Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по предмету "Основы режиссуры и сценарного мастерства"
учебно-методическое пособие

Лисицына Елена Евгеньевна

Разработаны для студентов специальности "Реклама". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rekomendatsii_rezhissura.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент по культуре и туризму Томской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций»

Лисицына Елена Евгеньевна

ВЧ.ОП.09 Основы режиссуры и сценарного мастерства

Методические рекомендации

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

Специальность:

42.02.01 «Реклама»

Томск 2018

Составитель:  Елена Евгеньевна Лисицына, преподаватель общегуманитарных дисциплин

Методическое сообщение   для   студентов, изучающих учебную дисциплину ВЧ.ОП.09 «Основы режиссуры и сценарного мастерства»  специальности 42.02.01 «Реклама». Томск: ГКСКТИИ, 2018 –14 с.

Компьютерный набор: Лисицына Е.Е.

Рекомендовано к печати предметно-цикловой комиссии «Общегуманитарных и социально-экономических дисциплин»  Губернаторского колледжа социально-культурных технологий и инноваций

Протокол № __ от «___» _________2018 г.

Заведующая ПЦК «СТиИБТ»                                                  И.В. Ефимова

Утверждено учебно-методическим советом ОГАПОУ  «ГКСКТИИ»

Протокол №        от  «___» _______________  2018 г.

Заведующая учебно-методическим отделом                                        Е.С. Лугачева

Лисицына Е.Е., 2018

Учебно-методический отдел

Губернаторского колледжа социально-культурных технологий и инноваций

Томск, ГКСКТИИ, 2018


Пояснительная записка

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Основы режиссуры и сценарной композиции» проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по дисциплине;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умений использовать полученные знания в новых условиях;

- развития познавательных и творческих способностей;

- формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самореализации.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы – аудиторную, которая выполняется под руководством преподавателя, и внеаудиторную, которая выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия в определенные сроки и с последующей проверкой результатов на занятиях.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студента по дисциплине «Основы режиссуры и сценарной композиции»:

для овладения знаниями: 

  • Конспект по теме «Этапы создания анимационного ролика»
  • Написание и защита докладов о кинорежиссерах и режиссерах рекламы

для закрепления и систематизации знаний:

  • Сделайте разбор рекламного ролика методом идейно-тематического анализа
  • Анализ композиционного построения рекламного ролика

для формирования умений:

  • Ведение дневника наблюдений
  • Монтаж видеоклипа из фрагментов художественного фильма, сериала, мультфильма
  • Сделайте разбор рекламного ролика методом идейно-тематического анализа
  • Анализ композиционного построения рекламного ролика
  • Напишите режиссерский сценарий на основе литературного сценария
  • Разработайте сториборд на основе режиссерского сценария

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению заданий, которые включают цель задания, его содержание, сроки выполнения, объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы.

В качестве форм контроля  внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся используется тестирование, контрольные работы, проверка письменных работ, показ на сцене, защита докладов, защита проекта.


Памятка для студента по организации учебной деятельности

Как слушать лекцию

     1. Лекция - вид учебного занятия, в ходе которого преподаватель в живом взаимодействии со студентами раскрывает систему представлений о том или ином предмете, явлении, помогая слушателям осмыслить проблему и прийти к определенному выводу. Как правило, содержание лекции представляет собой интегрированную научную информацию, преломленную в свете изучаемой проблемы

     2. Во время лекции работайте в полную меру  ваших  возможностей,  устремляйте внимание не только на интересный,  яркий материал, но в равной мере, на "сухие" факты,  формулы,  определения.

     3. Конспектируйте лекцию. Выделяйте положения, термины, значение которых осталось непонятным. Запишите возникшие вопросы. Задайте их преподавателю сразу же после окончания лекции.

     4. Помните, что на лекции происходит первоначальное восприятие и осмысление учебного материала, научной информации. Понимание достигается в результате последующей работы  над содержанием лекции и другими источниками знаний по данной проблеме.

     5. Повторную работу над конспектом лекции проведите в тот же день. Это позволит наиболее полно восстановить положения,  пропущенные или неточно записанные в ходе лекции,  лучше понять  общую идею, главные аспекты.        

Как выполнять внеаудиторное самостоятельное задание

1. Выполняйте внеаудиторное задание в день его получения, а накануне занятия повторите его.

2. Для успешного выполнения задания создайте условия, которые отвечают требованиям гигиены умственного труда: удобное место, достаточное освещение, тишина, перерывы, необходимое оборудование.

