Выступление на методическом объединении учителей физической культуры
статья на тему

материал содержит опыт работы по проблеме "Самбо в школу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovo_vystuplenie_na_mo.doc57.5 КБ
Office presentation icon sambo_v_shkolu.ppt1.87 МБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги! Сегодня я хотел бы представить вам опыт работы по реализации инновационного проекта «Самбо в школу».

СЛАЙД 2

Цель физического воспитания заключается в обеспечении такого уровня физического развития и физической подготовленности, который способствует становлению и сохранению здоровья, успешному решению задач повседневной жизни, трудовой и оборонной деятельности. Введение в программу физического воспитания Самбо в вариативной форме, даёт возможность творчески использовать программу физической культуры в школе.

Для повышения физической подготовленности школьников нужны новые методы и средства в области физического воспитания школьников. Роль физического воспитания учащихся, особенно в общеобразовательных школах в настоящее время привлекает внимание многих специалистов в связи с низкой физической подготовленностью юношей, будущих воинов, защитников Родины. Поэтому рациональная организация физического воспитания и использование различных средств физического воспитания и спорта в целях укрепления здоровья и улучшение физических кондиций является актуальной задачей как для теории, так и для практики физического воспитания. Необходимо формировать у ребенка интерес к самостоятельному освоению двигательных действий как в учебное, так и вне учебное время с учетом моральных аспектов. В настоящее время акценты в науке о путях развития физической культуры оказались смещенными в сторону спорта высших достижений. Однако в большом спорте небольшое число занимающихся, а многие школьники остаются без должного внимания спортивных педагогов.

К сожалению, физическая культура в условиях общеобразовательной школы не формирует у детей глубоких и полных знаний о своем физическом состоянии и путях его улучшения, не способствуют повышению уровня физической и духовной подготовленности. Единоборство уникально во многом и в первую очередь детально разработанной, своеобразной системой движений, позволяющей владеть телом как гармонически единым организмом, направленно развивать физические качества и контролировать физическую и функциональную подготовленность.

СЛАЙД 3

Идея создания проекта «Самбо в школах» возникла еще в 2010 году. Поскольку современная школьная программа по физкультуре включает в себя часы на изучение элементов единоборств, но без уточнения каких именно, инициаторы проекта решили занять эту нишу изучением борьбы самбо. В качестве примера была рассмотрена Япония, где дети изучают дзюдо на протяжении восьми лет, более того приобретая силу и уверенность, они учатся крепче любить свою страну. Самбо для аналогичных целей подходит как нельзя лучше. С 2016 года, я как учитель физической культуры и ОБЖ присоединился к проекту и стал активно внедрять этот вид спорта в свою рабочую деятельность.

Становление самбо пришлось на 1920—1930-е годы, когда молодое советское государство остро нуждалось в социальном институте, обеспечивающим его защиту, воспитывающим активных членов общества, а также способном стать эффективным инструментом социализации огромного количества беспризорных и безнадзорных детей и подростков.

С самого начала самбо развивалось в двух направлениях: как массовый вид спорта и как эффективное средство подготовки кадров для органов охраны правопорядка. С 1923 года в Московском спортивном обществе «Динамо» В. А. Спиридонов культивирует специфическую прикладную дисциплину — самозащита (сокр. самоз). На базе «Динамо» происходило изучение различных единоборств, в том числе национальных видов борьбы народов мира, бокса и других ударных техник. Данное направление было закрытым и предназначалось исключительно для подготовки спецподразделений.

Самбо — это наука обороны, а не нападения. Самбо не только учит самозащите, но и дает богатый жизненный опыт, формирующий твердый мужской характер, стойкость и выносливость, которые необходимы в работе и общественной деятельности.

Самбо способствует выработке самодисциплины, формирует внутреннюю нравственную опору и сильную личную позицию в достижении жизненных целей. Самбо формирует социальную опору общества, людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину.

Такая система, направленная на поиск всего передового и целесообразного, легла в основу философии самбо - философии постоянного развития, обновления, открытости ко всему лучшему. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры.

Актуальность данного проекта  состоит в том, что САМБО — не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально - волевых качеств, патриотизма и гражданственности будущего поколения.

