«Прогулка по историческому центру города Иркутска. Экскурсионный пешеходный маршрут по городу Иркутску «Зеленая линия».
проект

На свете много замечательных мест, связанных с историческими событиями, жизнью замечательных людей, природными достопримечательностями. И город Иркутск не стал исключением. По меркам Сибири, город старинный, расположившийся на берегах Ангары и Иркута, прошел путь от казачьего зимовья до крупного административного, промышленного и культурного центра Сибири.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

Иркутский региональный колледж педагогического образования

(ГБПОУ ИО ИРКПО)

Кафедра общеобразовательных дисциплин

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

(учебный проект)

по теме «Прогулка по историческому центру города Иркутска. Экскурсионный пешеходный маршрут по городу Иркутску «Зеленая линия».

по дисциплине «История Иркутской области»

Выполнила: Гладкая Виктория Вадимовна

Студентка группы О-121

Специальность «Социально-педагогическое образование»

Руководитель: Семёнова Юлия Ивановна

2022

Оглавление

Пояснительная записка        

3

Проектная часть        

5

Заключение        

23

Список литературы и Интернет-источников

24

 


Пояснительная записка

“Иркутску есть что помнить
и достанет, что передать потомкам
из истории своей…”

В. Распутин

Актуальность. На свете много замечательных мест, связанных с историческими событиями, жизнью замечательных людей, природными достопримечательностями. И город Иркутск не стал исключением. По меркам Сибири, город старинный, расположившийся на берегах Ангары и Иркута, прошел путь от казачьего зимовья до крупного административного, промышленного и культурного центра Сибири.

Основан еще в 1661 году и переживал за время своего существования бурную историю.

Сначала он был полностью деревянным, но уже через несколько десятилетий в нем начали появляться каменные строения, одно из которых - Спасская церковь - дошла до наших дней.

Не раз переживал Иркутск  разрушительные пожары, самый сильный из которых произошел 143 года назад в 1879 году, когда не стало более двух третей городских строений.

Но Иркутск не пришел в упадок, наоборот, это вдохнуло в город свежие силы и он вновь начал отстраиваться, причем в большинстве своем уже в камне. Возводились целые улицы, строения которых до сих пор радуют глаз горожан и гостей Иркутска.

И, что немаловажно, городская архитектура пережила бурное советское время, когда во многих городах нашей страны сносились целыми кварталами старые постройки и на их месте возводили новые социалистические кварталы.

Центр Иркутска хоть и пострадал (были снесены многие храмы, в том числе и Казанский кафедральный собор - третий по величине храм в России), а часть зданий надстроили, но сохранил свое уникальное лицо.

Это же касается и бурных девяностых: в Иркутске сохранилось множество деревянных домов, которым больше ста лет и в симбиозе с каменными строениями они создают неповторимый облик города.

Так как туристу узнать обо все этом?

Заказывать экскурсию?

Можно и так, Вы точно не пожалеете, но а если по каким то причинам у Вас не получается этого сделать, то можно пройти пять километров по центру города пешком и узнать много нового.

И в этом поможет специальный маршрут "Зеленая линия", проложенный так, чтобы Вы смогли увидеть основные достопримечательности Иркутска.

Но обо всем по порядку…

Из актуальности данного проекта я поставила перед собой цель рассмотреть значимость для жителей и гостей города Иркутска экскурсионного пешеходного маршрута по городу Иркутску «Зеленая линия» 

Исходя из цели проекта, были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучить источники информации: справочники, словари, рефераты, Интернет-ресурсы по истории основания города Иркутска и появления пешеходного маршрута «Зеленая линия»;
  2. Осуществить обзорный анализ состояния пешеходного маршрута «Зеленая линия», через 7 лет после воплощения проекта;
  3. Провести социологический опрос среди респондентов разных возрастных категорий с целью определения общественного мнения, отношения и значимости экскурсионного пешеходного маршрута по городу Иркутску «Зеленая линия» 

Гипотеза – если есть правильно составленный и проработанный пеший туристический маршрут, то насколько он будет интересен  и полезен жителям и гостям города.

Объект исследования: экскурсионный пешеходный маршрут по городу Иркутску «Зеленая линия».

Предмет исследования: экскурсионные возможности пешеходный маршрут по городу Иркутску «Зеленая линия».

Методы: наблюдение и анализ, социологический опрос, описание, изучение документальных источников информации.

Практическая значимость работы заключается в следующем: материал данной работы можно рекомендовать к использованию на уроках истории Иркутской области (краеведению) в качестве дополнительного материала, классных часах с целью воспитания патриотического, бережного отношения к культурному наследию уникального города Приангарья - Иркутска, потому что оно предполагает не только уважение к жителям, проживающим на территории города, гостям, но и уважение к самому себе.