3. Начинайте выполнять задание с его осмысления: определите цель, содержание, степень новизны, уровень усвоения, объем, сроки, этапы и приемы выполнения. Спланируйте и соблюдайте затем последовательность действий. Познакомьтесь с алгоритмом и эталоном выполнения задания.

4. Изучите вначале теоретическую основу задания (закон, правило, первоисточник и др.), затем принимайтесь за письменную работу или другие практические действия.

5. Старайтесь выполнять задание самостоятельно, применяя знания и умения, усвоенные ранее.

6. Определите свой оптимальный ритм работы.

7. Помните, что точное следование рекомендациям научной организации учебного труда экономит время, способствует достижению наилучших результатов.


Перечень самостоятельных работ по дисциплине

«Основы режиссуры и сценарного мастерства»

Тема

Вид работы

Кол- во часов

Форма контроля

1

Раздел 1. Научно-практическая основа режиссуры рекламы

Ведение дневника наблюдений

14

Проверка письменных работ, показ на сцене

2

Написание и защита докладов о кинорежиссерах и режиссерах рекламы

4

Защита докладов

3

Раздел 2. Основы сценарного мастерства режиссера рекламы

Анализ композиционного построения рекламного ролика

2

Проверка письменных работ

4

Напишите режиссерский сценарий на основе литературного сценария

6

Защита проекта рекламного ролика

5

Разработайте сториборд на основе режиссерского сценария

6

6

Сделайте разбор рекламного ролика методом идейно-тематического анализа

2

Проверка письменных работ

7

Раздел 3. Создание телевизионной рекламы

Конспект по теме «Этапы создания анимационного ролика»

2

Проверка письменных работ

8

Раздел 4. Монтаж рекламного фильма

Монтаж видеоклипа из фрагментов художественного фильма, сериала, мультфильма

4

Защита проекта

Рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине

«Основы режиссуры и сценарного мастерства»

Самостоятельная работа № 1 Ведение дневника наблюдений

Задание: в течение двух недель вести наблюдения за тремя объектами; результаты наблюдений фиксировать письменно в свободной форме.

Объектами наблюдения выбрать одного из студентов колледжа, одного из преподавателей колледжа и одну знаменитость.

В дневнике необходимо фиксировать: мимику, жесты, походку, манеру держать себя перед другими людьми, стиль общения, интонации, специфические слова и выражения, стиль одежды, любимые предметы и другие отличительные особенности.

По окончании наблюдений уметь продемонстрировать некоторые особенности на сцене по команде преподавателя.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент предоставил подробный конспект с максимальным количеством параметров характеристики личности всех трех объектов; грамотно изложил свои мысли в записях; передал особенности походки, мимики, жестов, интонации во время показа.

Оценка «4» ставится, если записи студента выполнены не достаточно полно; присутствуют помарки и небрежность; текст изложен грамотно, доступно; особенности походки, мимики, жестов, интонации во время показа переданы в максимальном объеме.

Оценка «3» ставится, если записи выполнены в среднем объеме и отличаются разобщенностью, чрезмерной краткостью и тяжело читаются; отсутствуют записи по одному из объектов; выполнен неполный показ по одному или двум объектам.

Оценка «2» ставится, если записи выполнены в неполном объеме, отсутствует запись про два объекта или отсутствуют записи вообще; допущено большое количество ошибок в тексте, информация подана бессистемно; показ выполнен не в полном объеме или не выполнен вообще.

Самостоятельная работа № 2 Написание и защита докладов про кинорежиссеров и рекламных режиссеров

Задание: Написать и защитить доклад о творческих методах кинорежиссеров и режиссеров рекламы.

Тематика докладов: 

Тим Бертон

Стенли Кубрик

Стивен Спилберг

Питер Джексон

Квентин Тарантино

Мартин Скорсезе

Бенисио дель Торо

Ларс фон Триер

Джим Джармуш

Педро Альмадовар

София Коппола

Андрей Звягинцев

Сергей Бодров

Валерий Тарковский

Леонид Гайдай

Ким Ки Дук

Кэри Фукунага

Тимур Бекмамбетов

Данте Ариола

Дэвид Финчер

Том Кунтц

«Трактор»

Георгий Тоидзе

Тигран Бежанов

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если материал доклада соответствует заданной теме; речь докладчика грамотная, понятная и соответствует формату доклада; к докладу прилагается иллюстративный материал; студент ознакомился, как минимум с одной работой режиссера.

Оценка «4» ставится, если материал доклада соответствует заданной теме; речь докладчика грамотная, понятная и соответствует формату доклада; ошибок в устной речи допускается минимальное количество; допускается чтение и частое пользование напечатанным материалом; к докладу прилагается иллюстративный материал; студент ознакомился, как минимум с одной работой режиссера.

