Конспект урока по творчеству М. Булгакова ("Собачье сердце")
план-конспект занятия

Черных Ирина Владимировна

Конспект урока по творчеству М. Булгакова "Собаье сердце"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bulgakov.doc259.5 КБ
Microsoft Office document icon bulgakov.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Негосударственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»

(НОУ СПО «Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»)

Методическая разработка по дисциплине « Литература»

(1 курс 101 группа 080402 Товароведение)

Преподаватель Черных И. В.

г. Тюмень 2009 г.

Цели:

1. анализ художественного произведения с точки зрения сатирической направленности повести;

2. связь с современностью поставленной в повести проблеме перевоспитания;

3. знакомство с отдельными главами повести;

4. поддержание интереса к страницам художественной литературы;

5. осмысление эпизодов фильма, поставленного по мотивам повести.

Эпиграф:

«Наука еще не знает способа

обращать зверей в людей».

Тема: Сатирическая направленность проблемы перевоспитания человека в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Ход занятия.

1. Вступление. 

Историческая справка.

В 20-е годы в Советской республике верилось, что с приходом народной власти и человек будет другой, новый. В сатирической повести Булгакова «Собачье сердце» отражена попытка коренного преобразования живого существа.

Студенты делятся для работы на три группы: группа 1. «Булгаковцы», группа 2. «Ученый совет», группа 3. «Группа защитников животных».

2. Группы получают по шесть вопросов.

Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 1:

Что представляет собой личность Профессора Преображенского?

(Ответ:

это крупный ученый – физиолог, ученый с мировым именем, открыл тайну гипофиза – придатка мозга. Он доказал, что, гипофиз определяет человеческий облик, свойства личности. Он опытный хирург, имеет большое количество состоятельных и влиятельных пациентов; прекрасно материально обеспеченный специалист; гурман; гуманный человек. Он предстает как воплощение высокой культуры.)

Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 2.

Какую цель поставил перед собой профессор, подбирая несчастного дворнягу Шарика?

(Ответ:

профессор Преображенский пытается провести эксперимент: превратить человекоподобное существо с уголовной и алкогольной наследственностью в нормального человека.)

1. Демонстрация эпизода фильма.

Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 1.

Дайте краткий пересказ истории жизни Шарика. (До встречи с профессором). (Чтение эпизода из текста произведения.)

Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 3.

Какие возможности и условия были у профессора для перевоспитания.

(Ответ:

1) прекрасные материальные условия (квартира, питание, услуги, уклад жизни);

2) возможность приобщения к подлинной культуре, благодаря образованному, интеллигентному окружению;

3) внимательная опека, забота хозяев.)

Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 4.

Назовите способы воспитательного воздействия на Шарика. (Чтение эпизода из текста произведения.)

(Ответ:

расписание музыкальных часов;

просьба Филиппа Филипповича вести себя прилично в доме, в цирке, на улице;

запрещение употреблять водку, ловить блох зубами, плевать в доме, бросать окурки, преследовать псов; не приставать к прислуге, не грубить и не ругаться;

обучение правильному поведению, постоянный контроль.)

Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 2.

Как объяснить, что Шариков выбирает имя и отчество для себя Полиграф Полиграфович? ( Ответом служит чтение эпизода из текста произведения.)

Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 3.

Приведите примеры поведения существа в условиях воспитания.

(Ответ:

замучивает всех бренчанием на балалайке; устраивает беспорядки и потоп в квартире; преследует прислугу, котов; дерзит, требует документы на жилплощадь; ворует сам и приводит в дом воров; доносит на Преображенского и Борменталя, т. е. терзает хозяев непрерывным террором.)

2. Демонстрация эпизода фильма.

Вопрос. Группа 2. «Ученый совет» Вопрос 6.

Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

(Ответ:

Возможно, прав доктор Преображенский говоря, что у Шарикова «именно человеческое сердце», потому-то Шариков «оживил» в себе человека, мозг которого послужил донором при операции. От Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского» происхождения и полную бездуховность.)

Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 4.

Почему Полиграф Полиграфович отличается отрицательным поведением?

(Ответ: 

Шариков вобрал в себя качества донора – пьяницы Клима Чугункина.)

Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 5.

Как можно оценить результат попытки профессора перевоспитать Шарикова?

(Ответ:

Шариков не поддается воспитанию, хотя для этого созданы прекрасные условия.)

3. Демонстрация эпизода фильма.

Вопрос. Группа 1«Булгаковцы»  вопрос 1.