Проектная часть

Уникальная история уникального города

“… Как Англия создала Лондон и
Франция Париж, так Сибирь создавала
Иркутск. Она гордится им, и не видеть
Иркутска– значит не видеть Сибири…”

Н. Шелгунов

“Иркутск – город исторический. Он играет приметную роль в истории России и в сегодняшнем дне страны, он не случайно отнесен к городам-музеям, ибо сохранил много старины, романтический облик несуетной степенной застройки, сияние церковных куполов над синим кипением Ангары. Улицы его – как срез времени, где наслоились века, сменяя друг друга”. Такими словами начинает рассказ об Иркутске в книге "Иркутск" его почитатель и друг, Почетный гражданин, известный писатель и поэт М.Д.Сергеев.

Основан был в 1661 году служилыми казаками сына боярского Якова Похабова как острог – деревянная крепость на месте соединения двух рек: стремительной Ангары и степенного Иркута. От этой реки и пошло название города. В 1675 году через Иркутск по пути в Китай проезжал первый посол Николай Спафарий. Вот что он писал в своих “Записках”: “Острог Иркутский… строением зело хорош, а жилых казацких и посадских дворов с 40 и больше, а место самое хлебородное”. Живописные сибирские просторы, благодатные земли, леса и реки, близость к местам обитания сибирских народов – бурят, эвенков, якутов способствовали быстрому развитию Иркутского острога. В 1682 году он становится центром воеводства, в этом же году сюда из Москвы приезжает первый воевода Иван Власьев. В 1686 году получает статус города и спустя несколько лет получает свой городской герб.

Уже к концу XVII века Иркутск представляет собой небольшой город, здесь возводятся монастыри, формируются предместья, вокруг города возникают сельскохозяйственные поселения.

Начиная с XVIII в. в Иркутске развиваются ремесла, появляются каменщики, мебельщики, мастера золотых и серебряных дел, шорники, кузнецы. В связи с расширением русского государства на Восток Иркутск становится столицей огромных территорий от Енисея до Тихого океана, играет важную роль в освоении и закреплении за Россией обширных восточно-сибирских и дальневосточных территорий. Постепенно Иркутск приобретает все большее значение как главный транспортный узел и торговый центр Восточной Сибири, становится центром торговых путей, которые шли на Камчатку, Чукотку, Аляску, в Якутию, Монголию, Китай. Усиливается административное значение города: он становится центром одной из пяти провинций Сибирской губернии, а в 1764 году становится центром самостоятельной губернии.

XVIII век вошел в историю Иркутска, как век исследовательских эспедиций. Здесь готовились в путь к берегам Камчатки Первая и Вторая экспедиции Витуса Беринга.

В городе складывается купеческое сословие. Во второй половине XVIII в. иркутские промышленные и купеческие компании – Голикова, Трапезникова, Бечевина, Мыльникова, Сибирякова вслед за исследователями стали заниматься промышленным освоением Алеутских островов, а затем и Аляски. В 1799 г. купеческие компании объединяются в Российско-Американскую компанию “для промыслов на матерой земле Северо-Восточной Америки, на островах Алеутских и Курильских и во всей части северо-восточного моря, по праву открытия России принадлежащих…”.

Особо активную роль в деле освоения огромных просторов северной части Тихого океана сыграл выдающийся мореплаватель, иркутский купец Григорий Иванович Шелихов, “Колумб росский”, как называли его современники, основавший первые поселения Русской Америки.

В 1727 году была образована Иркутская епархия.

На протяжении  XVIII века в Иркутске было положено начало образовательной школе, профессионально-техническому образованию, науке, библиотечному, музейному и театральному делу. Открываются первые образовательные и культурные учреждения. В 1725 году – первая в Восточной Сибири школа при Вознесенском монастыре, 1754 году – навигацкая школа, средние школы. 80-е годы ознаменовались открытием второй в России среди провинциальных городов публичной библиотеки, краеведческого музея, любительского театра.

В Иркутске появляются видные деятели, которых и сегодня помнят иркутяне. Это – архитектор, географ, историк А.И.Лосев, писатель И.Т.Калашников, педагог, краевед С.С.Щукин. Зарождается сибирская наука. В Иркутске работает ученик М.В. Ломоносова, один из первых минералогов Сибири Э.Г.Лаксман.

Меняется городской пейзаж: возводятся Спасская церковь - древнейшее каменное здание в Восточной Сибири, уникальная Крестовоздвиженская церковь, первое каменное здание – Приказная изба, триумфальные ворота.

В конце XVIII - начале XIX века Иркутск постепенно увеличивает свое значение как торговый, ремесленный, культурный город, становится центром торговли с Китаем, а с 1830-х гг. также и золотопромышленным центром Восточной Сибири. В 1803 г. Иркутск – Центр Сибирского генерал-губернаторства, а с 1822 г. – Восточно-Сибирского генерал-губернаторства. Генерал-губернаторы Восточной Сибири оказали серьезное влияние на судьбу города.

Иркутские купцы осваивают Енисейские и Лено-Витимские золотопромышленные районы, значительно обогащают свои капиталы, становятся богатейшими купцами в Сибири. Иркутское купечество начинает играть заметную роль в развитии города. Идет интенсивное строительство города, строятся купеческие особняки, больницы, приюты, учебные заведения, благоустраиваются улицы, значительные средства вкладываются в просвещение и развитие науки.

