Применение технологии модульного обучения на уроках экономики
учебно-методическое пособие по теме

Масюк Михаил Михайлович

Представлена технология модульного обучения методом граф-схем и примерер применения при расчете государственных пенсий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_modulnogo_obucheniya.docx341.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ.

Масюк М.М.

зав. лаборатории ЭВМ

ГБОУ СПО «Калужский торгово-

экономический колледж»

Технология модульного обучения базируется на системно-деятельностном подходе к процессу обучения, в соответствии с которым на деятельностном уровне модуль как фрагмент дидактического цикла образует вводный, но познавательный и контрольный этапы, функционирующие в линейной последовательности и являющиеся соответственно ориентировочным, исполнительным и оценочным компонентами учебной деятельности преподавателя и студента. Структурными элементами модуля, представленного в форме стандартизированного буклета, определены: четко и ясно сформулированный планируемый результат обучения; перечень основных понятий и законов учебного фрагмента; собственно учебный материал в виде конкретного текста, сопровождаемого иллюстрациями и структурно-логическими схемами; задания для предварительного, текущего и итогового контроля изучения учебного материала модуля; практические занятия для выработки необходимых навыков, касающихся данного модуля; модель учебной деятельности преподавателя и студента на всех этапах модуля.

Определяющей особенностью отбора содержания модуля является его детерминированность учебной целью изучения данной темы, дидактическая цель которой формулируется в соответствии с программой курса.

Разработка целей учебного модуля — ответственная процедура. Проектирование на этой стадии осуществляется в два этапа: на первом определяются ведущие цели предстоящего обучения, посредством чего реализуется генерализация целей, а на втором — проводится дифференциация целей, устанавливается последовательность их реализации.

Практическое воплощение выделенных целей предусматривает определенную организацию процесса обучения. Модульная организация процесса обучения имеет место там, где множество учебных (информационных и операционных) компонентов объединены по своим целям и содержанию. Причем не произвольно, а строго определенным образом, поскольку здесь мы имеем дело с набором взаимосвязанных частей (этапов, блоков), различающихся по своему составу, структуре и целевому назначению.

После формулировки учебной цели проводится выделение учебных элементов модуля. Для этого можно использовать поэлементный анализ учебного материала темы, в соответствии с которым содержание материала темы расчленяется на элементы, т. е. такие информационные единицы содержания, дальнейшее деление которых в данных условиях обучения нецелесообразно (И.И. Кулибаба, Р.Ф. Кривошапова и др.).

Для установления элементов содержания учебного модуля и последовательности их изучения можно воспользоваться методом граф-схем.

Граф — это структурная формула, отображающая информационно-предметный состав структуры содержания, в основу которой положены связи между элементами. Граф-схемы получили широкое распространение в методиках преподавания предметов.

Структура технологии модульного обучения представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структура технологии модульного обучения.

В качестве примера можно рассмотреть построение граф-схемы к теме «Расчет государственных пенсий с учетом индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП)» (рис. 2).

Рис. 2. Граф-схема темы «Расчет пенсии с учетом ИКП».

Составленный список формируемых понятий (ФП) и формируемых законов (ФЗ) изображается на граф-схеме.

ФП1 - вид пенсий, начисляемых с учетом ИКП; ФП2 – размер пенсии в процентах в зависимости от трудового стажа; ФП3 - индивидуальный коэффициент пенсионера; ФП4 — зарплата средняя по стране за последний квартал; ФП5 — размер пенсии с учетом ИКП.

Этот список дополняется раннее сформированными понятиями:

а)        трудовой стаж;

б)        средний заработок, из которого исчисляется пенсия;

в)        данные статистики о зарплате по стране;

г)        занятость пенсионера;

д)        минимальный размер пенсии;

е)        максимальный размер пенсии.

Базовый уровень:

1.        Воспроизведение таких понятий, как вид пецсий, исчисляемых с учетом ИКП, размер пенсии в зависимости от трудового стажа, индивидуальный коэффициент пенсионера, средняя зарплата по стране, размер пенсии с учетом ИКП.

2.        Воспроизведение формулы исчисления трудового стажа и среднего заработка пенсионера.

3.        Объяснения порядка коэффициента пенсионера.

Продуктивный уровень. В дополнение к базовому уровню студенты должны:

а)        уметь объяснить принципы подсчета основных величин, необходимых для исчисления пенсий;

б)        выполнять практические задания с использованием вышеуказанных величин.

В организационном плане реализация учебного модуля осуществляется путем функционирования совокупности взаимосвязанных блоков (рис. 3).

Рис. 3. Функциональная схема учебного модуля.

Состав блоков и их логическую последовательность определяют этапы обучения, закономерно следующие друг за другом.

I – вводный этап — ориентировочная часть модуля (постановка целей, формирование исходного обобщения об учебном материале, актуализация знаний).

II – познавательный этап — исполнительная часть модуля (воспроизведение и проработка учебного модуля, текущий контроль и коррекция усвоения способов учебной деятельности).

III – этап контроля — оценочная часть модуля (практическое применение знаний, их систематизация, контроль и коррекция учебной деятельности).

Применительно к данному вопросу следует практиковать такие элементы.

Блок I — рассказ преподавателя об этапах изучения модуля в целом, о видах учебной деятельности, актуализация знаний зоны II граф-схемы, краткий обзор материала на базовом уровне, работа студентов с конспектом и учебником;

Блок II - сосредотачивает основные операционные и информационные компоненты. Преподаватель вместе со студентами выполняет для примера практические задания. Затем студенты выполняют задания диагностического типа.

А. Ответьте на вопросы:

1)        какие виды пенсий подсчитываются с учетом ИКП?

2)        как вычисляется ИКП?

3)        как исчислить пенсию с учетом ИКП?

Б. Решить задачу.

Гражданка Иванова вышла на пенсию 01.01.11 г., имея общий трудовой стаж 38 лет и средний заработок за два года перед пенсией 11960 руб. 10 коп. Каков размер ее пенсии с учетом ИКП?

Работа выполняется 15-20 мин. на отдельном листе и проверяется преподавателем с указанием: какие элементы знаний не усвоены и как будет проходить коррекция.

Блок III — семинарское и зачетное занятие. Ядром занятия являются устные выступления студентов по данной теме и выполнение ими практических заданий, подобных тем, которые указаны в блоке II.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище

Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...

Методические рекомендации Применение технологии модульного обучения на уроках теоретического обучения по предмету «Оборудование торговых предприятий» (профессия «Продавец, контролер-кассир»)

Вызывающее большой интерес модульное обучение  позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации→организация обу...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей»

Аннотация      Методическая разработка предназначена для педагогов-пианистов ДШИ,  направлена на профессиональное  совершенствование.    Работа  ...

Технология модульного обучения в образовательной области "Естествознание".

В докладе раскрывается роль модульного обучения в формировании основных компетенций, при изучении дисицплин общеобразовательного цикла....

«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ, МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором»

В докладе для преподавателей освещается тема проблемного обучения на уроках МДК03.02 "Хоровой класс и управление хором"...

Особенности применения технологии дистанционного обучения на уроках английского языка в период пандемии.

Одной из основных целей обучения иностранному языку является формирование профессиональноц компетенции, для развития которой необход\имо организовать коммуникативно-ориентированное обучение и предложи...

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики является эффективным средством повышения познавательной активности обучающихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, ...