Открытый урок по теме: «Методы предупреждения и устранения дефектов силовых электроустановок»
план-конспект урока

Смирнов Александр Юрьевич

Методическая разработка учебного занятия по теме: "Методы предупреждения и устранения дефектов силовых электроустановок" для профессии 110800.03 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйстаенном производстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx50.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Новосибирской области«Татарский политехнический колледж »

Методическая разработка                                            учебного занятия                                                                      по теме: «Методы предупреждения и устранения дефектов силовых электроустановок».

Профессия110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве.

Татарск                                                                                                                             2018

Тема: Методы предупреждения и устранения дефектов силовых электроустановок.

Цель урока:Сформировать у обучающихся знания в области предупреждения и устранения дефектов силовых электроустановок в рамках ПК 1.3.  Выполнять ремонт силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности.

Задачи:

  • Образовательная: Сформировать знания по способам предупреждения и устранения дефектов, возникающих при работе асинхронных электродвигателей;

Закрепить знания по видам дефектов электродвигателей и причинам их возникновения;

Систематизировать знания в области устройства асинхронных электродвигателей.

Развивающая: способствовать развитию  способностей организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ОК. ); научить осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

  • Воспитательная: прививать обучающимся интерес к дисциплине,пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлению к ней устойчивого интереса (ОК. ).

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: традиционный.

Время:90 минут

Наглядность на уроке:мультимедиа презентация, раздаточный материал, учебный модуль.

Список используемой литературы:

  1. А.П. Коломиец, Г.П. Ерошенко, В.М. Росторгуев и др. Устройство, ремонт и обслуживание электрооборудования в сельскохозяйственном производстве: Учебник для нач. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368с.
  2. П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов. Электротехника: Учебник для нач. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272с.
  3. Основные неисправности трёхфазных асинхронных электродвигателей и способы их устранения. Интернет ресурс: Охрана труда. Код доступа: http://trudova-ohrana.ru/

Ход урока.

1.Организационный момент:2мин.

1 слайд:

У.: Здравствуйте, присаживайтесь. Я рад, что Вы в полном составе собрались на сегодняшнем занятии по учебной дисциплине «Технология монтажа, технического обслуживания и ремонта электрооборудования в сельскохозяйственном производстве». Так как сегодня отсутствующих нет, а на столах я вижу полную готовность к уроку, то мы можем начать наш сегодняшней разговор.

2 слайд:

В процессе сегодняшнего урока вы, работая со мной, будете получать жетоны трёх степеней.

Жёлтый – ответ на вопрос или выполнение задания первого (минимального) уровня сложности.

Синий – ответ на вопрос или выполнение задания второго уровня сложности.

Красный – ответ на вопрос или выполнение задания третьего (максимального) уровня сложности.

Чем больше разнообразных жетонов вы наберёте к концу урока, тем выше будет ваша оценка за урок.

Обучающиеся слушают учителя.

3, 4 слайды

У.: Информацию о полученных жетонах заносите в таблицу самопроверки, записывая первую букву цвета, полученного вами жетона. В конце урока мы подведём итоги вашей работы и подсчитаем оценку, которую вы заработали за урок.

Итак, давайте начинать. И первое на чём мы остановимся, будет ваше домашнее задание.

Обучающиеся слушают учителя.

2. Проверка домашнего задания:10 мин.

У.: Итак, для проверки усвоения вами знаний по предыдущей теме я предлагаю вам выполнить несколько заданий:

5 слайд

Фронтальный опрос группы:

Предлагаю вампокорить гору знаний ответив на вопросы трёх уровней сложности:

- 1,2 – вопросы первого уровня сложности, за него даётся жетон жёлтого цвета.

- 3, 4 – вопросы второго уровня сложности, за него даётся жетон синего цвета.

- 5, 6 – вопросы третьего уровня, за него вы получаете жетон красного цвета.

6 слайд

Вопросы:

1.  Что называютасинхронным электродвигателем?

Ответ: машинупеременного тока, у которой скорость вращения ротора зависит от нагрузки.

2.Назовите две главные части асинхронного двигателя.

Ответ:статор, ротор.

