Урок мужества по теме «Холокост. Помнить, чтобы жить!»
классный час

Vinogradova Inna

Урок мужества по теме «Холокост. Помнить, чтобы жить!» направлен на  формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида.  Информация мероприятия, аудио- и видео сопровождение помогают развитию чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других. Материал занятия подобран с учетом возрастных  особенностей участников. Предназначен для проведения урока мужества в группах 2го курса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Торгово-промышленный техникум им. Л.Б. Ермина в г. Зверево»

Методическая разработка урока мужества

на тему:

«Холокост. Помнить, чтобы жить»

Разработала:

преподаватель истории

Виноградова И.В.

г. Зверево, 2022 г.

Урок мужества по теме «Холокост. Помнить, чтобы жить!»

Цель: обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Задачи:

  • формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;
  • ознакомление с понятиями “толерантность”, “толерантная личность”, “границы толерантности”;
  • развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
  • обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе;
  • формирование патриотизма, гражданственности.

Оснащение: плакаты на доску, презентация, видео Классный час по теме «Холокост» образовательного портала ЗНАНИО, видео «Таня Савичева».

Ход урока.

Запускается видео без звука до 06:01

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались на необычный урок – урок мужества. Он посвящен памятной дате -27 января. Этот день объявлен Международным днем памяти жертв Холокоста. А так же 27 января 1944 года была окончательна снята блокада Ленинграда. 

22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года.

Годы войны… Как они изменил судьбы, обагрили кровью и слезами детство, сделали короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты …

Мирно страна проснулась в этот июньский день.

Только что развернулась в скверах ее сирень.

Радуясь солнцу, миру, утро встречала страна.

Вдруг разнеслись по эфиру памятные слова.

Голос уверенно- строгий сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге заполыхала война… 

1418 дней продолжалась битва за жизнь.

27 миллионов погибло на полях сражений, умерло от голода и лишений, замучено в концлагерях.

Одним из самых страшных в мировой истории преступлений против человечества, которое совершили нацисты  был Холокост. «Холокост» в переводе с древнегреческого означает «уничтожение огнем», «жертвоприношение». Впервые этот термин был использован лауреатом Нобелевской премии мира писателем, бывшим узником Oсвенцима и Бухенвальда Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения.

В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 гг.

На иврите употребляется термин «Шоа́» (ивр. ‏ שׁוֹאָה‏‎‏‎ — бедствие, катастрофа).

Холокост — это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу.

Германия. 30 годы. Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки.

Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938 года, получил название «Хрустальная ночь». Были разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.

1 сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. «Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи - это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами».

 После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

Во время Второй мировой войны евреев закрывали в гетто, которые размещались, как правило, в самых бедных районах города, где не было электричества и элементарных санитарных условий для жизни. Жизнь в гетто была невыносимой. В условиях перенаселенности и антисанитарии быстро вспыхивали инфекционные болезни. Люди голодали. Немцы намеренно морили жителей голодом. Болезни, голод и холод уносили жизни десятков тысяч жителей гетто.

Преследование нацистами евреев прошли три этапа:

Первый: Евреи не должны иметь прав.

Второй: Евреи не должны иметь права жить среди нас.

Третий: Евреи не имеют права жить.

По данным «Энциклопедии Холокоста» геноцид унес жизни около 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами.

 «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями» (И. Бауэр). Поэтому по решению Генеральной Ассамблеи ООН 27 января объявлено Международным днём памяти жертв Холокоста.

Лагерь смерти Освенцим

Дата памятного дня выбрана не случайно: 27 января 1945 года Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим. Немецкое название лагеря Аушвиц. Он представлял собой комплекс, состоящий из концентрационного лагеря, лагеря смерти и лагеря принудительного труда, расположенный под польским городом Краковом.

