Основы материаловедения Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов
методическая разработка на тему

Зубарева Надежда Ивановна

Основы материаловедения Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ ВО «Воронежский  техникум промышленно-строительных технологий»

      Основы материаловедения

Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов

Профессия: 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

Разработал: Н.И.Зубарева

Воронеж, 2016


Рассмотрена

На заседании  ПЦК

Протокол  № 1

от “30” августа 2016 г.

Руководитель ПЦК ___________

                    Утверждаю

                      Директор:

        

__________________В.Н.Поляков

 «30»  августа 2016 г.

Зубарева Н.И. Основы материаловедения: учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов

В методических рекомендациях рассмотрены задания для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы материаловедения» для студентов профессий среднего профессионального образования .

Настоящие методические рекомендации могут быть использованы студентами и преподавателями данного направления подготовки.


Содержание Введение……………………………………………………………………… 4 Тематический план самостоятельной работы студентов………………..8

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы………………....10

Рекомендуемая литература…………………………………………………..18

Приложения…………………………………………………………………...19

3


Введение

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы материаловедения» предназначены для студентов по профессии «Мастер отделочных строительных работ».

В данном методическом пособии приведены указания по организации самостоятельной работы с учебниками, конспектами, рефератами,

докладами, сообщениями, презентациями, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы контроля самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература.

Данные рекомендации способствуют развитию Ваших общих и профессиональных компетенций, постепенному и целенаправленному развитию познавательных способностей, установки на самостоятельное пополнение знаний. Рекомендованы к использованию при изучении учебной дисциплины «Основы материаловедения» в образовательной организации среднего профессионального образования (далее СПО).

Изучение учебной дисциплины «Основы материаловедения» является обязательной частью для освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям технического профиля.

В результате освоения данной учебной дисциплины студент должен

уметь:

          -    определять основные свойства материалов

  • выполнять механические испытания образцов материалов;

  • использовать физико-химические методы исследования материалов;

  • пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

  • выбирать   материалы   для   осуществления   профессиональной

деятельности.

4


В результате освоения данной учебной дисциплины студент должен

знать:

  • основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности.

Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессиям строительного профиля таковы, что часть часов, отводимых на изучение дисциплины должна осуществляться студентами самостоятельно. Это способствует развитию общих компетенций студентов таких, как: организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения,

осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, использование информационно-

коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа студентов должна осуществляться по правилам,

определенным преподавателем. Правила выполнения самостоятельной работы представлены ниже.

Правила выполнения самостоятельной работы

Прежде чем приступить к выполнению задания прочтите рекомендации по работе с данным учебно-методическим пособием.

Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы.

Прочтите конспект лекций по заданной тематике работы.

Выберите именно те материалы, которые соответствуют заявленной теме самостоятельной работы.

    5.


Составьте план работы и определите, какое максимальное количество времени у вас уйдет на данную работу.

По большинству работ предусмотрен отчет в письменной или электронной форме, в котором должны быть указаны

  1. наименование работы;

  1. ФИО студента, номер группы;

  1. основная часть (доклад, реферат, презентация, схема);

4) список использованной литературы.

Письменные и электронные отчеты необходимо сдавать преподавателю.

Выполнение большинства заданий рассчитано на 4 – 5 часов работы. Если у вас возникнут затруднения, при выполнении задания обратитесь к преподавателю.

Самостоятельная работа студентов оценивается преподавателем по критериям, представленным ниже.

Критерии оценки самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов оценивается согласно следующим критериям:

Оценка «5» выставляется студенту, если:

  • тематика работы соответствует заданной, студент показывает системные и полные знания и умения по данному вопросу;

  • работа оформлена в соответствии с рекомендациями преподавателя;

  • объем работы соответствует заданному;

  • работа выполнена точно в сроки, указанные преподавателем.

Оценка «4» выставляется студенту, если:

  • тематика работы соответствует заданной, студент допускает небольшие неточности или некоторые ошибки в данном вопросе;

  • работа оформлена с неточностями в оформлении;

  • объем работы соответствует заданному или чуть меньше;

  • работа сдана в сроки, указанные преподавателем, или позже, но не более,

чем на 1-2 дня.

