открытый урок защита проектов
план-конспект урока

Сапогова Евгения Дмитриевна

Разработка открытого урока "Защита проектов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_zashchita_proektov_.docx419.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Раменский колледж»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ФИЗИКЕ

ПО ТЕМЕ: Защита индивидуальных проектов

(допуск к экзамену)

C:\Users\компьютер\Desktop\9aab2f24198534bb2ac6d593c66680f3.jpeg

        

        

Подготовила: преподаватель физики

                                                 Сапогова Евгения Дмитриевна

г. Раменское

2022г.

Пояснительная записка

В социально-экономических условиях рынка труда необходим высокий уровень профессиональной квалификации специалистов, что выдвигает на первый план задачи повышения качества подготовки выпускника и обеспечения его конкурентоспособности. Рынок рабочей силы требует определенных качеств: профессиональной самостоятельности, профессиональной мобильности, профессионализма, высокой ответственности за результаты труда, социальной мобильности. Требуемые качества необходимо развивать и прививать студентам с первых дней учебы, хотя выпускники школ, пришедшие учиться в колледж не всегда готовы морально и физически к получению и освоению необходимой информации, умению работать в коллективе, использовать полученные теоретические знания для решения производственных и бытовых задач. Постепенному вовлечению студентов в учебный процесс, обучению методам добывания информации для решения поставленных задач, планированию работы, выполнению деятельности, контролю и оценке способствует использование методики дидактических задач при преподавании физики. Применять данную методику можно при проведении урока по теме «Звуковые волны. Ультразвук».

Результативность использования современных технологий в учебном процессе:

- повышается интерес учащихся к получению новых знаний, пробуждается интерес к предмету;

- повышается самостоятельность учащихся, активизируется их умственная деятельность;

- растет степень усвоения изученного материала;

- развивается умение анализировать, оценивать результат своей работы;

- умение работать в коллективе;

- повышается качество обученности студентов;

- технологии работают на развитие личности студентов.

            Чем выше интерес и активность студентов на уроке, тем выше результат обученности.

Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это интересно. Важно обучать школьников навыкам исследовательской деятельности. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, достигнуть более высоких результатов. Для учителя физики важным является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников: зарождаются основы системного мышления, формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов, развиваются творческие способности, воображение, фантазия, воспитываются целеустремленность, организованность, способность ориентироваться в ситуации неопределенности. Проектная деятельность включает следующие этапы:

Представленный конечный продукт совместной деятельности может быть разный: создание сайта, научных рефератов в электронном виде, мультимедийных презентаций, сборка электрических схем, макетов и т.д.

По окончании работы над проектом проводится презентация: ребята демонстрируют свои творческие наработки в классе, делятся идеями о дальнейшей работе. Оценка проекту, его значимость во многом зависит от умения учащегося представить свою работу.

 Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций. К таковым, например, относятся:

  • умение выявлять потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей;
  • умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;
  • умение планировать конечный результат работы и представлять его в вербальной форме;
  • умение планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил, средств;
  • составлять последовательность действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;
  • умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования;
  • умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
  • умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования;
  • формулировать вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т, п.);
  • умение выражать замыслы, конструктивные решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;
  • умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов;

Проектная деятельность очень хорошо показывает личностный рост ребенка. Те знания, которые он получает на уроках он может подтвердить воплотив их в проект. В результате проектно-исследовательской деятельности у обучающихся развивается мышление, наблюдательность, устойчивость внимания и более успешно усваивается содержание материала по предмету; обучающиеся уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативными. Как следствие растет качество знаний по физике.

Сформированность у обучающихся гражданских компетенций (Soft skills) и исследовательских умений позволяет обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, на работу, помогает реализовать их жизненные цели. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а наша задача – мотивировать учеников на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может (кто знает) и большие открытия.

Результаты работы преподавателя

  • Рост качества знаний обучающихся по физике
  • Успешное участие обучающихся в научно-практических конференциях.

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Группа

Дата

1ЧСп2

                                      Технологическая карта занятия

Предмет: Физика

Тема занятия: Урок защиты индивидуальных проектов по физике (допуск к экзамену).

Вид занятия (тип урока): Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Цель:        

Цель занятия

Учебная

  • проектная деятельность направлена на решение практических задач. Проект представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися, потому что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения.

Воспитательная

  • содействовать формированию у обучающихся умения осуществлять самоконтроль;
  • содействовать формированию у обучающихся устойчивого интереса к изучению физики.

Развивающая

  • развитие умения наблюдать и делать выводы на основе проделанных работ;
  • развитие умения логически излагать свои мысли;
  • развитие познавательного интереса учащихся. Воспитание информационной культуры, настойчивости, трудолюбия, критичности мышления.

Межпредметные связи

Математика (графики функций), биология, химия, география.

Внутрипредметные

связи

Одной из основных целей изучения школьного курса физики является формирование у школьников физической картины мира и научного мировоззрения. Соответственно, в основе философской функции внутрипредметных связей должно быть положено формирование физической картины мира. Действительно, внутрипредметные связи позволяют создать логически выверенную, непротиворечивую структуру знаний, которая, будучи интериоризована учащимися, становится основой для построения системы знаний об окружающем нас мире.

