СР история сервис
методическая разработка на тему

Меняшина Ирина Аркадьевна

Самостоятельные работы по истории специальность 43.02.01 2 курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_sr_istoriya_363.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

        

«УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                                        Заместитель директора

по ККО

________________Н.А.Морковина

«___»________________20 ___г.

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«КОЛЛЕДЖ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО И ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА»

( ГБПОУ КЖГТ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

учебной дисциплины

«История»

ППССЗ 43.02.06. Сервис на транспорте  (по видам)

базовая подготовка

Рассмотрено и утверждено предметно-цикловой комиссией

дисциплин общего гуманитарного и

социального цикла ППКРС, ППССЗ

Председатель П (Ц) К

_______________/ Серкова О.О.

протокол № ____

от «___» _____________ 20__г.

Составила: преподаватель специальных дисциплин

_______________ Меняшина И.А.

Москва 2017 г.

Настоящие рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся предназначены в качестве методического пособия при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся по дисциплине «История»  для специальности 43.02.06 «Сервис на транспорте (по видам)» по программам базовой подготовки очной формы обучения.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта по специальности: 43.02.06 «Сервис на транспорте (по видам)»  по программе базовой подготовки.

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.

Согласно требованиям государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса каждый студент обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной  самостоятельной   работы.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы  используется защита докладов, сообщений, выступление на занятиях, защита проектов и практических работ.

Методические рекомендации по работе  с литературой

 Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем видам занятий: лабораторным, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию. Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками. Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует  на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.

Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей. Форма записей может быть весьма разнообразной:  план, тезисы, цитаты, конспект.

План  - первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющий последовательность изложения материала. План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Цитаты -  дословные записи мыслей автора, содержащие в себе основу прочитанного.

Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Методические   рекомендации  по составлению конспекта

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Выделите главное, составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Методические рекомендации по подготовке доклада (сообщения)

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

9. Обсуждение доклада.

10. Оценивание доклада

Как правило,  доклад состоит из следующих элементов: вступление, основная часть, заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

  • название доклада;
  • сообщение основной идеи;
  • современную оценку предмета изложения;
  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
  • интересную для слушателей форму изложения;
  • акцентирование оригинальности подхода.

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Методические рекомендации к подготовке реферата

Реферат – это сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме, в котором выражается и отношение к этой информации, ее оценка.

Объем реферата не должен превышать 20 страниц машинописного текста .

Структура реферата:

Титульный лист

Оглавление

Введение:

Актуальность темы (обоснование значимости выбранной темы, определяется цель написания реферата, и характеризуются, использованные источники).

Задачи (этапы работ по достижению цели, их должно быть не меньше двух):

1. Исследовать или обобщить понятия, связанные с темой работы

2.  Выявить особенности перевозок (грузов, пассажиров, багажа)

3. Сформулировать рекомендации по разработке договора.

Методы исследования: анализ документов, описание, наблюдение и т.д.

Основная часть (теоретическая), в которой представлена история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы и иных информационных источников; сравнительный анализ нескольких объектов.

Содержание основной части реферата должно быть логичным, аргументированным, соответствовать современному состоянию исторической науки, отражать личностную позицию автора, включать (если это необходимо) иллюстрированный материал.

Заключение, в котором содержатся выводы по заявленной теме, рекомендации относительно возможностей использования материалов работы.

Список использованных информационных источников и литературы (федеральное законодательство, учебники, сайты и электронные учебники);

Приложения: иллюстративный материал, документы и т.д.

Требования к оформлению:

Реферат должен быть правильно оформлен (пронумерованы страницы, не допускаются сокращения слов, текст делится на логические части – абзацы, обязательны сноски). Шрифт Times New Roman, размер 14 кегль, межстрочный интервал – полуторный, с соблюдением следующих размеров полей: левое - 20 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Страницы текста подлежат обязательной нумерации, которая проводится арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней страницы без точки в конце.

Титульный лист включают в общую нумерацию реферата, но номер страницы на нем не проставляется.

Обучающийся разрабатывает и оформляет реферат в соответствии с требованиями:

– ЕСТД (Единая система технологической документации);

– ЕСКД (Единая система конструкторской документации);

– ГОСТ «7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному делу и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе»;

– ГОСТ 7.1. - 2003. «Библиографическая запись. Библиографического описание»;

– ГОСТ 7.82. – 2001. «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

Заголовки оформляются посередине. Точки в конце заголовка не ставятся.

При цитировании следует дать точные ссылки  на источники и литературу, ф. И. О. автора, название книги, место и год издания, номер тома, страницы. Ссылки помещают либо в нижней части страницы (под основным текстом), либо в конце реферата или его главы.

Реферат должен быть логично и связанно, своими словами изложен. Он становится основой для устного сообщения – защиты.

Как написать эссе.

    Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание»)

  – очерк, набросок, размышление, свободное изложение своих мыслей по определенной теме, проблеме. В «Большом энциклопедическом словаре» читаем: «Эссе - жанр философской, литературно-критической, исторической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

 Конкретная тема эссе выбирается самим студентом из предложенных перечней, по согласованию с преподавателем.

