Правописание Н и НН в разных частях речи
план-конспект урока на тему

Семенова Ольга Забировна

Материал содержит план, технологическую карту и ход урока, презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_r.ya_.doc142.54 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_dlya_uch.zanyatiya.ppt161 КБ

Предварительный просмотр:

РГОУ СПО «ЧЕБОКСАРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ» МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Преподаватель

Семёнова Ольга Забировна

Дата:

16 декабря 2009 г.

Группа:

1М1

Дисциплина:

Русский язык

Тема урока:

Правописание н и нн в прилагательных, причастиях и наречиях

Тип урока:

Повторительно-обобщающий

Форма организации обучения:

Урок

Цели урока:

Дидактическая:

Обобщить и закрепить теоретические знания, формировать умения применять правила правописания -н- и -нн- в прилагательных, причастиях и наречиях  для развития орфографической грамотности.

Задачи:

  1. Повторение и систематизация пройденного материала (акцентологические нормы, правописания -н- и -нн- в прилагательных и причастиях)
  2. Изучение способов разграничения кратких прилагательных, кратких причастий и наречий
  3. Выполнение тренировочных упражнений
  4. Совершенствование орфографической и речевой грамотности
  5. Выполнение проверочной работы.

Развивающая:

Развитие  у студентов познавательных способностей, компонентов коммуникативной и информационной компетенции  студентов.

Задачи:

  1. Развивать способность к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них и  аргументации своего мнения, способности четко и обоснованно выражать свои мысли, давать ответы на поставленные вопросы.
  2. Развивать способность слушать, осознавать и обобщать информацию, выделять главное в речи.

Воспитательная:

Воспитание личных качеств студентов.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность при выполнении упражнений; доброжелательность, ответственность при проведении взаимоконтроля; активность в течение всего урока.

Методы обучения

Проблемно-поисковый (эвристическая беседа, самостоятельная работа с упражнениями), словесно-наглядный, информационный

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, парная

Средства обучения

Раздаточный материал, проектор.

Методы контроля

Фронтальный и индивидуальный опрос, взаимоконтроль.

Междисциплинарные связи

Литература

Внутридисциплинарные связи 

Орфоэпия, словообразование, морфология,  синтаксис

Студент ДЗ

Правила правописания -н- и -нн- в прилагательных, причастиях и наречиях,  правописание слов-исключений

Студент ДУ

Уметь определять именное и отглагольное происхождение прилагательных; различать краткие формы причастий и прилагательных, наречия;  образовывать краткие прилагательные, краткие причастия и наречия от полной формы прилагательного

.


Ход занятия

Содержание и структура урока

Время (мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методы обучения и контроля

Формы обучения

Развиваемые компоненты коммуникативной и информационной компетенции

1.

Организаци-

онный

момент

2

Приветствует студентов, проверяет отсутствующих, организует внимание обучающихся

Приветствуют преподавателя

2.

Сообщение темы и постановка цели урока

3

Сообщает тему урока, цели, значимость темы в контексте учебной дисциплины и профессиональной деятельности (мотивация)

Слушают, осмысливают, записывают тему в тетради

Информационный

Фронтальная

Способность слушать, способность осознанно воспринимать информацию.

3.1.

Орфоэпическая разминка

10

1. Дает задание студентам расставить ударение в словах, выведенных на экране.

2. Организует взаимопроверку в парах.

3. Напоминает правила постановки ударения в некоторых словах.

4. Проверяет работу у доски.

Два студента работают у доски  по индивидуальным заданиям. Остальные расставляют ударение в словах. Оценивают работу одногруппников (взаимопроверка).

 Словесно-наглядный, информационный.

Фронтальный опрос,

взаимоконтроль

Фронтальная,

индивидуальная

Способность слушать, выделять главное в речи, способность работать с письменными информационными источниками

3.2

Повторение пройденного материала

15

Опрашивает студентов по следующим вопросам

1. Правописание –н- ,-нн- в отымённых прилагательных.

2. Правописание –н- ,-нн- в отглагольных прилагательных.

3. Правописание –н- ,-нн- в полной и краткой форме причастий.

Корректирует ответы.

Помогает студентам обобщить полученную информацию.

Слушают и отвечают на вопросы, дополняют друг друга.

 Заполняют обобщающую таблицу в тетрадях.

Эвристическая беседа,

 словесно-наглядный, информационный.

Фронтальный опрос

Фронтальная

Способность давать ответы на поставленные вопросы.

Способность четко выразить свои мысли. Способность обосновывать свои высказывания. Способность слушать и обобщать информацию.

4.

Физкультминутка

5

5.1.

