Внеурочная работа при обучении английскому языку
учебно-методический материал

Черняк Элеонора Олеговна

Внеурочная работа при обучении английскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_rabota_pri_obuchenii_angliyskomu_yazyku.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная работа при обучении английскому языку

 Основными документами, регламентирующими образование, являются Федеральный закон №273 "Об образовании в Российской федерации" и Федеральный государственный образовательный стандарт. 

В ФГОС нового поколения внеурочной работе обучающихся уделяется достаточно большое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность -  это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от учебной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы.  Цели и задачи урочной и внеурочной деятельности не имеют принципиальных различий. Хотя в способах реализации  этих целей и задач можно выделить несколько существенных особенностей. Учет этих особенностей значительно повышает эффективность комплексного подхода к обучению и воспитанию студентов.

  По сравнению с занятиями внеурочная деятельность открывает перед преподавателями разнообразные возможности для удовлетворения индивидуальных особенностей студентов, учета их интересов и склонностей. Во внеурочной деятельности не требуется так строго, как на занятиях, соблюдать темп и объем работы, ее содержание и способы организации.

  В ходе внеурочной работы существенно изменяется позиция обучающегося: значительно повышается роль самого студента в выборе способов использования свободного времени, в реализации самовоспитания, формировании определенных  жизненных установок. Расширяются условия удовлетворения интересов и потребностей студентов, развития их природных задатков и способностей в избранных видах деятельности.

  Внеурочная работа значительно расширяет кругозор обучающихся, оказывает влияние на формирование личности студента.    

Целью внеурочной деятельности в колледжах является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального образования.

Внеурочная деятельность  выполняет следующие функции:

 -- образовательная функция предполагает обучение молодого человека по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний и умений;

 -- воспитательная  функция способствует обогащению и расширению    культурного слоя образовательных организаций;

 -- креативная функция создаёт условия для реализации индивидуальных творческих интересов личности обучающегося;

 -- компенсационная функция делает возможным  освоение обучающимся новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих профессиональное образование и создающих определенные гарантии достижения успеха в избранных ими сферах творческой деятельности;

 -- рекреационная функция помогает организации содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил обучающихся;

 -- профориентационная функция (на мой взгляд одна из самых важных) содействует формированию устойчивого интереса к выбранной профессии, определению жизненных планов обучаемого, определению его собственного жизненного пути;

 -- функция социализации помогает  освоение обучающимся социального опыта, приобретение им умений воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;

 -- функция самореализации делает возможным самоопределение молодого человека в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, умение принять неудачу, личностное саморазвитие;

 -- контролирующая функция необходима для  проведение рефлексии, оценивания эффективности деятельности обучающихся за определенный период времени;

 -- интеграционная функция необходима для создания единого информационного и образовательного пространства.

     В условиях реализации ФГОС единство урочной и внеурочной работы с учащимися приобретает особое значение и актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования обучающихся. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей. Внеурочная работа позволяет расширить активный словарный запас студентов, совершенствовать их умения в устной и письменной речи, а также в чтении и переводе, в значительной мере усилить мотивацию к изучению иностранного языка. Внеурочная работа строится на принципах добровольности, активности, заинтересованности. Эти принципы особенно важны при организации внеурочной работы в учебных заведениях среднего профессионального образования. Подросток – это уже сформировавшаяся личность со своими взглядами на мир, со своим личным пониманием этого мира. Студенту практически невозможно навязать участие во внеклассном мероприятии. Его можно только заинтересовать, убедить.  Кроме того, студента можно и нужно привлекать к подготовке и организации того или иного внеклассного мероприятия по предмету. Особенно важно это при работе со студентами старших курсов. Мероприятия с их участием носят профессиональную направленность и укрепляют их интерес к выбранной профессии. При подготовке внеклассных мероприятий старшекурсники опираются на полученные знания и умения не только по иностранному языку, но и по предметам специального цикла.

     Внеурочная  работа не регламентируется жесткими временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных мероприятий определяется в каждом отдельном случае преподавателем самостоятельно. В группах могут быть объединены как одновозрастные, так и разновозрастные дети. Число студентов в группе также определяется в каждом отдельном случае индивидуально. При этом учитывается содержание внеклассного мероприятия, его потребности в оборудовании и т. п. Внеурочная работа  строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности и с учетом индивидуальных интересов обучающихся.