а) Требования к написанию эссе: объем – 5-7 страниц, по необходимости указать список литературы. Особое внимание при проверке будет обращено на полное и глубокое раскрытие темы эссе, обосновании суждений, логичности и последовательности. Не следует при написании эссе злоупотреблять изложением частных вопросов конкретной науки и перегружать текст фактами.

     Эссе - это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией в форме обозрения проблемы с использованием литературных источников. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.   Автором формулируется проблема, затем рассматривается, приводятся аргументы с опорой на литературные источники.

Эссе отражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку. В отношении объёма и функции эссе граничит с научной статьёй. Здесь допускаются такие личностные обороты как «я думаю», «я предполагаю», «я считаю» и пр.  

Чтобы выразить свое собственное мнение по определенной проблеме, требуется, во-первых, хорошо знать исходный материал, а во-вторых, быть готовым умело передать его содержание в письменной форме и делать логичные выводы.

 Тема исторического эссе может быть сформулирована в виде проблемы, вопроса или понятия, например: “Война”, “Цивилизация”, “Герои и героизм”, “Диктатура: за и против” и т. п. В отличие от реферата эссе не имеет четкого плана, внутренняя структура текста произвольна. Это не научная работа, поэтому не требуется обоснование каждого положения или вывода, а перечисление доказательств может предшествовать формулировке проблемы. Эссе более субъективно, эмоционально: в этом жанре часто используются парадоксы и неожиданные литературные приемы.

Работу необходимо начинать с черновика.

  Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр. Важная "мелочь": первая запись и в черновике, и в окончательном варианте - это точная формулировка темы эссе. Тема - своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один "правильный" ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в некоторых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача - понять и раскрыть тему, а не "уйти" от нее. Самые ответственные части работы - вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения.

Структура эссе

1.        Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически.

На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.

При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,« Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: традиционная или командная» в качестве подтемыможно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки были характерны для экономики того периода?».

2.         Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.

  В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.

Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

3.         Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

       Мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

вступление

тезис, аргументы

тезис, аргументы

тезис, аргументы

заключение

Заметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

  Требования к написанию эссе

 Объем – 5-7 страниц, по необходимости указать список литературы. Особое внимание при проверке будет обращено на полное и глубокое раскрытие темы эссе, обосновании суждений, логичности и последовательности. Не следует при написании эссе злоупотреблять изложением частных вопросов конкретной науки и перегружать текст фактами.

Как организовать работу над  эссе

1. Если тема сформулирована в виде понятия, например: “Революция”, “Деспотизм”, “Свобода”, посмотрите его значение в разных словарях. Политический, философский, толковый словари наверняка дадут дополняющие друг друга определения, что поможет вам начать работу.

2. Продумайте, какие периоды, события, деятели истории могут послужить достойными иллюстрациями (или выразителями) этих понятий.

3. Обратитесь к словарю (сборнику) афоризмов: здесь вы найдете высказывания известных личностей по ключевым философским проблемам. Как правило, цитаты в таких словарях подбираются по ключевым словам.

5. Посмотрите эссе известных писателей, обратите внимание на структуру текста. Попробуйте написать короткое размышление в таком же стиле.

 6. Когда собран материал, продумана структура — приступайте к написанию основного текста.

7. Эссе в отличие от реферата в большей степени выражает эмоции и точку зрения автора. Поэтому вводите такие обороты, как “по моему мнению”, “я считаю”, “я одобряю” и т. п.

Методические рекомендации по подготовке презентации

Электронная презентация - электронный документ, представляющий набор слайдов, предназначенный для демонстрации проделанной работы.

Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия.

Электронная презентация должна показать то, что трудно объяснить на словах.

Задачи презентации:

  • привлечение внимания аудитории;
  • предоставление необходимой информации, достаточной для восприятия результатов проделанной работы без пояснений;
  • предоставление информации в максимально комфортном виде;
  • акцентирование внимания на наиболее существенных информационных разделах.

Электронная презентация, выполненная в среде Microsoft PowerPoint или ее аналогах - удобный способ преподнести информацию.

Основным преимуществом презентации является возможность демонстрации текста, графиков (фотографий, рисунков, схем), анимации и видео в любом сочетании без необходимости переключения между различными приложениями - программой для просмотра изображений, видеопроигрывателем и т. д.

Для проведения успешной презентации, способной завоевать внимание слушателей и произвести на них должное впечатление, необходимо подготовить грамотную речь, правильно ее озвучить, соблюдая правила поведения при публичном выступлении, а также уделить внимание оформлению слайдов.

Презентация начинается со слайда, содержащего название работы (доклада) и имена авторов. Эти элементы обычно выделяются более крупным шрифтом, чем основной текст презентации. В качестве фона или изображения первого слайда можно использовать рисунок или фотографию, имеющую непосредственное отношение к теме презентации (фото лаборатории, наиболее запоминающийся элемент исследования и т. п.), однако текст поверх такого изображения должен читаться очень легко. Подобное правило соблюдается и для фона остальных слайдов. Тем не менее, монотонный фон или фон в виде мягкого градиента будет смотреться на первом слайде тоже вполне эффектно. Необходимо учесть, что наиболее контрастный текст - черный на желтым.

План презентации

Титульный слайд: на первый слайд целесообразно поместить: изображение, рисунок или фотографию, имеющую непосредственное отношение к теме презентации или логотип учреждения, от лица которого делается презентация.