Оценка «3» ставится, если не весь материал отвечает теме доклада; студент допускает ошибки в устной речи; схема доклада не проработана; иллюстративный материал не организован или отсутствует вообще; студент не ознакомился с творчеством режиссера.

Оценка «2» ставится, если материал не соответствует теме задания; допущены ошибки в устной речи; текст доклада не структурирован; иллюстративный материал отсутствует; студент не ознакомился с работами режиссера.

Самостоятельная работа № 3 Анализ композиционного построения рекламного ролика

Задание: Разобрать композицию рекламного ролика по схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал.

В качестве материала для задания студенту выдается название ролика индивидуально. Ролики для всех студентов группы подбираются в соответствии с единым продуктом. Например, реклама духов, спортивной одежды и т.д.

Оценка «5» - все компоненты определены, верно;

Оценка «4» - ошибка или неточность в одном или двух компонентах;

Оценка «3» - ошибки в двух или трех компонентах;

Оценка «2» - ошибки более чем в трех компонентах.

Самостоятельная работа № 4 Написание режиссерского сценария на основе литературного сценария

Задание: Напишите режиссерский сценарий на основе литературного сценария.

Студенту задается тема, которая соответствует отдельному товару или услуге. Например, шоколад, детские товары, авиакомпания и т.д. Студент должен: изучить предложения и примеры рекламных роликов в данной сфере, выбрать любую компанию в рамках заданной темы; составить литературный и режиссерский сценарий.

Оценка «5» ставится, если студент понимает отличие разных видов сценария; знает товары в своем сегменте; ориентируется в разнообразии рекламных роликов в данном направлении; составляет грамотный по форме и содержанию сценарий; учитывает все необходимые для режиссерского сценария пункты.

Оценка «4» ставится, если студент допускает неточности в понимании отличия разных видов сценария; допускает ошибки при составлении сценария; допускает небрежность в составлении режиссерского сценария.

Оценка «3» ставится, если студент представляет только один вид сценария; не соблюдает правила русского языка при написании текста; не понимает основных отличий двух видов сценария.

Оценка «2» ставится, если студент допускает прямой плагиат на известные ролики; плохо знаком с товаром, сценарий для которого он пишет; не знает отличий между разными формами сценария; предоставляет неграмотно написанный текст сценария; предоставляет только один вид сценария.

Самостоятельная работа № 5 Разработка сториборда на основе режиссерского сценария

Задание: Составьте сториборд (раскадровку) на основе режиссерского сценария.

Студенту задается тема, которая соответствует отдельному товару или услуге. Например, шоколад, детские товары, авиакомпания и т.д. Студент должен: изучить предложения и примеры рекламных роликов в данной сфере, выбрать любую компанию в рамках заданной темы; составить литературный и режиссерский сценарий. На основе написанных вариантов сценария необходимо составить раскадровку, которая включает визуальное решение кадров, музыкальное сопровождение, соответствие кадров тексту.

Оценка «5» ставится, если студент понимает отличие разных видов сценария; знает товары в своем сегменте; ориентируется в разнообразии рекламных роликов в данном направлении; составляет грамотный по форме и содержанию сценарий; учитывает все необходимые для режиссерского сценария пункты; понимает особенности составления сториборда; соблюдает все необходимые элементы сториборда; выполняет работу в доступном для понимания стиле.

Оценка «4» ставится, если студент допускает неточности в понимании отличия разных видов сценария; допускает ошибки при составлении сценария; допускает небрежность в составлении режиссерского сценария; допускает небрежности при составлении раскадровки; затрудняется в даче пояснений по спорным моментам.

Оценка «3» ставится, если студент представляет только один вид сценария; не соблюдает правила русского языка при написании текста; не понимает основных отличий двух видов сценария; упускает один из элементов сториборда; допускает ошибки, затрудняющие понимание сториборда.

Оценка «2» ставится, если студент допускает прямой плагиат на известные ролики; плохо знаком с товаром, сценарий для которого он пишет; не знает отличий между разными формами сценария; предоставляет неграмотно написанный текст сценария; предоставляет только один вид сценария; предоставляют нечитабельный сториборд.

Самостоятельная работа № 6 Сделайте разбор рекламного ролика методом идейно-тематического анализа

Задание: Разобрать сюжетный рекламный ролик по методу идейно тематического анализа.

Ролик выдается студентам индивидуально.

Идейно-тематический анализ включает в себя следующие пункты:

1) Материал — основной источник фантазии.

