Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова
план-конспект урока на тему

Конспект урока по творчеству Н.А. Некрасова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ эпизода

из романа А.С.Тургенева «Отцы и дети»

Базаров и Одинцова (гл. 18)

                                                Преподаватель

                                                ГОУ СПО ПК №42

                                               Мартынова

                                                    Людмила Леонидовна

Задание 1. Расскажите о встрече Базарова с Одинцовой.

                   Какое впечатление произвела она на молодого нигилиста?

                   Какие чувства вызвала в нём эта женщины?

                   Противоречат ли они его антропологическому взгляду на

                   жизнь, человека и его чувства? Как он относился к

                   любви?

Задание 2. Расскажите историю жизни Анны Сергеевны Одинцовой.

                   Что собой представляет «аристократизм Одинцовой»?

                   - Старый дворянский аристократизм Одинцовой

                      соединялся в её душе с аристократизмом, дарованным ей

                      природой. Она царственно прекрасна и сдержанно

                      холодна, в ней некая природная величавость.

                   Какие истинно русские, национальные черты в её

                   характере?

                  - Величавость и размеренность, сдержанная красота в

                     проявлениях чувств, чувство собственного достоинства,

                     терпеливость и ровность отношений с людьми.

Учитель: Эти качества характера искони составляли идеал красоты

                 русской женщины в самых разных слоях общества.

                - Что олицетворяет собой Одинцова?

                - Какие стихи и жизни встают за «герцогиней и

                   владетельной особой»?

Ученик: В лице Одинцовой Базаров столкнулся с жизнью в очень

               широких её проявлениях. За ней встают национальные

               стихии жизни, с которыми пытается сладить герой.

Учитель: Как Базаров судит об Одинцовой?

Ученик: Он судит о ней слишком односторонне, как о неисправимой

               аристократке. «Люди все одинаковы, как деревья в лесу». С

               этой узкой меркой он подходит к Одинцовой.

Учитель: В чём беда Базарова? Лишён ли он художественного вкуса?

Ученик: В том, что он не лишён художественного вкуса, а постоянно

               подавляет его в себе.

Учитель: Как в общении с Одинцовой разрушается односторонний

                взгляд Базарова на людей?

Ученик: «Может быть, вы правы; может быть … всякий человек –

                загадка».

Учитель: Для чего Одинцова добивается признания Базарова?

Ученик: Она как будто хотела и его испытать и себя изведать. Он

               поразил воображение Одинцовой, он занимал её.

               Она много о нём думала. Узнав о решении Базарова уехать,

                «она побледнела, словно её что в сердце кольнуло…»

Учитель: Чем закончилось их первое роковое свидание?

Ученик: Базаров грубо оборвал его, спугнул заветное слово у

               робеющей Одинцовой.

Учитель: Что скрывается за вопросом Одинцовой? «Знаете, я бы

                очень желала знать, о чём вы думаете?»

Ученик: Наверное, «Что вы чувствуете? Как относитесь к любви?»

              Здесь скрытая попытка добиться признания.

Учитель: Как пытается Базаров уйти от откровенного разговора?

Ученик: «Я вообще не привык высказываться, и между вами и мною

               такое расстояние».

Учитель: «Самоломанный» нигилист, хозяин своей судьбы Базаров

                 чем нас удивляет?

Ученик: «Что за охота говорить и думать о будущем, которое

                большею частью не от нас зависит».

Учитель: Это тот Базаров, который говорил, что не он будет зависеть

                от времени, а время пусть зависит от меня.

Учитель: Какой фразой умная Одинцова переводит разговор на себя,

                вызывая Базарова на откровенность?

Ученик: «Или может быть, вы меня, как женщину, не считаете

               достойной вашего доверия? Ведь вы нас всех презираете?

Ученик: Базаров сопротивляется «вас я не призираю, Анна Сергеевна,

               вы это знаете»

Учитель: «Нет, я ничего не знаю». Что за этой репликой?

                Действительно ли Одинцова не знает и не чувствует?

Ученик: Это новая попытка получить ответ на скрытый вопрос

               «любите ли вы мены?», равный поединок двух любящих и

                умных людей.

Учитель: Как начинает Базаров своё признание?

Ученик: В форме взвинченного, вызывающего допроса «А вы

               заметили во мне сдержанность…как вы ещё выразились…

               напряжённость».

Учитель: Что происходит в душе Базарова?

Ученик: Базаров с трудом сдерживает чувства, сердце его опять

               рвётся, он безуспешно борется с самим собою. Он негодует

               на себя, дважды произнося одну и ту же фразу «Вы желали

               бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать,

               что во мне происходит?»

Учитель: Как он произносит своё признание?

Ученик: Спиной к Одинцовой упершись лбом в стекло. Окно

                закрыто.

Учитель: Каким было это окно вчера?

Ученик: открытым

Учитель: Что символизирует закрытое сегодня окно?

Ученик: Базарову не суждено испытать вольное и чистое чувство

               любви «он задыхался…страсть в нём билась, сильная и

             тяжёлая страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей».

Учитель: Что почувствовала Одинцова?

Ученик: Одинцовой стало страшно и жалко его. В её голосе зазвенела

                невольная нежность, материнский инстинкт любви-жалости,

                любви-сострадания.

Учитель: Как Базаров откликнулся на это чувство?

Ученик: «Он быстро обернулся, бросил на неё пожирающий

                взгляд…»

Учитель: Какую роковую оплошность допустил Базаров?

Ученик: Своей грубостью он испугал и оттолкнул Одинцову. Она

               увидела почти «зверское» лицо Базарова.

Учитель: Попытка задавить в себе чувства приводит к утрате

                 человечности, а от любви до ненависти один шаг.

Учитель: Что означает «или»?, произнесённое Одинцовой?

Ученик: Она ещё колеблется, принять ли ей любовь Базарова

               («таинственная улыбка на полузакрытых глазах,

               полураскрытых губах говорила ей в этот миг что-то такое от

                чего она смутилась»)

Учитель: К какому решению она приходит?

Ученик: «Спокойствие всё-таки лучше всего на свете».

Учитель: Что она увидела за «известной чертой»?

Ученик: «Даже не бездну, а пустоту… или безобразие».

Учитель: Почему?

Ученик: Она поняла, что Базаров неспособен на искреннее и светлое

               чувство.

Учитель: Хотела ли полюбить Одинцова?

Ученик: Да, но не могла не только потому, что она аристократка, но и

               потому что демократ Базаров, полюбив, не хочет любви, и

               бежит от неё. Он разбудил спящую красавицу и испугал её.

               Способный на самые искренние и нежные чувства, он

                 подавляет и скрывает их в себе, и на их место прорывается

                  лишь животная страсть.

Задание 3. Прочитайте конец 15 главы «Поздравь меня…»

Комментарии учителя.

         Тургенев дал покровителю Евгению Базарову святого Евсевия

          далеко не случайно. Разнокоренные греческие имена

          перекликаются по смыслу. Евгений – благородный. Евсевий –

         благочестивый. За фонетической и семантической перекличками

         этих имён Тургенев видел сходство и различия судеб.

         Покровитель Базарова умер от раны, нанесённой ему женщиной.

         Умирая, он завещал друзьям никакого зла этой женщине не

         чинить и покинул мир со словами прощания на устах. Базаров

         вспоминает о своём покровителе в роковой момент жизни,

         бросая ему иронический вызов «Посмотрим, как он обо мне

         печётся».

        Почему Базаров так говорит? В чём он убеждён?

Ученик: Базаров убеждён, что с ним ничего подобного не произойдёт.

Учитель: Какой злой урок даёт ему жизнь? Как он умирает?

Ученик: Базаров умирает от случайного пореза пальца со словами

              любви и прощения к Одинцовой. Этот случайный порез

              будет глубоко мотивирован душевны состоянием героя

              уязвлённого безответной любовью.

Учитель: Параллель с житиём святого Евсевия приобретает в романе

                двойственный смысл. С одной стороны, она возвышает

                фигуру Базарова, бросая на неё отблеск национальных,

                народно-крестьянских культурных традиций. С другой

                стороны, ироническое отношение героя к народным

                 верованиям и легендам угрожает возмездием. Рассчитывая

                быть единоличным и полновластным творцом своей судьбы,

                Базаров столкнулся с такими пучинами жизни, которые

                оказались неподвластными его самоуверенным расчётам.

                Человек- хозяин своей судьбы, но он ещё и наследник

                отцов, дедов, прадедов с их привычками, культурой,

                нравственными достоинствами, недостатками. Цельная

                личность Базарова раскалывается. Дорогие его сердцу

                убеждения превращаются в принцип. Спасая веру в науку,

                Базаров вынужден убивать любовь, а спасая любовь убивать

веру в науку. В судьбе Базарова и Одинцовой есть   справедливое возмездие. Нельзя безнаказанно подавлять в себе стихию живых чувств, нельзя не прислушиваться к ритму природной жизни, которая несёт любого человека в своих берегах. Базаров и Одинцова не лишены этого чувства, они опрометчиво пренебрегают им. Для Тургенева острота чувства  природы – признак жизнеспособности в русском человеке национальных начал, мера его связи русским народом и русской историей. Гибель Базарова трагична. Медицина и естественные науки оказались слабыми опорами, обнаружили своё бессилие. На помощь Базарову пришли силы когда-то им отрицаемые, хранимые на дне его души. Умирающий Базаров прост и человечен. Перед смертью он даёт волю невысказанным чувствам. Базаров говорит языком поэта о любви и прощении.  «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству А.Блока.

Сценарий урока по творчеству А.Блока....

Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова.

Конспект урока "Я лиру посвятил народу своему"....

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына....

Конспект урока по творчеству А.Блока

Сценарий урока о жизни и творчестве А.Блока с презентацией и тестовыми заданиями....

Конспект урока по творчеству Мандельштама

Предполагает использование знаний по истории пероренииода, повторение периода и роли "серебряного века",  выразителное чтение и анализ стихотворений....

Конспект урока по творчеству М. Булгакова ("Собачье сердце")

Конспект урока по творчеству М. Булгакова "Собаье сердце"...

Методическая разработка конспекта урока по творчеству В.В.Маяковского. Тема: Я поэт - этим и интересен.

Творчество Маяковского уникально. Поэт пришел в поэзию из живописи. Его метафоры надо читать буквально. Читай стихи Маяковского, бери карандаш и рисуй - получится удивительная картина, которую может с...