Введение: Очерчивает круг вопросов, о которых пойдет речь в презентации. Во введении определяется актуальность темы, дается характеристика направления исследования. Можно оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

Основная часть: Формулируются задачи, которые предстоит разрешить в процессе работы с презентацией. Рассматриваются варианты решения поставленных задач. Это должна быть не сама содержательная информация, но пояснения к ней - рисунки, схемы, основные тезисы, которые могут записать слушатели. Содержательную информацию должен излагать докладчик. Вначале может быть приведено современное состояние проблемы и схематическое представление основных физических эффектов, на которых основано исследование.

Далее приводится экспериментальная часть и обсуждение результатов. Здесь можно показать экспериментальную установку, схематическое изображение эксперимента, необходимое для понимания результатов и т. д. После этого на нескольких слайдах приводятся основные результаты проделанной работы. Желательно приводить схематические рисунки, поясняющие эксперимент.

Заключение: В заключении , в 3-5 тезисах кратко излагаются результаты представленной работы.

Список использованных источников: Список использованной литературы является составной частью справочного аппарата научной работы и помещается после заключения. Содержит библиографическую информацию об основных рассматриваемых или рекомендуемых документах.

Обратная связь (подпись): В презентации может содержаться слайд, содержащий информацию о составе коллектива, выполнившего работу. Здесь может быть указана контактная информация (e-mail) для того, чтобы: кто-то хотел бы подробнее обсудить интересующие вопросы после выступления.

Благодарности: на этом слайде может быть написана благодарность людям, которые немного помогли в работе и не попали в список авторов. Будьте осторожны: надо спросить разрешение на запись благодарности у лица, которому выносится благодарность. 

Общие требования к оформлению слайдов:

  • средний расчет времени, необходимого на презентацию ведется исходя из количества слайдов. Обычно на один слайд необходимо не более двух - трех минут;
  • максимальное использование пространства экрана (слайда) - например, растянув рисунки. По возможности используйте верхние 3Л площади экрана (слайда), т.к. с последних рядов нижняя часть экрана обычно не видна;
  • дизайн должен быть простым и лаконичным;
  • каждый слайд должен иметь заголовок;
  • слайды могут быть пронумерованы с указанием общего количества слайдов в презентации;
  • завершать презентацию следует кратким резюме, содержащим ее основные положения, важные данные, прозвучавшие в докладе, и т. д.

Назначение заголовка - однозначное информирование аудитории о содержании слайда. Сделать это можно, по меньшей мере, тремя способами: озвучив тему слайда, лаконично изложив самую значимую информацию слайда или сформулировав основной вопрос слайда. В заголовке нужно указать основную мысль слайда. Из одного слайда можно вынести много смыслов и тезис в заголовке делается для того, чтобы слушатель понял, что именно он должен понять.

Все заголовки должны быть выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание):

  • текст слайда для заголовков должен быть размером 24 — 36 пунктов;
  • точка в конце заголовков не ставится;
  • заголовки не должны быть длинные;
  • слайды не могут иметь одинаковые заголовки.

Общие требования к выбору шрифтов. Для оформления презентации следует использовать стандартные, широко распространенные пропорциональные шрифты, такие как Arial, Tahoma, Verdana, Times New Roman, Georgia и др. Использование шрифтов, не входящих в комплект, устанавливаемый по умолчанию вместе с операционной системой, может привести к некорректному отображению вашей презентации на другом компьютере, т. к. нестандартные шрифтов, которые решили использовать вы, там может просто не оказаться. Кроме того, большинство дизайнерских шрифтов, используемых обычно для набора крупных заголовков в печатных изданиях, оформления фирменного стиля, упаковок и т. д., в рамках презентации смотрятся слишком броско, отвлекают внимание от ее содержания, а порой и просто вызывают раздражение аудитории.

В одной презентации допускается использовать не более 2-3 различных шрифтов, хотя в большинстве случаев вполне достаточно и одного. Размер шрифта для информационного текста 18-22 пункта. Шрифт менее 16 пунктов плохо читается при проекции на экран. При создании слайда необходимо помнить о том, что резкость изображения на большом экране может быть ниже, чем на мониторе. Чрезмерно крупный размер шрифта затрудняет процесс беглого чтения. Прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные. Жирный шрифт, курсив и CAPS LOCK используйте только для выделения.

Не стоит увлекаться созданием надписей с помощью объектов WordArt, что позволяют делать многие приложения пакета Microsoft Office, в том числе и PowerPoint. Такие надписи, подкупающие разработчика презентации причудливой формой, возможностью использовать разнообразные тени и объем, как правило, лишь ухудшают восприятие слайдов.

Гарнитуры с засечками легче воспринимаются читателем и способствуют лучшему пониманию прочитанного. (Гарнитуры - объединение разных по кеглю (размеру) и начертанию, но одинаковых по характеру рисунка шрифтов; засечки представляют собой небольшие элементы на концах штрихов букв). Цифры лучше воспринимаются, если они образованны прямыми линиями.

Цветовая гамма и фон. Для презентации изначально необходимо подобрать цветовую гамму: обычно это три - пять цветов, среди которых могут быть как теплые, так и холодные. Любой из этих цветов должен хорошо читаться на выбранном ранее фоне.

