Конспект открытого урока "Словари русского языка"
план-конспект урока

22 ноября 2018 года в рамках празднования Дня словарей и энциклопедий, приуроченного ко дню рождения создателя "Толкового словаря живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля, мною был проведен открытый урок среди студентов 2 курса политехнического колледжа.
Тип урока - урок - лекция с элементами беседы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovari_urok.docx26.4 КБ
Файл prilozhenie_1.docx12.04 КБ
Файл prilozhenie_2.docx12.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия русского языка и литературы
по теме «Словари русского языка»

Цели: создавать условия для формирования культурной личности; познавательной компетенции;

  • обучающая: повторить лексику, узнать, какие бывают словари, формировать ключевые и предметные компетенции, умение работать с книгой-словарём;
  • развивающая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость;
  • воспитывающая: воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку, прививать навык внимательного отношения к слову, интерес к урокам русского языка.

Задачи:

  • Расширить словарный запас учащихся.
  • Расширить знания о словарях русского языка.
  • Формировать коммуникативные качества.
  • Приобщить к работе со специальной литературой.

Тип урока: урок- лекция с элементами беседы.

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран, презентация, толковый словарь, раздаточный материал.

Эпиграф к уроку:

Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке.

Анатоль Франс, французский писатель конца 19 - начала 20 века

Ход урока

Организационный этап.

Здравствуйте!
Сегодня, 22 ноября, в России отмечается День словарей и Энциклопедий.
(слайд 1)

Почему именно 22 ноября объявлен Днем словарей и энциклопедий? Это день рождения Владимира Ивановича Даля, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка». Словари и энциклопедии заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения В. И. Даля. (слайд 2)

В связи с этим, наше сегодняшнее занятие будет посвящено словарям. (слайд 3)

Актуализация.

- Вы конечно же не раз слышали о том, что мы живём в эпоху информации. А задумывались ли вы, что значит слово "информация"? (ответы учащихся)

- В каком источнике мы можем узнать точное определение этого слова? (в словаре) к какому словарю мы обратимся за помощью? (к толковому)

- Давайте заглянем в наш толковый словарь и посмотрим значение этого слова. (Педагог спрашивает студентов, как они будут пользоваться словарями, чтобы найти значение, получает ответ. Несколько студентов ищут значение слова и зачитывают его в слух)

- Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: (Слайд 4)

 "Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные".

И цель нашего урока - заглянуть в этот мир слов, больше узнать о словарях русского языка, понять важность словарей в жизни человека, поучиться пользоваться ими.

Формирование новых понятий и способов действия

А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение и проследите по тексту, о каком великом человеке в нем пойдет речь?

Выразительное чтение преподавателем стихотворения.

(Слайд 5)

Уважаем государь, по прозванию Словарь,
Даже
Пушкин, я об этом достоверно говорю,
Не однажды за советом обращался к Словарю.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу, оказать готов услугу
Русской речи государь по прозванию Словарь! /Я. Козловский/

- О каком же великом человеке говорится в стихотворении?

- Чем нам помогают словари?

Скажите, на уроках русского языка и литературы какие словарит- наши первые помощники?

 Толковый словарь

Словарь И. Даля (Слайд 6)

Жил на свете человек, который собирал слова. Звали его Владимир Иванович Даль. И мы с благодарностью вспоминаем его. Результатом его жизни стал "Толковый словарь живого великорусского языка".

 
Орфографический словарь.(Слайд 7)

Орфографический словарь нужен вам для того, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.

- Как вы считаете, а в каком словаре мы можем узнать происхождение слова?( В этимологическом)

 Этимологический словарь (Слайд 8)

Назначение этимологического словаря - дать историю и происхождение слов. Ведь у каждого слова своя история, своя судьба, своя жизнь. Не зря говорят, биографию имеют не только люди, но и слова. Об этом стихотворение С. Острового "Первородство", я сейчас вам его прочитаю, а вы внимательно проследите по тексту:

К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны:
И когда я слышу: "Извини меня!"-
Это значит: "Исключи меня из вины!"
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу: "Защити меня!"
Это значит: "Спрячь меня за щитом!"
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.

- Скажите, кто-нибудь из вас задумывался над происхождением слова, которое мы произносим, когда благодарим человека за что-либо?

- Что это за слово? (Спасибо. Значение, взятое из словаря на экране) (Слайд 9)

А какие еще вежливые слова мы употребляем в речи? Найдите, пожалуйста, эти слова в стихотворении. (извини…) А что значит фраза «Извини меня»? Ответьте строками из стихотворения ("Исключи меня из вины!")

Так давайте, друзья, будем проникать в суть слова, в истинное значение его значение, в первоначальный смысл слова, будем добрыми и вежливыми. Этимологический словарь, станет вашим надёжным помощником.

Словарь синонимов. (Слайд 10)

А это словарь говорит нам: «Открой меня, и ты увидишь слова, близкие по значению, слова - друзья.»

- А для чего нам нужны слова-синонимы?

Употребляя слова - синонимы, мы делаем нашу речь образной, красочной, выразительной.

Задание: На доске записано 6 слов, которые необходимо объединить по синонимичным парам. (найти пару и записать в тетрадь)

Автомобиль – транспорт

Водитель – шофер

Ноутбук – компьютер  

Словарь антонимов. (Слайд 11 )

А этот словарь говорит вот что: «Если хочешь узнать, какие есть в русском языке "слова-враги, "загляни в меня».

Задание: На доске записаны слова - антомимы, к которые необходимо сгруппировать.
(
Антонимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь»).