2) Тема (про что?) — проблема, поднимаемая автором, основной мотив произведения.

3) Идея (о чем?) — что, поднимая эту проблему, автор пытается донести до зрителя (читателя, слушателя и т.д.).

4) Драматургия — основа, костяк фабулы.

5) Конфликт — Основная движущая сила произведения.

6) Характер — совокупность индивидуально своеобразных черт, сформированных в процессе жизни человека, через которые выявляется его мироощущение и цели (“я хочу” персонажа).

7) Поступок — действие, результат оценки ситуации (обстоятельств), который вынуждает человека активно действовать, чтобы разрешить ситуацию в свою пользу.

8) Персонаж — субъект-носитель неких элементов авторского замысла, посредством которого автор выявляет какую-то необходимую ему часть общей идеи или антиидеи, носителем которой и является этот персонаж.

9) Фабула — история, краткое содержание, изложение действий, отношений и событий в произведении в их последовательности (хронология развития конфликта сюжета). Костяк, основа сюжета.

10) Сюжет — история возникновения, развития и разрешения конфликта в драматургических ситуациях, раскрывающая через характеры персонажей и их взаимоотношения авторский замысел (тему и идею произведения).

11) Лейтмотив – основной мотив (образ, линия и т.п.) проходящая через все произведение и служащий раскрытию основной темы.

12) Контр-тема – мотив, противостоящий основному, конфликтный ему. Так же проходит через все произведение.

13) Дополнительные мотивы — темы, возникающие параллельно основной теме произведения. Развивают основную тему или контрастируют с ней, расширяя объем захвата явлений, основной проблемы и многоразгадываемость авторской идеи.

14) Жанр (литературный)

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если максимально точно проанализированы все необходимые пункты.

Оценка «4» ставится, если проанализированы все пункты, но допущены неточности;

Оценка «3» ставится, если проанализированы не все пункты и допущены ошибки;

Оценка «2» ставится, если проанализировано меньше половины необходимых пунктов, а также допущены ошибки.

Самостоятельная работа № 7 Этапы создания анимационного ролика

Задание: Найти и законспектировать этапы создания рекламного ролика.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится за полный, структурированный конспект по теме; отсутствуют орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится, если конспект составлен грамотно, но допущены орфографические ошибки;

Оценка «3» ставится, если конспект структурирован, но информация подана с искажениями, а также присутствуют орфографические ошибки.

Оценка «2» ставится, если текст переписан слово в слово, либо конспект подан бессистемно, а также с большим количеством ошибок.

Самостоятельная работа № 8 Монтаж видеоклипа из фрагментов художественного фильма, сериала, мультфильма

Задание: Смонтировать видеоролик по мотивам художественного фильма, сериала, мультфильма. Ролик должен содержать видео и аудио фрагменты, и отражать основную идею произведения. Произведение студент выбирает самостоятельно. Продолжительность: 2 – 3 мин.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если монтаж выполнен качественно, соблюден временной регламент, смонтированный ролик соответствует идее произведения, ролик выдержан в атмосфере произведения, а также эстетически сбалансирован.

Оценка «4» ставится, если монтаж выполнен качественно, выдержан в атмосфере произведения и по регламенту, но допущены погрешности в эстетическом балансе или другие погрешности.

Оценка «3» ставится, если допущены ошибки при монтаже или монтаж выполнен некачественно, ролик не полностью соответствует атмосфере произведения, временной регламент незначительно нарушен, отсутствуют аудио фрагменты произведения, идея произведения отражена не точно.

Оценка «2» ставится, если у смонтированного ролика отсутствует эстетическая ценность, нарушен временной регламент, монтаж произведен с ошибками и погрешностями, отсутствует аудио фрагмент произведения, не выдержана его атмосфера, идея произведения не понятна из ролика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/

заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по ПМ. 02 Производство рекламной продукции МДК 02.01 Выполнение рекламных проектов в материале

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по  МДК 02.01 Выполнение рекламных проектов в материале разработаны для студентов 2-4 курсов по специальности 42.02.01 Реклама и пре...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПМ.05 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФССИЯМ РАБОЧИХ «МАНИКЮРША». «ПЕДИКЮРША» МДК 05.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИКЮРА»

методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплинеПМ.05 «Выполнение работ по профссиям рабочих «Маникюрша». «Педикюрша»МдК 05.01 «Технологи...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.05 Выполнение работ с прикладным программным обеспечением

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса МДК.05.01 «Технология использования прикладного программного обеспече...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса

Методические рекомендации  для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса...