта, неблагополучия, гибели…Всё его творчество было насыщено апокалипсическим чувством конца – конца неминуемого, находящегося уже “при дверях”…

С 1905 года Блок все двенадцать лет только и твердил о катастрофе. И замечательно, что он не только не боялся её, но чем дальше, тем страстнее призывал. Только в революции он видел спасение от своей “острожной тоски”. Революцию он призывал громко и требовательно:

Эй, встань и загорись, и жги!
Эй, подними свой верный молот,
Чтоб молнией живой расколот
Был мрак, где не видать ни зги!

Никто так не верил в мощь революции, как Блок. Она казалась ему всемогущей. Он предъявлял к ней огромные требования и не сомневался, что она их исполнит. Только бы она пришла, а уж она не обманет. Блок верил, что жизнь втайне прекрасна. Мы не видим её красоты, потому что она загажена всякой дрянью. Революция сожжёт эту дрянь, и жизнь предстанет пред нами красавицей. Меньшего Блок не хотел. Никаких половинных даров: всё или ничего. Что же он хотел от революции? Раньше всего он хотел, чтобы она преобразила людей. Чтобы люди сделались людьми. Поэт верил, что в огне революции чернь преобразится – в народ.

Беседа с учащимися.

- Революция свершилась. Как же она изменила людей? Что увидел поэт?

(18 февраля 1918 года поэма “Двенадцать” была опубликована в газете эсеров “Знамя труда”, а в мае вышла отдельной книжкой).

– Что такое поэма как жанр литературного произведения?

(Поэма – повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему, т.е. это сюжетное произведение в отличие от лирического стихотворения)

IV. Этап усвоения новых знаний.

Учитель читает поэму вслух и ведёт с классом беседу, в ходе которой составляется логико-смысловая схема.

– Почему поэма получила такое название? (поэма получила своё название от числа 12 апостолов Христа, 12 главных героев-красногвардейцев, 12 глав произведения).

Появление в поэме коллективного, своего рода собирательного образа двенадцати красногвардейцев закономерно. Блок хотел показать коллективное, “роевое” (по выражению Л.Толстого) сознание и коллективную волю, пришедшие на смену индивидуального начала. “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию!” Блок верит, что именно русская интеллигенция, а не буржуазия способна принять и понять революцию. И он противопоставляет интеллигенцию буржуазии: “Той никакая музыка, кроме фортепьян, и не снилась”. Именно эта позиция предопределила сатирическое изображение буржуазии, “уходящего мира” (мы обозначим его как “старый мир”).

V. Проблемный вопрос:

Как взаимосвязаны «старый» и «новый» миры в поэме «Двенадцать»? На чьей стороне А.Блок?

VI. Технология исследовательского обучения.  Работа в группах: 

1 группа работает над поиском авторского отношения к «старому миру», описания его в поэме,

2 группа представит нам «новый мир», описанный в произведении.

Сообщение 1 группы:

– Кого из героев можно отнести к старому миру?

В первой главе поэмы видим: старушка никак не поймёт, что Учредительное собрание – не царь. “Старушка, как курица”, – пишет Блок о ней, символизирующей обывательское начало.

Кто еще относится к «старому миру»? Как его описывает А.Блок? Выделим ключевые слова и выражения:

На ногах не стоит человек…

Скользит — ах, бедняжка!..

Старушка убивается — плачет,

Никак не поймет, что значит,

На что такой плакат…

А всякий — раздет, разут...

Старушка, как курица..

— Ох, большевики загонят в гроб!..

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

Буржуй на перекрёстке…

А это кто?— Длинные волосы

И говорит в полголоса:

— Предатели!

— Погибла Россия!

Должно быть, писатель —

Вития...

Что нынче не веселый,

Товарищ поп?

Вон барыня в каракуле

К другой подвернулась:

— Уж мы плакали, плакали...

«Вся власть Учредительному Собранию!»

...И у нас было собрание...

Постановили:

На время — десять, на ночь — двадцать пять...

...И меньше ни с кого не брать...

        Один бродяга

Сутулится…

Эй, бедняга!

Что впереди?..

