разработка урока по творчеству А.А.Блока
план-конспект урока

Бадан-оол Чойгана Сергеевна

Этот урок будет полезен при изучении любовной лирики поэта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_na_temu_tvorchestvo_a.a.bloka_.docx27.31 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока на тему «Творчество А.А.Блока. Романтический мир раннего Блока».

Цели урока: познакомить учеников с атмосферой, в которой вырос Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики первой книги «Стихи о Прекрасной Даме».

Оборудование урока: презентация

Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворения.

Ход урока

«Прямая обязанность художника – показывать, а не доказывать».

А.А.Блок

I. Слово учителя.

В качестве эпиграфа я взяла цитату самого Блока. Кто такой художник, ребята? Людей какой профессии можно назвать художниками? (учитель рисует на доске схему, а ученики отвечают на вопросы).

Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным художником, поэтом Александром Блоком.

II. Лекция.

А.А. Блок – одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство.

Блок Александр Александрович родился 16 ноября (28 н.с.) в Петербурге в дворянской семье. Отец, профессор права Варшавского университета, и мать, страстная любительница литературы и переводчица, разошлись сразу после рождения сына. 

Детские годы Блока прошли в семье деда, известного ботаника А.Бекетова, некоторое время бывшего ректором Петербургского университета. 

Это была семья высокой культуры, где практически все (бабушка и все ее дочери, в том числе и мать Блока) занимались литературной деятельностью, переводили, сочиняли, писали стихи.

Блока ревниво оберегали от малейших соприкосновений с внешним миром, с "грубой жизнью". Он рос сосредоточенным, углубленным в себя. 
Все лето проводил в подмосковном имении деда - Шахматове.А.А. Блок

А.А. Блок учился в гимназии, тайком писал стихи, показывая их только матери, которая на всю жизнь осталась для него самым близким человеком. 

В 1898-1901 прослушал курс юридического факультета Петербургского университета, затем перешел на филологический факультет, который окончил в 1906. 
В 1903 женится на Л. Менделеевой, дочери химика Д. Менделеева, в следующем году выходит первая книга стихов А. Блока "Стихи о Прекрасной Даме", в которой он выступил как символист.

Погруженный с юности в мир мечты и мистики, молодой Блок испытал увлечение поэзией Вл. С. Соловьева, с его культом “вечно-женственного” и “мировой души”, что и отразилось в его первой книге “Стихи о Прекрасной Даме".
Поэт наиболее воспринял тезис о том, что «в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сама любовь к миру открыта через  любовь к женщине». Мистический образ носительницы «Царицы», «Таинственной подруги», и образ поэта  - ее служителя, жреца, были восприняты и усвоены Блоком.

«Стихи о Прекрасной Даме» – своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний . Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в отвлеченных и предельно обобщенных символистских образах.

III.Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»

Попробуем определить место действия того, что происходит в стихотворении. 

Итак, действие происходит в храме. Об этом говорят слова "темные храмы", "бедный обряд", "красные лампады", "ризы", "свечи".
Теперь обратим внимание на героев стихотворения. Без труда, по встречающемуся местоимению "Я", мы отыщем лирического героя
НО... обратим внимание, что слово "Я", хоть и встречается часто, но оно не начинает ни одну из строк стихотворения. А начало стихотворения - это сильная позиция, где заявляется что-то главное
Попытаемся определить сильную позицию в стихотворении. Тогда нам будет легче увидеть, что происходит с лирическим героем. 
Итак, что же делает "Я"? 
Он "входит", совершает обряд", "ждет", - читаем мы в 1 строфе:

Вхожу я в темные храмы, 
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы 
В мерцаньи красных лампад. 

Но если в обычной речи, строя предложения, мы ставим подлежащее на первое место (Например, "я вхожу, я совершаю обряд, я жду"), то здесь мы на первом месте видим сказуемые! Эта необычность и привлекает наше внимание. Мы начинаем внимательнее приглядываться не к герою, а к тому, что с ним происходит. 
Расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики, называется инверсия. 
Именно инверсия помогает читателю обратить внимание на важное в произведении. 