Надпись над входом в лагерь гласила: «ARBEIT MACHT FREI», что означает «труд ведет к свободе». Реальность была прямо противоположной. Труд стал еще одной формой геноцида, которую нацисты называли «уничтожение работой».

Ежедневно в лагерь смерти прибывало до 5000 человк. В печах крематория Освенцима за сутки сжигалось до 16 000 трупов. Общее число убитых (взрослых мужчин, женщин и детей) исчисляется по разным источникам от двух с половиной до четырёх миллионов человек, большая часть из которых евреи.

 Включается звук на видео с 06:02 по 06:56. Диктор читает стихотворение

Есть в Польше мирный городок Освенцим.

Ну, разве мог бы кто предугадать,

Что названье это с болью в сердце

Миллионы будут вспоминать.

 

Не жизнь спокойную, не город, не дома,

А ужасы войны, что заклеймила

Навеки с этим именем она

И миллионы жизней погубила.

 

А трубы крематория дымили

И ночь, и день без устали, без сна.

Нельзя нам допустить, чтобы забыли

Народы мира как страшна война!

 

Здесь все пронизано невыносимой болью:

Земля и небо, воздух и вода.

И стонет мать-земля, пропитанная кровью.

Хоть столько лет прошло! Но не ушла беда.

                                                                                             

Видео продолжается без звука до 18.50

Освенцим был крупнейшим и наиболее долго просуществовавшим из нацистских лагерей уничтожения, поэтому он стал одним из главных символов Холокоста.

Бабий Яр – «урочище смерти»

Но Холокост – это не только газовые камеры. В каждом городе была своя трагедия Холокоста.

Осень.  29 сентября 1941 года. Оккупированный Киев. По улицам города движется процессия из тысяч женщин, стариков и детей, везущих с собой свои вещи. По приказу немецкого командования евреи из города перемещались на «новое место жительства».

У тех, кто оказался не в колоннах, а в числе зрителей, были дурные предчувствия.

– Куда вы идете, вас же расстреляют? — крикнул какой-то смельчак.

–  Ну что вы, посмотрите, кто здесь идет! — возразили ему из толпы уходящих.

–  Понятно, что никто из нас не может воевать. А пули нужны на войне. Зачем немцам тратить на нас пули?

С этого диалога, оставшегося в истории благодаря воспоминаниям свидетелей, начиналась трагедия, которая навсегда связана с названием урочища Бабий Яр. Он стал символом трагедии евреев в Советском Союзе.

Бабий Яр был выбран немецким командованием, т.к. там было много рвов и оврагов, что облегчало задачу палачам: им не пришлось рыть глубоких могил для тысяч трупов. Кроме того, место было достаточно удалено от центра города: там легко было скрыться от любопытствующих, да и выстрелов не было слышно.  

Людей группами по 30-40 человек гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва. Это был не просто расстрел. Это был конвейер. Одна группа немцев отвечала непосредственно за расстрел, другая укладывала трупы, третья сортировала ценные вещи, четвертая сторожила тех, кто дожидался своей «очереди».

За два дня (29 и 30 сентября 1941 года) на окраине Киева расстреляли более 30 тысяч человек..

Массовые расстрелы в урочище Бабий Яр продолжались на протяжении всего периода оккупации. По мнению ряда исследователей, только евреев из Киева и других районов Украины в Бабьем Яру расстреляли около 150 тысяч человек. А общее число казнённых не поддаётся точным подсчётам — их количество колеблется от 70 тысяч до 200 тысяч человек.

Расстрелы в урочище Бабий Яр стали одной из крупнейших массовых акций уничтожения в ходе Второй мировой войны. Впоследствии на территории Бабьего Яра установили несколько памятников, как жертвам Холокоста, так и другим погибшим там советским гражданам.

Змиевская балка.

