Деловая игра по Конституционному праву
методическая разработка на тему

Моисеева Ирина Юрьевна

В форме игровой технологии проводится проверка и закрепление теоретических знаний студентов по дисциплине "Конституционное право". Проводится в декабре в рамках празднования Дня Конституции Российской Федерации, недели юридических специальностей. Позволяет повысить интерес к преподаваемой дисциплине и интенсивнее подготовиться к сдаче экзамена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА МОСКВЫ

"Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова"

(ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова)

Неделя юридических специальностей

Деловая игра по Конституционному праву.

«Я – гражданин России»

Автор: И.Ю. Моисеева

Москва

2016 г.

«Я – гражданин России»

Цель: в игровой форме повторить важнейшие понятия, теоретические положения в Конституционном праве, обсудить проблемы Конституционного права, подготовиться к с даче экзамена по Конституционному праву

Участники: две команды, обучающиеся по специальности «Право и организация социального обеспечения» гр. 24 – ПБ и гр. 33 – ПП, ведущий (педагог), судьи (студенты старших курсов и преподаватели – юристы)

Оборудование: Конституция РФ, комплект заданий, песочные часы, презентационные материалы для заданий

Основные этапы игры

  1. Кроссворд
  2. Разминка
  3. Сканворд «Конституционная терминология»
  4. Конституционная арифметика
  5. «Исправь ошибки»
  6. Права и свободы человека и гражданина.
  7. Блиц-турнир «Вокруг права за 60 секунд»
  8. Конституционные запреты и противоречия
  9. Подведение итогов.

  1. Кроссворд

Обе команды получают кроссворд по тематике занятия по 10 слов, время заполнения – 5 мин.

Например…..

По горизонтали:

1. Ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг.(кредит)

2. Нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу.(закон)

3. Глава государства в республике.(президент)

4. Орган, записывающий акты гражданских состояний (рождение, смерть, заключение брака).

(загс)

5. Русский монарх.(царь)

6. Форма правления, при которой государство возглавляет единоличный правитель,

    получивший власть по наследству как представитель правящей династии.(монархия)

По вертикали:

7. Свод законов.(кодекс)

8. Форма государственного устройства в виде союза субъектов, имеющих права

    самостоятельности.(федерация)

9. Древний город, в котором зародилось право.(рим)

10. Распространение заведомо ложных сведений.(клевета)

8

1

7

10

2

3

5

9

4

6

  1. Разминка

Ведущий задает вопросы, на который команды отвечают по очереди, начинает первой команда, вытянувшая свой жребий. Если эта команда ответила неправильно или затрудняется с ответом,  то право ответа переходит к другой команде (8 мин.)

  1. День России (число, месяц)?
  2. День Конституции (число, месяц)?
  3. Сколько всего было Конституций в России?
  4. Когда была принята первая Конституция (год)?
  5. Назовите дату принятия Конституции РСФСР после создания СССР
  6. Дата Сталинской Конституции СССР.
  7. Дата последней конституции РСФСР.
  8. Каким способом была принята Конституция 1993 г?
  9. Какое еще событие произошло 12 декабря 1993 г.?
  10.  Кто одержал победу в этот день?
  11.  Название парламента в Российской Федерации?
  12.  Главный орган исполнительной власти в Российской Федерации?
  13.  Каков состав Правительства Российской Федерации?
  14. Что предусматривает система разделения властей в Российской Федерации?
  15.  Два названия нашего государства, принятых в Конституции.
  16.  Форма политического режима в нашей стране, согласно Конституции Российской Федерации
  17.  Форма правления в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации
  18.  Форма государственного устройства в Российской Федерации.
  19.  Какое государство провозглашается в ст. 7 Конституции Российской Федерации?
  20.  Сколько видов субъектов предусмотрено  Конституцией Российской Федерации

  1. Конституционная терминология № 1

Необходимо по горизонтали или по вертикали найти термины и дать им объяснение.