Актуализация знаний по разграничению кратких прилагательных, кратких причастий и наречий

15

Беседует со студентами на тему: «Способы разграничения кратких прилагательных, кратких причастий и наречий»

Задаёт вопросы.

Организует работу при выполнении тренировочного упражнения.

Корректирует ответы.

Делает выводы.

Слушают преподавателя, отвечают на вопросы, дополняют друг друга,

выполняют в тетради

тренировочное упражнение.

Словесно-наглядный,

эвристическая беседа. Фронтальный опрос

Фронтальная.

Способность слушать и обобщать информацию, анализировать свою деятельность, способность использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

6.

Работа с изобразительно-выразительным средством русского языка – перифразой.

15

Рассказывает при помощи информации на экране о фигуре речи – перифразе (от греч. окольная речь).

Активизирует деятельность студентов по нахождению перифраз к различным словам и по расшифровке перифраз.

 Слушают преподавателя, отвечают на вопросы, дополняют друг друга, делают записи в тетради.

 Эвристическая беседа,

информационный.

Фронтальный опрос

Фронтальная

Способность слушать, давать ответы  на вопросы, обосновывать свои высказывания.

7.

Проверочная работа (6 вариантов)

3

Инструктирует о выполнении проверочной работы

Слушают преподавателя, осмысливают, запоминают.

Выполняют проверочную работу.

Информационный.

Индивидуальная

Способность осознанно воспринимать информацию

8.

Обобщение и систематизация сказанного на уроке

1. Организует обобщение материала.

2. Обобщает информацию

Слушают и отвечают на вопросы, дополняют друг друга.

Информационный,

эвристическая беседа.

Фронтальная

Способность слушать, отвечать на вопросы  и обобщать информацию

9.

Информация о

домашнем задании

9

Дает задание на дом.

- Домашнее задание упр. 305 стр.166 учебника «Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». Вам также  необходимо вспомнить раздел науки о языке «Лексикология», определить значения данных слов и подготовиться к лексической разминке.

- Объясните значения слов:

Апокалипсис, ареал, аффект, бутафория, генезис, диалект, епархия, зеница, импонировать, консилиум, менталитет, некролог, нонсенс, нувориш.

Записывают задание в тетрадях

Информационный.

Фронтальная

Способность слушать и осознанно воспринимать информацию

10.

Подведение итогов занятия (соотнесение полученного результата с ранее изученным)

3

Дает анализ и оценку успешности достижения цели урока.

Соотносит сделанное на уроке с ранее изученным.

Слушают и отвечают на вопросы, дополняют друг друга.

Рефлектируют

Эвристическая беседа.

Фронтальная

Способность давать ответы на поставленные вопросы.

Способность четко выразить свои мысли. Способность обосновывать свои высказывания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Правописание н и нн в прилагательных, причастиях и наречиях» «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.» А.Н.Толстой

Слайд 2

Цель и задачи урока Цель: Повторить и закрепить навыки правописания -н- и -нн- в прилагательных, причастиях и наречиях. Задачи: Повторить и систематизировать пройденный материал (акцентологические нормы, правописание -н- и -нн - в прилагательных и причастиях) Изучить способы разграничения кратких прилагательных, кратких причастий и наречий Выполнить тренировочные упражнения Совершенствовать орфографическую и речевую грамотность Выполнить проверочную работу.

Слайд 3

Орфоэпическая разминка водопровод, электропровод, термометр, барометр дециметр, километр компас, добыча, сливовый, христианин.

Слайд 4

Орфоэпическая разминка килом е тр к о мпас, доб ы ча, сл и вовый, христиан и н. водопров о д, электропр о вод, терм о метр, бар о метр децим е тр,

Слайд 5

Правописание н и нн в прилагательных и причастиях Н пишется НН пишется

Слайд 6

Ответьте на вопросы 1) Как различать отымённые и отглагольные прилагательные? 6) Правописание –н- и –нн- в причастиях. 3) Правописание –н- и –нн- в прилагательных, образованных от глаголов. 2)Правописание –н- и –нн- в прилагательных, образованных от существительных. Назовите слова-исключения. 4) Назовите слова, написание которых нужно запомнить. Составьте с ними словосочетания. 5) Как различать отглагольные прилагательные и причастия?