3.Дайте определение понятию статор, из чего он состоит?

Ответ: Статор – неподвижная часть электрической машины. Состоит из станины, к которой с внутренней стороны крепятся главные полюсы. На каждый главный полюс помещают катушки обмотки возбуждения, которые соединяют последовательно.

4. Дайте определение понятию ротор. Какой вид он имеет?

Ответ: Ротор – подвижная часть машин постоянного тока, также называется якорем, обычно имеет вид цилиндра собранного из листов магнитной стали. В цилиндре имеются пазы, куда закладывается обмотка якоря.

5. Объясните принцип действия асинхронного двигателя.

Ответ: принцип работы асинхронного двигателя основан на использовании вращающегося магнитного поля. Трёхфазная обмотка статора создаёт в пространстве ротора вращающееся магнитное поле. Магнитное поле пронизывает магнитную систему ротора и наводит в обмотке ротора ЭДС индукции, которая, в свою очередь, создаёт вихревые токи в роторе. Эти токи взаимодействуют с магнитным полем статора, появляется электромагнитная сила и происходит вращение ротора.

6. Перечислите основные факторы, влияющие на надёжность работы электродвигателей в сельскохозяйственном производстве?

Ответ:

- сезонность использования в работе.

- неблагоприятный температурный режим.

-неблагоприятные влажныеусловия окружающей среды.

-попадание посторонних предметов в машину вместе с перерабатываемым сырьём.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, учитель раздаёт жетоны за правильные ответы.

У.Молодцы, вы верно справились с предложенным заданием, ответили на все вопросы и покорили гору знаний, но пока вы совершали восхождение на олимп знаний двое ваших товарищей попробовали себя в роли юных электриков и выполняли задания игры «Причина – следствие».

7 слайд

В случаи абсолютно верного выполнения ребята получат жетон красного цвета, если выполнили два задания из трёх – жетон синего цвета, если выполнили только одну часть задания – жетон жёлтого цвета.

В процессе проверки задания вы также можете исправлять ошибки, возникшие у наших электриков в ходе выполнения предложенной им работы, ваши ответы будут оцениваться жетонами синего цвета.  

Цель игры: по возникшей неисправности асинхронного двигателя определить возможные причины возникновения этой неисправности.

8 слайд

Бланк с заданиями – 1 электрика:

Неисправность

Возможные причины

Электродвигатель не трогается с места

?

Перегрев статора

?

Снижение числа оборотов электродвигателя

?

Бланк с ответами на задание – 1 электрика:

Неисправность

Возможные причины

Электродвигатель не трогается с места

1.обрыв в сети питания                                                         2. перегорели предохранители силовой цепи или цепи управления                                            3.неправильно соединены выводы обмотки статора (начало и конец)                                              4. перегрузка электродвигателей

Перегрев статора

1.произошло повреждение изоляции между отдельными   листами стали                                    2.произошло витковое замыкание                            3.короткое замыкание на корпус одной из фаз обмотки

Снижение числа оборотов электродвигателя

1.перегрузка электродвигателя

2.неправильное включение обмотки статора                                                                  3.возник обрыв одной из фаз обмотки ротора или произошло нарушение контакта цепи ротора

9 слайд

Бланк с заданиями – 2 электрика:

Неисправность

Возможные причины

Перегрев электродвигателя

?

Перегрев ротора

?

Снижение числа оборотов электродвигателя

?

Бланк с заданиями – 2 электрика:

Неисправность

Возможные причины

Перегрев электродвигателя

1.перегрузка электродвигателя

2.понизилось напряжение электросети питания

3.проблема с вентиляцией

4.ротор касается статора

Перегрев ротора

1.замыкание обмотки ротора

2.нарушение контакта в щёточном аппарате ротора

3.возросло сопротивление обмотки ротора

Снижение числа оборотов электродвигателя

1.перегрузка электродвигателя

2.неправильное включение обмотки статора                                                                  3.возник обрыв одной из фаз обмотки ротора или произошло нарушение контакта цепи ротора

Проверка работы обучающихся, раздача жетонов.

3. Целеполагание и мотивация:3 мин.