Так, возводятся крупные здания Девичьего института (1861 г.), воспитательного дома, построенного в романском стиле, промышленного училища. Меняется архитектурный облик города. Выдающиеся памятники  XIX века – Белый Дом, выстроенный в стиле русского классицизма, Московские Триумфальные ворота, построенные в честь десятилетия со дня начала правления Александра I.

Во второй половине XIX века в Иркутске начинается книгопечатание, появляются первые газеты “Иркутские губернские ведомости”, “Амур”. С газетой “Сибирь” (1875-1887 гг.) связаны имена А.П.Щапова, М.В.Загоскина, В.И.Вагина. В 1851 году открывается первое научное учреждение в Восточной Сибири – Сибирский отдел Русского географического общества, который в 1877 году стал называться Восточно-Сибирским. Здесь в разные годы работали над изучением Байкала и Лены – В.И.Дыбовский, А.Л.Чекановский, И.Д.Черский; геолог, географ, исследователь Сибири В.А.Обручев.

К драматическому периоду в жизни Иркутска следует отнести лето 1879 года, когда 22-24 июня разразился пожар. Выгорела почти вся центральная часть города, было уничтожено более двух третей городских построек, 75 городских кварталов.

Город начал возрождаться из пожарища, приобретая новый облик, - возводятся крупные каменные и деревянные дома, которые сохранились и до нашего времени.

К важным событиям конца XIX века следует отнести приход в Иркутск первого поезда по Транссибирской магистрали в 1898 году. Проведение Великого Сибирского пути способствовало дальнейшему развитию города.

С Иркутском связаны судьбы политических ссыльных.

Первым ссыльным, прожившем в городе более 3-х месяцев, был А.Н.Радищев. С 30-х годов XIX века на поселениях близи Иркутска и в самом городе проживали декабристы. Домами-музеями в настоящее время стали дома С.Г.Волконского и С.П.Трубецкого. Навсегда остались на Иркутской земле Н.А.Панов, П.А.Муханов, И.В.Поджио, А.З.Муравьев, А.П.Юшневский, В.А.Бечаснов, жена декабриста Е.И.Трубецкая. В конце 50-х годов XIX века в Иркутске появились петрашевцы. В Иркутске до последних своих дней жил ссыльный историк-демократ А.П.Щапов, проживали польские повстанцы, революционеры-народники.

Известный русский публицист XIX века Н.Шелгунов говорил об Иркутске: “Иркутск… единственный город Сибири, имеющий городской характер… Как Англия создала Лондон и Франция Париж, так Сибирь создавала Иркутск. Она гордится им, и не видеть Иркутска – значит не видеть Сибири…”

Значительно преображается город, особенно его центр, в начале ХХ века. Здесь строятся крупные здания, появляются камнем выложенные улицы, асфальтированные тротуары, освещение, извозчики. Начал действовать водопровод, открылись первые электрические станции.

Архитектурный стиль города дополняют здания музея ВСОРГО с выбитыми во фризе здания фамилиями выдающихся исследователей Сибири (1883 г.), 1-го общественного собрания, городского театра (1897 г.); построенный в нововизантийском стиле Казанский собор (1893 г.) и римско-католический костел (1895 г.). В 1908 г. торжественно открыт памятник Александру III в живописном месте на набережной Ангары.

Большой урон принесли городу политические события ХХ века – первая русская революция, Октябрьская революция 1917 года, гражданская война и Великая Отечественная война.

С 30-х годов в Иркутске начинается индустриальное строительство. Возводятся завод тяжелого машиностроения, авиационный завод, кирпичный и шлакобетонный заводы, чаепрессовочная фабрика, предприятия пищевой промышленности и др. Экономическое развитие города способствовало развитию науки, образования и культуры. Первенец высшего образования в Восточной Сибири – Иркутский государственный университет, основанный в 1918 году, отдельные факультеты которого развиваются как самостоятельные институты: медицинский, педагогический, финансово-экономический. В 1930 году открывается горно-металлургический институт, в 1934 – сельскохозяйственный.

С 50-х годов начинается быстрое развитие Иркутска после Великой Отечественной войны, создается современный индустриальный облик города. С 1947 г. в городе - трамвайные маршруты, с 1972 – троллейбусные. В 1958 году вступил в строй телецентр. Начинается период застройки города крупными кварталами и микрорайонами. Вырастают новые массивы – Байкальский, Солнечный, Юбилейный, Приморский, Академгородок, Первомайский, Синюшина гора.

Историческая литература об Иркутске весьма обширна. Исследователям истории и различных сфер жизни города, краеведам, специалистам разных профилей, иркутянам будет интересен и полезен очерк А.В.Дулова “Историография города Иркутска”, представляющий обзор исторической литературы о нашем городе. Обзор является первой специальной работой этой тематики и публикуется впервые.

Современный Иркутск – это крупный промышленный, научный, образовательный и культурный центр России.

Но пройденный городом путь длиною более чем в три века наложил отпечаток на застройку и планировку города, его архитектуру. Иркутск сохранил свой самобытный облик, сочетающий сияние церковных куполов, красоту купеческих домов, монументальность современных зданий и сооружений. В городе сохранилось более 1200 памятников архитектуры, истории и культуры, среди которых выделяются исторически сложившиеся ансамбли.