В выборе цветовой палитры должны быть учтены эргономические требования: значения цветов должны быть постоянны и соответствовать устойчивым ассоциациям. Психологические моменты: основное свойство «теплых» цветов - вызывать возбуждение, они стимулируют интерес человека к внешнему миру, общению и деятельности. «Холодные» цвета вызывают торможение. Это успокаивающие и снимающие возбуждение цвета, они вносят в поведение человека рассудочность, рациональность.

При совмещении активных и пассивных цветов нужно учитывать, что активные цвета всегда воспринимаются ярче и лучше запоминаются, поэтому для достижения равновесия они должны подаваться в меньших пропорциях.

Цвета сине-голубой части хроматического круга считаются наиболее тяжелыми для восприятия. Желтый цвет выглядит, наоборот, наиболее легким и воздушным.

Назначив каждому из текстовых элементов свой цвет, например: крупным заголовкам - красный, мелким заголовкам - зеленый, подрисуночным подписям - оранжевый и т.п., нужно следовать такой схеме на всех слайдах.

Выделение различными цветами слов в составе заголовка или абзаца основного текста допускается только с целью акцентирования на них внимания: например, если вводится новый термин или приводятся важные численные значения. «Раскрашивание» текста только из эстетических соображений, как и неудачный выбор шрифтов, могут привести к отвлечению внимания слушателей и их раздражению. Основной текст рекомендуется набирать нейтральным цветом — черным, белым или серым различных оттенков, в зависимости от яркости фона. Следует избегать использования текста, графики и фона одного цвета, со сходной насыщенностью цвета и одинаковой яркости. Поддерживайте высокий контраст.

Слайды могу иметь монотонный фон, а также фон-градиент или фон- изображение. Выбор фона полностью определяется художественными предпочтениями автора презентации, однако следует помнить, что чем меньше контрастных переходов содержит фон, тем легче читать расположенный на нем текст. Следует избегать фонов, перегруженных графическими элементами. Картинки на заднем плане, полоски, клеточки - это лишняя нагрузка для глаза. Чем сложнее объект, тем больше времени требуется, чтобы его рассмотреть и понять. Комфорт при чтении, как правило, является определяющим фактором для человека, знакомящегося с вашей презентацией, и неудачно выбранный фон нередко может просто вынудить часть аудитории смотреть куда угодно, только не на экран.

Следует использовать минимум текста. Текст не является визуальным средством. Правда, использование текста не избежать, когда нужны поясняющие подписи к рисункам или предъявление перечня чего-либо.

Ни в коем случае не стоит стараться разместить на одном слайде как можно больше текста. Для того, чтобы прочесть мелкий текст, многим необходимо существенно напрягать зрение, и, скорее всего, по своей воле никто этого делать не будет. Поэтому, чем больше текста на одном слайде вы предложите аудитории, тем с меньшей вероятностью она его прочитает.

Рекомендуется помещать на слайд только один тезис. Распространенная ошибка - это представление на слайде более чем одной мысли. Следует сокращать предложения, так как чем меньше фраза, тем она быстрее усваивается.         Способы сокращений:

  • удаление слов, без которых смысл не потеряется;
  • замена слов на более короткие, использование аббревиатур (ОАО, ROI, KPI);
  • использование символов вместо слов ( $ - доллар, % - процент).

Текст на слайдах форматируется по ширине. Для лучшей компоновки текста на слайде целесообразно использовать функции, предлагаемые в среде Microsoft PowerPoint: интервалы, линейка и др.

Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы текст был хорошо виден. Подчеркивание не используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.

Обратите внимание, что после двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы. Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее — маленькими.

На схемах  и таблицах текст лучше форматировать по центру. Обычный текст пишется без использования маркеров списка. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).

Следует избегать эффектов анимации текста и графики, за исключением самых простых, например медленного исчезновения или возникновения полосами, хотя и они должны применяться в меру.

Если возможно, лучше использовать структурные слайды вместо текстовых. В текстовом слайде пункты перечислены в столбик, в структурном - к каждому пункту добавляется значок, блок-схема, рисунок - любой графический элемент, позволяющий лучше запомнить текст. В идеале каждому пункту из списка можно добавить образ. Тогда запоминание информации произойдет быстрее.

Использование образов и метафор, добавление рисунка, наглядно демонстрирующего основную мысль, сделает материал запоминающимся.

Целесообразно выводить информацию на слайд постепенно. Пусть слова и картинки появляются параллельно вашей "озвучке": так понятнее, чем вести рассказ по статичному слайду.

Использование формул, иллюстраций и других наглядных материалов. Можно оставить общую форму записи и/или результат, а отображать всю цепочку решения не надо. Большое количество формул на слайде не читается.

Обязательно иллюстрируйте презентацию рисунками, фотографиями, наглядными схемами, графиками и диаграммами. Яркие картинки привлекают внимание эффективнее, чем сухой текст или, порой, даже очень неплохая речь.

