Конспект урока по творчеству А.Блока.
план-конспект урока на тему

Сценарий урока по творчеству А.Блока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №42

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока литературы

«Жизнь и творчество А.А. Блока.

Основные темы и мотивы лирики»

                                                                       Разработал: Мартынова Л.Л.

Согласовано:

_______________________методист  

            (подпись)                                

Рассмотрено на заседании ПЦК

«___» _________________20__ г.

Протокол № ______

Председатель ПЦК_______/Мартынова Л.Л./

МОСКВА, 2012 г.


Тема урока: «Жизнь и творчество А.А. Блока. Основные темы и мотивы лирики».

Цель урока: Формирование у обучающихся информационной, речевой, аналитической и личностно – ориентированной компетенций.

Задачи урока:

  • Знакомство обучающихся с жизнью и  художественным миром А.А. Блока.
  • Развитие устной речи обучающихся.
  • Совершенствование навыков анализа и выразительного чтения лирического произведения.
  • Развитие интереса к русской классической литературе.
  • Вид занятия: комбинированный урок.

Оборудование урока: мультимедийная установка, учебники, хрестоматии, художественные тексты.

Ход урока.

Звучит музыка.

Ученик: О, я хочу безумно жить:

Всё сущее -  увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

Слайд №1.(Портрет А.Блока)

Учитель:

Эти пронзительные стихи написал А. Блок – последний поэт 19 века и первый поэт века 20-го.

Серебряный век русской поэзии.

Так русский философ Николай Александрович Бердяев определил крупнейший этап развития русского искусства  рубежа 19 и 20 веков.

Культурный и духовный ренессанс, одна из самых утонченных эпох русской культуры.

Самой знаковой фигурой серебряного века был трагический тенор эпохи  А.Блок.

Его литературные образы воспринимались литературным окружением как символ времени.

По воспоминаниям М. Горького, «А. Блок был изумительно красив как человек и как личность».

Слайд №3. (Блок в семье деда)

Ученик:

 А.Блок родился в Петербурге. Александр Блок получил воспитание в семье деда. Он рос без отца, окруженный обожанием и нежной заботой матери бабушки, теток.

 “Золотое детство, елка, дворянское баловство, няня, Пушкин...” и “благоуханная глушь маленькой усадьбы”.

Слайд №4. (Портрет деда).

Дед, Андрей Николаевич Бекетов, известный ботаник, ректор Петербургского университета был лично знаком  с Ф.М. Достоевским и М.Е.Салтыковым – Щедриным.

Слайд №5. (Потрет бабушки).

Жена деда, бабушка А.А. Блока, Елизавета Григорьевна Бекетова (1836-1902), дочь известного путешественника Г.С. Карелина. Она была переводчицей, всю жизнь работала над переводами научных и художественных произведений; владела несколькими языками.

Ею переведены многие сочинения Дарвина, Гексли, Диккенса, В. Скотта, Бальзака, В. Гюго, Флобера, Мопассана, Руссо, Лесажа и других. Она знала лично многих писателей, встречалась с Гоголем, братьями Достоевскими, Григорьевым, Толстым, Полонским, Майковым. Бабушка скончалась ровно через три месяца после деда - 1 октября 1902 года.

Слайд №6. (Портрет матери). Слайд №7.(Портрет тёток).

Мать поэта, Анна Андреевна Бекетова, тётки и бабушка Е.Г. Бекетова -  известные переводчицы.

Как гласит семейное предание, на руки после рождения будущего поэта приняла А.П. Керн. Отсвет  пушкинской эпохи блеснул над его колыбелью.

Слайд  №8. (Портрет отца)

Отец поэта, Александр Львович Блок (1852-1909), был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Родители будущего поэта обвенчались в церкви Петербургского университета 7 января 1879 года, а 16 (28) ноября 1880 года в квартире деда, Андрея Николаевича Бекетова, в "ректорском доме" на Васильевском острове, родился маленький Александр.

Слайд №9. (Введенская гимназия).

В 1898 году Блок закончил Введенскую Петербургскую гимназию и поступил  на юридический факультет Петербургского  университета. По собственным словам Блока, он поступил туда "довольно бессознательно, и только перейдя на третий курс, понял, что совершенно чужд юридической науке".