Иркутск – административный центр области.

Иркутск расположен на трех реках: Ангара, Иркут, Ушаковка в 66 км. к западу от Священного озера Байкал. Климат – суровый. Однако незамерзающая Ангара, ветры из Забайкалья, циклоны смягчают зимние морозы. Иркутск – один из немногих городов России, где количество солнечных часов в году превышает 2000. Вокруг Иркутска просторно раскинулись растительные луга, сосновые, сосново-лиственичные, сосново-березовые леса, березовые рощи; в черте города много озелененных участков, лесопитомников и лесопарков.

Население Иркутска - более 600 тыс. жителей.

Город состоит из 5-ти районов. Кировский район – исторический и современный центр города. Здесь размещаются почти все административные учреждения, театры, музеи, библиотеки, памятники архитектуры. Территория Куйбышевского района – наиболее старая промышленная часть города, получившая название Рабочего предместья. Октябрьский район – современный Иркутск. Свердловский район – район энергетиков науки и образования. На его территории – Иркутская ГЭС, Академгородок, Студгородок. Ленинский район – крупный железнодорожный узел Восточно-Сибирской железной дороги.

Промышленность Иркутска представлена в едином региональном комплексе такими отраслями как энергетика, машиностроение, легкая и пищевая промышленности, производство стройматериалов, авиастроительные, судоремонтные и авиаремонтные производства.

Иркутск, расположенный в центре Восточной Сибири – современный торговый центр, крупнейший транспортный узел на Транссибирской железно-дорожной магистрали. Иркутский аэропорт доставляет пассажиров в Москву и во Владивосток, в международные аэропорты Китая, Монголии, Японии и др. стран.

Сибирский край – один из крупнейших в мире источников энергии. Строительство энергопромышленного комплекса началось со строительства Иркутской ГЭС на р. Ангаре.

Развитие академической науки в городе связано с деятельностью Иркутского научного центра СО РАН, объединяющего научно-исследовательские институты, научно-вспомогательные, производственные и хозяйственные организации СО РАН, расположенные в Иркутской области и частично в других регионах России.Научные исследования иркутских ученых вносят большой вклад в развитие наук о Земле, в формирование социально-экономического потенциала Иркутской области и всей Сибири. Президиум ИНЦ СО РАН в разные годы возглавляли видные ученые: В.В.Звонков, Е.В.Павловский, В.А.Кротов, Л.А.Мелентьев, М.М.Одинцов, В.Б.Сочава, В.Е.Степанов, Н.А.Логачев, в настоящее время его председатель - академик Г.А.Жеребцов. Академическими и отраслевыми институтами, высшими учебными заведениями Иркутска достигается высокий уровень фундаментальных и прикладных исследований по математике, механике, энергетике, физике твердого тела и плазмы, космофизике, химии природных веществ, биологии и физиологии растений и др.

В Иркутске работает 46 муниципальных учреждений здравоохранения. Созданы центры нетрадиционной медицины, медикосоциальной, психологической и психотерапевтической помощи, отметил свое 10-летие Иркутский филиал МНТК “Микрохирургия глаза”. В 1999 году торжественно открыт Диагностический центр. В 1987 году в Иркутске был открыт Восточно-Сибирский филиал СО РАМН с целью комплексного решения региональных проблем и координации всех исследований, связанных с сохранением и укреплением здоровья населения Сибири.

В иркутских музеях и библиотеках бережно хранится культурное богатство сибирского края. В Областном художественном музее им.В.П.Сукачева, Областном   краеведческом музее, Музее истории города собраны уникальные коллекции произведений искусств, памятники истории и природы. Научная библиотека Иркутского государственного университета, Областная универсальная научная библиотека им.И.И.Молчанова-Сибирского – хранительницы бесценных книжных сокровищ.

Иркутская земля взрастила талантливых поэтов и писаталей: И.Т.Калашникова, Н.А.Полевого, И.Уткина, И.Молчанова-Сибирского, В.Распутина, А.Вампилова, М.Сергеева.

Разнообразна театральная и музыкальная жизнь города. В настоящее время в Иркутске работают 5 профессиональных театров: Академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова, Музыкальный театр, Театр юного зрителя, Областной театр кукол, Театр народной драмы несколько самодеятельных коллективов, в областной филармони проходят концерты камерной, классической и органной музыки.

Иркутск - центр художественной культуры Сибири. Отметила свое 65-летие Иркутская организация Союза художников России. Далеко за пределами города известны полотна художников А.И.Вычугжанина, Б.Лебединского, А.Алексеева, Л.Б.Гимова, В.С.Рогаля.

Иркутск – город молодежи и студентов, получающих высшее образование в классическом, техническом, педагогическом, медицинском, лингвистическом университетах, эеономической и сельскохозяйственной академиях и других вузах. В городе около 30-ти средних специальных учебных заведений, около 10 профессионально-технических училищ и лицеев.