10 слайд

У.:Ну вот мы и повторили темы предыдущих занятий, а теперь давайте перейдём к изучению нового  материала. Тема сегодняшнего нашего занятия звучит так: Методы предупреждения и устранения дефектов силовых электроустановок.

У.: Итак, чтобы вы хотели узнать в процессе работы по теме урока?

Ответы:

- Как устранять основные дефекты, возникающие в процессе работы электродвигателей?-Каким образом можно предупредить неисправности электродвигателей?-Как продлить срок службы электродвигателей?

У.: Ответить на эти и другие вопросы вы сможете ответить в процессе работы над темой урока, но для начала ознакомьтесь с планом нашего сегодняшнего учебного занятия:

1. Способы устранения основных неисправностей асинхронных электродвигателей.

2. Современные способы защиты электродвигателей.

3. Способы повышения эксплуатационной надёжности электродвигателей.

Обучающиеся знакомятся с планом работы над новой темой.

У.: Будьте внимательны. По ходу изучения этой темы Вы будете выполнять несколько практических заданий, за которые получите жетоны.

4. Изучение нового материала:20 мин

Обучающиесяработают с учебным  модулем

1. Способы устранения основных неисправностей асинхронных электродвигателей.7мин

У.:На прошлом уроке мы с вами начали разговор об основных неисправностях, возникающих при работе с электродвигателями. Сегодня мы познакомимся с основными способами устранения этих неисправностей на примере трёхфазных асинхронных электродвигателей.

У.: Вашему вниманию предлагается учебный модуль, содержащий учебный текст и два вида заданий. Вы изучаете учебный текст и выбираете подходящее вам по степени сложности задание.

Обучающиеся слушают объяснение учителя

У.:Итак, давайте посмотрим, как вы справились с заданием. Называем неисправность, возможные её причины и говорим о способах их устранения.

Выполнение задания показано на примере таблицы, аналогичную информацию несёт в себе схема-опора.

11 слайд

Неисправность

Причина

Способ устранения

Электродвигатель не трогается с места  

обрыв в сети питания

перегорели предохранители силовой цепи или цепи управления

проверить наличие напряжения

замена предохранителей

неправильно соединены выводы обмотки статора (начало и конец)

произвести переключение выводов обмотки.

перегрузка электродвигателей

 уменьшить нагрузку

перегрев электродвигателя

перегрузка электродвигателя

снизить нагрузку или  заменить данный электродвигатель на электродвигатель большей мощности

понизилось напряжение электросети питания

повысить напряжение или уменьшить нагрузку на электродвигатель

проблема с вентиляцией

разобрать, очистить электродвигатель, продуть его

ротор касается статора

 заменить подшипники и выверить ротор

перегрев статора

произошло повреждение изоляции между отдельными   листами стали

 нужно перебрать статор

произошловитковое замыкание

восстановить изоляцию или частично перемотать обмотку статора

короткое замыкание на корпус одной из фаз обмотки

найти место повреждения и ликвидировать замыкание

перегрев ротора

замыкание обмотки ротора

восстановить изоляцию обмотки ротора

нарушение контакта в щёточном аппарате ротора

зачистить щётки и кольца

возросло сопротивление обмотки ротора

перезалить короткозамкнутый ротор

снижение числа оборотов электродвигателя

перегрузка электродвигателя

снять перегрузку

неправильное включение обмотки статора

произвести переключение обмотки

возник обрыв одной из фаз обмотки ротора или произошло нарушение контакта цепи ротора

нужно отыскать место обрыва или нарушения контакта и устранить его

У.: Молодцы, вы верно справились с заданием, и можете взять себе жетон цвета выполненного вами задания.

12 слайд

2. Современные способы защиты электродвигателей. 7 мин

У.: Как уже нами сегодня отмечалось, в процессе эксплуатации электродвигатель испытывает технологические перегрузки. Поэтому чтобы не допустить выхода из строя двигателя, конструкторы уже заранее разработали средства защиты электродвигателей от износа. О данных средствах защиты расскажу вам я, также вашему вниманию будет продемонстрирован небольшой видеофрагмент. В процессе изучения данного материала вы должны составить небольшую  таблицу (см. приложение №3). Потом  мы её проверими ответить на несколько вопросов по видеофрагменту. За выполнение задания вы получите жетоны красного цвета. Будьте внимательны.