Изображению всегда следует придавать как можно больший размер; если это возможно, иллюстрации стоит распределить по нескольким слайдам, нежели размещать их на одном, но в уменьшенном виде. Изображение должно занимать не более 60% размера слайда. Иллюстрации должны быть подписаны на языке представления работы. Подписи вполне допустимо располагать не над и не под изображением, а сбоку, если оно, например, имеет вертикальную ориентацию. Используйте горизонтальное направление текста. Размер шрифта для надписей - обозначений на рисунке на объектах не ниже 12 пунктов.

У диаграммы должно быть название или таким названием может служить заголовок слайда и занимать все место на слайде. Линии и подписи на диаграмме должны быть хорошо видны. Таблицы должны иметь название и цельность восприятия.

ПОМНИТЕ! Демонстрация презентации на экране - это вспомогательный инструмент, иллюстрирующий вашу речь при докладе. Старайтесь не использовать текст на слайде как часть вашей речи; лучше поместите туда важные тезисы и лишь один-два раза обернитесь к ним, посвятив остальное время непосредственной коммуникации с вашими слушателями. Не переписывайте в презентацию свой доклад. В идеале вообще ни одно слово доклада не должно дублироваться на слайдах - кроме темы и имен собственных, названий графиков и таблиц.

 ТЕМАТИКА И ЗАДАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

           

Темы самостоятельных работ входят в тематику календарно-тематических планов по программе учебной дисциплины «Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения» и формируются следующим образом:

РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ СССР И ЕГО МЕСТО В МИРЕ В 1980-Е ГОДЫ

Самостоятельная работа № 1

Основные тенденции развития СССР к 1980-м годам

Задача

рефераты на тему «Венгерское восстание», «Восстание в Познание», «Восстание в Новочеркасске», «Национальные движения в республиках СССР

План

  1. Причины восстания
  2. Ход восстания
  3. Итоги и последствия

Форма

контроля

Устная защита реферата

Литература

  1. История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования, Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. Просвещение, 2016
  2. История (базовый уровень). 11 класс. Загладин Н. В., Петров Ю. А., Просвещение, 2017
  3. http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  4. http://www.history.standart.edu.ru — Информационная площадка по истории, обществознанию

Самостоятельная работа № 2

 Основные тенденции развития СССР к 1980-м годам

Задача

Подготовка презентации «Апогей сталинизма»

План

  1. Особенности внутренней политики 40-50х годов в СССР
  2. Особенности внешней политики 40-50х годов в СССР
  3. Противостояние капиталистической и социалистической систем

Форма

контроля

Защита презентаций

Литература

1.        История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования, Артемов В. В., Луб-ченков Ю. Н. Просвещение, 2016

2.        История (базовый уровень). 11 класс. Загладин Н. В., Петров Ю. А., Просвещение, 2017

3.        http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресур-сов

4.        http://www.history.standart.edu.ru — Информационная площадка по истории, общество-знанию

Самостоятельная работа № 3

Основные тенденции развития СССР к 1980-м годам

Задача

Рецензия на один из предложенных фильмов по списку («Подвиг разведчика» , «У них есть Родина», «Встреча на Эльбе», «Смелые люди», «Молодая гвардия», «Большая жизнь»);

План

  1. Краткое содержание фильма
  2. Насколько фильм отражает эпоху
  3. Ваше отношение к увиденному

Форма

 контроля

Устная защита рецензии с ответами на вопросы

Литература

1.        История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования, Артемов В. В., Луб-ченков Ю. Н. Просвещение, 2016

2.        История (базовый уровень). 11 класс. Загладин Н. В., Петров Ю. А., Просвещение, 2017

3.        http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресур-сов

4.        http://www.history.standart.edu.ru — Информационная площадка по истории, общество-знанию

Самостоятельная работа №  4

Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 1980-х годов

Задача

Подготовка презентации  «Раскол социалистического лагеря»;

План

  1. Распад СССР
  2. Вывод войск из  стран социалистического лагеря
  3. Разрушение Берлинской стены
  4. Распад ОВД

Форма

 контроля

Защита презентаций

Литература

1.        История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования, Артемов В. В., Луб-ченков Ю. Н. Просвещение, 2016

2.        История (базовый уровень). 11 класс. Загладин Н. В., Петров Ю. А., Просвещение, 2017

3.        http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресур-сов

4.        http://www.history.standart.edu.ru — Информационная площадка по истории, общество-знанию

Самостоятельная работа №  5

Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 1980-х годов

Задача

Доклад «Августовский путч»

План

  1. Причины августовского путча
  2. Организация и цели ГКЧП
  3. Ход  событий
  4. Итоги августовского путча

Форма

 контроля

Устное выступление с обсуждением вопросов

Литература

1.        История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования, Артемов В. В., Луб-ченков Ю. Н. Просвещение, 2016

2.        История (базовый уровень). 11 класс. Загладин Н. В., Петров Ю. А., Просвещение, 2017

3.        http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресур-сов

4.        http://www.history.standart.edu.ru — Информационная площадка по истории, общество-знанию

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XX-НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Самостоятельная работа №  6

Постсоветское пространство в 90-е годы XX века

Задача

Тест «Политика СССР в период 1960-1980 гг.»

План

1. Основная причина «холодной войны»:

 А) Раздел послевоенной  Германии на зоны оккупации.

 Б) конфликт двух  идеологий;

 В) борьба за «рынки сбыта»;

 Г) соперничество в научно-технической сфере.