     В основе функционирования системы внеурочной работы по иностранному языку лежит ряд принципов, определяющих содержание, формы, методы педагогического воздействия на личность. Наиболее значимыми принципами внеклассной работы по иностранному языку являются следующие:

 -- принцип связи с жизнью, с выбранной профессией;

 -- принцип коммуникативной активности;

 -- принцип учета уровня языковой подготовленности обучающихся;

 -- принцип учета возрастных особенностей обучающихся;

 -- принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;

 -- принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассных мероприятий  по иностранному языку.

     Эффективность внеурочной работы находятся в прямой зависимости от вышеперечисленных принципов. Результативность и успешность внеклассного мероприятия по иностранному языку невозможны без соблюдения  следующих условий:

 -- добровольность участия;

 --  сочетание самодеятельности и инициативы обучающихся с направляющей ролью преподавателя;

 -- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных этапов мероприятий;

 --  эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

 -- наличие целевых установок и перспектив деятельности;

 --  широкое использование методов педагогического стимулирования активности обучающихся.

     Во внеурочной работе по иностранному языку различают 3 основные формы работы: массовую, групповую и индивидуальную. Эти формы определяются на основании таких критериев, как количественный охват обучающихся, регулярность проводимой работы, стабильность контингента.

     Массовые формы различают в зависимости от периодичности проведения  мероприятий  (экскурсии (очные и заочные), вечера,  конференции, посвященные праздникам, олимпиады по иностранным языкам, научные общества, поисковые и научные исследования, конкурсы, КВН, волонтерская работа). К массовым регулярным  формам работы относится Неделя иностранного языка.

     Групповые формы работы чаще всего представлены двумя основными видами: кружковой и клубной. Кружковая форма работы имеет различную направленность (на дальнейшее углубление уровня практического владения языком, страноведческие кружки).

     Индивидуальные формы работы имеют большое значение в выявлении индивидуальных способностей и склонностей обучающихся. Они предполагают подготовку  презентаций, рефератов, разучивание стихов, песен, изготовление альбомов, выпуск стенгазет.

Все формы внеурочной работы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены и позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

Из опыта работы по организации внеурочной деятельности по дисциплине «Иностранный язык» в СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж».

     Педагогическая деятельность преподавателей иностранного языка СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж» построена с учётом требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов.  Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку в нашей образовательной организации является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. В нашем колледже авторитет дисциплины «Иностранный язык», престиж английского языка находятся в непосредственной зависимости от качества внеурочной  работы по предмету. Система внеурочной  работы по иностранному языку в колледже включает в себя совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих форм, методов и видов внеурочной деятельности:

1. Внутриколледжный тур олимпиад по дисциплине «Иностранный язык».

2. Подготовка и участие обучающихся колледжа в олимпиадах регионального уровня.

3. Подготовка и участие обучающихся колледжа в олимпиадах регионального уровня.

4. Организация и проведение Недели иностранного языка.

5. Экскурсии, посещения  кинотеатров, выставок, связанные со странами изучаемых языка.

6. Исследовательская деятельность обучающихся колледжа.

7. Использование Интернета в обучении иностранному языку.

Кроме того, ряд внеклассных мероприятий в колледже носит профессионально ориентированный характер, с привлечением студентов старших курсов.  Так, к подготовке и проведению публичной защиты презентаций на тему «English in my Future Profession» были привлечены студенты 3-4 курсов специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Подготовка и проведение защиты проводилась под руководством преподавателя иностранного языка Черняк Э.О.  Мероприятие было проведено на конкурсной основе. Накануне из числа студентов старших курсов на добровольной основе были сформированы три творческие группы. Каждая группа получила задание подготовить презентацию на тему «Английский в моей будущей профессии». Конкретную тему презентации студенты выбирали самостоятельно, согласовав  с преподавателем. Коллективная подготовка презентаций носила элементы исследовательской работы. Фронт работ распределился на всех членов группы. Кто-то готовил текстовый материал. Кто-то занимался технической стороной презентацию. Кто-то отвечал за костюмы. Кому-то поручили музыкальное оформление презентации. Представляли презентацию студенты с лучшими фонетическими данными. Все работы получились актуальными, полезными, в полной мере раскрыли различные аспекты специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" и показали необходимость владения иностранным языком в выбранной специальности и в современном мире в целом. Кстати, публичная защита презентаций проходила на английском языке.

