«Война 1812 года в русской литературе, живописи, архитектуре, музыке»
материал по теме

Ладыгина Ирина Андреевна

Художники, поэты, писатели, архитекторы о Войне 1812 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna_2012_goda.docx48.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

«Война 1812 года в русской литературе, живописи, архитектуре, музыке»

  1. Солдатские песни-марши, звучащие в походах, в эпических протяжных песнях («Ни две тучушки»),сатирических песенках, высмеивающих Бонапарта и его Великую армию («За горами, за долами»). Любимыми героями песен были полководецМ.И. Кутузов, атаман М.И. Платов,донские казаки(«Грянул внезапно гром под Москвою»). В будущем настоящей жемчужиной стала народная песня на стихи М.Ю. Лермонтова «Бородино».
  2. Авторами многих вокальных произведений были непосредственные участники войны.

Например, Денис Васильевич Давыдов — русский поэт и военный писатель, полковник, один из инициаторов партизанского движения.

  1.  Любимыми героями песен были полководец Михаил Илларионович Кутузов, атаман Матвей Иванович Платов,  командующий 2-й русской армией Петр Иванович Багратион, донские казаки («Грянул внезапно гром под Москвою»). В будущем настоящей жемчужиной сталанародная песня на стихи М.Ю. Лермонтова «Бородино»
  2. Боевым соратником в заграничных походах в отряде Дениса Давыдова был композитор Александр Александрович Алябьев (1787–1851). Он, добровольцем вступивший в русскую армию и прошедший с ней до Парижа, написал романс«Сижу на берегу потока» на слова Д.В. Давыдова, несколько военно-патриотических и гусарских песен: три «Песни Баяна» и «Из страны, страны далёкой» на слова Н.М. Языкова, «Песню старца» на слова В.А. Соллогуба, «Застольную гусарскую песню» на слова С.Н. Стро-милова и др.
  3. Интерес к народной музыке, к отечественной национальной тематике, нашёл широкое отражение в различных музыкально-театральных формах — дивертисментах, водевилях, балетах. 
  4. Д.С. Бортнянский создал кантату «Певец во стане русских воинов» на слова В.А. Жуковского.
  5. Интересна история создания в 1880 г. Торжественной увертюры П.И. Чайковского «1812 год». Организаторы Московской художественно-промышленной выставки 1882 года предложили Чайковскому написать музыкальное сопровождение к торжествам по случаю освящения храма Христа Спасителя, возведение которого было посвящено разгрому Наполеона. Ожидалось, что освящение храма состоится во время работы выставки. Чайковский решил создать нечто, соответствующее значительности события, а также патриотическим настроениям сограждан. «Вещь будет громкая», — пообещал он и слово сдержал, включив в большой симфонический оркестр военный духовой оркестр, колокола и даже артиллерийский салют.
  6. Опера в тринадцати картинах с хоровым прологом; либретто С. С. Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой «Война и мир» по одноимённому роману Л. Н. Толстого. Первая постановка: Ленинград, Малый оперный театр, 12 июня 1946 года, под управлением С. Самосуда.
  7. Моско́вские Триумфа́льные воро́та (Триумфальная арка) — сооружены в 18291834 годах в Москве по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ныне расположены на площади Победы (Кутузовский проспект) в районе Поклонной горы.
  8. Алекса́ндровская коло́нна (нередко её называют Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник», однако корректность такого названия ставится под сомнение) — один из известнейших памятников Петербурга.

Находится в ведении Государственного Эрмитажа.[1]

Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

История создания: Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Однако предложенную идею установки ещё одной конной статуи Петру I он отверг. Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате». Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска. Монферран сделал свой монумент выше всех существующих монолитных колонн. В этом новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утверждён государем.