Слайд 7

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях Н пишется НН пишется Первообразные прилагательные (синий, рьяный, багряный и т.д.) Прилагательные, образованные от существительного с помощью суфф. –енн-, -онн- (авиационный, буквенный) Прилагательные, образованные от существительного с помощью суфф. –ин-, -ан-, -ян-. Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный Прилагательные, образованные от существительного с основой на –н- или оканчивающегося на –мя. (сон - сонный, племя - племенной) Прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида (штопать –штопаный) Краткие причастия (книга прочитана) Прилагательные, образованные от глагола с суфф. –ова-, -ева-. Прилагательные и причастия образованные от глаголов совершенного вида (брошенный камень, израненный солдат). Причастия с зависимыми словами (раненный пулей боец)

Слайд 8

Способы разграничения кратких прилагательных, кратких причастий и наречий Краткое прилагательное Прилагательное в полной форме Возможна замена Краткое причастие Глагол в прошедшем времени Возможна замена Наречие Другое наречие Возможна замена

Слайд 9

Способы разграничения кратких прилагательных, кратких причастий и наречий Девочка рассеянна и невнимательна. Семена рассеяны по полю. Он рассеянно смотрел по сторонам.

Слайд 10

Способы разграничения кратких прилагательных, кратких причастий и наречий Краткое прилагательное Прилагательное в полной форме Краткое причастие Глагол в прошедшем времени Наречие Другое наречие Девочка рассеянна и невнимательна. Семена рассеяны по полю. Он рассеянно смотрел по сторонам.

Слайд 11

Определите части речи и вставьте пропущенные буквы в выделенных словах Дело чрезвычайно запута__о. Ответ звучал запута__о и непродума__о. Все детали операции были тщательно продума__ы. Любовь к книге воспита__а в ней с детства. Он сердится на него незаслуже__о. Им не заслуже__о такое отношение. Мальчик настороже__о вглядывался в темноту. Люди были взволнова__ы сообщением о приближении урагана. Средства на покупку были изыска__ы. Её манеры изыска__ы.

Слайд 12

Определите части речи и вставьте пропущенные буквы в выделенных словах Дело чрезвычайно запута н о (кр.прич.). Ответ звучал запута нн о и непродума нн о (кр.прил.). Все детали операции были тщательно продума н ы (кр.прич.). Любовь к книге воспита н а (кр.прич.) в ней с детства. Он сердится на него незаслуже нн о (наречие). Им не заслуже н о (кр.прич.) такое отношение. Мальчик настороже нн о (кр.прич.)вглядывался в темноту. Люди были взволнова н ы (кр.прич.) сообщением о приближении урагана. Средства на покупку были изысканы(кр.прич.). Её манеры изысканны(кр.прил.).

Слайд 13

Развитие речи

Слайд 14

Перифраза(греч.) – окольная речь Перифраза представляет собой описательный оборот, образуемый для замены какого-либо общепринятого наименования (царица ночи – луна, лесная флейта – иволга). В письме К.Батюшкова Н.Гнедичу от 10 июля 1815 года читаем: «Пиши ко мне хотя бы для того, что я в отчизне галушек, вареников, волов, мазанок и чубов».

Слайд 15

Проверочная работа Составьте предложения, употребив в них образованные от данных слов: краткие прилагательные, краткие причастия, наречия. 1. Обоснованный. 2. Ограниченный. 3. Оправданный. 4. Уверенный. 5. Возвышенный. 6. Напуганный. Варианты

Слайд 16

Домашнее задание Упражнение 305 стр.166 учебника «Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» Объясните значения слов: Апокалипсис, ареал, аффект, бутафория, генезис, диалект, епархия, зеница, импонировать, консилиум, менталитет, некролог, нонсенс, нувориш.

Слайд 17

Тема: «Правописание н и нн в прилагательных, причастиях и наречиях» «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.» А.Н.Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание не с разными частями речи

Открытый урок по русскому языку Тема урока: Правописание  не с разными частями речи...

Местоимение как часть речи 6 класс

Урок с примененим семи модулей обучения....

Тема "Служебные части речи"

презентация к уроку по теме "Служебные части речи " 7класс...

Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении

Технологии:  личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...

Урок "Имя числительное как часть речи в 6 классе"

Урок на тему "Имя числительное как часть речи в 6 классе"....

Конспект открытого урока по дисциплине: «Иностранный язык: Английский» Тема: Строительные материалы. Древесина. Части речи. Пассивный залог.

Сочетание спецдисциплин и иностранного языка способствует повышению учебной мотивации. При переводе технических текстов студенты демонстрируют свои знания по дисциплинам:  «Строительные материалы...

Открытый урок по русскому языку "Правописание н и нн в различных частях речи"

Цель урока: повторить ранее изученное о правописании н и нн в разных частях речи, расширить знания по теме, совершенствовать орфографическую и речевую грамотность студентов, прививать любовь к своей б...