В Иркутске развивается около 50-ти видов спорта, среди которых: хоккей, баскетбол, легкая атлетика, художественная гимнастика, бокс, коньки, лыжи. Среди иркутских спортсменов - чемпионы и призеры Олимпиад, победители крупнейших международных соревнований.

В Иркутске выходят более 150 периодических изданий, ежедневно в эфире - 4 телестудии и 5 радиостанций.

Иркутск меняется... Растут дороги, теплотрассы, трамвайные и троллейбусные линии, объекты соцкультбыта, новые жилые массивы и вместе с тем реставрируются старинные здания, памятники истории и культуры.

В новом тысячелетии, надеясь на поддержку земли, на которой стоит, укрепляя свои силы и набирая новые, слыша напутственные слова своих предков и современников, Иркутск уверенно смотрит в будущее.

Таков наш Иркутск. Но у каждого жителя города свой Иркутск и связанная с ним судьба и жизнь.

Экскурсионный пешеходный маршрут по городу Иркутску «Зеленая линия».

«Шла недавно по улице Ленина и заметила на одном из тротуаров зеленую полосу. Разметка тянется по улице, а вот для чего она сделана, я так и не догадалась. Знаю, что есть специальная разметка желтым и белым цветом на проезжей части для автомобилей. А зачем она на тротуаре?»

жительница микрорайона Университетского

В любом городе России всегда есть свои достопримечательности, которые относятся непосредственно только к истории данного населенного пункта. Для того, чтобы не растеряться на новом месте, и как можно больше и познавательней пройтись по самым интересным уголкам, во многих городах придумали маршрут, который называется “Зеленая линия”.

На улицах Иркутска, как и в других городах России, появилась зеленая линия. До сих пор даже коренные жители не все знают, что это за разметка и для чего она нанесена на тротуар. Но сразу нужно оговориться, ничего общего с дорожной разметкой, как желтые или белые линии на дороге, она не имеет. 

Еще в 2012 году, энтузиаст Степан Чумаков (tiano) с сайта Ангара.нет наложил на карту maps.google.ru маршрут уличного гида по историческим достопримечательностям Иркутска - "Зеленая линия", составил маршрут выходного дня, как гид-путеводитель, изобразив его на карте, по центральным достопримечательностям города и выложил его в Интернет.  

Позднее данный маршрут, при участии администрации города и информационно туристической службы, был отредактирован и составлен согласно правилам движения пешеходов. Таким образом, в 2014 г. была нанесена “путеводная” зеленая линия по тротуарам, паркам и дорогам, позволяя туристам ориентироваться в городе. Посещение новых мест всегда привлекательно, а с зеленой полосой и возможность быть самому себе гидом в незнакомом городе. 

В этот маршрут включены 30 исторических достопримечательностей города, и на данное время является главным официальным туристическим маршрутом, связывающим исторический центр города.

Начало маршрута, считается от памятника императору Александру III и заканчивается у Крестовоздвиженской церкви, протяженность его около 5 километров. 

Принципиальной разницы, откуда начинать маршрут, нет, так как он создан, практически кольцевым, потому свое путешествие можно начать из любой его точки, неспешно осматривая исторические памятники, архитектурные достопримечательности, театры, музеи, площади и скверы.

Сама пешая прогулка, не включая посещения храмов, музеев, занимает не более 3 часов. 

Вам не потребуется гид, так как рядом с каждой достопримечательностью, имеются стенды с исторической справкой на русском и английском языках, а также схема дальнейшего маршрута. Кроме этого, всегда есть возможность набрать номер +73952658000, где аудиогид озвучит информацию по данному объекту или маршруту, на выбранном вами также русском или английском языках. 

Линию рисовали по частям, поэтому её назначение поначалу оказалось для иркутян загадкой. Версий было много: от тротуарной разметки неизвестного назначения до предположений о том, что это – проделки уличных хулиганов. На самом  же деле «Зелёная линия» – городской проект, призванный связать основные достопримечательности центра Иркутска. Для удобства туристов.

Справедливости ради стоит сказать, что подобного проекта столица Приангарья  ждала уже очень давно – памятников старины в городе так много, что в 1970 году ему присвоили звание исторического города.

Зелёная полоса своеобразной «паутиной» соединяет церкви, дома известных иркутских купцов и меценатов, мемориалы и «учреждения». От памятника Александру маршрут ведёт на улицу Ленина (бывшую Морскую), по пути встречаются особняк купцов Сибиряковых (нынешняя научная библиотека), Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества (теперь отдел истории Краеведческого музея), драматический театр и памятник Ленину.

Мало того, что поход по зелёной линии даёт шанс взглянуть на старинный город глазами путешественника, так ещё и не исключена встреча с настоящими туристами.

Зелёную линию Иркутску пообещали ещё в 2005 году, но воплотить задуманное в реальность удалось только летом 2011года. Казалось бы, какие трудности могут возникнуть, если хочешь всего-то начертить на асфальте полоску? Притом в мирных целях.

Объединяя городские достопримечательности с помощью такой асфальтовой навигации, иркутяне не были первопроходцами. Например, зелёная полоса уже давно существует в Тюмени, а в Перми нарисовали и вовсе сразу две тропы: красную и зелёную – одна водит по городским достопримечательностям, вторая – по местам жизни известных людей. Поговаривают, что необычный вид уличной навигации есть даже в Улан-Удэ.

В «зелёный» проект попали только объекты центра Иркутска, хотя и за его пределами есть на что посмотреть. Не нужно забывать, например, про ледокол «Ангара», или Казанский собор. Но как связать воедино их, специалисты по туризму пока не придумали. Одна из идей - бесплатные автобусные экскурсии по отдалённым от сердца Иркутска памятникам. Впрочем, для самих иркутян, так называемая их  «удалённость» весьма условна.

Интересно, с чего же всё началось?

В 2011 году друг и соратник мэра Иркутска с 2010 года по 2015 года Ви́ктора Ива́новича Кондрашова, глава комитета по экономике Алексей Альмухамедов начал реализовывать проект «Зеленая линия». Финансировала проекта: Администрация города Иркутска. Туристический маршрут должен был объединить 30 исторических объектов Иркутска. По каждому объекту должен быть размещен информационный стенд с исторической справкой. Между объектами на асфальт должна быть нанесена зеленая линия.

В 2011 году удалось поставить только стенды около объектов информацией о них. Для получения туристами расширенных сведений было придумано - на каждом стенде указан номер телефона, на который можно позвонить за пояснениями у аудиогида

Сама «линия» протяженностью пять километров наносилась в течение трех лет. Работа была завершена лишь к августу 2014 года. Первоначально планировалось просто нанести линию зеленой краской на асфальте.                 

Городские власти стали придумывать, как можно облагородить проект инновациями. Вариант родился быстро: установить по всей «тропе» подземные светодиодные лампочки, чтобы маршрут было видно и ночью, и зимой из-под снега. Проект с подсветкой выходил недешёвым. От лампочек отказались и «проложили» зелёную линию методом «холодного пластика», которым уже долгое время рисуют дорожную «зебру» на самых проходимых перекрёстках города. Такой материал долго не стирается и красиво поблёскивает вечером в свете фонарей.

Для прокладки «Зеленой линии», по её ходу, тротуары города Иркутска  в 2012 году были отремонтированы.

Кроме самой «Зеленой линии», были разработаны два сайта, которые должны были рассказывать более подробно о «Зеленой линии». Один из них, обозначенный на стендах - www.itsirkutsk.com и www.irkvisit.info .        

15 -16 ноября 2014 года в Воронеже прошел финал Всероссийской туристской премии «Маршрут года».  На конкурс проступило 263 проекта из 63 регионов страны, в финальную часть конкурса вышли 134 проекта из 71 населенных пункта, представляющих 42 региона страны.

Всероссийская туристская премия «Маршрут года» учреждена как отраслевая награда, присуждаемая по итогам открытого всероссийского конкурса проектов за достижения в области создания и развития туристских маршрутов. Учредителями премии выступили ФРОС «Region PR» (Воронеж), ООО «Продюсерский центр «Контент» (Воронеж) и Фонд содействия комплексному развитию и брендингу территорий (Владивосток), АРР «ЛЕВ».

Премия проводится при поддержке Федерального агентства по туризму, Департамента культуры и архивного дела Воронежской области и Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области. 

В номинации «Лучший туристический маршрут в городе» столица Приангарья опередила Санкт-Петербург, Казань и Чкаловск.

Также на вручении Всероссийской туристской премии «Маршрут года» Иркутск взял гран-при ещё в одной номинации — «Лучший туристско-информационный центр».

С ярких и торжественных событий 2014 года прошло 7 лет. Как выглядит туристический маршрут «Зелёная линия» сегодня? Насколько хорошо знают о данном проекте, соединяющем 30 исторических объектов Иркутска, знают жители и гости города сегодня?

Что бы ответить на первый вопрос в один из выходных я, вместе со своими друзьями, прошла по пешеходному маршруту. И что же мы увидели…

На некоторых улицах города туристический маршрут из-за сколов совсем потерял свою форму, где-то сильно потускнел. А есть участки, на которых линии теперь нет вовсе.

«Зелёная линия», как ориентир, специально созданный для гостей города - это удобно и практично. Но не зимой. Шагая по линии, постоянно теряешь её из виду. И причина не только в том, что полоса в некоторых местах стёрлась совсем, как на некоторых участках по улице Карла Маркса. Но и ещё из-за того, что линия погребена под сугробами, которые образуются после очистки тротуаров от снега, как возле Драматического театра.

А около памятника Ленину мы не увидели информационного стенда.

На Нижней Набережной вместо зелёной полоски мы увидели хаотично разбросанные по тротуару линии. Видимо, рабочие, перекладывавшие плитку, понятия не имели, что это за чёрточки и для чего они тут нужны.

А на участке по улице Желябова мы вообще не увидели зелёной линии. Видно, что там проходили дорожные ремонтные работы и перекладывали тротуар.

На улице  Декабрьских Событий мы тоже не увидели зелёной линии. Так  как там почти отсутствует сам тротуар.