Рассказ учителя: Существуют следующие типы защит:

Тепловые приставки: РТЛ, РТТ, ТРН – тепловые реле. Применяются для защиты асинхронных электродвигателей от перегрузок недопустимой продолжительностью и токов, возникающих при обрыве одной из фаз. Реле допускается использовать при отсутствии вредных отложений, пыли, песка, воздействия атмосферных осадков. Однако существуют реле клемники: КРЛ – 104, КРЛ – 204, которые приготовлены для работы во всех климатических условиях.

13 слайд

Давайте посмотрим видеофрагмент о тепловых реле.

Обучающиеся слушают учителя, составляют таблицу-опору, смотрят видеофрагмент

14 слайд

У.:Существует также универсальная встроенная температурная защита (УВТЗ). Она представляет собой совокупность термистора (элемента, изменяющего сопротивление под действием температуры), встроенного в обмотку двигателя, и элемента, отключающего цепь питания электродвигателя при повышение его температуры до заданного значения УВТЗ целесообразно применять при частыхвключения двигателя, резкопеременной нагрузке, работе в окружающей среде  с высокой температурой или в условиях плохой вентиляции обмоток, перегрузках по току. В сельском хозяйстве в таких условиях находится около 10 % электродвигателей. В остальных случаях для защиты используются обычно тепловые реле.

15 слайд

УВТЗ также не защищает двигатель от потери фазы, для этого используются фазочувствительные защитные устройства(ФУЗ – М), состоящие из двух фазочувтвительных трансформаторов тока. При их грамотной настройке они срабатывают через 30-50с при перегрузке равной 50% и через 6 – 10с при коротком замыкании.

У.: Итак, вы выслушали мой рассказ, посмотрели видеофрагмент, давайте посмотрим, что у вас получилось, для этого ответьте на мои вопросы по содержанию составленной вами таблицы-опоры.  

16 слайд

Таблица-опора:

Вид защитного устройства

Маркировка

Назначение

Вопросы учителя:

1. Какими средствами защиты от износа в процессе работы оснащены электродвигатели?

Ответ: тепловые приставки, универсальная встроенная температурная защита, фазочувствительные защитные устройства.

2.Назовите основные виды тепловых приставок?

Ответ: РТЛ, РТТ, ТРН.

3.От чего защищают электродвигатели тепловые приставки?

Ответ: применяются для защиты асинхронных электродвигателей от перегрузок недопустимой продолжительностью и токов, возникающих при обрыве одной из фаз.

4.Что такое тепловое реле?

Ответ: прибор защищающий электродвигатель от перегрузки.

5.Когда допускается использовать тепловые реле?

Ответ: реле допускается использовать при отсутствии вредных отложений, пыли, песка, воздействия атмосферных осадков.

17 слайд

6.Как называются реле,  которые приготовлены для работы во всех климатических условиях?

Ответ: такие реле называются клемники.

7.Что представляют собой такие средства защиты электродвигателей как УВТЗ?

Ответ: они представляет собой совокупность термистора (элемента, изменяющего сопротивление под действием температуры), встроенного в обмотку двигателя, и элемента, отключающего цепь питания электродвигателя при повышении его температуры до заданного значения.

8.Когда целесообразно применять УВТЗ в качестве средства защиты электродвигателей?

Ответ:УВТЗ целесообразно применять при частыхвключения двигателя, резкопеременной нагрузке, работе в окружающей среде  с высокой температурой или в условиях плохой вентиляции обмоток, перегрузках по току.

9.Сколько по времени срабатывают фазочувствительные защитные устройства?

Ответ:фазочувствительные защитные устройства (ФУЗ – М), состоящие из двух фазочувтвительных трансформаторов тока при их грамотной настройке срабатывают через 30-50с при перегрузке равной 50% и через 6 – 10с при коротком замыкании.

У. Молодцы, вы были внимательны и поэтому правильно заполнили таблицу о средствах защиты электродвигателей. За это, ребята, отвечавшие на вопросы, могут взять себе жетоны красного цвета. Остальные получают жетоны синего цвета.