2. Иллюстрацией «железного занавеса» можно считать:

А) Создание водородной бомбы в СССР;

Б) Берлинскую стену;

В) «Парад суверенитетов»;

 Г) пограничный конфликт с Китаем в марте 1969 года.

Д) диссидентское движение.

3. Мера, предпринятая  Андроповым Ю.В. для улучшения функционирования промышленности:

А) облавы в универмагах, кинотеатрах и т. д. для выявления нарушителей трудового распорядка;

Б) образование совнархозов;

В) хозрасчет на предприятиях;

Г) антиалкогольная компания;

Д) разрешение индивидуального предпринимательства.

4.Что явилось причиной выступления рабочих в Новочеркасске:

А) недовольство курсом строительства коммунизма

Б) закрытие церквей в городе

В)  повышение цен на молочно-мясную продукцию

Г) отсутствие в городе яслей

5. Мера, предпринятая Брежневым Л.И. для улучшения функционирования промышленности:

А) программа «500 дней»;

Б) образование совнархозов;

В) хозрасчет на предприятиях;

Г) антиалкогольная компания;

Д) разрешение индивидуального предпринимательства.

6. Мера, предпринятая для улучшения функционирования промышленности, и  не относящаяся к эпохе М.С.  Горбачева:

А) концепция постепенного перехода к «рынку»;

Б) образование совнархозов;

В) хозрасчет на предприятиях;

Г) антиалкогольная компания;

Д) разрешение индивидуального предпринимательства.

7. СССР направил войска в Афганистан:

А) 1979

Б) 1989

В) 1982

Г) 1980

8. Концепция нового политического мышления связана с именем:

А) Хрущев

 б) Горбачев

 в) Брежнев

г)Андропов

9. Реформы, связанные с деятельностью Горбачева, получили название:

а) разрядка

 б) оттепель

в) застой

 г) перестройка

10. Авария на чернобыльской АЭС произошла:

а) 1986

 б) 1991

 в) 1990

г) 1987

11. В каком году произошло восстание в Венгрии

А) 1967

Б) 1961

В) 1953

Г) 1956

12. В каком польском городе проходило восстание  лозунгом «Хлеба, свободы, бога, долой коммунизм»

А) Варшава

Б) Краков

В) Познань

Г) Лодзь

13. В каких странах Европы  США установили ракеты средней дальности, что привело к началу Карибского кризиса

А) ФРГ

Б) Франция

В) Италия

Г) Финляндия

Д) Португалия

Е) Испания

Ж) Турция

14. Члены национальной объединенной партии какой союзной республики организовали теракты в московском метро в 1977 году?

А) Латвия

Б) Грузия

В) Эстония

Г) Армения

15. В каком году был выслан из СССР А.И. Солженицын

А) 1972

Б) 1974

В) 1976

Г) 1978

16. Чей режим был свергнут в Афганистане в результате Саурской революции

А) Б.Кармаля

Б) М.Наджибула

В) М.Дауд

Г) Х.Амин

17. Первым и последним президентом СССР

а) Ельцин

б) Горбачёв

 в) Брежнев

г) Андропов

18. Кто не входил в состав ГКЧП

А) Янаев

Б) Язов

В) Пуго

Г) Хасбулатов

19. Когда в РФ началась либерализация цен

А) 5 декабря 1991

Б)2 января 1992

В) 12 июня 1993

Г) 12 декабря 1993

20. Как назывался приватизационный чек

А) вексель

Б) сертификат

В) ваучер

Г) авизо

Форма

 контроля

Проверка правильности теста

Литература

1.        История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования, Артемов В. В., Луб-ченков Ю. Н. Просвещение, 2016

2.        История (базовый уровень). 11 класс. Загладин Н. В., Петров Ю. А., Просвещение, 2017

3.        http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресур-сов

4.        http://www.history.standart.edu.ru — Информационная площадка по истории, общество-знанию

Самостоятельная работа № 7

Укрепление влияния России на постсоветском пространстве

Задача

Подготовка сообщений «Шоковая терапия», «Массовые забастовки», «Инфляция», «Криминальная Россия», «Выборы 1996 г.»

План

  1. Внутренняя политика РФ в 90-е годы
  2. Экономическая ситуация в стране
  3. Политическая ситуация в стране
  4. Реформы 90-х и ее итоги

Форма

 контроля

Устное выступление с обсуждением вопросов

Литература

1.        История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования, Артемов В. В., Луб-ченков Ю. Н. Просвещение, 2016

2.        История (базовый уровень). 11 класс. Загладин Н. В., Петров Ю. А., Просвещение, 2017

3.        http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресур-сов

4.        http://www.history.standart.edu.ru — Информационная площадка по истории, общество-знанию

Самостоятельная работа № 8

Россия и мировые интеграционные процессы

Задача

Эссе «Политические лидеры СССР»

План

  1. Время жизни исторического деятеля
  2. Личные качества политического лидера
  3. Основные направления деятельности
  4. Характеристика результатов деятельности

Форма

 контроля

Защита эссе

Литература

1.        История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования, Артемов В. В., Луб-ченков Ю. Н. Просвещение, 2016

2.        История (базовый уровень). 11 класс. Загладин Н. В., Петров Ю. А., Просвещение, 2017