Причины по которым мною было принято решение о присоединении к данному проекту лежат на поверхности нашей повседневной жизни:

СЛАЙД 4

  1. Сложившаяся повышенная криминогенная обстановка как в нашей стране, так и во всем мире. За последние три десятилетия активизировали свою деятельность террористические группы, а как следствие, возросла опасность совершения ими противоправных действий, направленных против человечества. Но если от действий со стороны террористов мы периодически проходим обучение в виде учебных тренировок, изучения различных правил поведения при обнаружении взрывчатых веществ, проведением учебных эвакуаций, тем самым формируя модель поведения в подобного рода ситуациях, то от действий относящихся ко второй причине никто не застрахован.

      СЛАЙД 5

  1. Хулиганские действия, ограбления и правонарушения, к которым порой мы просто не готовы. Эта причина выходит на второй план в связи с тяжелой экономической обстановкой, виной которой стал всемирный экономический кризис. Как показывает статистика количество уличных преступлений значительно выросло, поскольку некоторые люди, оставшиеся безработными и находящиеся в отчаянном состоянии приходят к решению своих проблем путем легкой наживы. чтобы прокормить семью или в поисках развлечений совершают уличные преступления. Мы с вами находимся в постоянной опасности, особенно на пустынной улице в темноте.  Преступники в этот момент пользуются фактором неожиданности, вводя пострадавшего в состояние оцепенения и страха, готового в таком состоянии выполнить все требования. Но если взрослый человек может попытаться дать отпор нападающему (как человек с более крепкой психикой), то подросток, как правило, беспрепятственно поддается на угрозы и отдают все свои ценные вещи. Обусловлено это чувством страха перед человеком физически превосходящим подростков, а так же незнанием элементарных правил поведения в данной ситуации, и кроме того, неумением защитить себя.

СЛАЙД 6

  1. Немаловажная причина внедрения блока "Самбо" в программу по физической культуре - незнание нынешней молодежью обычаев, традиций и истории своего государства. Как показывает опрос, проведенный среди обучающихся МБОУ г.Шахты «Лицей №11» многие опрошенные не знают истории своей страны, а именно истории спорта. Учащимся было предложено ответить на вопрос: «Какой вид спорта является исконно русским?» Результаты этого опроса вы видите на экране. Самбо является исконно русским видом спорта, и к нему должны относиться как к национальному достоянию. А знание приемов самозащиты необходимы каждому.

СЛАЙД 8

В процессе учебных занятий я даю методику обучения двигательным действиям и развития физических качеств, которая определяется программой физического воспитания. В спортивных секциях к тренеру ученики приходят добровольно, а к учителю по обязательному расписанию - весь класс. В первую очередь средства и способы применяемые на уроках физкультуры одинаковы для всех возрастов, что, на мой взгляд и снижает интерес школьников к физической культуре. При выполнении программного материала не учитывается индивидуальность и интерес обучаемого, отсутствует деятельное и заинтересованное участие детей в процессе обучения. Переориентация учебного процесса, школьных программ на акцентированное обучение единоборствам с элементами Самбо, бесспорно, является важной и актуальной в работе школы.

Комплексное использование самбо как средство физического воспитания, обеспечивающих как физическую и функциональную подготовку, так и психологическую, способствует оптимизации учебно-тренировочного процесса и укладывается в систему физического воспитания в условиях средней школы. Осваивая искусство самообороны, обучающиеся воспитывают в себе такие качества как чувство патриотизма, собранность, внимательность, умение работать в коллективе, усваивают принципы «fair play», а также укрепляют свое здоровье.

СЛАЙД 9

Разработанная программа ориентирована  на обучающихся у которых, как правило, нет опыта в единоборствах. Ознакомление с базовыми навыками осуществляется посредством спортивных, развивающих игр. Процесс освоения технико-тактических действий, воспитание физических качеств находятся в прямой зависимости от настроения обучающегося и его увлеченности. Поэтому включение в урок подвижных игр, способствует созданию у занимающихся положительных эмоций. При умелом применении игр в процессе занятий интерес к ним сохраняется на протяжении всего урока и изучения блока.

СЛАЙД 10

За время реализации проекта «Самбо в школу» у обучающихся 10-11 класса развивается моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, а также формируется ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к своим товарищам.

Кроме того, помимо физической составляющей урока с включением блока "Самбо" с обучающимися проводятся беседы по патриотическому воспитанию:

1. Выдающиеся спортсмены России

2. Успехи российских борцов на международной арене

3. Устремлённость к спортивным достижениям во имя Родины.