6


Оценка «3» выставляется студенту, если:

  • тематика работы соответствует заданной, но в работе отсутствуют значительные элементы по содержанию работы или тематика изложена нелогично, не четко представлено основное содержание вопроса;

  • работа оформлена с ошибками в оформлении;

  • объем работы значительно меньше заданного;

  • работа сдана с опозданием в сроках на 5-6 дней.

Оценка «2» выставляется студенту, если:

  • не раскрыта основная тема работы;

  • работа оформлена не в соответствии с требованиями преподавателя;

  • объем работы не соответствует заданному;

  • работа сдана с опозданием в сроках больше 7 дней.

7


Примерный тематический план самостоятельной работы студентов

Примерные нормы времени по выполнению самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы

Норма времени (час.)

Подготовка конспекта

1-2

Подготовка сообщения

2-4

Подготовка реферата

3-6

Подготовка презентации

2

Решение задач

2

Подбор информации по теме

1-2

Заполнение таблицы

1-2

Составление схемы

0,5

Задания для самостоятельной работы студентов

Раздел 1. Строительное материаловедение и декоративно-отделочные материалы.

Тема 1.1 Основные свойства строительных материалов.

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения по основным сведениям о строительных материалах.

Задание:

  1. Подготовить конспект: «Классификация строительных материалов»

  1. Подготовить доклады:

«Современные строительные материалы», « Основные свойства строительных материалов».

Раздел 2. Отделочные материалы на основе минерального  сырья.


Тема 2.1. Материалы и изделия из природного камня.

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения  о материалах и изделиях из природного камня.

Задание:

1. Подготовить сообщения:

«Использование природных каменных материалов в отделочных работах»

2. Работа над материалами учебника.

3. Решить задачи: определение твердости каменных материалов.

Тема 2.2.Керамические материалы.

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения о керамических материалах.

Задание:

1. Подготовить доклад:

«Производство керамической плитки на Воронежском керамическом заводе».

2.Работа над материалами учебника по теме: Область применения керамических изделий.

3.Выполнение индивидуальных заданий:подобрать глину для производства керамической плитки.

Тема 2.3  Минеральные вяжущие вещества.

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения об основных минеральных вяжущих веществах.

Задание:

1. Подготовить   сообщения : «Виды цементов» , «Материалы для производства  цемента».

2. Работа с дополнительной и справочной литературой.

3.Вполнение индивидуальных заданий: рассчитать плотность цементной смеси.      


Тема 2.4 Растворы и составы для отделочных работ.

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения о растворах для отделочных работ.

Задание:

1.Подготовить конспекты  по темам: «Основные свойства растворов», «Декоративные растворы».

2.Выполнение индивидуальных заданий: рассчитать состав растворной смеси для обыкновенного известкового раствора состава 1:3.

3.Работа над материалами учебника: разобрать определение скорости гашения извести.

  Раздел 3.Отделочные материалы на основе органического сырья.

Тема 3.1.Отделочные материалы из древесины.

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения об основных  материалах из древесины.

      Задание:

1.Выполнение домашних заданий по индивидуальным карточка.

2.Работа над материалами учебника: подготовить конспект по теме «Общие сведения об отделочных материалах из древесины».

3.Выполнение индивидуальных заданий :подготовить доклад «Виды обоев».

Тема 3.2 Полимерные отделочные материалы.

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения об основных  полимерных материалах.

      Задание:

1.Выполнение домашних заданий по теме: составить конспект по теме «Полимерные материалы для отделке стен».

2.Работа над материалами учебника: заполнить таблицу видов полимерных материалов для отделки пола.

3.Выполнение индивидуальных заданий ;подготовить доклад «Строительные пластмассы».

Тема 3.3 Лакокрасочные материалы.

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения об основных  лакокрасочных  материалах.

      Задание:

  1. Выполнение домашних заданий по теме : заполнить таблицу «Виды лакокрасочных материалов».
  2. Работа над материалами учебника: составить конспект по теме «Наполнители для красочных составов».
  3. Выполнение индивидуальных заданий:подготовить опережающее задание по теме «Общие сведения о лакокрасочных материалах».

