Литературно-музыкальная композиция "Времена года в литературе, живописи и музыке"
проект

Композиция представляет собой литературный текст со стихами русских классиков о времена года, иллюстрации художников и музыкальные произведения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

«Времена года в поэзии, живописи и музыке».

Слайд №1

Тема нашего проекта: Времена года в поэзии, живописи и музыке.

Слайд №2

Цели : 

Развивать у  обучающихся интерес к поэзии, живописи и музыке 19 века.

Доказать, что «Живопись-это поэзия, которую видят.

А  музыка-это живопись, которую слышат».

(Леонардо да Винчи).

Задачи:

На примере отдельных произведений показать  возможности искусства в обогащении эмоционального опыта и образного мышления обучающихся.

Сфера применения работы: 

занятия в рамках дополнительного  литературного образования;

внеклассные мероприятия.

Слайд №3

Природа – это неисчерпаемый и благодатный источник поэзии, живописи, музыки  и любого вида искусства.

Особенно остро и тонко красоту родной природы чувствуют поэты, художники, композиторы и люди, не разучившиеся удивляться миру. ( На слайде  поэтыФ.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Бунин, композитор П.И.Чайковский и художник И.И.Левитан)

Современный темп жизни оставляет человеку совсем немного времени, чтобы насладиться красотой мира.

 Порой только настоящим творцам удается отвлечь людей от суеты повседневности, обратить их внимание на истинные ценности и заставить задуматься о вечном.

Считается, что музыка – голос Вселенной. Стих — это та же музыка, только соединенная со словом. (В.Г.Короленко), а Поэзия — говорящая живопись.


В данной работе мы попытаемся представить тот образ русской природы, который запечатлели  поэты, художники  и музыканты.

Слайд №4

Фёдор Иванович Тютчев — общепризнанный певец природы. Его пейзажная лирика по праву относится к шедеврам мировой поэзии девятнадцатого века.

Слайд №5

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Стихотворение обращено, к людям, не желающим понять природу, считающим ее «бездушным ликом», «слепком». Отношение самого Тютчева к природе можно кратко охарактеризовать двумя строчками:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

По мнению Тютчева, красота природы созвучна с внутренним миром человека.

Умение видеть в природе любовь, стремление понять ее язык - всегда было свойственно русской культуре.

Известный русский композитор П.И.Чайковский написал прекрасную музыку «Времена года», в которой можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и в жаркий летний день.

Слайд №6

Зима в стихах русских поэтов рисуется как королева зимнего царства, она повелительница метелей и вьюг, манит своей красотой и величием.

Ф.И.Тютчев  передаёт состояние  зимней природы, которая погружена в волшебный сон.

Звучит музыка П.И.Чайковского.

 «Январь» « Времена года»

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Художник Григорий Аванесов также очарован красотой зимнего царства.

Слайд №7

Зима - это не только вьюги да метели. Это и волшебные зимние вечера, и чудесные морозные деньки.

 Посмотрим на картину И.Э Грабаря «Зимний пейзаж»  Наверное, именно о таком дне А.С.Пушкин сказал: «Мороз и солнце, день чудесный!»

«Зимнее утро» Александр Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.

……………………………………

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Слайд №8

И всё же, как бы ни была прекрасна русская зима, мы всегда с нетерпением ждём весны. Это ожидание весны звучит в стихотворении А.Фета

«Учись у них - у дуба, у берёзы...».

Учись у них - у дуба, у березы.

Кругом зима.

Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне.

Слайд №9

С приходом весны открывается и новая страница нашей жизни.

Родная природа в русской поэзии весенней поры предстает перед нами в своем ином, первозданном очаровании.

Такой мы видим её на картине Ваксилия Николаевича Бакшеева «Голубая весна».

Слайд №10

Звучит музыка П.И.Чайковского.

 «Март.  Песнь жаворонка».

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

 Ф. И. Тютчев изображает весну в виде юной прелестницы, озорной насмешницы.

 С ее приходом начинают трезвонить в поднебесье жаворонки,  цветет земля, цветет и душа людская.

Слайд №11.

Настоящим гимном весне звучит стихотворение  Евгения Баратынского.

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

…………………………………

Слайд №12.

 И как созвучны этим стихам великолепные  картины И.И.Левитана «Март» и «Большая вода».

Но вот и долгожданное лето.

Его скромное очарование отразилось в музыкальной пьесе П.И.Чайковского «Баркаролла» («Июнь» - из цикла «Времена года»). Насколько лирична, светла и трогательна эта мелодия лета!

 Поэтичность созданного музыкального образа очень близка образному строю стихотворения И.А. Бунина  «Ночные цикады».

Звучит музыка П.И.Чайковского. «Баркаролла» («Июнь» - из цикла «Времена года»).

Прибрежный хрящ и голые обрывы
Степных равнин луной озарены.
 
Хрустальный звон сливает с небом нивы.
Цветы, колосья, травы им полны.
Он ни на миг не молкнет, но не будит
Бесстрастной предрассветной тишины.