Почему писатель изобразил такого не поддающегося воспитанию человека?

(Ответ:

скорее всего, потому, что автор не верил  в возможность формирования  «нового прекрасного человека», в «переделку людей».)

Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 2.

Каково отношение автора к личности Шарикова?

(Ответ:

резко отрицательное, т.к. автор не приемлет хамской природы этого аморального субъекта. Историей Шарикова Булгаков убеждает читателей в невозможности «переделки» человека по причине его генетической наследственности, глубоко личных дефектов.)

3. Запись вывода в тетрадь.

1. Вывод.

          Таким образом, речь в повести идет не только о непредсказуемости последствий научных опытов, но и о невозможности перевоспитания личности, генетически заряженной страшными пороками и инстинктами. Чем сильнее и настойчивее Преображенский и Борменталь стараются привить Шарикову культурные навыки, тем сильнее в нем проявляются наследственные гены, полученные от Клима Чугунова.

Вопрос Группа 2. «Ученый совет» Вопрос 5.

Как сам Филипп Филиппович оценивает результат уникальной операции?

(Ответ:

он потрясен отрицательными последствиями своих благих, далеко идущих замыслов. (Чтение эпизода из текста произведения.) «Милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают! (Чтение эпизода из текста произведения.) 

          Ученый видит последствия своего  эксперимента: перемена гипофиза дает полное «очеловечивание», несущее черты донора.

Сделав уникальную, но ненужную, даже вредную операцию, он устроил разруху в своем доме, в Москве, т.к. слухи об операции взбудоражили столицу.)

4. Демонстрация эпизода фильма.

Вопрос Группа 3. Вопрос 6.

«Группа защитников животных»

Почему была проведена обратная операция?

(Ответ:

профессор, доведенный до крайности доносом Шарикова, написанным под явную диктовку Швондера (Шариков обвиняет Преображенского в контрреволюции. Сколько таких доносов потом посыпалось на невинных людей в 1937 году?), Преображенский делает над Шариковым новую операцию, пересаживает ему в мозг гипофиз, вырезанный ранее.)

5. Демонстрация эпизода фильма.

4. Запись вывода в тетрадь.

2. Вывод.

                 Булгаков выразил свое резко негативное отношение к умозрительным экспериментам, которые разрушительны и не способны создать нового человека. Это под силу только эволюции и культуре.

Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 5.

В чем смысл заглавия повести «Собачье сердце»?

Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 3.

Какие проблемы, поставленные в рассказе, кажутся вам фантастическими, а какие вполне реальными?

Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 4.

На кого направлено остриё сатиры повести М. Булгакова?

(Ответ:

острие сатиры повести направлено против таких, как Шариков, Швондер, т.к. их дикость, низость и наглость обличены Булгаковым без всякого снисхождения и сочувствия.)

Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 6.

В чем причина живучести «шариковщины» как общественного и нравственного явления в наши дни?

(Ответ:

К сожалению, таких людей как шариков много. Внешне они ничем не отличаются от всех остальных, но их «нелюдская  сущность» проявляется во всем.)

5. Запись вывода в тетрадь.

3. Вывод.

                  Сатира и юмор писателя в этой повести достигают высшей степени мастерства. Сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Низкий и скошенный лоб Шарикова настолько разителен, что создает не просто комический, гротескный эффект, но и окрашивает в трагические тона.

                   Во время сцены с милицией, пришедшей разыскивать Шарикова, Профессор Преображенский предъявляет собаку как доказательство своей невиновности. Представители власти в растерянности. Преображенский объясняет, указывая на пса: «То есть он говорил… Это еще не значит быть человеком…», «Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние…»

        6. Демонстрация эпизода фильма.

6. Запись вывода в тетрадь.

4. Вывод.

            Булгаков в повести «Собачье сердце» с огромной силой, в своей излюбленной манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни человека. Веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно изменить то ли с помощью науки, то ли с помощью всеобщего усилия коллектива – нет. Таким образом, повесть окрашена  в пессимистические тона.

7. Подведение итогов и запись домашнего задания.

Домашнее задание.

              Написать письмо Булгакову, профессору Преображенскому, в общество защиты животных (по группам) и высказать свое мнение к поставленной в повести проблеме – проблеме перевоспитания человека.



Предварительный просмотр:

                                       Негосударственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»

(НОУ СПО «Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»)

Методическая разработка по дисциплине « Литература»

(1 курс 101 группа 080402 Товароведение)

Преподаватель Черных И. В.

г. Тюмень 2009 г.

Цели:

1. анализ художественного произведения с точки зрения сатирической направленности повести;

2. связь с современностью поставленной в повести проблеме перевоспитания;

3. знакомство с отдельными главами повести;

4. поддержание интереса к страницам художественной литературы;

5. осмысление эпизодов фильма, поставленного по мотивам повести.

Эпиграф:

«Наука еще не знает способа

обращать зверей в людей».

Тема: Сатирическая направленность проблемы перевоспитания человека в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Ход занятия.

1. Вступление. 

Историческая справка.

В 20-е годы в Советской республике верилось, что с приходом народной власти и человек будет другой, новый. В сатирической повести Булгакова «Собачье сердце» отражена попытка коренного преобразования живого существа.

Студенты делятся для работы на три группы: группа 1. «Булгаковцы», группа 2. «Ученый совет», группа 3. «Группа защитников животных».

2. Группы получают по шесть вопросов.

Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 1:

Что представляет собой личность Профессора Преображенского?

(Ответ:

это крупный ученый – физиолог, ученый с мировым именем, открыл тайну гипофиза – придатка мозга. Он доказал, что, гипофиз определяет человеческий облик, свойства личности. Он опытный хирург, имеет большое количество состоятельных и влиятельных пациентов; прекрасно материально обеспеченный специалист; гурман; гуманный человек. Он предстает как воплощение высокой культуры.)

Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 2.

Какую цель поставил перед собой профессор, подбирая несчастного дворнягу Шарика?

(Ответ:

профессор Преображенский пытается провести эксперимент: превратить человекоподобное существо с уголовной и алкогольной наследственностью в нормального человека.)

1. Демонстрация эпизода фильма.

Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 1.

Дайте краткий пересказ истории жизни Шарика. (До встречи с профессором). (Чтение эпизода из текста произведения.)

Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 3.

Какие возможности и условия были у профессора для перевоспитания.

(Ответ:

1) прекрасные материальные условия (квартира, питание, услуги, уклад жизни);

2) возможность приобщения к подлинной культуре, благодаря образованному, интеллигентному окружению;

3) внимательная опека, забота хозяев.)

Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 4.

Назовите способы воспитательного воздействия на Шарика. (Чтение эпизода из текста произведения.)

(Ответ:

расписание музыкальных часов;

просьба Филиппа Филипповича вести себя прилично в доме, в цирке, на улице;

запрещение употреблять водку, ловить блох зубами, плевать в доме, бросать окурки, преследовать псов; не приставать к прислуге, не грубить и не ругаться;

обучение правильному поведению, постоянный контроль.)

Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 2.

Как объяснить, что Шариков выбирает имя и отчество для себя Полиграф Полиграфович? ( Ответом служит чтение эпизода из текста произведения.)

Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 3.

Приведите примеры поведения существа в условиях воспитания.

(Ответ:

замучивает всех бренчанием на балалайке; устраивает беспорядки и потоп в квартире; преследует прислугу, котов; дерзит, требует документы на жилплощадь; ворует сам и приводит в дом воров; доносит на Преображенского и Борменталя, т. е. терзает хозяев непрерывным террором.)

2. Демонстрация эпизода фильма.

Вопрос. Группа 2. «Ученый совет» Вопрос 6.

Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

(Ответ:

Возможно, прав доктор Преображенский говоря, что у Шарикова «именно человеческое сердце», потому-то Шариков «оживил» в себе человека, мозг которого послужил донором при операции. От Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского» происхождения и полную бездуховность.)

Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 4.

Почему Полиграф Полиграфович отличается отрицательным поведением?

(Ответ: 

Шариков вобрал в себя качества донора – пьяницы Клима Чугункина.)

Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 5.

Как можно оценить результат попытки профессора перевоспитать Шарикова?

(Ответ:

Шариков не поддается воспитанию, хотя для этого созданы прекрасные условия.)

3. Демонстрация эпизода фильма.

Вопрос. Группа 1«Булгаковцы»  вопрос 1.

Почему писатель изобразил такого не поддающегося воспитанию человека?

(Ответ:

скорее всего, потому, что автор не верил  в возможность формирования  «нового прекрасного человека», в «переделку людей».)

Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 2.

Каково отношение автора к личности Шарикова?

(Ответ:

резко отрицательное, т.к. автор не приемлет хамской природы этого аморального субъекта. Историей Шарикова Булгаков убеждает читателей в невозможности «переделки» человека по причине его генетической наследственности, глубоко личных дефектов.)

3. Запись вывода в тетрадь.

1. Вывод.

          Таким образом, речь в повести идет не только о непредсказуемости последствий научных опытов, но и о невозможности перевоспитания личности, генетически заряженной страшными пороками и инстинктами. Чем сильнее и настойчивее Преображенский и Борменталь стараются привить Шарикову культурные навыки, тем сильнее в нем проявляются наследственные гены, полученные от Клима Чугунова.

Вопрос Группа 2. «Ученый совет» Вопрос 5.

Как сам Филипп Филиппович оценивает результат уникальной операции?

(Ответ:

он потрясен отрицательными последствиями своих благих, далеко идущих замыслов. (Чтение эпизода из текста произведения.) «Милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают! (Чтение эпизода из текста произведения.) 

          Ученый видит последствия своего  эксперимента: перемена гипофиза дает полное «очеловечивание», несущее черты донора.

Сделав уникальную, но ненужную, даже вредную операцию, он устроил разруху в своем доме, в Москве, т.к. слухи об операции взбудоражили столицу.)

4. Демонстрация эпизода фильма.

Вопрос Группа 3. Вопрос 6.

«Группа защитников животных»

Почему была проведена обратная операция?

(Ответ:

профессор, доведенный до крайности доносом Шарикова, написанным под явную диктовку Швондера (Шариков обвиняет Преображенского в контрреволюции. Сколько таких доносов потом посыпалось на невинных людей в 1937 году?), Преображенский делает над Шариковым новую операцию, пересаживает ему в мозг гипофиз, вырезанный ранее.)

5. Демонстрация эпизода фильма.

4. Запись вывода в тетрадь.

2. Вывод.

                 Булгаков выразил свое резко негативное отношение к умозрительным экспериментам, которые разрушительны и не способны создать нового человека. Это под силу только эволюции и культуре.

Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 5.

В чем смысл заглавия повести «Собачье сердце»?

Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 3.

Какие проблемы, поставленные в рассказе, кажутся вам фантастическими, а какие вполне реальными?

Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 4.

На кого направлено остриё сатиры повести М. Булгакова?

(Ответ:

острие сатиры повести направлено против таких, как Шариков, Швондер, т.к. их дикость, низость и наглость обличены Булгаковым без всякого снисхождения и сочувствия.)

Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 6.

В чем причина живучести «шариковщины» как общественного и нравственного явления в наши дни?

(Ответ:

К сожалению, таких людей как шариков много. Внешне они ничем не отличаются от всех остальных, но их «нелюдская  сущность» проявляется во всем.)

5. Запись вывода в тетрадь.

3. Вывод.

                  Сатира и юмор писателя в этой повести достигают высшей степени мастерства. Сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Низкий и скошенный лоб Шарикова настолько разителен, что создает не просто комический, гротескный эффект, но и окрашивает в трагические тона.

                   Во время сцены с милицией, пришедшей разыскивать Шарикова, Профессор Преображенский предъявляет собаку как доказательство своей невиновности. Представители власти в растерянности. Преображенский объясняет, указывая на пса: «То есть он говорил… Это еще не значит быть человеком…», «Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние…»

        6. Демонстрация эпизода фильма.

6. Запись вывода в тетрадь.

4. Вывод.

            Булгаков в повести «Собачье сердце» с огромной силой, в своей излюбленной манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни человека. Веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно изменить то ли с помощью науки, то ли с помощью всеобщего усилия коллектива – нет. Таким образом, повесть окрашена  в пессимистические тона.

7. Подведение итогов и запись домашнего задания.

Домашнее задание.

              Написать письмо Булгакову, профессору Преображенскому, в общество защиты животных (по группам) и высказать свое мнение к поставленной в повести проблеме – проблеме перевоспитания человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова

Конспект урока по творчеству Н.А. Некрасова....

Конспект урока по творчеству А.Блока.

Сценарий урока по творчеству А.Блока....

Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова.

Конспект урока "Я лиру посвятил народу своему"....

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына....

План-конспект урока по произведению М.Булгакова с использованием ЭОР

В разработку данного урока включены электронные образовательные ресурсы...

Конспект урока по творчеству А.Блока

Сценарий урока о жизни и творчестве А.Блока с презентацией и тестовыми заданиями....

Открытый бинарный урок по истории и литературе Тема урока: «Культура советского общества в 1920-1930 гг: Эпоха в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Цели:Закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;Развивать навыки монологического высказывания через анализ художественно...