  В 1901 году, исключительно важном для Блока, он перешел на филологический факультет, курс которого и прошел, сдав выпускной экзамен весной 1906 года (по славяно-русскому отделению).

Слайд №10. (Шахматово).

Детство и юность А. Блока прошли в атмосфере профессорской культуры ректорского дома и благоуханной тиши Шахматова, подмосковного имения деда.

Слайд №11. (Портрет  А.Блока и Л.Менделеевой).

Здесь, в Шахматово,  поэт встретил свою Прекрасную Даму, с именем которой связаны многие страницы его творчества.

Любовь Дмитриевна Менделеева (фотография), дочь выдающегося ученого-химика с мировым именем, создателя “Периодической таблицы”, стала его женой. Обряд венчания был совершен в старинной “белой церкви” Михаила Архангела, расположенной в 3 км. от усадьбы.

На период окончания гимназии приходится серьёзное увлечение поэзией В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова и А.Фета и Ф. Тютчева.

Дождешься ль вечерней порой
Опять и желанья, и лодки,
Весла и огня за рекой?
                       Фет

Сумерки, сумерки вешние,
Хладные волны у ног,
В сердце — надежды нездешние,
Волны бегут на песок.

Отзвуки, песня далекая,
Но различить — не могу.
Плачет душа одинокая
Там, на другом берегу.

Тайна ль моя совершается,
Ты ли зовешь вдалеке?
Лодка ныряет, качается,
Что-то бежит по реке.

В сердце — надежды нездешние,
Кто-то навстречу — бегу...
Отблески, сумерки вешние,
Клики на том берегу.

                        16 августа 1901

Учитель:

 Начальный этап творчества А.Блока отмечен двумя важнейшими событиями – глубокое чувство к Л. Д. Менделеевой,  дочери известного учёного Д. И.Менделеева,  и увлечение философией В.Соловьёва.

Оба события нашли своё отражение в первом поэтическом сборнике Блока «Стихи о прекрасной Даме».

Слайд № 12(Стихи о Прекрасной Даме).

Выход первой книги сделал поэта широко известным и ввёл его в круг символистов.

Лирика А.Блока – явление уникальное в русской поэзии.(Записать)

 При всём многообразии её проблематик и художественных решений, при всём отличии ранних стихотворений от последующих  - она выступает как единое целое, как одно развёрнутое  во времени произведение, как отражение пройденного поэтом пути.

Чем больше блоковских стихов мы читаем, тем богаче становится восприятие каждого стихотворения, потому оно не только излучает «заряд» собственного смысла, но и одновременно заряжается смыслом других стихотворений.

Сам поэт хотел от своих читателей, чтобы его лирика рассматривалась как трёхтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечения».

С чем же связана такая позиция автора множества прекрасных лирических произведений?

     Прежде всего с тем, что в центре внимания его лирики – личность современного человека.

Сам автор становится главным героем «трилогии вочеловечения». Он может предстать иноком  или безымянным  воином из стана Дмитрия Донского, Гамлетом или посетителем пригородного ресторана, но всякий раз это воплощение одной души, одного мировоззрения, одного мышления.

Свой роман в стихах Блок делит на три тома, каждый из которых соответствует одному из трёх этапов «вочеловечения».

«Вочеловечение» - слово из богословского лексикона. В христианской традиции оно означает воплощение Бога в человеческом облике.

В поэтическом сознании Блока образ Христа связан с идеей творческой личности - служить пересозданию мира на основах добра и красоты, совершать подвиг самоотречения ради осуществления этих идеалов.

 Путь такой личности стал основой сюжета трилогии.

Сюжет лирического романа особый, не событийный, а лирический, связанный с движением чувств и мыслей, разворачиванием мотивов.

Центральный цикл первого тома трилогии – «Стихи о Прекрасной Даме». Эти стихи до конца жизни оставались для Блока  самыми любимыми.

В них отразился любовный роман молодого поэта с будущей женой Л.Д. Менделеевой и увлечение философией В.Соловьёва.

В учении философа о Душе мира и Вечной Женственности Блока привлекала мысль о том, что именно через любовь возможно устранение эгоизма и единение человека  и мира.

Сюжет «Стихов о Прекрасной Даме» - сюжет ожидания встречи с возлюбленной, встречи, которая преобразит мир и героя, соединит небо и землю.