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...

Черная злоба, святая злоба...

Общее настроение, которым проникнуто описание «старого мира»: грусть, холод, голод, злоба… Если посмотреть, сколько героев представляет этот мир, и еще  к ним добавить появляющегося в конце поэмы “пса безродного”, то получится символическое, многозначащее число: двенадцать.

Итак, “старый мир”:

1) старушка,
2) буржуй на перекрёстке,
3) писатель – вития,
4) товарищ поп,
5) барыня в каракуле,
6) 5 проституток,
11) бродяга,
12) пёс безродный.

Сообщение 2 группы:

– А кто составляет “новый мир”?

Прежде всего, «Старому миру» противопоставлены двенадцать красногвардейцев, с которыми и связано представление о “новом” мире. Блок описывает их так:

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни

Кругом — огни, огни, огни...

В зубах цигарка, примят картуз,

На спину надо бубновый туз!

 Свобода, свобода,

 Эх, эх, без креста!

Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстёгивание бдительности, недоверчивость составляют революционное сознание отряда. Поэтому в центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода “без креста”).

Работа с классом.

–А Катька и Ванька? Какое место они занимают в поэме?

Их нельзя отнести ни к одному, ни к другому миру. Они занимают как бы промежуточное положение между двумя мирами. Дело в том, что на фоне изображения революции Блок показывает историю любви, историю гибели героини. Поэта заботил облик Катьки: “Катька – здоровая, толстомордая, страстная, курносая русская девка; свежая, простая,– добрая – здорово ругается, проливает слёзы над романами, отчаянно целуется…”. “Толстомордость” очень важна, ведь она подчеркивает некую девственность ее натуры. В шестой главе Катька погибает, Петруха, “бедный убийца”, оплакивает её, но другие красногвардейцы одёргивают его, “стервеца”, и все вместе они идут на разбой.

Итак, Катька с Ванькой образуют свой мир, промежуточный, в котором самое главное – любовь, а не революция.

– Во вьюге “идут без имени святого…” двенадцать красноармейцев ( “новый мир”), позади них плетётся “голодный пёс”, олицетворяющий “старый мир”, а впереди – Христос.

– Почему Христос?

Одни воспринимают Иисуса Христа как попытку освятить дело революции, другие – как кощунство. Блок сам удивился: почему Христос? Но ничего с собой не мог поделать: он видел Иисуса Христа. В марте 1918 года поэт пишет в дневнике: “Разве я восхвалял?” (имеется в виду большевиков). Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь Иисуса Христа. Но я иногда сам глубоко ненавижу этот женственный образ”.

Технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы).

Схематически «миры» можно так изобразить (запись в тетрадях):

«старый мир»

(старушка, буржуй на перекрестке, писатель-вития, товарищ поп,

барыня в каракуле, 5 проституток, бродяга, пес безродный)

«промежуточный мир»

«новый мир» (12 красногвардейцев)

“Промежуточный мир” тянется к “новому миру”, но у него ещё много от “старого мира”.

Поэма заканчивается словами:

...Так идут державным шагом —

Позади — голодный пёс.

Впереди — с кровавым флагом,

        И за вьюгой невидим,

        И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

        В белом венчике из роз —

        Впереди — Исус Христос.

- Что хотел сказать этим поэт? Блок не ответил ничего на этот вопрос. Давайте попробуем разобраться.

Иисус Христос – символ добра и справедливости. Но сейчас  этот образ утрачивает традиционное значение. Кроме того, Он «за вьюгой невидим», поэтому получается, что  добро и справедливость – вечные спутники человечества и в «старом», и в «новом» мирах.

Слово учителя: Также нужно заметить, что с обоими мирами связано число 12. И что такое “новый” мир как не отражение “старого”? Но не о таком мире и не о таких людях грезил Блок. Революция, о которой мечтал поэт, не изменила людей, а разрушила традиционный порядок, разрушила веру и в Бога, и в смысл Бытия. Неслучайно в предсмертном бреду Блок требовал от своей жены обещания сжечь все до единого экземпляра поэмы “12”.