Строительство велось с 1829 года по 1834 год. С 1831 года председателем «Комиссии о построении Исаакиевского собора», отвечавшей и за установку колонны был назначен граф Ю. П. Литта.. В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Установка монолита на фундамент: Монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой, были подведены подпорки, потом работники выгребли песок и подложили катки, подпорки подрубили, и глыба опустилась на катки, камень вкатили на фундамент.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит. Каменная глыба наклонно приподнялась, неспешно поползла, затем оторвалась от земли и её завели на позицию над пьедесталом. По команде канаты были отданы, колонна плавно опустилась и стала на своё место. Народ громко закричал «ура!». Сам государь был очень доволен успешным окончанием дела. Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!». Эти слова связаны с историей обретения животворящего креста

  1. Памятники Кутузову

в Смоленске (у Соборного холма был воздвигнут по проекту известного советского скульптора Г.И. Мотовилова и архитектора Л. М. Полякова. Работа над ним шла с конца 1940-х годов. Создавая статую Кутузова, скульптор Мотовилов вдохновлялся толстовским образом великого полководца, известным всем по роману «Война и мир».);

в Москве, Кутузовский проспект (Более 25 лет понадобилось мастеру на создание монумента, торжественное открытие памятника состоялось в 1973. Скульптурная композиция включает в себя большое количество фигур: полководец верхом на коне, солдаты, офицеры и другие участники боевых действий против французов. На лицевой части постамента расположена надпись: "Михаилу Илларионовичу Кутузову, славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 г".);

в Санкт-Петербурге (перед Казанским собором. В правой руке Кутузов сжимает шпагу, в повелительно указывающей левой — фельдмаршальский жезл. У ног победителя не развернувшееся французское знамя с обломанным древком и прижатым к земле навершием в виде одноглавого наполеоновского орла. Этой деталью и указанием в подписи на постаменте только одного 1812 года Орловский стремился подчеркнуть главенствующую роль Кутузова в Отечественной войне. Фигура полководца облачена в форменный мундир, украшенный звездами высших степеней российских орденов. Тщательно выделаны боевые награды, генеральские эполеты, шитье на воротнике и обшлагах, даже темляк на шпаге.)

в Бунцлау (Болеславец), Польша (М.И. Кутузов скончался во время кампании 1813 г. в прусском городе Бунцлау, ныне польский Болеславец, где ему был установлен памятник. Тело фельдмаршала было перевезено в Петербург и похоронено в Казанском соборе.
Легенда утверждает, что сердце полководца было похоронено в Бунцлау.)

в Калиненграде (место: сквер 1812 года. Основание постамента опоясано лавровым венком. Оформление: 24 октября 1955. Скульптор Н.Г.Прозоровский. Бюст установлен на цилиндрическом постаменте, исполненном по проекту архитектора В.П.Фёдорова.)

в Москве, в Филях (место: Бородинское поле, перед старым зданием Бородинского музея у батареи Раевского. Композиция: на шее полководца крест ордена Георгия II степени, который был на нём в день сражения. Оформление: 1966. Скульптор Томский Н.В. Постамент кубический, облицован гранитными плитами.

В селе Тарутино. (надпись: Пала Москва, но, опершись на Кутузова, устояла Россия.)

в селе Красная Пахра Подольского района (Новая Москва) (Церемония открытия прошла в дни празднования 200-летия победы в Отечественной войне. Именно здесь в 1812 году располагался штаб знаменитого русского фельдмаршала. Монумент за 12 млн рублей строили за деньги сельских жителей.)

в Подольске (Скульптор — Удалова С. М., архитекторы — Любарская О. Г., Кудрина С. В. Открыт в 1995 году. Расположен в Подольском микрорайоне Кутузово на пересечении улиц Сосновая и Бородинская. Представляет собой 22-метровую композицию, на вершине которой скульптура Архангела Гавриила из нержавеющей стали.)