На официальном сайте Агентство по туризму Иркутской области я нашла информацию о том, что 4 июня 2021 в городе Иркутске прошла  акция «День зелёной линии», в рамках которой обновили главный экскурсионный маршрут города.

В покраске зеленой линии приняли участие представители общественных организаций, коммерческих компаний, волонтёры и неравнодушные жители города.

Я думаю, что эта акция станет добрым началом восстановления исторического облика города Иркутска.  

На другом официальном сайте «Известия» (https://iz.ru) я нашла следующую информацию о том, что « Новую программу, в которой будет прописано несколько прямых мер поддержки для туристического бизнеса, планируют утвердить в Иркутской области к августу 2021 года. Об этом рассказала ранее руководитель регионального агентства по туризму Екатерина Сливина.

Власти Приангарья планируют направить более 2,5 млрд рублей на создание инженерной инфраструктуры и благоустройство на территории турзоны «Ворота Байкала» в 2021–2023 годах. В 2021 году в первый этап строительства улично-дорожной сети и сети электроснабжения Предгорного района намерены вложить 734,2 млн. рублей».

Из чего я сделала вывод, что экскурсионный пешеходный маршрут по городу Иркутску «Зеленая линия» будет восстановлен в полном объёме и жители, и гости нашего великолепного города получат возможность пройти по дорогам, тротуарам и паркам, чтобы увидеть 30 самых интересных мест.

Для ответа на второй вопрос: «Насколько хорошо знают о данном проекте, соединяющем 30 исторических объектов Иркутска, знают жители и гости города сегодня?» я провела социологический опрос. В  ходе, которого моим респондентам нужно было ответить на 4 вопроса.

Всего мной было опрошено 88 человек – это студенты нашего колледжа, первый и четвёртый курсы, а также у попадавшихся навстречу иркутян и гостей города, которых я встречала, гуляя вдоль «Зелёной линии».

Итоги опроса представлены в таблице 1

Таблица 1

Возрастная категория

16-17

19-21

30 - 45

55-70

Количество человек

38

21

15

14

По результатам ответов на первый вопрос: «Представляет ли город Иркутск историческую значимость, как город?» однозначно прозвучал ответ «да». Многие из опрошенных отмечали, что, к сожалению, памятники архитектуры находятся в плачевном состоянии, их перестраивают или сносят, меняя исторический облик города. А ещё я узнала, что многие семьи бережно сохраняют и гордятся историей своей семьи и являются аборигенами Иркутска.

Отвечая на второй вопрос: «Предназначен ли город Иркутск для развития туризма?» 80 человек ответили «да», а 8 респондентов – «нет». Причём все мной опрошенные  отмечали, что необходимо провести «генеральную уборку» в городе. Так как, несмотря на достопримечательности, которыми по праву гордятся и коренные жители, и гости города, очень портит впечатление общая не ухоженность города, яркие, кричащие вывески магазинов, разбитая тротуарная плитка, грохочущие трамваи, мусор, последствия выгула домашних питомцев и большое количество бездомных собак и кошек.

При обработке ответов на третий вопрос: « Знаете ли Вы, что такое «Зелёная линия»?» ответы моих респондентов были следующими: 14 человек из возрастной категории 16-17 лет и 12 человек из категории 19-21 год ответили «нет» или «впервые слышим об этом». Из категории 30 – 45 лет из 15 человек 14 ответили «да», а некоторые добавляли, что даже помнят, как эту линию чертили. 10 респондентов возрастной группы 55-70 лет также ответили «да» и даже несколько раз проходили по этому маршруту вместе с детьми и внуками, 4 человека ответили «нет» и узнали о её назначении от меня.

Ответы на четвёртый вопрос: «Как Вы думаете, для чего она нужна?» 57 человек ответили, что это туристическая линия. Но при этом многие  выражали своё недовольство нынешним её состоянием  и видом. 31 человек высказывали разные предположения, что полоса разделяет тротуар на две части, одна из которых предназначается для велосипедистов или тех, кто едет на самокате. Кто-то решил, что эта линия нанесена в помощь незрячим и слабовидящим людям, сравнив её с пандусами. Два человека предположили, что она проведена для стоянки автомобилей.  

Таким образом, из всех ответов моих респондентов, общения, которое я получила в ходе опроса и прогулки по городу  можно делать следующий вывод: современному человеку ближе всего —  городская среда, с которой он соприкасается, а подчас и сталкивается как в будни, так и в праздники. И каждый раз, хочет он того или нет, она открывается ему по-иному. Одним из способов узнавания мира с давних пор является пешеходная экскурсия. Это может  просто прогулка под руку с приятным вам человеком или торопливое передвижение к  нужному месту. Человеку вообще важны те  места, с которыми он хочет познакомиться, прочувствовать, познать те важные детали, мелочи, пустяки, которые только и дают полную картину настоящего, неотделимую от прошлого и позволяющую предвидеть будущее. Начать живое общение с тем, что он видит, чувствует, слышит.