4. Россия – великая спортивная держава.

5. Выступление российских спортсменов на Олимпиадах.

6. Олимпиада в Сочи – триумф России.

7. Гимн, флаг России для страны и для спортсмена.

8. Беседа о службе в армии.

СЛАЙД 11

Самбо – это унифицированная методика обучения и воспитания, состоящая из системы физических, психических и духовных упражнений, которая может использоваться для обучения и воспитания любого человека вне зависимости от его пола, возраста, физического состояния, национальности, вероисповедания.

За первый год обучения достигнуты определенные результаты:

  1. Юноши 11 класса демонстрируют более развитую силовую выносливость и координационные возможности, нежели обучающиеся 10 класса.
  2. Юноши 11 класса наиболее успешно осваивают гимнастические  упражнения и спортивные игры.
  3. Обучающиеся стали более эмоционально устойчивыми к неудачам при выполнении элементов борьбы.
  4. За прошедший учебный год обучающиеся освоили такие приемы как: страховка и самостраховка, защита от ударов руками и ногами, освобождение от различных захватов.

Отличительной чертой борьбы самбо является формирование в ходе занятий у занимающихся единой универсальной двигательной, физической и психологической базы. Которая в дальнейшем будет являться основой для успешных занятий различными видами спорта и любой профессиональной деятельности. Формируемая база включает в себя правильную постановку и развитие элементарных навыков человека – его дыхания, движения, координации, контроля психических состояний, ощущение собственного тела, тела другого человека и т.д. Приобретаемые правильные навыки  способствуют слаженному, непротиворечивому взаимодействию всех систем организма человека и тем самым оказывают оздоравливающее воздействие на физическое и психологическое состояние занимающегося.

На занятиях по теме «Самбо» я использую акробатические элементы: кувырки и подстраховку. Которые в дальнейшем помогают успешно осваивать гимнастический блок программы.

Техника борьбы в стойке включает следующие элементы:

  • выведение из равновесия рывком, скручиванием - главной задачей в любом из единоборств является выведение противника из равновесия;
  • освобождение от захватов за руки и одежду - изучение техники самбо начинается с умения быстро освободиться от захвата. Например, загиб руки за спину, если атакующий один, или серия более жестких движений, если обстоятельства требуют быстрой нейтрализации противника;
  • техника защиты от ударов руками и ногами;
  • техника защиты от нападения с оружием или средством заменяющим его.

Занятия борьбой в полной мере обеспечивают: укрепление здоровья, всестороннее гармоничное развитие, привитие здорового образа жизни, обеспечение необходимых условий для личностного развития детей, нравственного воспитания, морально-волевых качеств, формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков, создание условий для раскрытия физических и психологических способностей детей, привитие навыков личной и общественной гигиены.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися программы является достижение предметных и метапредметных результатов необходимых для продолжения обучения, жизненной и социальной адаптации. Проверка полученных знаний и умений проходит в форме соревнований, контрольного тестирования, основного и промежуточного оценивания. Основной формой подведения итогов реализации программы является участие в показательных выступлениях; выполнение контрольных нормативов соответствующих возрасту и подготовленности детей данного года обучения; контрольные упражнения по общей и специальной физической подготовке.

И в заключении мне хотелось бы сказать что, занятия самбо формируют твёрдый характер, стойкость и выносливость, способствуют выработке самодисциплины и развитию качеств, необходимых для достижения жизненных целей. Самбо формирует людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину, всесторонне воздействуют на организм человека, укрепляют его внутренние органы, костно-связочный и мышечный аппараты, сердечно - сосудистую и нервную системы, положительно влияют на обмен веществ. Коллективное выполнение упражнений, разучивание новых трудных приемов, тренировочные схватки, участие в соревнованиях, борьба за спортивную честь коллектива – все это приучает занимающихся к взаимной помощи и выручке, воспитывает характер, волю, мужество и развивает физические  качества. А самое главное занятия самбо приносят радость.

СЛАЙД 12


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация инновационного проекта «Самбо в школу» Немиров Олег Вячеславович, учитель физической культуры МБОУ г.Шахты «Лицей №11», 1 категория

Слайд 2

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Президент Всероссийской и Европейской федерации самбо Сергей Елисеев : «К самбо должны относиться как к национальному достоянию. Дети должны знать историю самбо, гордиться ей». А знание приемов самозащиты необходимы каждому. «Мы не учим детей бороться, делать броски. Мы учим их правильно падать, освобождаться от захватов и как себя вести в экстремальных ситуациях. Если детям нравится, мы советуем им идти заниматься самбо на более продвинутом уровне».

Слайд 3

О ПРОЕКТЕ «САМБО В ШКОЛУ» Федеральный проект «Самбо в школу» предусматривает программу включения урока самбо в общую систему подготовки школьников России. Активная работа по внедрению самбо в школьную программу проводится в МБОУ г.Шахты «Лицей №11» с 1 сентября 2016 года.

Слайд 4

Причины введения блока «Самбо»

Слайд 5

Динамика грабежей и разбойных нападений в России Причины введения блока «Самбо»

Слайд 6

Причины введения блока «Самбо» Ответы на вопрос: «Какой вид спорта является исконно русским?»

Слайд 7

Это вид спорта, который можно успешно применять в трудных ситуациях для самозащиты, а это значит, что его введение в школьную программу не только поможет физическому развитию и воспитанию детей, но и сделает их более защищенными.

Слайд 8

На сегодняшний день школа САМБО «самозащита без оружия» является системой философии справедливости, сдержанной силы, разумной социальной стабильности, безопасности и жизнеспособности. Она вобрала в себя достижения современной науки, передового педагогического опыта в развитии физической культуры, спорта и является эффективным средством решения Государственных задач.

Слайд 9

Программа предусматривает не только физическое развитие и совершенствование обучающихся, но и формирование таких качеств личности как: активность, инициативность, конкурентоспособность, способность к рефлексии и самооценке, готовность обучаться в течение всей жизни, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение ставить и достигать цели, выбирать жизненные стратегии, умение делать выбор и осмысливать последствия выбора и результаты собственной деятельности, вести консенсусный диалог и работать в команде.

Слайд 10

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ САМБО НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В раздел спортивно- оздоровительной деятельности входит модуль Самбо, включающий: Подраздел Самбо «Самозащита». Ознакомление с приёмами самостраховки на твердом покрытии (деревянный или синтетический пол спортивного зала). Усложнение специально-подготовительных упражнений для техники. Использование упражнений в парах и тройках. Совершенствование приёмов Самбо в положении лёжа и бросков, изученных на предыдущих этапах подготовки Схватки по заданию в парах и группах занимающихся. Моделирование ситуаций самозащиты.

Слайд 11

Самбо позволяет сохранять здоровье детям, а также учит правильно защищать себя и своих близких, что очень важно в условиях сложного современного мира. Результаты первого года внедрения проекта развитая силовая выносливость и координационные возможности; успешное освоение гимнастических упражнений и спортивных игр; эмоциональная устойчивость; освоенные приемы.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностные качества учителя Физической культуры

1. Определение и понятие личностных качеств в современном учителе физической культуры 2. Учитель физкультуры: его характеристика 3. Умения учителя физической культуры 4. Стиль деятельности учителя...

Выступление на методическом объединении учителей эстетического цикла

Реализация концепции духовно-нравстенного развитияи воспитания учащихся на уроках музыки в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования....

Здоровый образ жизни как основная профессиональная составляющая современного учителя физической культуры (кураторский час)

Кураторский час представлен в форме часа общения с элементами дискуссии. Данное меропиятие позволяет развивать у студентов позновательное отношение и интерес к данной теме, коммуникативные навыки, вос...

Выступление на тему: «Преодоление дисграфии и дизорфографии у младших школьников с ОНР III уровня.» в рамках методического объединения учителей-логопедов

В разработке раскрыты основопологающие принципы коррекционной работы в преодолении дисграфии и дизорфографии у младших школьников с ОНР III уровня,  различные методики коррекционной работы ...

Выступление на заседании методического объединения учителей иностранных языков МАО "Лицей №29".Цифровые образовательные ресурсы

При подготовке к урокам английского языка и внеурочной деятельности я широко применяю  различные цифровые образовательные материалы сети Интернет...

Методические рекомендации для тренеров-преподавателей, педагогов и учителей физической культуры "Обучение технике броска с места одной и двумя руками"

У каждого игрока есть свой излюбленный способ выполнения броска. Однако выбору этого способа обязательно должен предшествовать процесс овладения традиционной техникой всего арсенала бросков — ос...