3.        http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресур-сов

4.        http://www.history.standart.edu.ru — Информационная площадка по истории, общество-знанию

Самостоятельная работа № 9

Перспективы развития РФ в современном мире

Задача

Презентация «Современные виды транспорта»

План

  1. История развития транспорта
  2. Виды транспорта
  3. Современные технологии обслуживания
  4. Перспективы развития транспортной деятельности

Форма

 контроля

Защита презентаций

Литература

1.        История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования, Артемов В. В., Луб-ченков Ю. Н. Просвещение, 2016

2.        История (базовый уровень). 11 класс. Загладин Н. В., Петров Ю. А., Просвещение, 2017

3.        http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресур-сов

4.        http://www.history.standart.edu.ru — Информационная площадка по истории, общество-знанию

Самостоятельная работа № 10

Перспективы развития РФ в современном мире

Задача

Эссе «Свобода и ответственность человека в современном мире»

План

  1. Понятие свободы
  2. Кого можно считать  свободным человеком
  3. Ответственность человека за свои поступки

Форма

 контроля

Защита эссе

Литература

1.        История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования, Артемов В. В., Луб-ченков Ю. Н. Просвещение, 2016

2.        История (базовый уровень). 11 класс. Загладин Н. В., Петров Ю. А., Просвещение, 2017

3.        http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресур-сов

4.        http://www.history.standart.edu.ru — Информационная площадка по истории, общество-знанию

Самостоятельная работа № 11

Перспективы развития РФ в современном мире

Задача

Тест с использованием КИМов

План

1. Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Исторические личности

А) И. Иванов
Б) В. Акунин
В) С. Степашин
Г) С. Шойгу

Деятельность

1) руководитель Счетной палаты РФ
2) руководитель Министерства по чрезвычайным ситуациям
3) известный спортсмен борец
4) писатель
5) министр иностранных дел Российской Федерации

2. Какие три из перечисленных событий относятся к периоду деятельности Президента В.В. Путина?

1) прекращение деятельности Верховного Совета
2) утверждение гимна РФ
3) подписание Кэмп-Дэвидской декларации
4) создание Общественной палаты
5) изменение порядка выборов губернаторов
6) приватизация памятников культуры

3. Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Термины, названия

А) постмодернизм
Б) биеннале
В) приватизация
Г) импичмент

Определения

1) новые формы творчества, стилевое многообразие
2) государственные краткосрочные обязательства
3) культурные и научные форумы, организуемые один раз в два года
4) отстранение от должности
5) передача государственной собственности в частные руки

4. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

События

А) роспуск Верховного Совета РФ
Б) дефолт
В) принятие Конституции Чечни
Г) подписание Федеративного договора

Даты

1) 1992 г.
2) 1993 г.
3) 1998 г.
4) 2003 г.
5) 2005 г.

5. Расположите следующие события, явления в хронологической последовательности.

А) создание СОВБЕ3а
Б) создание ЕврАзЭС
В) создание ООН
Г) создание СНГ

6. Кто из перечисленных лиц является писателем? Укажите три фамилии из шести предложенных.

1) В. Битов
2) А. Сокуров
3) А. Солженицын
4) П. Лунгин
5) В. Пелевин
6) В. Бортко

7. Прочтите отрывок из указа и напишите год, когда он был опубликован.

«Осуществить … переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги».

8. Что из названного характеризует экономическую политику правительства в 90-е гг. ХХ в.?

1) введение паспортов для крестьян
2) либерализация цен
3) введение золотого обеспечения рубля
4) введение хозрасчета на предприятиях

9. Расположите фамилии Председателей Правительства Российской Федерации в хронологической последовательности их деятельности.

А) В. Зубков
Б) М.М. Касьянов
В) М. Фрадков
Г) В.С. Черномырдин

10. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание. В течение 1993 г. в России нарастал политический кризис, завершившийся вооруженным штурмом Белого дома в Москве. Однако политической оппозиции не удалось сместить Президента РФ. Назовите не менее двух причин, вызвавших политический кризис, и определите его последствия (не менее трех положений).

11. Что из названного характерно для российской культуры 90-х гг. XX в.?
1) увеличение финансирования образовательных учреждений
2) упадок отечественного кинематографа
3) введение цензуры на телевидении
4) увеличение количества киностудий
12. Какое из названных событий произошло в 2003 г.?
1) концерт П. Маккартни на Красной площади
2) прекращение Синодального периода в истории Православной церкви
3) выход в свет фильма «Брат»
4) фильм «Утомленные солнцем» удостоен «Оскара»
13. Что из названного характерно для изобразительного искусства 1990-х — начала 2000-х гг.?
1) возрождение стиля соцреализм
2) стремление к экспериментам
3) возвращение к традициям дореволюционного искусства
4) сокращение количества музеев
14. Для развития отечественного спорта в 90-е гг. XX в. было характерно
1) сокращение спортивных клубов и секций
2) увеличение финансирования спорта
3) бойкотирование Олимпийских игр
4) успешное развитие детско-юношеского спорта
15. Отметьте известных российских спортсменов начала XXI в.
1) А. Скокан и А. Герман
2) И. Глазунов и Д. Вишнева
3) И. Роднина и А. Зайцев
4) А. Немов и А. Карелин
16. Напишите имя государственного деятеля, о котором говорится в тексте. «Он был прочно связан с прежней экономической элитой, но в то же время сумел перевести газовую отрасль страны на рыночные рельсы и вполне оценил полученные от этого выгоды. Он успел поработать в правительстве Гайдара и, как писал Ельцин, “по- нял логику действий не со стороны, а изнутри”. Назначение его премьером позволяло президенту снять еще один упрек оппозиции: она обвиняла “молодых реформаторов” в том, что они не знают реальной экономики, промышленности. Он как представитель слоя “директоров-предпринимателей” был более способен выступить в качестве центра консолидации центристских сил, заинтересованных в стабилизации». О т в е т : ___________________

