Технология модульного обучения в образовательной области "Естествознание".
статья на тему

В докладе раскрывается роль модульного обучения в формировании основных компетенций, при изучении дисицплин общеобразовательного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ХАБАРОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Доклад

Тема: " Технология модульного обучения в образовательной области естествознание".

                                                             

Выполнила:

Пилипенко Н.А.

                                                            преподаватель  естественных дисциплин

КГОУ СПО «Хабаровский

                                                                           педагогический колледж»

Хабаровск 2012

                                                       

Как известно, важнейшим условием успешного экономического развития страны является высококвалифицированная рабочая сила. В настоящее время развернулась активная работа по реализации положений Болонской декларации в системе высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации. Имеется в виду уже произошедшее введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения и подготовка к введению новых стандартов среднего профессионального образования. Новые стандарты потребуют и разработки учебных планов и программ на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц.

Компетентностный подход предполагает существенные изменения в организации и содержании образовательного процесса, начиная от мотивации обучения и до его оценивания и коррекции. Это связано с возникновением стратегической установки педагогического образования на ориентацию личности будущего педагога быть способным и готовым «к эффективной жизнедеятельности в широком поле различных контекстов» (по В. И. Байденко).

В определенной мере компетенции соответствуют зафиксированным в стандарте требованиям к готовности выпускника педагогического образовательного учреждения.

В общем виде компетенции представляют собой совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков, опыта деятельности и рефлексии студента по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Компетенции предлагаются студентам для овладения, формирования у них соответствующих компетентностей. Под компетентностью понимается личностное качество будущего педагога и реальный уровень его образования, приобретенные в процессе обучения.

Компетенции (по А. И. Иванову, доктор пед. наук) можно разделить на две группы: ключевые и профессиональные

. Ключевые компетенции, к которым относятся универсальные, базовые, общие, надпрофессиональные и т.д., определяют инвариант содержания педагогического образования вообще, обеспечивают профессиональную гибкость педагога и поэтому не являются узкоспециализированными. Они многофункциональны, поскольку позволяют студенту решать проблемы из разных сфер жизни, они способствуют его становлению и определяют стартовые возможности в успешности деятельности.

Помимо перечисленного к ключевым компетенциям можно отнести: профессиональную направленность (доминирующие потребности, мотивы, ценностные ориентации и установки); профессионально важные качества (наблюдательность, креативность, контактность и пр.); профессионально значимые психофизиологические свойства (энергетизм, реактивность и др.). Этот перечень основан на представлении о структуре личности специалиста.

Таким образом, можно утверждать, что ключевые компетенции обеспечивают универсальность и фундаментальность педагогического образования.

Профессиональные компетенции педагога относятся к конкретной сфере деятельности - педагогической. Они подразделяются на академические и специальные. Академические компетенции (общенаучные, социально-личностные, экономические) предполагают владение методологией и терминологией по отдельным взаимосвязанным областям знаний (например, педагогика + психология + социология), обеспечивая широкую научную академическую ориентацию и академический профиль образовательной программы. Специальные компетенции можно разделить на общие для всех специальностей того или иного направления (группы специальностей) и предметно-специализированные, связанные с конкретными специальностями (дошкольное образование, музыкальное образование, преподавание в начальных классах и др.). Они во многом определяют вариативное содержание педагогического образования и требования к выпускникам.

Компетентностный подход означает выбор и соответствующих образовательных стратегий. Наиболее адекватными данному подходу являются следующие образовательные стратегии:

     • модульное обучение;

• обучение keis-study посредством пакета ситуаций для принятия решений;

• проектное обучение.

В связи с этим можно представить такой список образовательных технологий:

- технология модульного подхода;

- технология развития критического мышления;

- технология рефлексивного обучения;

- технология проектного обучения;

- технология педагогического сопровождения.