По масштабам расстрел в Бабьем яру в Киеве можно сопоставить только с расстрелом в Змиевой балке в Ростове на Дону, где уничтожили более 100 тысяч человек. Ростовская Змиёвская балка стала вторым по численности местом массового уничтожения еврейского населения на территории СССР. Утром 11 августа 1942 года толпы евреев пошли на сборные пункты. Среди них были в основном женщины, дети и старики, так как мужчины ушли на фронт. Одних сажали в открытые машины, других под конвоем сопровождали на окраину города, в направлении 2-го Змиёвского поселка. Одну колонну до балки вели голыми от Зоологического сада. Вели под конвоем по нынешнему Будённовскому проспекту, вниз к Дону. Взрослых расстреливали (часть была убита в «душегубках»), а детей умерщвляли, смазывая губы сильнодействующим ядом.

В этот страшный день в песчано-каменном карьере и соседней роще были убиты около 15 тысяч евреев. Расстрелы продолжались даже ночью и в последующие дни.

Выдающимся литературным памятником Холокосту стала поэма Е.А. Евтушенко «Бабий Яр», первые стихи которой были опубликованы в 1961 г. Позже Д.Д. Шестакович на основе этого произведения написал симфонию. Поэма Е.А. Евтушенко «Бабий Яр» была переведена на 72 языка мира.

Дети Холокоста

В ходе Холокоста погибло около полутора миллионов детей, из которых примерно 1,2 млн — еврейские дети.

Студент читает стих.

Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый раз опять, –
Кляня, ругаясь без причины…
И детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова.
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы,
Но их всё били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин “идеи” были,
Мужчины мучили детей.

Одними из самых известных жертв нацизма считаются Анна Франк и её семья. Анна Франк, как и двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева, вела свой дневник. Дневник голландской девочки – один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма – сделал имя Анны Франк знаменитым на весь мир.

Таня Савичева и Анна Франк были почти ровесницами и писали об одном и том же – об ужасе фашизма. И погибли эти две девочки, не дождавшись Победы: Таня – в июле 1944, Анна – в марте 1945 года. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. «Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру.

Анна Франк — еврейская девочка, уроженка Германии, после прихода Гитлера к власти скрывавшаяся с семьёй от нацистского террора в Нидерландах. С 1942 г., при оккупации Германией Нидерландов, Анна Франк пряталась от нацистов. Два года жизни она провела убежище.  Она была арестована отправлена в Освенцим, а оттуда в Берген-Бельзен, где умерла в конце войны.

Дневник Анна получила в качестве подарка от своего отца Отто на 13-й день рождения, 12 июня 1942 года, и в тот же день сделала там свою первую запись. Хотя сам дневник представлял собой маленький альбом для автографов, Анна решила использовать его именно в качестве дневника, надеясь на публикацию дневника после освобождения Нидерландов. Свой дневник Анна назвала «Убежище».

В убежище Анна Франк пряталась от нацистов вела дневник в письмах на нидерландском языке (первым её языком был немецкий, но нидерландский она начала учить с раннего детства и поэтому говорила на нём лучше, чем её родители). Эти письма она писала своей вымышленной подруге Китти. В них она рассказывала Китти всё, что происходило с ней и с другими жителями убежища каждый день.

Читается с планшета.

Запись 19 ноября 1942:

Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи… Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось — старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход.

Сначала Анна вела дневник только для себя, но затем решила на его основе написать роман. Для этого девочка переписывала и редактировала свой дневник, параллельно продолжая пополнять его новыми записями. Последняя запись в дневнике датирована 1 августа 1944 года, через три дня гестапо арестовало всех, кто прятался в убежище. Сама Анна умерла в концлагере Берген-Бельзен от сыпного тифа.

Во время ареста Анна либо обронила дневник в спешке, либо по какой-то причине не смогла его взять с собой. Сразу после ареста девочки коллега её отца Мип Гиз сумела взять дневник и спрятала в ящике стола, рассчитывая отдать его Анне, когда девочка вернутся. Когда отец Анны Отто Франк вернулся из заключения и узнал, что Анна мертва, то Гиз отдала ему дневник. Отец Анны начал переводить отдельные фрагменты дневника на немецкий, а затем в 1947 году опубликовал его.

Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвиняющего фашизм. В 2009 году дневник был признан объектом реестра «Память мира» ЮНЕСКО.

Анна Франц не единственный свидетель тех страшных событий. Сейчас наши ребята представят людей которые прошли через этот ужас и смогли рассказать о нем.

Видео останавливается. Включается видео «Таня Савичева».

Включается презентация «Холокост»

Выступление студентов с воспоминаниями очевидцев от первого лица

Елена Павловна Ильина, пережившая «Освенцим»:

«Барак разделялся двумя оштукатуренными стенами, к которым с обеих сторон были пристроены нары, сложенные из кирпича. На нарах — матрацы, набитые соломой, и по два одеяла на шесть человек. Поэтому спать было очень тесно. Стаи вшей не давали покоя. Но заключенные не обращали на них никакого внимания, так как за день очень уставали. Подъем был в половине пятого утра. На завтрак давали кружку слабого чая и кусочек хлеба. Ровно в пять мы уже стояли по стойке смирно около барака. В это время начинался «цель аппель» — утренняя перекличка. Перед отправкой на работу оркестр играл веселый марш. Охранники с овчарками строго следили за тем, чтобы мы шли в такт музыке.

Повсюду свирепствовала смерть. С каждым днем становилось все страшнее. Бежать из этого кошмара было практически невозможно. Правда, во время работы в поле одной женщине из моей команды удалось скрыться. Она спряталась в стогу, но собаки ее нашли и растерзали на глазах у всех»

Симон Вайль, переживший «Освенцим»:

«Мы работали более 12 часов в день на тяжелых земляных работах, которые, как оказалось, были большей частью бесполезными. Нас почти не кормили. Но все же наша судьба была еще не самой худшей. Летом 1944 года из Венгрии прибыли 435 000 евреев. Сразу после того, как они покинули поезд, большинство из них отправили в газовую камеру» Шесть дней в неделю все без исключения должны были работать. От тяжелых условий работы за первые три-четыре месяца умирало около 80% заключенных"

Шломо Венезия, бывший узник «Освенцима»:

«Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600—1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впереди идущих. В результате в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда»

Показания заключенного лагеря «Собибор»

«Когда нас пригнали, нас заставили всех раздеться. Нас точно было 1300 человек. Мы не знали, что будет с нами, мы считали, что это пришел наш черед. Но нет, они забрали нашу одежду и пустили ее всю в дезинфекцию. И мы увидели здесь страшную картину — вот эта бетонная стена справа, к которой вели ступеньки вниз, там лежало 8 малюток детей, с разбитыми головами, у них сочилась кровь — с ротиков, с носиков, с ушиков. Мы смотрели, у нас замирало сердце. Мы не знали, что случилось с этими детьми. И вдруг мы услышали крик ребенка. Выскакивает фашист, держа этого ребенка, как какого-то гада за шею. Он не посмотрел, что нас 1300 человек, он взял за ноги этого малютку, ударил об эту стену, и бросил в 9-ку. Позже начальнику лагеря задали вопрос: уничтожали ли вы так людей. И онматерей обвинил, он сказал: да, мы так детей убивали, но лишь потому, что когда мы матерей с этими детьми отправляли в газовые камеры, матери не хотели брать с собой этих детей». «Примерно в июле 1943 года меня и со мной еще десять человек греков записали в какой-то список и направили в Биркенау. Там всех нас раздели и подвергли стерилизации рентгеновскими лучами».