Борорино (бородинское поле), деревня Горки, Можайский район (Сооружен в 1912 году по проекту военного инженера П.А. Воронцова - Вельяминова. Расположен на высоком холме в центре деревни Горки на главном наблюдательном пункте полководца. С вершины холма хорошо просматривается позиция русских войск в день сражения. Обелиск из красного гранита венчает бронзовый парящий орел, держащий в когтях золоченый лавровый венок - символ победы. На лицевой грани золотом сверкает меч, направленный острием вверх, - грозное предупреждение завоевателям. Ниже - ниша с бронзовым барельефом, на котором изображен М.И. Кутузов, отдающий приказ своим сподвижникам. Над барельефом - слова из донесения полководца Александру I о результатах Бородинского сражения: «Неприятель отражен на всех пунктах». На тыльной стороне памятника текст: «Отсюда фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев - Кутузов руководил войсками в сражении при с. Бородине 26 августа 1812 года»)

в деревне Старый Урюп Тяжинского района(Открытие памятника на земле кооператива имени Кутузова приурочено к Году российской истории, 200-летию Бородинской битвы и областному празднику – Дню села-2012)

в Новокузнецке планируется поставить памятник Кутузову.( Предположительный срок его установки - декабрь 2012 года.);

В селе Прямухино Кувшиновского района Тверской области, в родовом имении Бакуниных (первый в России памятник Михаилу Кутузову)

Около Алушты (Крым) (памятный мемориал в виде фонтана)

В Бендерах (на территории Бендерской крепости. Установлен в 2009году)

В Тирасполе (около Дома офицеров. Установлен в 1997 году)

В Житомирской области, на Украине (небольшой мемориал. Установлен в 1959 году, где было имение Кутузова)

  1. Памятники Барклаю-де-Толли

А) Памятник Барклаю-де-Толли установлен на его могиле в Йыгевесте. В 1823 году вдова Барклая-де-Толли построила в Йыгевесте (ныне в Эстонии) мавзолей, который сохранился до наших дней. Автором проекта мавзолея, построенного в классическом стиле, выступил петербургский архитектор Аполлон Щедрин. (сохранился).

Б) Памятник полководцу сооружён в Санкт-Петербурге на Казанской площади (сохранился).

В) Памятник Барклаю-де-Толли установлен в Москве у «Кутузовской избы» (сохранился).

Г) Памятник фельдмаршалу установлен в Тарту (ныне в Эстонии). Памятник сохранился до наших дней.

Д) В начале XX века в честь празднования столетней годовщины победы в Отечественной войне 1812 года памятник Барклаю-де-Толли был установлен в Риге. В начале Первой мировой войны памятник был эвакуирован, а затем утерян (сохранился лишь постамент). Восстановлен в начале XXI века.

Е) В Черняховске Калининградской области на центральной площади города в 2007 году установлена конная статуя полководца, 08 августа 2011 года вандалы осквернили памятник, разбив кувалдой литую чугунную плиту. По некоторым данным в основании памятника находился серебряный сосуд с сердцем полководца, который мог стать целью вандалов.

Ж) Первый памятник Барклаю-де-Толли был сооружен в Германии в 1818 году над местом захоронения сердца полководца, в трехстах метрах от дома на мызе Штилитцен (недалеко от Инстербурга в Восточной Пруссии) по инициативе короля Фридриха Вильгельма III.

        13. Фильмы о войне 2012 года

Фильмы "Багратион" (1985) и "Кутузов" (1943), "Эскадрон гусар летучих" (1980), "Гусарская баллада" 1962 года, "Война и мир" (работа над экранизацией  произведения Толстого началась в 1961 года, непосредственные съёмки только в 1963 году, а последняя часть фильма вышла только в 1968 году. Таким образом на производство фильма ушло около 7 лет), Готовится к выходу фильм "Василиса Кожина", приуроченный к годовщине войны 1812 года. 

     14. а) Московский пожар 1812 года произошёл 2—6 сентября (1418 сентября1812 года во время оккупации французами Москвы, оставленной русской армией после Бородинского сражения. Пожар охватил практически весь Земляной город и Белый город, а также значительные территории на окраинах города, истребив три четверти деревянных в своей массе построек.

         Б) Смоленское сражение 1812 года — оборонительное сражение объединённой русской армии 1617 августа с армией Наполеона за Смоленск.