Тема 3.4 Вспомогательные материалы.

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения об основных  вспомогательных  материалах.

       Задание :

1.Работа над материалами учебника :подготовить конспект «Грунтовки и шпатлевки».

2.Выполнение домашних заданий :подготовить реферат «Битумы и дегти».


Рекомендации по выполнению самостоятельной работы

1. Разработка конспекта лекции.

Для того, что составить конспект лекции необходимо придерживаться следующей последовательности:

Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания,

смысла какого-либо текста.

  1. Подобрать необходимую литературу (см. раздел рекомендуемая литература)

  1. Проанализировать имеющийся материал: выявить незнакомые термины,

определить степень сложности материала.

  1. Разбить материал на части, определить последовательность этих частей.

  1. Обозначить основные тезисы каждой части.

  1. Оформить конспект в рабочей тетради с указанием темы.

Критерии оценки конспекта:

  1. Оформление конспекта: выделение заголовков, последовательность изложения материала.

  1. Умение определить вступление, основную часть, заключение.

  1. Выделение главной мысли, определение деталей.

  1. Умение переработать и обобщить информацию.

2. Подготовка сообщения по заданной теме.

Содержимое сообщения представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Цель сообщения – информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее,

сообщения  могут  включать  в  себя  такие  элементы  как  рекомендации,

предложения или другие мотивационные предложения.

10


Порядок подготовки сообщения по теме аналогичен последовательности разработанной для подготовки к конспектированию лекции (см. выше).

После        разработки   конспекта   сообщения   по   заданной   теме,

определяются основные моменты, которые необходимо сообщить остальным студентам.

Выступление с сообщением не должно превышать 5-7 минут. После выступления докладчика предусматривается время для его ответов на вопросы аудитории и для резюме преподавателя.

3. Подготовка доклада.

Доклад – это вид самостоятельной работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

При подготовке доклада необходимо придерживаться определенной последовательности:

  1. Подбор  и  изучение  основных  источников  по  теме  (не  менее  5),

необходимые  источники  информации  указаны  в  разделе  рекомендуемая

литература;

  1. Обработка и систематизация материала, разделение и систематизация материала в необходимой последовательности;

  1. Подготовка выводов и обобщений;

  1. Разработка плана доклада;

  1. Написание доклада;

  1. Выступление с результатами доклада.

Последний пункт может варьироваться в зависимости от требований преподавателя (доклад может быть письменный и устный).

Требования к оформлению письменного доклада:

  1. Титульный лист (см. приложение А);

11


  1. Содержание  (в  нем  последовательно  указываются  пункты  доклада,

страницы, с которых начинается каждый пункт);

  1. Введение    (формулируется    суть    рассматриваемой    проблемы,

обосновывается актуальность и значимость темы в современном мире);

  1. Основная часть (каждый раздел раскрывает исследуемый вопрос с доказательствами);

  1. Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада);

  1. Список литературы (правила оформления смотри в приложении Б).

Советы для выступающих с устным докладом:

  1. Продолжительность  выступления  не  более  10  минут  (оптимально  7

минут).

  1. Тщательно продумать структуру выступления.

  1. Составьте план выступления (с указанием основных тезисов).

  1. Выучите все основные определения, которые упоминаются в докладе.

  1. Не торопитесь и не растягивайте слова, скорость речи должна быть примерно 120 минут.

  1. Держитесь уверенно.

  1. Продумайте заранее вопросы, которые могут возникнуть у аудитории.

4. Подготовка реферата.

Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения.

Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.

12


Реферат  —  письменная  работа  объемом  10-24  печатных  страницы,

выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).

Реферат как и доклад состоит из нескольких частей:

  1. Титульный лист (см. приложение А);

  1. Содержание  (в  нем  последовательно  указываются  пункты  доклада,

страницы, с которых начинается каждый пункт);

  1. Введение    (формулируется    суть    рассматриваемой    проблемы,

обосновывается актуальность и значимость темы в современном мире);

  1. Основная  часть  (основная  часть  состоит  из  нескольких  разделов,

каждый из которых последовательно раскрывает тему реферата, утверждения

подтверждаются доказательствами);

  1. Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме реферата);

  1. Список литературы (правила оформления смотри в приложении Б).