Черный – белый

Пламя – лед

Автоматический – механический

Фразеологический словарь. (Слайд 12)

А что же такое «Фразеологизмы»? обратите внимание на экран (Слайд 13)

«Фразеологизм – это устоявшееся по структуре и составу выражение, которое употребляется в переносном значении и состоит из двух и более слов».

Сейчас прослушайте высказывания. Ответьте на вопрос: «Какова их особенность?»

«Как заведённая машина» (Разг. Экспрес. 1. Беспрерывно, ритмично, однообразно),

«работать не покладая рук», «Ученье свет, а неученье-тьма». Ученье дает нам знания, которые открывают новые возможности и светлые пути. А человек необразованный, безграмотный прозябает в незнании и темноте.

А какие фразеологизмы известны вам?

А сейчас я предлагаю немного отвлечься и посмотреть очень интересный и занимательный видеофрагмент о нескольких занимательных фактах русского языка. (Слайд 14) 

Учитель. Когда написание или произношение слова вызывает особую трудность, мы обращаемся к словарю трудностей.

(Слайд15)

Словарь трудностей русского языка.

Например, у многих учащихся вызывают затруднения слова одевать - надевать.

- Давайте вспомним, в каких случаях мы будем одевать и когда надевать?

НАДЕВАТЬ - действие обращено на самого производителя действия: надевать пальто, шубу, шапку; а также в конструкциях с предлогом на - действие обращено на другое лицо или предмет: надевать пальто на ребёнка. ОДЕВАТЬ - обозначает действие, обращённое на другое лицо или предмет: одевать ребёнка, одевать куклу.

(Слайд 16)

Запомните: надевать одежду - одевать Надежду.

- А кто создаёт словари?

- Созданием словарей занимаются лексикографы. А наука, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией (от греч. lexis 'слово' и grafia 'писание, наука')

- Самый первый печатный словарь назывался "Лексис". Составил его Лаврентий Зизания в 1596 г. В этом словаре было всего 1 061 слово - это очень много по тем временам.

- Каким должен быть примерно словарный запас человека? (Слайд 17)

Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4 - 5 тысяч слов, хотя этого мало для выразительной речи. У взрослого образованного человека словарный запас составляет примерно 10-12 тысяч слов, у А. С. Пушкина - 21 тыс.

Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль, тем лучше его речь, язык. Ведь известно, что язык, речь являются показателем ума человека, показателем культуры.

Подведение итогов.

Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились лишь с некоторыми из них.

Научившись пользоваться этими книгами, вы обязательно полюбите их и согласитесь с Самуилом Маршаком: (Слайд 18)

Усердней каждый день смотрю в словарь:
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

Применение. Формирование умений и навыков.

- Послушайте высказывание Рене Декарта (Слайд 19)

"Определяйте значения слов - и вы избавите мир от половины заблуждений" (Декарт, 1596 - 1650).

- Услышав высказывание Рене Декарта, догадайтесь, какой словарь нам необходим для того, чтобы узнать происхождение слов? (этимологический)

(Слайд 20)

Домашнее задание:

Побудьте и вы в роли авторов словарей, составьте словарь «Автомеханника», состоящий из ваших профессиональных терминов. 20 слов – «5», 15 – «4», 10 –«3».

Подведение итогов урока. Этап рефлексии.

Сегодня, я думаю, вы поняли, как важно дружить со словарями. Они помогают многое узнать о слове. Всякий грамотный человек очень часто в своей жизни обращается к словарям. Я думаю, что эти замечательные словари обязательно станут нашими друзьями по жизни.

За активную работу на уроке сегодня я поставила оценки следующим студентам: …



Предварительный просмотр:

лексикографы


Толковый словарь

Орфографический

Этимологический

Словарь синонимов

Словарь антонимов

Фразеологический

Словарь трудностей



Предварительный просмотр:

Уважаем государь, по прозванию Словарь,
Даже
Пушкин, я об этом достоверно говорю,
Не однажды за советом обращался к Словарю.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу, оказать готов услугу
Русской речи государь по прозванию Словарь! /Я. Козловский/

"Первородство"

К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны:
И когда я слышу: "Извини меня!"-
Это значит: "Исключи меня из вины!"
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу: "Защити меня!"
Это значит: "Спрячь меня за щитом!"
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.

Уважаем государь, по прозванию Словарь,
Даже
Пушкин, я об этом достоверно говорю,
Не однажды за советом обращался к Словарю.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу, оказать готов услугу
Русской речи государь по прозванию Словарь! /Я. Козловский/

"Первородство"

К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны:
И когда я слышу: "Извини меня!"-
Это значит: "Исключи меня из вины!"
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу: "Защити меня!"
Это значит: "Спрячь меня за щитом!"
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку за 5 класс

Конспект урока по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки" в 5 классе будет полезен студентам, в нем прописан подробно ход урока, прописаны методы и приемы....

Конспект урока по русскому языку "Бессоюзные сложные предложения" (10-11кл.)

Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме:"Бессоюзные сложные предложения"....

открытый урок русского языка по теме «Лексика. Омонимы и синонимы»

Урок ио теме "Омонимы и синонимы" ЦЕЛИ:  Обучающая: повторить и систематизировать знания обучающихся по теме «Лексика»; учить различать прямое и  переносное значение слов, многозначные слова...

Открытый урок русского языка "Подлежащее и сказуемое"

Открытый урок для учащихся 3 класса.  Этот материал  может помочь учителям начальных классов в проведении урока по данной теме....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Цель урока: формирование понятия корень слова.Задачи урока:Образовательная:Уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;Формировать умение находить однокоренные слов...

Конспект урока по русскому языку. 1 класс.

Конспект урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" для 1 класса по программе "Школа России"....