Облик героини многопланов. С одной стороны – это вполне реальная, земная женщина.

«Она стройна и высока», «Всегда надменна и сурова». С другой стороны – это мистическая  Прекрасная Дама.

Стихотворение:  «Вхожу я в тёмные храмы».

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая — Ты.

25 октября 1902

Ситуация драматична. Противопоставлено земное и небесное. Заведомо неравенство Прекрасной Дамы и лирического героя. В их отношениях возрождается атмосфера средневекового рыцарства: предмет любви воздвигнут на недосягаемую высоту. «Он» – влюблённый рыцарь, смиренный инок, «Она» - бесплотное средоточие веры, надежды и любви лирического героя.

    Перекликается с предыдущим одно из самых замечательных стихотворений Блока.

    «Девушка пела в церковном хоре…» (Фонозапись).

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

Первый том лирики Блока литературоведы называют стихотворным молитвенником. Герой застывает в коленопреклонённой позе, он  «молча ждёт», «тоскуя и любя».

Чем поддержана ритуальность происходящего?

 - Лампады, свечи, церковные ограды, господство белого алого и золотого цветов.

Постепенно эмоциональная атмосфера влюблённого ожидания уступает место настроениям недовольства собой, самоиронии, мотивам страха и тревог. Особенно отчётливо это проявилось в завершающем первый том цикле «Распутья».

В поле зрения героя попадают реалии мира: картины городской бедноты,  людское горе.

Стихотворение: «Фабрика».

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам - по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,

А на стене - а на стене

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:

Он медным голосом зовет

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

                                                                  24 ноября 1903

Мистические образы постепенно уступают место образам реального мира.

Если первый том лирики определялся мотивом ожидания и высокого служения, то новый этап лирического сюжета связан с мотивом погружения в жизненные стихии. Изменяется представление героя о сущности мира: жизнь предстаёт в дисгармонии.

Прекрасную Даму сменяет таинственная незнакомка.

Стихотворение «Незнакомка».


По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»
1 кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906
_________________________________
1. In vino veritas! — Истина — в вине! (лат.)

Слайд №12.

Блока называли одним из чудотворцев русского стиха. Появление Незнакомки сопровождается небывалой по красоте звукописью.

«Незнакомка» - это  и авторская тревога о судьбах красоты в мире земной пошлости, и разуверение в возможности чудесного преображения жизни, и мечта о мирах иных, и драматическое постижение нераздельности «грязи» и «чистоты» в этом мире.

Мир, рождённый фантазией, хрупок и зыбок. Но это «сокровище» - единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться живым, самим собой.

И этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, поэт дарит читателям.

В поле зрения героя национальная и общественная жизнь страны. Свидетельство тому стихотворения «Поднимались из тьмы погребов…»,  «Митинг», «Сытые».

Второй период творчества поэта самый сложный.

 Стихия – ключевой символ  второго тома.

Лирический герой, попирая святыни, жаждет верить, бросаясь в вихрь любовных измен – тоскует о любви единственной.

                  … «О доблестях, о подвигах, о славе...»

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...

Вино и страсть терзали жизнь мою...

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла...

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла...

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

Близость к стихиям природы и народной жизни становится не только залогом наполненности жизни, но и серьёзным нравственным испытанием.

В самом многообразии стихий необходимо сделать выбор.

Итоговым разделом второго тома трилогии стал цикл «Вольные мысли», знаменующий переход к трезвому и чёткому отношению к миру.

Что же выносит герой из приобщения к стихиям жизни?

  Главное – это мужественная идея противостояния страшному миру, идея долга.

Ключевое стихотворение второго цикла – «О, весна без конца и без края».

О, весна без конца и без краю...

О, весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха - позорного нет!

Принимаю бессоные споры,

Утро в завесах темных окна,

Чтоб мои воспаленные взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога -

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах...

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита...

Никогда не откроешь ты плечи...

Но над нами - хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель - я знаю -

Все равно: принимаю тебя!

                             24 октября 1907

Стихотворение А.А. Блока “О, весна без конца и без краю...”, написанное 24 октября 1907 года, входит в цикл “Заклятие огнем и мраком”. Стихотворение проникнуто оптимизмом, полнотой жизнеощущения, имеет символическое значение, которое знаменовало наступление нового периода в истории России.