Так  я определилась с продуктом моего проекта – это виртуальная экскурсия по маршруту «Зеленая линия» Иркутска, которая подтолкнёт к пешей прогулке по легендарным улицам и переулкам города, благодаря этой возможности более внимательного и подробного рассмотрения исторического облика жемчужины Сибири.

Заключение

На просторах нашей необъятной родины огромное количество замечательных городов и населенных пунктов, но лишь немногие из них имеют ярко выраженную индивидуальность, привлекающую самобытность и неимоверно яркую историю своего зарождения и становления.

Столицу восточной Сибири славный город Иркутск можно смело отнести к этим легендарным рукотворным жемчужинам нашей страны.

Большинство туристов и путешественников, приезжающих в эти края, устремляют свой взор на солнечные берега озера Байкал, готовы часами бродить по улицам и переулкам, познакомясь с Иркутском.

Потому что стоит хотя бы раз совершить небольшую прогулку по историческим, памятным местам города, вдохнуть атмосферу его самобытности, и почувствовать ритм жизни этого исконно сибирского города, как сразу на второй план уходит суета мыслей и возникает желание подольше задержаться в нем и глубже познакомится с его картинами из глубины веков.

В Иркутске буквально на каждом шагу можно встретить памятники старины, построенные 1,5 века назад: церкви и храмы, усадьбы и особняки известных иркутских купцов, деятелей и декабристов, жилые и доходные дома. В городе много музеев и театров, уникальных памятников и архитектурных сооружений.

Главные достопримечательности Иркутска находятся в самом центре города – это 37% всех памятников архитектуры Сибири, именно поэтому он, исторический центр города, внесен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Для удобства туристов и жителей  в Иркутске до многих значимых архитектурных сооружений есть указатели, которые позволяют легко сориентироваться туристу и, конечно же, экскурсионный пешеходный маршрут по городу Иркутску «Зеленая линия».   

 

Список Интернет-источников:

  1. https://www.babr24.com/irk/?IDE=137422 
  2. https://www.vsp.ru/2015/02/24/punktirnaya-liniya/
  3. https://ircity.ru/blogs/konin/60389/
  4. https://otzovik.com/reviews/peshehodniy_turisticheskiy_marshrut_zelenaya_liniya_russia_irkutsk/
  5.  https://regnum.ru/news/society/1866777.html
  6. https://irkobl.ru/sites/tour/news/1193605/ 
  7. https://irkutsk.livejournal.com/1148613.html
  8. https://iz.ru/1174934/2021-06-06/turisticheskii-marshrut-zelenaia-liniia-vossozdali-v-irkutske 
  9. http://tourawards.ru/news/v-voronezhe-podveli-itogi-vserossijjskojj-turistskojj-premii-marshrut-goda/
  10. https://nesiditsa.ru/city/irkutsk
  11. https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=55235F91-1D02-4DEA-8D61-D97E0E9BF797
  12. https://www.irk.kp.ru/daily/27239/4367867/
  13. https://fanatbaikala.ru/portfolio-view/irkutsk-iz-glubiny-vekov
  14. http://www.manus.baikal.ru/rus/essay.htm
  15. https://maps.google.ru/maps/ms?msid=214351743811461462297.0004cdf68ff91a5e6f574&msa=0&ll=52.291315,104.283627&spn=0.00252,0.004823
  16. http://www.irktur.com/tour/


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулки по Иркутску. С Иркутском связаны судьбы

Любите ли вы гулять? Этот вопрос, казалось бы, звучит неуместно. Ну кто же не любит гулять? Я Вас приглашаю прогуляться по Иркутску. Сегодня наша экскурсия будет по местам, связанным с имена...

Музыкальная культура г. Иркутска (90 лет Иркутской областной детской школе искусств).

Музыкальная культура г. Иркутска и концертная жизнь в Иркутской областной детской школе искусств...

Самые экологически грязные города России на 2013 год по городам России по выбросам загрязняющих атмосферу веществ стационарными источниками и автомобильным транспортом.

1 июля 2013 года Федеральная служба государственной статистики (Росстат) опубликовала бюллетень "Основные показатели охраны окружающей среды", где, среди прочего, были представлены данные за 2012 год ...

Исследовательский проект "Языковой портрет города Иркутска в названиях магазинов"

Гуляя по городу и встречая много магазинов и кафе с иностранными названиями, нам стало интересно, почему они так называются, и соответствует ли название магазина или кафе тем товарам, которые в нем пр...

Презентация «Прогулки по родному городу» ко Дню рождения города

Презентация «Прогулки по родному городу» ко Дню рождения города...

Образовательный маршрут в средней группе по Петербурговедению на тему "Прогулка по центру города с котом Эрмиком"

Маршрут содержит план прогулки с элементами описания достопримечательностей города Санкт-Петербурга в историческом центре....

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЧАС «ИРКУТСК-ГОРОД МОЕГО СЕРДЦА» ДИКОВА ВЕРА ГАВРИЛОВНА

iexcl;Цели и задачи:¡Знакомство студентов с историей родного города в лицах.¡Развитие познавательных, коммуникативных компетенций.¡Воспитание патриотизма, любви к своему родному кра...