Подведем небольшие итоги наших наблюдений:
Лирический герой в храме в ожидании Прекрасной Дамы. 
Теперь пришло время задать себе вопрос - кто эта Прекрасная Дама?
Из 2 строфы мы знаем, что лирический герой не просто ждет ее, он напряжен: скрип дверей может свидетельствовать, что она пришла: 

В тени у высокой колонны 
Дрожу от скрипа дверей. 
А в лицо мне глядит, озаренный, 
Только образ, лишь сон о Ней. 

Оглядывается ли герой, чтобы ее увидеть?

Нет, он "видит" ее в своих мечтах: 

А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

Герой смотрит на другой образ, который видит в церкви перед собой. Им были навеяны "улыбки, сказки и сны" , то есть мечты. Мечта родилась не сегодня и не вчера. Об этом говорит 3 строфа, где можно увидеть, что много раз ему в этом храме представлялся тот образ, который он ожидает. 

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

Состоялась ли встреча все-таки? Оглянулся ли герой? И самое главное, если это мечта, узнал ли он ту, которую сам назвал Прекрасная Дама?
Ответ мы найдем в 4 строфе:

О, Святая, как ласковы свечи, 
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи, 
Но я верю: Милая - Ты. 

Первая строка: 

О, Святая, как ласковы свечи...

помогает понять, что герой не оглянулся, он стоит перед свечами. Но словосочетание "ласковые свечи" - это как положительный ответ на вопрос героя: "Вошедшая в храм - она?"
Герой не просто стоит у свечей, он замер в молитве к Той, которую "видит" своим внутренним зрением. Это зрение- его вера в прекрасную вечную мечту:


Но я верю: Милая -Ты. 


Момент встречи лирического героя и Прекрасной Дамы не показан, но он случится вот-вот... Это подчеркивается особым напряжением героя, когда он перестает слышать "вздохи и речи" за своей спиной. С его губ слетают последние слова благодарственной молитвы. 
В заключении нашего небольшого прочтения снова вспомним прием, который привлек наше внимание в начале стихотворения. Инверсия в 1 строфе была связана с ожиданием героя героя. 

Последние же строки  возвращают обычный порядок слов в предложении: 

Но я верю: Милая - Ты.

Это тоже своего рода ответ на наш вопрос: состоялась ли встреча?
Если ожидание героя выражали глаголы, то в последней строке они уступают место героям (слова -местоимения) - "Я" и "ТЫ" . И даже тем, что "Я" и "ТЫ" находятся на одной строке - дается понять, далеко ли они друг от друга... 

IV. Итог урока.

Каковы ваши впечатления от первой встречи с поэтом?(ученики отвечают)

V. Домашнее задание.

Выучить одно стихотворение из цикла «Стихи о Прекрасной Даме» и сделать анализ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.А БЛОКА»

Слайд 2

Александр Блок – одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX века, соединив русскую классику и новое искусство.

Слайд 3

Детство поэта

Слайд 4

Блок Александр Александрович родился 16 (28)ноября в Петербурге, в дворянской семье. Отец, профессор права Варшавского университета, и мать, страстная любительница литературы и переводчица, разошлись сразу после рождения сына. Детские годы Блока прошли в семье деда, известного ботаника А.Бекетова , некоторое время бывшего ректором Петербургского университета.

Слайд 5

Это была семья высокой культуры, где практически все (бабушка и все ее дочери, в том числе и мать Блока) занимались литературной деятельностью, переводили, сочиняли, писали стихи. Блока ревниво оберегали от малейших соприкосновений с внешним миром, с "грубой жизнью". Он рос сосредоточенным, углубленным в себя. Все лето проводил в подмосковном имении деда - Шахматове.

Слайд 6

Ш ахматово

Слайд 7

образование

Слайд 8

А.А. Блок учился в гимназии, тайком писал стихи, показывая их только матери, которая на всю жизнь осталась для него самым близким человеком. В 1898-1901 прослушал курс юридического факультета Петербургского университета, затем перешел на филологический факультет, который окончил в 1906.