Жизнь принимается восторженно, во всей ее полноте, во всех ее самых крайних проявлениях,  во всей неприглядности («томления рабьих трудов» и  «колодцы земных городов», «плач» и «неудача.

 Эта мысль художественно воплощается с помощью антонимов:

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

Сложное и противоречивое отношение к различным явлениям и сторонам жизни, может быть, даже некоторая душевная раздвоенность передается с помощью антитезы: ненавидя, кляня и любя.

В стихотворении  развивается один из важнейших мотивов лирики А.Блока – «и отвращение к жизни, и к ней безумная любовь».

Какое волевое решение принимает герой?

  -«Принимаю».

Но это не пассивное смирение перед неизбежностью. Герой готов противостоять несовершенству мира.

Каким выходит герой из испытаний стихиями? – Смело познавать жизнь, ни от чего не отрекаться, принять жизнь в сопряжении прекрасного и страшного начал и вести бой за её совершенство.

   И вечный бой!

  Покой нам только снится.

Третий том открывается циклом «Страшный мир».

Ведущий мотив  цикла – омертвение мира современной городской цивилизации.

Лаконичный образ этой цивилизации представлен  в знаменитом стихотворении

«Ночь, улица, фонарь, аптека…».

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

                                      10 октября 1912

Логическое развитие сюжета пути лирического героя – обращение к безусловным ценностям – ценностям народной жизни, Родины.

Тема России – важнейшая блоковская тема.

«…этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю всю свою жизнь».

Наиболее полно и глубоко эта тема нашла своё отражение в цикле стихов «Родина».

   Перед этим циклом Блок помещает поэму «Соловьиный сад», где создаёт ситуацию решающего распутья в сюжете лирического героя.

Противопоставлены два начала – повседневный однообразный труд на скалистом берегу со зноем, скукой и обездоленностью и жизнь в соловьином саду счастья, музыки, любви  и искусства.

Герой блуждает между двумя жизненными берегами и в итоге выбирает скалистый берег.

Это не идеальный поступок героя, а трагический, подвижнический выход, связанный с потерей свободы, личного счастья, красоты.

У каждого из этих миров своя правда, но неполная, односторонняя. Не только замкнутый «оградой высокой и длинной» сад рождает в душе героя ощущение сиротства, но и возвращение к скалистому берегу не избавляет от тоскливого одиночества.

Выбор сделан в пользу сурового долга. Это подвиг самоотречения.

   Смысл своего пути и логику лирической трилогии Блок определил в письме к Андрею Белому:

«…таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и что все стихи вместе – «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком  яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятиям, «возмездию» и к рождению нового человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право… вглядываться в контуры добра и зла – ценой утраты души»).

Выйдя из «Соловьиного сада», лирический герой трилогии расстаётся со «сладкой песнью» любви.

Любовная тема уступает место новой верховной ценности – теме Родины.

Цикл «Родина»– вершина трилогии вочеловечения.

Ведущая роль в стихах о России принадлежит мотивам исторических судеб страны.

Смысловое ядро патриотической лирики – цикл «На поле Куликовом».

Поэт обнажает нити,  связывающие историю с современностью: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла…».

На поле Куликовом

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

     И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

     В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

     Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

     Пронзил нам грудь.

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -

     В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы - ночной и зарубежной -

     Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

     Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

     И ханской сабли сталь...

И вечный бой! Покой нам только снится

     Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

     И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

     Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

     Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

     Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

     Несется вскачь!

Лирический герой предстаёт безымянным воином войска Дмитрия Донского.

Личная судьба героя отождествляется с судьбой Родины, он готов погибнуть за неё.

Но в стихах ощутима надежда на победное и светлое будущее: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль».

Русь – это заповедный край с болотами и журавлями, с путями и распутьями, с мутным взором колдуна.

           РУСЬ

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга
До крыши — утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины...

Так — я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь
.

   Блок горячо любит родную землю, с ней связывает лучшие надежды, несмотря на то, что ненавидит «страшный мир» царской России.

 Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Знала ли что? Или в бога ты верила?

Что' там услышишь из песен твоих?

Чудь начудила, да Меря намерила

Гатей, дорог да столбов верстовых...