Первая тема так и называлась «English in my Future Profession».Здесь были раскрыты преимущества профессии автомеханик. Во второй презентации «Top 10 Automobile companies in the world» вниманию зрителей была представлена история ведущих автомобильных брендов, таких, как "Audi", "BMW", "Nissan" и других.
Особенно привлекла внимание зрителей третья презентация «At the car-service station». Ребята выбрали весьма оригинальную форму ее защиты - ролевую игру. Зрители воочию наблюдали ситуацию, когда на одну из станций технического обслуживания автомобилей в России приехал иностранец. Здесь и понадобилось технику владение английским языком, причем не только разговорной лексикой, но и профессиональными терминами.  Посетитель-иностранец станции  остался очень доволен,  как приемом, так и качеством выполненной работы по ремонту автомобиля. Ролевая игра сопровождалась показом слайдов. Креативный характер данной презентации придавало музыкальное оформление.
 

Поскольку представление презентаций проводилось на конкурсной основе, было создано жюри, в состав которого вошли преподаватель иностранного языка, преподаватель информатики, представитель администрации. Жюри оценивало представленные работы по нескольким критериям.

Данное внеклассное мероприятие способствовало формированию бщих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

В качестве примера представляю презентацию на тему«English in my Future Profession».  

             Проведенное мероприятие помогло обучающимся: не только участникам, но и зрителям -  осознать важность и необходимость владения иностранным языком, с тем, чтобы в будущем стать востребованными специалистами в избранной профессиональной области. 

3. Выводы

   Иностранный язык как предмет действительно имеет большое преимущество в организации внеурочной деятельности, обладает значительной вариативностью тем и направлений, позволяя добиться больших результатов в формировании универсальных учебных действий. Самое главное состоит в том, что учитель в данной деятельности не является учителем, а выполняет роль организатора и помощника, а, значит, учащийся не находится в рамках системы оценивания и может проявить себя на более высоком уровне по сравнению с обычным уроком.

Опыт работы показал, что те студенты, которые хоть один раз приняли участие во внеурочной работе на английском языке, начинают более активно работать на уроках,  более уверенно чувствуют себя во время выполнения различных заданий и видов контроля знаний. Таким образом, участие во внеурочной работе не только развивают творческий потенциал студентов, но также создают мотивацию изучения английского языка, и являются стимулом для его дальнейшего изучения, Профессионально ориентированные мероприятия придают обучающимся уверенности в правильно выбранной профессии.

Наметившийся в последние годы личностно-ориентированный подход к обучению иностранным языкам позволяет активно внедрять в учебный процесс  результативные технологии обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по английскому языку по формированию навыков чтения адаптированных произведений английских и американских писателей на английском языке

Данные методические рекомендации ставят своей целью дальнейшее развитие навыков чтения разного вида, что обеспечит целенаправленное формирование у обучающихся  рациональных приемов работы с учебн...

Внеурочное занятие "Волшебное Королевство английского языка"

Цель Создание условий для повышения предметной мотивации учащихся через обобщение материала по теме «Наша школа»с применением здоровьесберегающей, информационной, игровой технологий и проектной методи...

тема по самообразованию «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»»

Тема по самообразовани.ю " Практическая направленность приобучении английскому языку как средство повышения качества оюразования в обучении иностранному языку" представлена на 2016-2021 год....

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

При изучении английского языка социокультурный аспект является наиболее важным аспектом, и даже конечной целью его изучения. Важнее всего знать, почему, например, празднуется Хэллоуин именно 31 октябр...

Нестандартные формы организации учебно-воспитательной работы в обучении английскому языку

Статья посвящена теме нестандартных форм организации учебно-воспитательной работы в обучении английскому языку....

Преемственность обучения английскому языку детей дошкольного и школьного возраста из опыта работы школы ГБОУ №510

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема преемственности обучения английскому языку детей дошкольного и школьного возраста. Актуальность статьи обусловлена важностью роли преемственности в ...