Требования к оформлению реферата.

Объемы рефератов колеблются от 10-24 печатных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа формата А4. По всем сторонам листа оставляются поля размером 20 мм, рекомендуется шрифт Times New Roman 14, интервал – 1,5. Таблицы оформляются шрифт Times New Roman 12,

интервал – 1. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.

Критерии оценки реферата:

  • знание   фактического   материала,   усвоение   общих   представлений,

понятий, идей;

13


  • правильность формулирования цели, определения задач исследования,

соответствие        выводов    решаемым    задачам,    поставленной    цели,

убедительность выводов;

 всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств,

характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;

  • использование литературных источников;

  • культура письменного изложения материала;

  • культура оформления материалов работы.

  1. Подготовка презентации.

  • настоящее время бурное развитие компьютерных технологий охватило практически все сферы человеческой жизни. Сегодня для успешного выступления не достаточно просто рассказать о своей идее.

Слушатели непременно хотят увидеть сопроводительные фотографии, четко выполненные схемы, грамотные чертежи. Поэтому одним из видов самостоятельной работы студентов является подготовка презентации.

Включенная  в  состав  офисного  пакета  Microsoft  Office,  программа

Microsoft Office Power Point является простым в освоении и очень мощным инструментом создания презентаций (с программой создания презентаций студенты знакомятся на уроках «Информатики»).

Вся работа по созданию презентаций организуется в несколько этапов.

  1. Сбор и изучение информации по теме.

  1. Выделение ключевых понятий.

  1. Структурирование текста на отдельные смысловые части.

Объём презентации ограничивается 20 слайдами. Составление сценария презентации предполагает обдумывание содержания каждого

слайда,  его  дизайна.  Создание  слайдов  предполагает  внесение  текстовой

14


информации, а затем поиск и размещение необходимых иллюстраций, схем,

фотографий, графических элементов. Важно обращать внимание на особенности визуального восприятия расположенных на слайде объектов.

Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются необходимостью их четкого рассмотрения с любого места аудитории, предпочтение отдавать спокойным, не «ядовитым», цветам фона. Иллюстрационные материалы располагают так, чтобы они максимально равномерно заполняли все экранное поле. Текстовой информации должно быть очень немного,

желательно использовать приемы выделения значимых терминов, понятий.

Анимация не должна быть слишком активной. Лучше совсем отказаться от таких эффектов как побуквенное появление текста, вылеты, вращения,

наложения и т.п. Звуковое сопровождение эффектов обычно неуместно. К

использованию аудио- и видеофайлов следует относиться достаточно разумно, чтобы не «перегрузить» презентацию излишней информацией и не отвлечься от заявленной темы.

Процедура защиты презентаций организуется в виде конференции. После каждой демонстрации презентации преподаватель предлагает высказать всем желающим свое мнение по содержанию, оформлению, защите мультимедийной работы. Приветствуются вопросы и рассуждения,

проясняющие и уточняющие суть представленной проблемы. Анализируя качество мультимедийных презентаций, можно выделить следующие типичные ошибки, допускаемые студентами:

  • ошибки в оформлении титульного слайда;

  • много текста на слайде;

  • грамматические ошибки в тексте;

  • выбран нечеткий шрифт;

  • неудачное сочетание цвета шрифта и фона;

  • несоответствие названия слайда его содержанию;

  • несоответствие содержанию текста используемых иллюстраций;

15


  • текст закрывает рисунок;

  • рисунки нечеткие, искажены;

  • неудачные эффекты анимации;

  • излишнее звуковое сопровождение слайдов;

  • тест приведен без изменений (скопирован из Интернет с ссылками);

  • недостоверность информации; ошибки в завершении презентации.

Требования к оформлению презентации:

При разработке презентации важно учитывать, что материал на слайде можно разделить на главный и дополнительный. Главный необходимо выделить, чтобы при демонстрации слайда он нёс основную смысловую нагрузку: размером текста или объекта, цветом, спецэффектами, порядком появления на экране. Дополнительный материал предназначен для подчёркивания основной мысли слайда.

Уделите особое внимание такому моменту, как «читаемость» слайда.

Для  разных  видов  объектов  рекомендуются  разные  размеры  шрифта.

Заголовок слайда лучше писать размером шрифта 22-28, подзаголовок и подписи данных в диаграммах – 20-24, текст, подписи и заголовки осей в диаграммах, информацию в таблицах – 18-22.

Для выделения заголовка, ключевых слов используйте полужирный или подчёркнутый шрифт. Для оформления второстепенной информации и комментариев – курсив.

Чтобы повысить эффективность восприятия материала слушателями,

помните о «принципе шести»: в строке – шесть слов, в слайде – шесть строк.

Используйте шрифт одного названия на всех слайдах презентации.

Для хорошей читаемости презентации с любого расстояния в зале текст лучше набирать понятным шрифтом. Это могут быть шрифты Arial, Bookman Old Style, Calibri, Tahoma, Times New Roman, Verdana.

16


Не  выносите  на  слайд  излишне  много  текстового  материала.  Из-за

этого        восприятие   слушателей   перегружается,   нарушая   концентрацию

внимания.

17


Рекомендуемая литература

Основная

1.В.А.Смирнов «Материаловедение»        

Дополнительная

Электронные ресурсы:

1.Журнал «Материаловедение». – Форма доступа: http://www.nait.ru/journals/index.php?p_journal_id=2.

  1. Материаловедение: образовательный ресурс. – Форма доступа: http:// www.supermetalloved/narod.ru.

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Форма доступа: www.fcior.ru. 

18

        


Приложение А Пример оформления титульного листа доклада (реферата)

ГБПОУ  ВО «Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»

Доклад (реферат) по учебной дисциплине: «Основы материаловедения», на тему «________________________________»

Подготовил:

студент группы №_____

Ф.И.

Проверил: преподаватель Лопес  Н.Н.

г.Воронеж

_____ г.

19


Приложение Б

Список литературы составляется в алфавитном порядке в конце реферата (доклада) по определенным правилам.

Описание книг:

Автор(ы).  Заглавие.    Место  издания.:  Издательство,  год  издания.  

Страницы.

Например:

Смирнов В.А., Материаловедение . – М.: ОИЦ

«Академия», 2014. – 288 с.

Описание сборников:

Заглавие. – Место издания.: Издательство, год издания. – Страницы.

Материаловедение: Справ. для студентов СПО.  М.: Просвещение, 2012.  600с.

Описание статей:

Автор(ы). Заглавие // Название журнала (газеты).  Год.  Номер.  Страницы статьи.

Фрумкина А.Н. Влияние поверхностно-активных сред на макропрочность кварцитов // Материаловедение. – 2014. – N° 1. – С. 5 – 8.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к самостоятельной работе для студентов заочной формы обучения

Учебный процесс в заочном обучении имеет свою специфику, обусловленную не только избранной специальностью, но и отсутствием ежедневного общения с преподавателем, преимущественно самостоятельной работы...

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по МДК 05.01. «Технология малярных работ»

Самостоятельная работа студентов предназначена для углубления сформированных знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученн...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по английскому языку по формированию навыков чтения адаптированных произведений английских и американских писателей на английском языке

Данные методические рекомендации ставят своей целью дальнейшее развитие навыков чтения разного вида, что обеспечит целенаправленное формирование у обучающихся  рациональных приемов работы с учебн...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов по предмету: «Основы делопроизводства»

Данные методические рекомендации могут оказать помощь в проведении и контроле  самостоятельной работу студента...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 07 Основы специальной педагогики и специальной психологии

Методические рекомендации по дисциплине Основы специальной педагогики и специальной психологии является частью общепрофессионального цикла (ОП 07.) «Основы специальной педагогики и специальной психоло...

Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов по профессии "Мастер отделочных строительных работ"

Основы материаловедения Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов по профессии "Мастер отделочных строительных работ"...