Лодки да грады по рекам рубила ты,

Но до Царьградских святынь не дошла...

Соколов, лебедей в степь распустила ты -

Кинулась и'з степи черная мгла...

За' море Черное, за' море Белое

В черные ночи и в белые дни

Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни...

Тихое, долгое, красное зарево

Каждую ночь над становьем твоим...

Что' же маячишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим?

                                                          28 февраля 1910

В этом стихотворении образ лирического героя оформлен как образ поэта-обличителя социального зла.

Стихотворение «Россия» - самое известное из цикла «Родина». В нём слиты воедино чувство любви к родине и вера в её будущее возрождение. 

            Россия

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...


Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!


Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!


Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...


Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней,
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...


И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

В стихотворении выражено чувство нераздельности личной судьбы поэта и судьбы Родины.

Стихотворение Блока передаёт конкретные приметы России того времени, в которое оно написано («спицы расписные», «стёртые шлеи», «избы серые»).

Александр Блок продолжает Некрасовскую традицию, изображает единство повседневного («избы серые») и идеального («невозможное возможно»).

Тема этого стихотворения – судьба России, а идея – боль, которую выражает лирический герой за будущее свое родины. Мотив трагизма проявляется в таких словах, как «слезы», «тоска», «жалеет», «глухая песня», «и крест свой бережный несу». Блок считает, что Родину не выбирают и поэтому любит Россию такой, какая она есть.

С одной стороны, перед читателем изображается конкретный пейзаж («расхлябанные колеи», «разбойная краса»), а с другой стороны, Россия предстаёт в образе прекрасной женщины («твои прекрасные черты», «плат узорный до бровей

Чтобы усилить чувство печали и грусти на фоне всей этой нищеты, Блок использует звукопись, благодаря которой читатель может окунуться в этот «серенький» день российских будней, услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача.

 Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются - в первом; обманет, забота затуманит свои черты - в четвёртом четверостишии); «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что подчеркивает оптимистичность взгляда поэта на Родину, надежду на светлое будущее.

 Россия для Блока – это богоизбранная особенная страна со своей национальной гордостью. Он предсказывает грядущие бури и трагедии Руси, но, несмотря на это, Блок любит Россию и верит в неё.

Цикл «Родина» завершает небольшое стихотворение «Коршун». В нём сосредоточены все ведущие мотивы, прозвучавшие в цикле.


Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг.-
В избушке мать, над сыном тужит:
"На хлеба, на, на грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси".

Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?

Тут и приметы неброского российского пейзажа, и напоминание о подневольной судьбе русского человека, и обобщённый образ самой Родины. Всё это глубоко народно и связано  с фольклорной стихией. А сам коршун символ зловещих сил, которые тяготеют над Россией.

Вопросы, поставленные в конце стихотворения и усиленные анафорой, не риторические. Автор обращает их и к себе, и к читателям, и к самой истории как призыв к действию.

  К 1915-1916 годам творческая активность поэта заметно снижается. В 1916 году его призывают в армию в качестве табельщика одной из строительных дружин.  После Февральской революции Блок возвращается в Петербург и работает редактором стенографических отчётов Чрезвычайной следственной комиссии.

   После Октября Блок поначалу поверил в «очистительную  силу революции». В это время поэт пережил последний творческий взлёт, создав в течение января 1918 года свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы».

Блок включается в практическую деятельность по культурному строительству: сотрудничает в горьковском издательстве «Всемирная литература», соглашается на должность председателя управления Большого драматического театра, возглавляет Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов. Однако со временем многочисленные заседания становятся ему в тягость. В окружающей жизни он  с отвращением обнаруживает торжество бюрократизма, пошлости и мещанства.

Наиболее убедительно охарактеризовал трагедию Блока в послереволюционный период Иванов – Разумник: «Мы знаем теперь: не душа Блока изменилась – изменилась душа революции; ни от чего Блок не отрекался, но он задохся, когда исторический воздух, очищенный стихийным взрывом, снова отяжелел и сгустился».

Это ускорило его смерть. Блок умер от болезни сердца и нервного расстройства в Петрограде 7 августа 1921 года.