Слайд 9

Первый сборник

Слайд 10

В 1903 женится на Л. Менделеевой, дочери химика Д. Менделеева, в следующем году выходит первая книга стихов А. Блока "Стихи о Прекрасной Даме", в которой он выступил как символист. Погруженный с юности в мир мечты и мистики, молодой Блок испытал увлечение поэзией Вл. С. Соловьева, с его культом “вечно-женственного” и “мировой души”, что и отразилось в его первой книге “Стихи о Прекрасной Даме ".

Слайд 11

Поэт наиболее воспринял тезис о том, что «в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине». Мистический образ носительницы «Царицы», «Таинственной подруги», и образ поэта - ее служителя, жреца, были восприняты и усвоены Блоком. «Стихи о Прекрасной Даме» – своеобразный лирический дневник интимных любовных

Слайд 12

переживаний . Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в отвлеченных и предельно обобщенных символистских образах.

Слайд 13

Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней.

Слайд 14

О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты.

Слайд 15

Попробуем определить МЕСТО ДЕЙСТВИЯ того, что происходит в стихотворении.

Слайд 16

Итак, действие происходит в ХРАМЕ. Об этом говорят слова "темные храмы", "бедный обряд", "красные лампады", "ризы", "свечи".

Слайд 17

Теперь обратим внимание на героев стихотворения. Без труда, по встречающемуся местоимению "Я", мы отыщем ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ. НО... обратим внимание, что слово "Я", хоть и встречается часто, но оно НЕ НАЧИНАЕТ ни одну из строк стихотворения. А НАЧАЛО стихотворения - это СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ, где заявляется что-то ГЛАВНОЕ.

Слайд 18

Попытаемся определить СИЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ в стихотворении. Тогда нам будет легче увидеть, ЧТО ПРОИСХОДИТ с лирическим героем. Итак, что же ДЕЛАЕТ "Я"?

Слайд 19

ОН "входит", совершает обряд", "ждет", - читаем мы в 1 строфе: Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.

Слайд 20

Теперь пришло время задать себе вопрос - КТО эта ПРЕКРАСНАЯ ДАМА ? Из 2 строфы мы знаем, что лирический герой не просто ждет ее, он напряжен: скрип дверей может свидетельствовать, что она пришла: В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней.

Слайд 21

О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. Состоялась ли ВСТРЕЧА все -таки? Оглянулся ли герой? И самое главное, если это МЕЧТА, узнал ли он ту, которую сам назвал ПРЕКРАСНАЯ ДАМА? Ответ мы найдем в 4 строфе:

Слайд 22

О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты. Последние же строки ВОЗВРАЩАЮТ ОБЫЧНЫЙ ПОРЯДОК слов в предложении .

Слайд 23

Это тоже своего рода ОТВЕТ на наш вопрос: состоялась ли встреча? Если ОЖИДАНИЕ героя выражали ГЛАГОЛЫ, то в последней строке они уступают место героям (слова -местоимения) - "Я" и "ТЫ" . И даже тем, что "Я" и "ТЫ" находятся на ОДНОЙ СТРОКЕ - дается понять, далеко ли они друг от друга...

Слайд 24

Домашнее задание: выучить наизусть одно стихотворение и сделать анализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока: Символизм. Анализ поэмы А.А. Блока "Двенадцать"

Предоставлена методическая разработка урока, которая предполагает изучение символизма на примере анализа поэмы А.А. Блока "Двенадцать"....

Разработка урока "Тема Родины и исторического прошлого в лирике А. Блока по учебной дисциплине "Литература"

Урок подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК («Краснодарский архитектурно-строительного техникум»), преподаватель высшей категории Попова Валентина Степановна. Во врем...

Конспект урока по творчеству А.Блока.

Сценарий урока по творчеству А.Блока....

Презентация к уроку по творчеству А.Блока.

Презентация к уроку по творчеству А.Блока....

методическая разработка урока по теме: «Жизнь и творчество. Жанр сказки в творчестве писателя»

цель данного урока активизации познавательной   деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Конспект урока по творчеству А.Блока

Сценарий урока о жизни и творчестве А.Блока с презентацией и тестовыми заданиями....