        В) Бороди́нское сраже́ние — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала М. И. Кутузова и французской армией Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября1812 года у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы

        Г) отступление Напалеона и французских войск из Москвы по старой Смоленской дороге

        

        15. Отечественная война 1812 года отозвалась в творчестве Ивана Андреевича Крылова созданием басен «Обоз», «Волк на псарне», «Кот и Повар», «Ворона и Курица», которые вызвали восторг во всех слоях российского общества. Эти басни по существу явились выражением народного мнения о различных этапах борьбы с вражеским нашествием.

        16. Пётр Андре́евич Вя́земский (12 (23 июля1792МоскваРоссия — 10 (22 ноября1878БаденБаденГерманиякнязьрусский поэт,литературный критикисторикпереводчикпублицистмемуарист, государственный деятель. Основатель и первый председатель Русского исторического общества (1866), действительный член Академии Российской (1839)[1], ординарный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1841). Отец историка литературы и археографа Павла Вяземского. Близкий друг и постоянный корреспондент А. С. Пушкина; «их переписка — сокровищница остроумия, тонкой критики и хорошего русского языка» (Д. С. Мирский).

        17. Фёдор Никола́евич Гли́нка (8 (19) июня 1786, имение Сутоки Духовщинского уезда, ныне Смоленская область — 11 (23) февраля 1880,Тверь) — русский поэт, публицист, прозаик, офицер, участник декабристских обществ. Младший брат Сергея Николаевича Глинки, двоюродный дядя Бориса Григорьевича Глинки-Маврина.

        18. Бородино́ — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против наполеоновского войска.

        19. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир».

        20. Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин (18421904) — выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

        21. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник — музей-заповедник на месте Бородинского сражения (Бородинское поле) на территории сельского поселения Бородинское Можайского района Московской области; старейший из музеев, основанных на полях сражений.

        

        22. Военная галерея Зимнего дворца (Эрмитаж Санкт-Петербурга).  С портретов прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года, виртуозно написанных Джорджем Доу, на нас смотрят красивые мужественные лица, "полные воинственной отваги", как сказал о них Пушкин. (Портрет Николая Николаевича Раевского (1771-1829); Портрет Петра Ивановича Багратиона (1765-1812); Портрет Алексея Петровича Ермолова (1777-1861); Портрет Дениса Васильевича Давыдова (1784-1839) 

        23. Художники о войне 1812года: Ф.А.Рубо, И.Архипова, Н. В. Кузьмин, Н. Н. Побединская, А. В. Кондратьев,  С.Бойко

        24. Алексей Данилович Кивше́нко (10(22) марта 1851 года, ныне Венёвский район Тульской области — 2 октября 1895 года,ГейдельбергГермания) — русский живописец. Близок к передвижникам. Автор знаменитой исторической картины «Военный совет в Филях», запечатлевшей один из важнейших моментов Отечественной войны 1812 года. Известен также серией батальных полотен на темы русско-турецких войн, а также полотнами на исторические, бытовые и охотничьи темы.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Михаила Мизина, посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащегося на конкурс "Недаром помнит вся Россия "...

Об Отечественной войне 1812 года

о событиях отечественной войны 1812,конкурсные работы моих учеников...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с боевыми знаменами калмыцких полков-участников Отечественной войны 1812 года

В исследовательской работе изучены история, символика, техника выпонения калмыцких боевых знамен 1812 года. Подобран иллюстративный материал, краеведческая литература, художественная литература,даны с...

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Методическая разработка урока с презентацией для стуудентов 1 курса....

Классный час "Великий подвиг русского народа.Победа в Отечественной войне 1812 года"

Основным итогом войны 1812 года явился разгром  наполеоновской армии русскими войсками и полное изгнание из страны.Отечественная война 1812 года имела огромное значение для  роста национальн...

Литературно-музыкальная композиция "Времена года в литературе, живописи и музыке"

Композиция представляет собой литературный текст со стихами русских классиков о времена года, иллюстрации художников и музыкальные произведения....