Обеспечение занятия

Наглядные: Таблица Менделеева

Раздаточный материал: сб. задач;  

Технические средства обучения ПК, экран.

Литература основная

  1.  Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие для студентов образовательных учреждений СПО. – М.: Академия,  2020.
  2. Дмитриева В.Ф. Физика: учебник для студентов образовательных учреждений СПО. – М.: Академия,  2018.
  3. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2020.

Дополнительная

Виртуальный репетитор по физике. Виртуальный тренинг различного уровня сложности по всем аспектам изучения физики в средней школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vschool.km.ru/repetitor.asp?subj=94

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Студенты должны знать определения и формулировки: термины по физике, используемые в своем проекте.

Студенты должны уметь решать задачи по работе в программах Word, Point, Publisher.

  .

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Этап занятия

Время

Дидактическая задача

Метод обучения

Содержание

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Результат

1Организационный

2

познакомить студентов с текстом дидактической задачи.

Привлечь  обучающихся к целеполаганию с помощью вопросов: « Что необходимо знать и уметь для того, чтобы выполнить данное задание?»

Обобщить ответы студентов и сформулировать цель урока.

беседа

включение ученика в творческий процесс познания через различные механизмы воздействия, в основном активные формы работы, это в первую очередь проектная и исследовательская деятельность.

сообщить тему урока, мотивировать студентов на активную познавательную деятельность с помощью вступления слова преподавателя.

деловой, позитивный настрой учащихся на работу.

2 Мотивация                                    

2

успешная защита проекта, получение трех положительных оценок в журнал,  получение допуска к экзамену.

усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного предмета, - знаний, умений, навыков, опыта решения проблем и творческой деятельности.

3 Проверка усвоения знаний и сформированности умений при выполнении домашнего задания

8

проверкой послужит критический анализ выступления студента с результатом своей проектной деятельности в виде документа, презентации и буклета.

ребята защищаютя последовательно по списку, предлагая вордовский документ, презентацию и продукт- буклет по своей теме.

создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

технология развития критического мышления

демонстрация непосредственного продукта проектной деятельности-буклета.

ставит перед собой такую цель как развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

4 Актуальность опорных знаний

8

воспроизведение ранее усвоен-ных знаний, и их применение в новой ситуации.

предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации.

представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта

параллельная с рассказом, демонстрация подготовленной презентации.

5 Закрепление и систематизация знаний

30

задача в закреплении изученных тем физики, рассмотренных в каждом индивидуальном проекте.

технология проблемного обучения.

материал урока оказался интересным и доступным  для учащихся.

защита проекта

6 Контроль знаний студентов( контроль уровня усвоения материала)

38

степень изученности рассматриваемых в проекте тем, терминов, формул, определений.

выполнение действий и их одновременный мониторинг и коррекция

7  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2

необходимо делать необходимыепометки о недостатках проекта, с целью дальнейшего исправления.

процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Рефлексия на занятии — это совместная деятельность обучающихся и преподавателя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого студента. Рефлексия может проводиться как после урока, так и после изучения темы или раздела. Важным фактором, влияющим на эффективность развития рефлексивных умений в процессе обучении, является многообразие форм рефлексии.

данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо владеть основами знаний о методах научного познания при решении задач различного типа и уровня сложности.

выдвижение гипотезы и ее решение

8 Подведение итогов занятия

подведение итогов для выставления оценок и заполнения протокола.

C:\Users\компьютер\Desktop\630873047e1f4027146768.png

Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы

 • сегодня я узнал…

 • было интересно…

• было трудно…

• я выполнял задания…

• я понял, что…

• теперь я могу…

• я приобрел…

• я научился…

• у меня получилось …

• я смог…

• я попробую…

• меня удивило…

• мне захотелось…

материал урока оказался интересным и доступным  для учащихся.

Список используемой литературы для студентов:

  1. Министерство Образования и науки КР «Программы. Физика для общеобразовательных школ 7-11 класс» Бишкек 2012 стр.3-4
  2. Выготский Л.С Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: ГИЗ, 1935. С. 33-52. Стеногр. докл. на засед. каф. дефектологии. Пед. ин-т им. Бубнова. Декабрь 1933 г.; То же // Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391—410
  3. Баркова, Е.Ю. Метод проектов на уроках физики/ Е.Ю. Баркова// Физика. Первое сентября.- 2004. № 35.- с. 3-6.
  4. Голуб, Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова.- Самара: Профи, ЦПО, 2003.-236 с
  5. Камзеева, Е.Е. Ученические проекты/ Е.Е. Камзеева// Физика. Первое сентября. 2004. -№ 15. - с.5-10

Список используемой литературы для преподавателя:

  1. Майоров, А.Н. Физика для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке/ А.Н. Майоров. Ярославль: Академия развития, Академия К0, 1999. - 176 е., ил. - ISBN 5-8133-0020-1
  2. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во вне учебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
  3. Сасова, И. Через проблему к практическому результату/ И. Сасова // Завуч- 2002, №3. - с. 34-38
  4. https://www.dissercat.com/content/podgotovka-uchashchikhsya-k-proektnoi-deyatelnosti-pri-obuchenii-fizike-v-srednei-shkole
  5. https://www.dissercat.com/content/podgotovka-uchashchikhsya-k-proektnoi-deyatelnosti-pri-obuchenii-fizike-v-srednei-shkole
  6. https://urok.1sept.ru/articles/624317/
  7. https://centerkik.ru/dizajjn-gostinojj/metody-stimulirovaniya-uchebnoi-deyatelnosti-processe-obucheniya.html
  8. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/10/23/samoanaliz-pedagogicheskoy-deyatelnosti-uchitelya-nachalnykh
  9. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/11/26/proektnaya-deyatelnost-kak-uslovie-lichnostnogo
  10. http://www.myshared.ru/slide/48733/
  11. https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2015/11/27/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchiteley-fiziki-issledovatelskaya

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

 

 «Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе - то истинно велик!»

(Пьер Гренгор)

Данный  урок  по физике является уроком в системе уроков по  итогам семестра.

Тема урока: Защита индивидуальных проектов (допуск к экзамену).

Цели урока: образовательные… проектная деятельность направлена на решение практических задач. Проект представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися, потому что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения.,

воспитательные… содействовать формированию у обучающихся умения осуществлять самоконтроль;содействовать формированию у обучающихся устойчивого интереса к изучению физики.

 развивающие… развитие умения наблюдать и делать выводы на основе проделанных работ; развитие умения логически излагать свои мысли; развитие познавательного интереса учащихся. Воспитание информационной культуры, настойчивости, трудолюбия, критичности мышления..

В данном классе я поставила следующие задачи: уметь демонстрировать свой уровень грамотности во время защиты своего проекта, направленные на формирование УУД (Усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного предмета, - знаний, умений, навыков, опыта решения проблем и творческой деятельности.)

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты: Усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного предмета, - знаний, умений, навыков, опыта решения проблем и творческой деятельности. Результаты обучения должны применяться в реальных жизненных ситуациях. Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процесса. Опыт социализации приобретается и через проектную деятельность. Публичная защита, культура представления материалов исследования, этика выступления способствуют обогащению социального опыта

 .

Это урок: Урок защиты индивидуальных проектов по физике (допуск к экзамену)

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС (Технология развития критического мышления, Технология проблемного обучения.)

и использовала их на следующих этапах урока (закрепление изученного материала).

Чтобы добиться цели урока, я подобрала примеры, вопросы, задания, соответствующие возрастным особенностям.

Материал урока оказался интересным и доступным  для учащихся.

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая и коллективная работа учащихся.  

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).

На уроке мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал, различные источники информации и др.

Темп урока быстрый исходя из возможностей класса.

Распределение времени было рациональное.

Мне удалось уложиться по времени.

Мне было легко вести урок. Учащиеся включались в работу активно.  

Меня порадовали все учащиеся.

Результаты урока совпадают с целью урока.

Я полагаю, что все научились демонстрировать свое умение работать с документами.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Рефлексия на занятии — это совместная деятельность обучающихся и преподавателя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого студента. Рефлексия может проводиться как после урока, так и после изучения темы или раздела. Важным фактором, влияющим на эффективность развития рефлексивных умений в процессе обучении, является многообразие форм рефлексии.
В целом урок можно считать удавшимся.

Приложение                           Пример изготовления буклета.

C:\Users\компьютер\Desktop\630873047e1f4027146768.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА МДК 02.02 раздел 2 Управление проектами на тему: «ЗАЩИТА ПРОЕКТА»

Содержит технологическую поэтапную карту урока  и критерии оценки защиты проектных работ.К критериям оценки относятся следующие пункты:1. Средний балл успеваемости за семестр2. Своевременная сдач...

Конспект открытого урока (защита проектов)

Классно-урочная система образования не позволяет в полной мере сформировать у студентов такие профессионально значимые качества, как компетентность и творческий подход к реализации поставленной задачи...

Конспект открытого урока (межпредметные проекты)

Проектный метод обучения способствует формированию навыков в создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом; способствует развитию как самостоятельности в принятии решений, та...

Методическая разработка открытого урока «Защита прав потребителей»

Тема урока: «Защита прав потребителей».Цель урока: 1.Изучить общие положения законодательства о защите прав потребителей.         ...

Открытый урок Защита прав потребителей

Методическая разработка представляет собой конспект урока по учебной дисциплине «Право» по специальностям среднего профессионального образования, где данная дисциплина преподается в цикле общеобразова...

План-конспект открытого урока "Защита курсовых проектов"

В плане-конспекте урока указаны цели, задачи мероприятия, подробно расписан ход урока и роли студентов....

Методическая разработка открытого урока "Защита прав человека"

Методическая разработка открытого урока по  теме «Защита прав человека» содержит материал для подготовки занятия по вышеуказанной теме. Данная тема предусмотрена рабочей программой об...