Ветеран ВОВ Владимир Черников об «Освенциме»:

«Мы зашли в один барак после крематория. Там я видел пепел, на входе — вещи и одежду… И вот когда я зашел в барак, я еще подумал: «живой пепел». Не передать это ощущение — вроде живой человек, а вроде — нет. Шоковое состояние такое было, вышел — бродят толпы народа, все в полосатых робах. Женщины в каких-то серых, засаленных то ли халатах, то ли платьях, на ногах — деревянные колодки… Кто-то сидел на земле и жевал траву»

Мария Семеновна Шинкаренко об «Освенциме»:

«Мужчин оставляли, а женщин с детьми прямо днем вели как бы в душ. Там пускали газ «циклон», пол раздвигался и их сжигали. Пламя шло огромным столпом и черный, тяжелый дым ложился прямо на землю. Пепел потом просеивали и удобряли поля, а также фасовали по баночкам и продавали как удобрение. С июня 1944 года до января крематории горели день и ночь»

Праведники народов мира

Во время Холокоста коренное население разных стран относилось к евреям по-разному: кто-то был безразличен, кто-то враждебно настроен, а кто-то боялся. Были и такие люди, которые сотрудничали с нацистами, другие наживались за счет конфискованного еврейского имущества. Но и в жестоком, безнравственном мире оставались чистые и смелые люди. Именно эти немногие с удивительным мужеством сохраняли лучшие человеческие качества и, несмотря на опасность, протянули руку помощи еврейскому народу. Они не думали о смерти, которая им грозила, не думали о славе и доброй памяти, которая, возможно, ждет их впереди, они просто спасали тех, кому смерть смотрела в глаза.

И поэтому мы должны знать об этих хороших людях, помогавшим евреям во время Холокоста. Мы должны учиться у них и помнить их с благодарностью и надеждой.

                                                         Проф. Эли Визель, лауреат Нобелевской премии

Видео включается со звуком на 28:29 до 30:09 (до конца)

Обсуждение со студентами темы занятия. Высказывания студентов об увиденном.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

27 января – Международный день памяти жертв Холокоста

Слайд 9

Ворота лагеря Освенцим-Бжезинка ( Биркенау ) «Труд освобождает» Лагерь «Освенцим»

Слайд 12

Очки убитых в Освенциме

Слайд 13

Вход в концлагерь Ораниенбург , 1933

Слайд 14

Концлагерь Берген-Бельзен .

Слайд 15

Тела узников концлагеря Бухенвальд.

Слайд 16

Тела узников концлагеря Бухенвальд.

Слайд 18

Заключенные лагеря Заксенхаузен на построении

Слайд 19

Освобожденные узники Дахау


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "Мы чтим и помним Вас, герои Сталинграда!"

Методическая разработка классного часа...

Методическая разработка классного часа на тему: ХОЛОКОСТ: ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОВТОРИЛОСЬ

Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов патриотической тематики в любом образовательном учреждении для обучающихся в возрасте от 16 лет. Предлагаемое меропри...

Цикл тренинговых занятий с подростками "Жизнь стоит того, чтобы жить"

Цель: помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя Личностью, осознать свои цели и смысл в жизни.Задачи: развивать у подростков способность к саморефлексии и содействовать осознанию их жизненных ц...

«Мы рождены, чтоб жить под мирным небом»

Познакомить со значением слов Мир, война, познакомить с символом мира;причины возникновения войн, пути разрешения конфликтов;воспитывать патриотизм, ответственное отношение к сохранению мира на Земле...

Классный час «Помнить, чтобы жизнь продолжалась». (Трагедия Беслана.)

СЛАЙД № 1(название презентации)Всего лишь несколько лет назад человечество вступило в XXI век и в третье тысячелетие. После окончания “холодной войны” мы, как и все народы земли, ожидали э...

УРОК МУЖЕСТВА ПО ТЕМЕ: «ПИСЬМА, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ»

Урок Мужества ПО темЕ:«Письма, опаленные войной»Токарева В.А., классный руководитель БОУ СОШ №2, 9 классЦель: составить коллективное поздравительное письмо ветеранам Великой Отечественной ...