с

о

в

е

т

у

ф

е

д

е

р

а

ц

и

и

к

о

р

а

п

о

е

н

и

в

о

л

и

м

а

р

у

ц

й

в

а

ы

ф

а

г

у

и

п

д

б

в

м

и

у

к

а

з

м

ч

ы

ц

н

е

о

ж

т

г

щ

х

ж

э

а

т

ц

н

ш

б

ф

в

о

к

о

д

о

к

и

ь

ы

м

к

у

и

н

о

ь

ж

э

ф

а

у

ц

е

и

г

д

а

т

г

х

л

т

п

ы

о

з

а

к

о

н

и

о

п

т

ю

е

л

р

г

т

м

ч

у

о

н

д

б

г

о

ы

м

а

л

д

э

х

ш

д

щ

и

а

т

г

ю

п

р

е

д

с

е

д

а

т

е

л

ь

я

п

к

а

л

о

т

ю

д

э

у

е

к

о

в

ф

р

и

т

щ

х

м

м

в

д

и

н

п

т

о

й

к

н

п

м

и

у

с

а

о

ж

у

г

н

и

р

д

ж

ы

у

к

й

в

ё

и

г

ч

и

е

л

о

ф

в

п

л

ж

и

д

я

м

ф

р

в

о

ф

р

у

п

а

ь

ч

л

э

у

т

г

б

ф

р

у

ш

п

ы

ф

м

о

с

к

в

а

с

п

л

ж

э

ы

а

т

ф

к

г

п

н

в

ь

р

о

ж

й

е

г

д

э

я

м

о

ж

в

  1. Конституционная арифметика

В Конституции РФ много цифр, играющих важное юридическое значение. Учитель называет какую-либо цифру, просит ребят вспомнить, что она означает в конституционном праве, если ребята затрудняются, то называется ст. Конституции РФ, в которой они должны её найти.

  1. Любимое число русского народа, с которого начинаются все сказки? (3) тридесятое царство. тридесятое государство) (ч.4.ст. 111)
  2. 10 (вторая любимая цифра, где она используется? (ч.2. ст. 81)
  3. Цифра 2 что означает? ( ч.3. ст. 81)
  4. И ещё 2?  (ч.1 ст. 95)
  5. Эта цифра, любимая студентами. (5) (срок полномочий Государственной Думы ст. 96)
  6. Еще 5? (в течен 5 дней ФЗ, принятый Государственной Думой направляется в Совет Федерации, из Совета Федерации на подпись Президенту) ( ст. 105, ч. 3, ч.1. ст. 107)
  7. И еще не менее 5 что? (стаж для судьи)
  8. Цифра 6? ( ст. 81, срок полномочий Президента)
  9. А эту цифру так и называют «великолепная ….?» (7) Где она применяется?  ( ч. 3, ст. 107)
  10. Цифра 14? ( дней) ( ч. 4, ст. 105)
  11. И опять 14 дней? (ч.2, ст 107)
  12.  Что означает цифра 19? (ст. 125)
  13.  А цифра 21? (ч.1. ст. 97)
  14.  А 25?  (ст. 119)
  15.  Цифра 35? (ст. 81)
  16.  18 ( ч.3, ст. 38)
  17.  Применяются в конституции и дроби, например более ½ (ст. 105)
  18. 2/3 (ст. 104)
  19. и ещё 2/3? (ст. 93)
  20.  1/3 ? (ст. 93)
  21.  Цифра 450?  (ст. 95)
  1. Исправьте ошибки

Каждой команде дается юридический текст с ошибками. Необходимо исправить ошибки в тексте, например…

Текст № 1. Конституционное право

                Россия по политическому режиму является авторитарной страной (1) и конфедеративной по государственному устройству в соответствии с Конституцией (2). Глава государства – Президент, но он по Конституции не имеет никаких ограничений своей власти.(3) Чтобы стать Президентом кандидат должен родиться на территории России(4), достичь возраста 40 лет(5) Президента выбирают на всеобщих выборах тайным голосованием. Вполне демократично на первый взгляд, но молодежи мало на выборах, т.к. до 21 г они не допускаются к ним(6). Президент вступает в должность сразу же после выборов (7) и прекращает их после очередных выборов другого победителя (8). При этом срок правления фактически становится неограниченным, например нынешний президент России правит уже третий срок в нарушение Конституции РФ (9). Он обладает правом принимать любые акты: законы, распоряжения, постановления, указы и.т.д (10). Так что с демократией в России большие проблемы.

1.____________________________________________________________

2_______________________________________________________________

3_________________________________________________________________

4______________________________________________________________

5_______________________________________________________________

6____________________________________________________________________

7_________________________________________________________________

8___________________________________________________________________

9_____________________________________________________________________

    10.__________________________________________________________________

  1. Права и свободы

Ребятам было предложено по иллюстрациям (в презентации) сформулировать, какое право изображено и правильно найти его в Конституции, назвать статью. Побеждает та команда, которая скорее и точнее сформулирует и найдет право.