Слайд №13 (Могила А.Блока).
    Пусть душит жизни сон тяжелый
    Пусть задыхаюсь в этом сне…
  
    Быть может юноша весёлый
    В грядущем скажет обо мне…


    Простим угрюмство - разве это
    Сокрытый двигатель его?
    Он весь - дитя добра и света
    Он весь – свободы торжество

Настоящий художник не уходит из жизни бесследно.

«Мы умираем, а искусство остаётся»,  - заметил Блок на торжественном собрании, посвящённом Пушкину.

Блока нет, но его богатейшее наследство с нами. Его стихи во многом трагичны, потому что трагичным было и его время. Однако, сам поэт утверждал, что не «угрюмство» - суть его творчества. Оно в служении будущему.

И в своём последнем стихотворении поэт снова напоминает нам об этом:

Пропуская дней гнетущих

Кратковременный обман,

Прозревали дней грядущих

Сине-розовый туман.

«Если вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем».

С этим пожеланием А.Блок обращается к своим читателям.

Слайд № 14 - 26

     Стихотворение Игоря Талькова

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев

Всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем,

Мирам, что заблудились в темноте.

Они уходят, выполнив заданье,

Их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью,

По правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета,

Когда в  их честь играет туш:

Актёры, музыканты и поэты –

Целители уставших наших душ.

В лесах их песни птицы допевают,

В полях для них венки цветы совьют,

Они уходят вдаль, но никогда не умирают

И в песнях и в стихах своих живут.

Тестовые задания.

1. Как  определил философ Николай Александрович Бердяев крупнейший этап развития русского искусства  рубежа 19 и 20 веков.

а) золотой век

б) серебряный век

в) постмодернизм

2.  С каким литературным течением русского модернизма связана поэтическая судьба А.Блока?

а) акмеизм

б) символизм

г) футуризм

3. Кому посвящён цикл «Стихи о Прекрасной Даме»?

а) К. Садовской

б) Н. Волоховой

в) Л.Менделеевой

4.  Назовите фамилию философа, идеями которого был увлечён  А.Блок?

а) Н. Бердяев

б) В. Соловьёв

в) Ф. Ницше.

5.  Как определил А.Блок свой трёхтомный роман в стихах?

а) «трилогия возвеличивания»

б) «трилогия вочеловечения»

в) «трилогия восхождения»

6. Каков основной мотив первого тома трилогии А.Блока?

а) ожидания

б) расставания

в) возмездия

7. Кем вытеснена Прекрасная Дама во втором томе стихов А.Блока?

а) подругой

б) Незнакомкой

в) возлюбленной

8. Какое слово становится ключевым в стихотворении «О, весна без конца и без края»?

а) вспоминаю

б) забываю

в) принимаю

9. Продолжите строчку названия известного стихотворения А.Блока

«Ночь, ….., ……, …… …»

10.  Какой теме Блок «сознательно и бесповоротно» посвятил свою жизнь?

а) теме любви

б) теме революции

г) теме России

11. Выберите правильное продолжение предложения.

Лирика А.Блока – явление……..

а) типичное

б) необычное

г) уникальное

12. В каком стихотворении сосредоточены все ведущие мотивы цикла «Родина»?

а) «Незнакомка»

б) «Коршун»

в) «Россия»

13. Как называется последнее стихотворение А. Блока?

а) «Скифы»

б) «Русь»

в) «На железной дороге».

14. Какой путь выбирает лирический герой А. Блока?

а) личного счастья

б) самоотречения

15. Какое произведение А.Блок посвятил революции?

а) «Соловьиный сад»

б) «Двенадцать»

в) «Незнакомка»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова

Конспект урока по творчеству Н.А. Некрасова....

Презентация к уроку по творчеству А.Блока.

Презентация к уроку по творчеству А.Блока....

Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова.

Конспект урока "Я лиру посвятил народу своему"....

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына....

Конспект урока по творчеству А.Блока

Сценарий урока о жизни и творчестве А.Блока с презентацией и тестовыми заданиями....

Конспект урока по творчеству Мандельштама

Предполагает использование знаний по истории пероренииода, повторение периода и роли "серебряного века",  выразителное чтение и анализ стихотворений....

Конспект урока по творчеству М. Булгакова ("Собачье сердце")

Конспект урока по творчеству М. Булгакова "Собаье сердце"...