3.  Способы повышения эксплуатационной надёжности электродвигателей.6мин

18,19 слайды

У.: Итак, нам осталось разобраться в способах повышения эксплуатационной надёжности электродвигателей. Для этого загляните в свои учебники на                    стр. 240 и заполните памятку юного электрика (приложение №4). Время выполнения задания 10 мин.

Обучающиеся выполняют задание

У.: Давайте проверим, что у вас получилось.

Расскажите, что входит в объём ТО электродвигателя?

Ответ: очистка двигателя от пыли и грязи, проверка исправности заземления, крепления электродвигателя и его элементов, степени нагрева и уровня вибрации шума, надёжности контактных соединений, измерение сопротивления изоляции и устранение обнаруженных неисправностей.

2. Каковы сроки ТО для двигателей различных типов?

Ответ:

Сроки ТО для двигателей 4А, АИР: 1 раз в 3 месяца.

Сроки ТО для двигателей, работающих на открытом воздухе: 1 раз в 1,5 месяца.

Сроки ТО для двигателей, работающих в особо сырых помещениях: 1 раз в 2 месяца.

3. Что входит в текущий ремонт электродвигателя?

Ответ:

В текущий ремонт электродвигателя входят такие операции:

1. очистка от пыли и грязи;

2.отсоединение от питающих проводников и заземления;

3.демонтаж на месте установки и разбора;

4.очистка обмотки;

5.измерение сопротивления изоляции обмотки, при необходимости сушка обмотки;

6.промывка подшипников, проверка и при необходимости их замена;

7.ремонт и замена повреждённых выводных проводов обмотки;

8.сборка и смазка подшипников;

9.испытание электродвигателя на холостом ходу;

10. покраска электродвигателя;

11.центровка электродвигателя с рабочей машиной и испытание под нагрузкой.

У.: Молодцы, вы справились и с этим заданием и получаете жетоны красного цвета.

5. Закрепление изученного материала:10 мин

У.: На протяжении всего сегодняшнего урока мы с вами знакомились с основными методами предупреждения и устранения дефектов силовых электроустановок.

Теперь давайте посмотрим, насколько вы были внимательны и ответственны в выполнении заданий предложенных при изучении каждого пункта плана урока. Для этого выполним небольшой тест:

20,21,22,23 слайд (при проверке теста)

  1. Асинхронным электродвигателем называется:

А)машинупеременного тока, у которой скорость вращения ротора зависит от нагрузки.

Б) статический электромагнитный аппарат, служащий для преобразования переменного тока одного напряжения в переменный ток той же частоты, но другого напряжения.

В) коммутационный аппарат, который реагирует на заданную физическую величину (напряжение, ток, температура, давление).

2. Если произошёл перегрев электродвигателя необходимо:

А) промыть щётки электродвигателя.

Б)снизить нагрузку или  заменить данный электродвигатель на электродвигатель большей мощности.

В) произвести замену предохранителей.

3.К какому дефекту ведёт обрыв одной из фаз обмотки ротора:

А) перегрев статора.

Б) перегрев ротора.

В) снижение числа оборотов электродвигателя.

4. Для защиты асинхронных электродвигателей от перегрузок недопустимой продолжительностью и токов, возникающих при обрыве одной из фаз, применяются:

А) фазочувствительные защитные устройства.

Б) тепловые реле.

В) универсальная встроенная температурная защита.

5. Клемники – это:

А) тепловые реле, приготовленные для работы во всех климатических устройствах.

Б) составная часть статора.

В)защитные устройства, применяющиеся при частыхвключениях двигателя, резкопеременной нагрузке, работе в окружающей среде  с высокой температурой или в условиях плохой вентиляции обмоток, перегрузках по току.

6. В объём ТО электродвигателя не входит:

А) очистка двигателя от пыли и грязи.

Б) проверка исправности заземления.

В) покраска электродвигателя.

7)Сроки ТО для двигателей, работающих в особо сырых помещениях:

А) 1 раз в 2 месяца.

Б) 1 раз в 1.5 месяца

В) 1 раз в 3 месяца.