Например

  Какое право иллюстрируется? Назовите статью Конституции Российской Федерации

О каком праве идет речь? Назовите статью

 Какое право отображено в данной иллюстрации, назовите статью.

и.т.д. всего 20 изображений.

  1. Блиц – турнир «Вокруг права за 60 секунд»

По сигналу песочных часов( 60 сек.) по очереди капитаны команды должны дать максимальное количество верных ответов.

Например….

  1. Военная служба в случаях установленных конституцией может быть заменена на (альтернативную гражданскую)
  2. Глава государства (Президент)
  3. В соответствии со ст. 57  каждый обязан платить (налоги)
  4. Самовольное оставление воинской части. (Дезертирство)
  5. Согласно ст. 20 первое право каждого – это (право на жизнь)
  6. Перевод собственности из государственной в частную (приватизация)
  7. Кто по Конституции  возглавляет Совет безопасности РФ? ( Президент)
  8. Обман с целью выгоды. (Мошенничество)
  9. Учреждение, исполняющее уголовное наказание. (Тюрьма)
  10. Генпрокурор назначается на должность Советом Федерации по представлению (Президента)
  11. Принудительная доставка лица в правоохранительные органы. (Привод)
  12. Неоднократно судимый.(Рецидивист)
  13. Верховный главнокомандующий (Президент)
  14. Распространение заведомо ложных сведений.(Клевета)
  15. Принудительное и безвозмездное изъятие имущества, добытого преступным путем, в пользу государства.(Конфискация)
  16. Заявление прокурора о несогласии с чем-либо.(Протест)
  17. Помилование в России осуществляет ( Президент)
  18. Денежное взыскание в качестве меры наказания. (Штраф)
  19. Первое заседание ГД открывает (старейший по возрасту депутат)
  20. Всенародное голосование по важным вопросам.(Референдум)
  21. Эта палата Федерального собрания формируется путем выборов. ( Государственная Дума)
  22. Лицо, проживающее на территории государства, но не являющееся его гражданином.(Иностранец)…..
  23.  Парламент в России называется (Федеральное собрание Российской Федерации)
  24.  Высший суд по делам общей юрисдикции (Верховный Суд РФ)
  25.  Если Президент досрочно прекратил свои полномочия, то временно его функции выполняет (Председатель Правительства РФ)

  1. Конституционные запреты и ограничения.

По иллюстрациям в презентации необходимо установить какие запреты и ограничения содержит Конституция РФ, объяснить, сославшись на Конституцию РФ.

Например,

 Допустимо ли это с точки зрения норм Конституционного права? Если нет, то какую норму Конституции нарушает данный плакат? Сформулируйте и назовите статью Конституции, подтверждающую Вашу точку зрения.

 О чем идет речь в статье 15 Конституции? В чем причина этого высказывания? Что хотел сказать этим плакатом пикетчик? Согласны ли вы с мнением пикетчика? Свое мнение обоснуйте.

 Какая норма Конституции отражает данная иллюстрация, какие в связи с этой ситуацией введены Конституционные запреты?

и др. слайды, всего 10.

  1. Подведение итогов игры

Жюри подсчитывают баллы каждой команды. Ведущий объявляет результаты. Эксперты и судьи выступают, анализируя деятельность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Календарно - тематический план дисциплины Конституционное право для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Календарно - тематический план дисциплины Конституционное право для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Деловая игра "Право в нашей жизни"

Ситуационные задачи по праву для 1 круса СПО на базе 9 классов...

Деловая игра "Право в нашей жизни"

Тестовое задание для групп 1 курса, изучающих Право в системе СПО на базе 9 классов...

Деловая игра по дисциплине ОП.02 Конституционное право "Я-Избиратель"

Цель: повышение уровня информиро­ванности молодёжи по вопросам избиратель­ного права.Задачи:помочь обучающимся разобраться в вопро­сах избирательного права;закрепить знания, полученные на ...

Деловая игра "Избирательное право"

Деловая игра позволяет получить новые знания , путем коллективной соревновательной работы....

Деловая игра "Права человека"

Слово «право» используется в различных контекстах и включает в себя юридические, моральные права и права человека.  Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть, потрогать или по...