17. Фрагмент Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. «Ситуация в стране постепенно, медленно пока что, конечно, шаг за шагом начала меняться к лучшему. Сейчас Россия не только полностью преодолела длительный спад производства, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира. За период с 2000 года более чем в два раза увеличились реальные доходы населения. И хотя разрыв между доходами граждан ещё недопустимо большой, но всё-таки в результате принятых в последние годы мер почти вдвое сократились масштабы бедности в России. При этом мы понимаем, что находимся, конечно, только в начале трудного пути к подлинному возрождению страны. И чем более сплочённым будет наше общество, тем быстрее и уверенней мы сможем пройти этот путь. Хотел бы отметить, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убеждён, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной куль- туре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. (…) Уважаемые коллеги, в 2002 году мы приняли решение о создании Стабилизационного фонда. Он был необходим для гарантии исполнения бюджетных обязательств и снижения инфляционного давления, вызванного высокими ценами на энергоносители на мировых рынках. Время показало, что такая политика была правильной, оправданной. Мы добились последовательного снижения инфляции, и это позитивно сказалось на росте реальных денежных доходов граждан, это способствовало устойчивому развитию экономики».

17.1  Какой государственный деятель выступил с данным Посланием? Когда он был впервые избран Президентом Российской Федерации? Кто был его предшественником на этом посту?

17.2 О каких позитивных изменениях в социально-экономической сфере говорит автор Послания? Укажите не менее трёх положений.

17.3 Используя свои знания по истории, напишите, какая экономическая проблема воз- никла вскоре после того, как прозвучало данное Послание? В чём она выразилась в России? Какие меры помогли с ней справиться?

18. В конце XX — начале XXI в. руководству Российской Федерации пришлось решать ряд важных внешнеполитических задач. Они касались взаимодействия с нашими партнёрами как в политической, так и в экономической области. Укажите не менее трёх фактов, связанных с внешней политикой России в указанный период.

19. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Экономические преобразования 1990-х гг. носили позитивный характер, они ста- ли важным шагом на пути создания в России основ рыночной экономики». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно под- твердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

20. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов истории России: 1) 1991–1999 гг. 2) 2000–2008 гг. 3) 2008–2015 гг. В сочинении необходимо: — указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; — назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России; — указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Форма

 контроля

Проверка правильности теста

Литература

1.        История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования, Артемов В. В., Луб-ченков Ю. Н. Просвещение, 2016

2.        История (базовый уровень). 11 класс. Загладин Н. В., Петров Ю. А., Просвещение, 2017

3.        http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресур-сов

4.http://www.history.standart.edu.ru — Информационная площадка по истории, общество-знанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дисциплины Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 100120 Сервис на транспорте

Программа дисциплины составлена согласно стандартам ФГОС на 240 часов (обязательная аудиторная нагрузка 160 часов)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения практических работ по дисциплине «Предпринимательство в сфере сервиса» специальность 101101 «Гостиничный сервис»

Методические указания для проведения 7 (семи) практических работ для 3 курса учащихся по дисциплине "Предпринимательство в сфере сервиса" были разработаны в нашем СПб Техническом колледже два года наз...

Рабочая программа для производственной практики в рамках Профессионального модуля ПМ.02 "Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта" для специальности 43.02.06 "Сервис на транспорте (видам транспорта)"

Рабочая программа для производственной практики в рамках Профессионального модуля ПМ.02 "Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта" для специальности 43.02.06 "Сер...

Рабочая программа дисциплины ОП. 14 "Предпринимательство в сфере сервиса" специальность 43.02.06 "Сервис на транспорте (по видам транспорта)"

дисциплина «Предпринимательство в сфере сервиса» предназначена для повышения уровня предприни­мательской подготовки обучающихся по специальностям, напрямую не связанным со сферами мало...

КОСы история сервис

Контрольно-оценочные средства по истории для 2 курса специальность 43.02.06...

Методические рекомендации к практическим занятиям междисциплинарному курсу МДК 02.01 "Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта" для специальности среднего профессионального образования 43.02.06 "Сервис на транспорте(по видам трансп"

Методические рекомендации к практическим занятиям междисциплинарному курсу МДК 02.01 "Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта" для специальности среднего профессионал...

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ: СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПОСТЕРОВ С ПОМОЩЬЮ WEB-СЕРВИСА «LEARNINGAPPS.ORG»

В статье приведена сравнительная характеристика применение  технологии использования клипового мышления на уроках истории,  во благо в контексте минимакса....