Социально – исследовательский проект: «Страницы истории города Краснодара»
проект на тему

Гончаренко Ирина Владимировна

         Современная модель образования переориентируется с трансляции знаний на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной учёбы, результаты которой предъявляются в конкретном социально значимом продукте. Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения. Данный проект имеет практико-ориентированное значение, так как  все собранные материалы помогут студентам и преподавателям при подготовке заданий по истории малой Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx450.41 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Краснодарский технический колледж»

Социально – исследовательский  проект:

«Страницы  истории города Краснодара»

1394101151_15223 (1)

Авторская группа:

 Гончаренко Ирина Владимировна

преподаватель истории

Зиброва Светлана Константиновна

преподаватель обществознания

Место выполнения работы:  

ГБПОУ КК

«Краснодарский

технический колледж»

Тип проекта:  

долгосрочный

Срок  исполнения:

сентябрь 2015 - декабрь 2015 года.

Участники проекта:

студенты и преподаватели ГБПОУ КК КТК.

        2016

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель  директора по УМР

«_____» ____________  2015 г.

______________ И.Р.Мутьева

ОДОБРЕНО

на заседании педагогического совета колледжа

Протокол от «___» ______ 2015 г. № __

 Секретарь:_____________ Н.В.Ищенко  

РАССМОТРЕНО

на заседании предметной цикловой комиссии …….

Протокол от  «___» «_____» 2015г. № _

Председатель ________С.О.Аветисова

         Современная модель образования переориентируется с трансляции знаний на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной учёбы, результаты которой предъявляются в конкретном социально значимом продукте. Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения. Данный проект имеет практико-ориентированное значение, так как  все собранные материалы помогут студентам и преподавателям при подготовке заданий по истории малой Родины.

Разработчики:

Гончаренко И.В.., преподаватель ГБПОУ КК КТК

Зиброва С.К., преподаватель ГБПОУ КК КТК

                                                                                                                                                             

Рецензенты:

1 _Алтухова Т.П., преподаватель ГБПОУ КК КТК

                                             (ФИО, должность)

квалификация по диплому: ___________________              )

            Современные процессы, протекающие в современном образовании, диктуют принципиально новые подходы к структуре и организации урока. Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты влечёт за собой кардинальные изменения в представлении  преподавателя о современном уроке. Концепция модернизации образования предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала образовательных стандартов нового поколения, выделяющих основные результаты обучения и воспитания, создание направлений проектирования универсальных учебных действий.

      Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения, как то: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент и т.д. Ее изначальной формой является метод проектов, который успешно используется  в  процессе обучения.

Метод проектов позволяет создать условия, при которых студенты, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой – применять на практике ранее приобретённые знания и умения. Это позволяет делать упор на творческое развитие личности.

Студенческие годы жизни имеют решающее значение в становлении  личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ими опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания  социальной действительности.   Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.

      В Законе «Об образовании в РФ» говорится о необходимости формирования  начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. [ИР1]. Задача преподавателя – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу. Основной из задач СПО учреждений  является приобщение подростков  к общечеловеческим ценностям. В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой Родине – родному городу, родной природе, селу, краю». Патриотизм это преданность Родине, длящаяся на протяжении всей жизни. В современных условиях это сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России. Педагоги и родители должны помнить, что воспитывать любовь к Родине – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью.

    Современная модель   образования переориентируется с трансляции знаний и контроля его формального усвоения обучающимся на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной учёбы, результаты которой предъявляются в конкретном социально значимом продукте. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном и воспитательном  процессе. Особое место среди учебных проектов занимают социальные проекты.

                 Метод социального проектирования, включает в себя полный цикл выполнения проекта – от замысла до его реализации и оценки. Проектный метод не отрицает, а дополняет остальные, особенно информационные методы обучения. Процесс модернизации образования  требует формирования у  студентов компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию такой компетентности учащихся способствуют компьютерные и проектные технологии. Использование компьютеров повышает учебную мотивацию, проектная деятельность развивает навыки самостоятельного мышления и организации познавательного процесса. Кроме того, использование Интернет-ресурсов дает  студентам  возможность увидеть многие культурно-исторические памятники, места, вещи.

 В силу своей особой специфики, проживая в собственном творчестве специально организованные образовательные ситуации, обучающийся развивает при этом свой внутренний мир, свои умственные возможности и способности, обеспечивая, свой личностный, общекультурный рост, получает опыт того, каким образом, возможно, разрабатывать и решать конкретные задачи[3].