После создания поэмы в мировоззрении Блока произошли большие изменения. Это отразилось в его докладе “Крушение гуманизма”, который был прочитан в 1919г. в издательстве “Всемирная литература”. “Но покой и волю тоже отнимают…И поэт умирает, потому что дышать уже нечем”; жизнь потеряла смысл. Доклад был посвящён А.С.Пушкину и приурочен к “ ежегодным поминкам”. Блок писал не только о Пушкине, но и о себе: “Его убило отсутствие воздуха”.

        VII. Использование кейс-технологий.

Кейс-вопрос:

- Объясните, как связана идея поэмы с пейзажем?

Снежная вьюга революции начинается с первых же строк поэмы; и с первых же её строк черное небо и белый снег — как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе.

Черный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек...

Так через всю поэму проходят, переплетаясь, два внутренних мотива. Черный вечер — кровь, грязь, преступление; белый снег — та новая правда, которая через тех же людей идет в мир. И если бы поэт ограничился только одной темой, нарисовал бы одну только «черную» оболочку революции или только ее «белую» сущность — он был бы восторженно принят в одном или другом из тех станов, на которые тогда раскололась Россия. Но поэт одинаково далек и от светлого славословия, и от темной хулы; он дает двойственную, переплетающуюся истину в одной картине. Контрастность двух цветов подчеркивает бескомпромиссность противостояния враждующих сил. И вот на этом фоне, под нависшим черным небом, под падающим белым снегом, «идут двенадцать человек...»

Хаос событий, хаос вьюги, хаос возмущенной стихии, сквозь которую видны обрывки проносящихся лиц, положений, действий, нелепых в своей обрывочности, но связанных общим полетом сквозь ветер и снег. Поэт рисует картину революционного Петрограда. Тут и огромный плакат «Вся власть Учредительному собранию!», и «невеселый товарищ поп», и старушка, которая «никак не поймет, что это значит, на что такой плакат, такой огромный лоскут», и оплакивающая Россию «барыня в каракуле», и злобно шипящий «писатель, вития»... И все это так мелко, так далеко от того великого, что совершается в мире, так убого, что «злобу» против этого всего можно счесть «святой злобой». И все эти события разворачиваются на фоне метели – символе неразберихи, хаоса.

        Кейс-задание:

        Сопоставьте иллюстрации Ю.Анненкова и текст поэмы.

VIII. Рефлексия.    

Давайте вернемся к проблемному вопросу:            

- Как представлен «старый» мир в поэме «Двенадцать» А.Блока»?

- Что символизируют 12 красногвардейцев»?

- На чьей стороне поэт?

- Какова роль пейзажа в произведении?

- Что нового вы узнали о личности А.Блока и о его лирике?

IX. Подведение итогов.

Итак,  «Двенадцать» — поэма о революционном Петрограде, поэма о крови, о грязи, о преступлении, о падении человеческом. Это — в одном плане. А в другом — о революции, о том, что через запачканных в крови  людей в мир идет благая весть о человеческом освобождении.

X. Оценивание.

Оценку работы групп дают сами учащиеся. Отмечают положительные стороны работы,  указывают на недостатки и пути их устранения.

XI. Объявление домашнего задания:

  1. Из текста поэмы выписать образы-символы.
  2. Проанализируйте финальную главу поэмы и ответьте на вопрос: «Как решается тема исторического пути России в поэме Блока. «Двенадцать».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "А. Блок поэма "Двенадцать" в 11 классе.

В презентации к уроку литературы в 11 классе по теме "А. Блок. Поэма "Двенадцать" представлен большой материал, который иллюстрирует не только само произведение, но и эпоху революции в России. А со...

Конспект урока литературы в 11 классе (программа литературного образования для общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной) Тема. Поэма А. А. Блока «Двенадцать»

Тема  урока «Поэма А. А. Блока «Двенадцать».При подготовке урока мною были поставлены следующие цели:- обучающая: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; максимально ...

А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени?

Понятие о жанре, стиле и композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»; ассоциативные связи, заключённые в образах-символах, роль ассоциативных связей в идейно-эстетическом содержании поэмы; взаимосвя...