Обучение в рамках модульного подхода, основанного на компетенциях, принципиально отличается от традиционного. Для эффективной реализации модульного обучения перед преподавателями стоят следующие задачи:

  • применять активные методы обучения;
  • создавать условия для самоуправляемого обучения с максимальной опорой на практическое приобретение нового опыта;
  • переосмыслить роль и функции самого преподавателя, научиться обучать по новому.

В центре модульного обучения находится обучающийся, а задача преподавателя – стимулировать активную позицию студента и побуждать его к самостоятельному, самоуправляемому обучению; для этого ему нужно дать возможность ответить на следуюшие вопросы:

  1. Чего я хочу достичь?
  2. Почему я хочу это изучать?
  3. Какие умения мне нужны для этого?
  4. Как я пойму, что я этому научился?

Таким образом, модульное обучение предполагает формирование активной жизненной позиции преподавателя и активной позиции обучающегося. Это означает, что студенты изначально вовлечены в процесс планирования собственного обучения и оценки освоенных компетенций.

Успешное освоение компетенций обеспечивается тем, что учащиеся:

  • понимают, разделяют и самостоятельно определяют цели и задачи модуля;
  • разделяют ответственность за процесс обучения;
  • обучаются работать в команде;
  • ориентированы на поиск новых знаний;
  • осваивают умения на практике;
  • постоянно учатся учиться.

Обычно преподаватели теоретических дисциплин убеждены, что без их предметов обойтись нельзя (в том объеме, котором они привыкли транслировать учащимся), при этом зачастую могут до конца не понимать сути и особенности той профессиональной деятельности, которой предстоит заниматься их студентам в дальнейшем. Основа предлагаемой методики - обучение посредством деятельности.

Основные принципы методики модульного обучения могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Весь процесс обучения должен быть ориентирован на достижение определенных задач.
  2. Обучающимся следует предоставить возможность учиться поиску, обработке и использованию информации. В связи с этим нужно отказаться от практики «трансляции» знаний и дать возможность студентам самим искать информацию и осваивать новое знание.
  3. Обучающимся должна быть предоставлена возможность развивать компетенцию, которая получила название «учиться тому, как нужно учиться».
  4. Индивидуализация процесса обучения, а именно, предоставление каждому студенту возможности осваивать компетенции в индивидуальном темпе.

К числу самых распространенных форм и методов обучения в рамках предполагаемого подхода относятся:

  • работа в малых группах;
  • работа в парах;
  • проекты;
  • практические задания;
  • обучение с использованием компьютерных технологий;

На мой взгляд, нельзя согласиться с мнением некоторых специалистов о том, что модульное обучение не возможно использовать в рамках общеобразовательных предметов, а только в вариативной части, т.е. профессионально значимых дисциплинах. Модульное обучение в рамках образовательной области естествознание способствует формированию ключевых  и академических компетенций. А для студентов педагогических специальностей и профессиональных компетенций (так, например, учащиеся вырабатывают и корректируют требования к оценке, учатся самостоятельно оценивать собственную работу и работы студентов других групп; начинают формировать представление о разнообразии методов и форм обучения и т.д.).

Модульное обучение эффективно при изучении дисциплин образовательной области естествознание, потому, что обучение направлено на предоставление возможностей комплексного освоения ключевых компетенций, востребованных на рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище

Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...

Методические рекомендации Применение технологии модульного обучения на уроках теоретического обучения по предмету «Оборудование торговых предприятий» (профессия «Продавец, контролер-кассир»)

Вызывающее большой интерес модульное обучение  позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации→организация обу...

Применение технологии модульного обучения на уроках экономики

Представлена технология модульного обучения методом граф-схем и примерер применения при расчете государственных пенсий....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей»

Аннотация      Методическая разработка предназначена для педагогов-пианистов ДШИ,  направлена на профессиональное  совершенствование.    Работа  ...

Модульное обучение в образовательном процессе

Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном ра...

Технологии модульного обучения

Динамичное и интенсивное развитие техники, технологий, в том числе информационных и нанотехнологий, привели к увеличению значимости формирования фундаментальных естественнонаучных знаний при обучении ...