Ночь стелет тень и влажный берег студит,                  
Ночь тянет вдаль свой невод золотой —
И скоро блеск померкнет и убудет.
Но степь поет. Как колос налитой,
Полна душа. Земля зовет: спешите
Любить, творить, пьянить себя мечтой!
От бледных звезд, раскинутых в зените,           
    
И до земли, где стынет лунный сон,
                                 
Текут хрустально трепетные нити.
 

Из сонма жизней соткан этот звон.  

Слайд №13

Удивительно передаёт безмятежность, покой, природы в самое время её триумфа – «лета»

картина И.И. Левитана: «Над вечным покоем».

Слайд №14

- Не менее поэтичным временем года является осень. Да и как ей не вдохновлять на творчество?!

Посмотрите, как прекрасна она на полотнах И.Остроухова

Слайд №15

Шедеврами лирики об осени можно по праву назвать стихи Ф.И. Тютчева и А.С. Пушкина.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь —

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Слайд №16.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня».

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Слайд№17.

Это осеннее «очей очарованье» представлено на известной картине И.Левитана «Золотая осень».

Слайд №18.

О неразрывности художника и природы  верно сказал Н.М.Рубцов.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Слайд №19.

Своё выступление мы заканчиваем словами Д.С.Лихачёва.

«Не должно быть слепых к красоте,

 глухих к слову и настоящей музыке,

 чёрствых к добру,

беспамятных к прошлому»

Слайд №20

Вывод:

В данной работе  мы попытались представить образ русской природы, который запечатлели художники разных поколений, используя средства разных видов искусства – музыки, живописи и поэзии. 

Между их произведениями существует органичная взаимосвязь. Они находят в природе созвучия своим переживаниям, воплощают их в образы,  выражая чувства человека.

 Так природа и искусство помогают нам лучше понять самих  себя и увидеть прекрасное в окружающем мире, научиться ценить его.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «образовательный комплекс «Юго-запад» «Времена года в поэзии, живописи и музыке». В

Слайд 2

Цели : Развивать у обучающихся интерес к поэзии, живописи и музыке 19 века. Доказать, что «Живопись-это поэзия, которую видят. А музыка-это живопись, которую слышат». (Леонардо да Винчи). Задачи: На примере отдельных произведений показать возможности искусства в обогащении эмоционального опыта и образного мышления обучающихся. Сфера применения работы: занятия в рамках дополнительного литературного образования; внеклассные мероприятия.

Слайд 4

Ф.И.Тютчев — общепризнанный певец природы. Его пейзажная лирика по праву относится к шедеврам мировой поэзии девятнадцатого века.

Слайд 6

. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой — Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой — В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой . Х рустальный ручей» Г.Аванесов.

Слайд 7

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. А.С.Пушкин.

Слайд 9

«Голубая Весна» В. Бакшеев .

Слайд 13

И.Левитан «ЛЕТО»

Слайд 14

«Над вечным покоем» И.И.Левитан.

Слайд 15

И.С.Остроухов «Осень»

Слайд 19

С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Н.М.Рубцов.

Слайд 21

Вывод: В данной работе мы попытались представить образ русской природы, который запечатлели художники разных поколений, используя средства разных видов искусства – музыки, живописи и поэзии. Между их произведениями существует органичная взаимосвязь. Они находят в природе созвучия своим переживаниям, воплощают их в образы, выражая чувства человека. Так природа и искусство помогают нам лучше понять самих себя и увидеть прекрасное в окружающем мире, научиться ценить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Война 1812 года в русской литературе, живописи, архитектуре, музыке»

Художники, поэты, писатели, архитекторы о Войне 1812 года...

Театрализованный урок – концерт «Цветы в музыке, литературе, живописи».

Сценарий интегрированного театрализованного  урока "Цветы в музыке, литературе, живописи"  поможет учащимся полюбить прекрасный мир цветов посредством знакомства с чудесной  поэзией, пр...

Реферат-лекция о живописи и музыке "Мир у рояля" на педагогический совет школы искусств (предмет - история изобразительного искусства 4 класс)

Европейская живопись XIX столетия. Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар, П.Сезанн, П.Гоген, Ван Гог."Музыка была вдохновляющим импульсом, когда создавались картины, проникнутые искренней любовью к жизни и искусст...

Литературно- музыкальная композиция "Поклонимся великим тем годам"

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы...

Презентация "Образы природы в музыке, литературе, живописи"

Презентация "Образы природы в музыке, литературе, живописи"...

Литературно-музыкальная композиция \'\'Образ матери в русской литературе\'\'

Литературный текст, иллюстрации, музыкальные произведения...

«ЧЕТЫРЕ ГОДА ШЛА ВОЙНА» Сценарий литературно-музыкальной композиции

laquo;ЧЕТЫРЕ ГОДА ШЛА ВОЙНА»Сценарий литературно-музыкальной  композиции...