      Данный социально-исследовательский проект: «Страницы истории года»

 имеет практико-ориентированное значение, потому что все собранные материалы помогут студентам и преподавателям при подготовке заданий по истории малой Родины.

     Актуальность выбранной темы:  знание истории страны, края, города нужны не только старшему поколению, которое создавало эту историю, но, даже в большей степени, это знание необходимо  подросткам - тем, кому передается эстафета истории.

     Цель проекта: систематизировать  исторические источники, посвященные  истории родного города посредством интерактивных  технологий.

Проект кратковременный: сентябрь – октябрь 2015 года.

Участниками  проекта:  студенты Краснодарского технического  колледжа.

Задачи проекта:

1. формирование  таких понятий, как верность Родине, служение Отечеству, народу;

2. привлечение студентов  к участию в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества;

3.приобщение обучающихся к духовному наследию, богатствам отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской и мировой культуры;

4.формирование толерантности;

5.создание условий для формирования духовно-богатого, социально- активного гражданина.

Гипотеза: создание мультимедийного сборника силами студентов поможет лучше изучить историю края, города.

Продуктом проектной деятельности  является  информационный методический сборник, в который  включены исследовательские работы учеников по истории  города Краснодара,  материалы по истории его улиц и объектов.  

Краткое описание проекта: каждый любит Родину по – своему. Невозможно любить то, что не знаешь. Моя работа  поможет прикоснуться к прошлому, осмыслить настоящее, заглянуть в прошлое.

I. Теоретическая часть. История  Краснодарского края [6], города Краснодара (Екатеринодара) [1-2], Черноморского и Кубанского казачества [4].

II. Практическая часть

I этап. Выбор проблемы социального проекта: «Мой дом – мой Край, моя Родина – Россия».

Цель опроса: исследование духовно-культурных ценностей современного общества.                                      

Анкета 1.

Вопросы:

  1. Знаете ли Вы что такое патриотизм?

Если да, то напишите, как Вы это понимаете./Нет.

  1. Испытываете ли гордость за Россию? Да/Нет.
  2. Какими качествами должен обладать житель Краснодарского края?                                                                                                  

Анализ полученных данных.                                                                                  

Результаты опроса:

  1. Знаете ли Вы что такое патриотизм? ДА – 90 %, НЕТ – 10 %

2.   Испытываете ли гордость за Россию? ДА – 99 %, НЕТ – 1 %

Вывод:

Быть жителем края - знать историю своего края. Главными составляющими Истории Родины являются:

1. История жизни, поступков людей

2. История городов и поселков

3. История малой Родины

Социологический опрос: «Знаете ли вы историю своего родного города?                                                        

Анкета 2. 

 Вопросы:

  1. Знаете ли Вы историю возникновения нашего города, его названия?
  2. Что Вы знаете об улицах нашего города? В честь кого они были названы?
  3. В каком году построен наш  колледж?

Вывод:

Необходимо пробудить интерес к истории родного края. Как? По средствам тематических экскурсий по улицам города Краснодара и в КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына.

Два социологических опроса («Какие мы, жители края?» и «Знаете ли вы историю своего родного города?») показали следующие результаты.

     Вывод: необходима просветительская работа по распространению знаний по истории своего родного города.  

    Итак, определена цель проекта: создание мультимедийного  сборника сообщений  студентов  по истории города Краснодара.

II этап. Сбор информации (исследование проблемы)

План сбора информации. 

1.Общение с преподавателями  по теме проекта.

2.Анализ материалов по проблеме обзора:

-информации  источников  КГИАМЗ им.Е.Д.  Фелицына;

-анализ исторических источников;

-общение с очевидцами знаменательных событий;

-ресурсы интернета [ИР2-4].

III этап.  Разработка плана действий.

1.Составление бизнес- плана.

                                                       Бюджет проекта

№ п. п

Статья бюджета

Количество

Сумма, руб

1.

Транспортные расходы

5 б.

85 руб.

2.

Билеты в музей

5 шт.

150 руб.

3.

Диск

1 шт.

25 руб.

ИТОГО

260 руб.

       Проведение финансово-экономического анализа проекта позволяет говорить о том, что представляемый проект «Страницы истории родного города» может быть реализован с высокой эффективностью различными способами.

2.Формирование инициативной группы  студентов (предлагаю использовать жеребьевку для определения индивидуальных заданий).

3.Работа исследовательской группы в КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына  (цель - собрать видео и фото материал).

4. Систематизация полученной информации и  обработка материала посредством  Windows Movie Make или Киностудию Windows Live.

5. Размещение мультимедийного сборника в электронной библиотеке  на сайте  колледжа

(предоставление мультимедийного сборника системному администратору).

IV этап. Ожидаемые от реализации проекта результаты.

       Воспитание интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с города;  осознание  своей роли в жизни местного сообщества, значение их труда   для    населения города, микрорайона; создание мультимедийного сборника  об истории города Краснодара. 

       В результате проведения этого проекта обучающиеся заинтересовались историей родного края, проявили чувства патриотизма и гордости за Родину,  повысили свой  личный статус.  Продуктом проектной деятельности  является  информационный сборник, в который  включены исследовательские работы студентов  по истории    города Краснодара,  материалы по истории его улиц и объектов.    Издание  сборника  имеет практико-ориентированное значение, потому что все собранные материалы помогут обучающимся при подготовке заданий по истории и  кубановедению. В ходе реализации  проекта  мы  прикоснулись к прошлому,  смогли проанализировать настоящее. Узнали интересные страницы  своего  города, а ведь именно в этом состоит социально-исследовательская  значимость проекта.  Участие в работе над созданием методического сборника по истории родного города привело к эмоциональному сплочению  студенчества, появлению мотивации к изучению героического прошлого нашей  малой Родины.

       Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего.

 

                                                  Список литературы:

  1. Бардадым В.П. «Архитектура Екатеринодара».Краснодар: Сов. Кубань, 2002
  2. Бардадым В.П. «Священные камни: исторические очерки».Краснодар: Сов. Кубань, 2007.
  3. Прутченков А.С. шаг за шагом. Технология разработки и реализации социальных проектов. – М., 2011.
  4.  Ратушняк В.Н. «Кубанские исторические  хроники. Малоизвестное об известном: очерки».Краснодар ОИПЦ «Перспективы образования», 2005.
  5. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения. /Под ред. В.Н. Ратушняка. – Краснодар, 2003.
  6. Щетнев В.Е. «История Кубани с древнейших времен до конца ХХ века». Краснодар «Перспективы образования», 2004.

Интернет - источники:

  1. http://zakon-ob-obrazovanii.ru/Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015 года
  2. www.admkrai.kuban.ru - сайт администрации Краснодарского края. Символика Краснодарского края (герб, гимн, флаг), историческая справка. Города и районы: политическая карта края - изображение районов края.
  3. www.krasnodar.intergrad.ru - Краснодарский край как регион России: история, ресурсы, экономика, население, государственные учреждения, наука и образование, культура и искусство, отдых и развлечения, карта края.
  4. http://www.ekaterinodar.com/ - сайт о столице Кубани: история города, новости, фотогалерея, фотоархив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятники Великой отечественной войны в городе Краснодаре

Классный час посвящён памяти героев и памятникам Вов, сооружённым в Краснодаре...

Социальный проект детской общественной организации города Новомосковска "ДОН" "Сердце России - Тульская земля"

Социальный проект "Серце России - Тульская земля" реализован в етской общественной организации города Новомосковска и представлен в финале Всероссийского конкурса "Лидер XXI века". Тема проекта "Внутр...

Опыт привлечения молодежи города Ликино-Дулево для участия в социальном проекте благоустройства придомовых территорий

Социальное партнерство с привлечением молодых людей в программе благоустройства города Ликино-Дулево дало интересный опыт для местного бизнеса и городского самоуправления, позволило реализоваться твор...

Опыт социального партнерства АПК им. П. И. Пландина и ЦРД «Мой город» в вопросах гражданско-патриотического воспитания

Социальное партнерство в сфере образования подразумевает под собой конструктивное взаимодействие всех общественных секторов по развитию системы образования в стране, созданию благоприятных условий для...

Опыт социального партнерства АПК им. П. И. Пландина и ЦРД «Мой город» в вопросах гражданско-патриотического воспитания

Социальное партнерство в сфере образования подразумевает под собой конструктивное взаимодействие всех общественных секторов по развитию системы образования в стране, созданию благоприятных условий для...

Социальное партнерство между КГА ПОУ "УКТУ" и предприятиями общественного питания города Уссурийска

В современном российском обществе, переживающем глубокие социальные преобразования, молодежь оказалась одной из самых социально незащищенных групп населения. Молодые люди после получения профессиональ...

Проблемные направления социальной работы города Воркуты

К числу наиболее остро стоящих проблем на сегодняшний день в городе Воркуте относится проблема юного материнства. Увеличение числа несовершеннолетних матерей - явление, вызывающее особую тревогу. Мног...