Обучающиеся проверяют тест.

Таблица самопроверки:

1

2

3

4

5

6

7

А

Б

В

Б

А

В

А

У.:Молодцы, высправились с тестом, поднимите руки те, кто верно выполнил все 7 заданий теста.

Обучающиеся поднимают руки.

У.:Вы получаете жетоны красного цвета.

Те, кто допустил 1 или 2 ошибки получают жетоны синего цвета. Если же вы допустили 3 ошибки поставьте жетон жёлтого цвета. Кто допустил 4 и более ошибки – остаются без жетонов.

Обучающиеся вносят необходимые записи в листы самопроверки.

6.Итог урока:2 мин

У.: Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

Ответ:

Методы предупреждения и устранения дефектов силовых электроустановок.

У.: В процессе работы над темой, какие вопросы мы затронули?

Ответ:

Как осуществлять устранение основных неисправностей асинхронных электродвигателей. Какие современные способы защиты электродвигателей существуют. Как повысить эксплуатационную надёжность электродвигателей.

У.: Какое задание, из предложенных, показалось вам самым сложным, а какое самым интересным?

Учитель выслушивает ответы обучающихся.

У.: Удалось ли нам рассмотреть те вопросы, которые мы хотели изучить при постановки целей урока?

Ответ:

Да, мы их рассмотрели.

У.: Прекрасно, ведь это значит, что цели нашего сегодняшнего урока достигнуты.

7.Самооценка обучающихся:2мин

У.: В процессе урока вы зарабатывали жетоны разных цветов и вписывали нужный вам цвет в лист самооценки.

Как я говорил уже в начале урока:

-красный жетон = оценке 5

-синий жетон = оценке 4

-жёлтый жетон = оценке 3

Подсчитайте, сколько жетонов вы набрали, переведите это в цифровую систему и найдите среднее арифметическое, которое подсчитывается сумма всех оценок, делится на их общее количество, например:

(5+5+5+4+4+3):6= 4,03, соответствует оценке 4.

Обучающиеся производят самооценку, вносят записи в листы самопроверки, передают их учителю.

8. Домашнее задание:1мин

24 слайд

У.: Ещё раз систематизировать знания, полученные на уроке, вам поможет домашнее задание:  стр.240-245. П.15.8, П15.9 – читать, знать материал тех схем и таблиц, которые вы составили на уроке, составить по ним тест 7-10 вопросов, для проверки друг друга на следующем уроке.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

У.: Спасибо за урок, можете быть свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему : "Коррозия металлов и сплавов.Методы защиты от коррозии"

Заранее формируются бригады (по интересам) и каждой бригаде выдаётся задание. - Каждая бригада показывает свою презентацию, которую подготовил в домашних условиях, пользуясь материалами интернета. зна...

Методическая разработка урока по теме "Методы оценки качества продукции"

Методическая разработка урока по дисциплине Управление качеством с использованием кейс-метода...

План открытого урока на тему "Монтаж на печатной плате методом пайки резисторов и конденсаторов "

План открытого урока на тему "Монтаж на печатной плате методом пайки резисторов и конденсаторов ". Урок- лабораторная работа....

Открытый урок на тему: Технологические методы ремонта деталей машин, упрочнения и повышения их износостойкости при ремонте"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 "Эксплуатация промышленного оборудования" на тему; «Технологические методы ремонта деталей машин,упрочнения и повышения их износостойкости при ремо...

Открытый урок на тему: "Теория вероятностей в вопросах и задачах" (в форме урока общения)

Методика проведения занятия в форме «Урок общения»Наблюдения за группой показали, что использование даже самых  активных форм работы может не дать 100% загрузки всех учащихся, не вклю...

Методическоя разработка открытого урока по теме:"Организация поездок и путешествий" Тема занятия:"Бронирование билетов в аэропорту. Беседа со служащими аэропорта и таможни"

Метотодическая разработка открытого урока по теме: "Организация поездок и путешествий" Тема занятия: "Бронирование билетов в аэропорт. Беседа со служащими аэропорта и таможни"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ ДЕФЕКТЫ ХЛЕБА

технологическая карта открытого урока...