Музыкальная культура г. Иркутска (90 лет Иркутской областной детской школе искусств).
классный час на тему

Лочева Светлана Дмитриевна

Музыкальная культура г. Иркутска и концертная жизнь в Иркутской областной детской школе искусств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 90_let_irkutskoy_odshi.docx22.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная культура г. Иркутска (90 лет Иркутской областной детской школе искусств).

Город Иркутск, несмотря на значительную удаленность от центральных районов России, рано превратился в один из очагов русской культуры на Востоке. Большинство разношерстной массы сибирского населения 17 века принадлежало к русскому народу, именно они несли культуру в массы.

В 18 веке в Иркутске впервые робкие шаги делало музыкальное образование.

В первой четверти 19 века Иркутск по своей величине занимал ведущее место среди других городов Сибири. Развивается скрипичное мастерство, фортепианное искусство делает первые робкие шаги, особое место занимает хоровое пение. Оркестровую музыку представляет гарнизонный  оркестр.

1819 год приезд в город губернатора  М. Сперанского внес разнообразие в культурную жизнь Иркутска. Балы и маскарады следовали один за другим, причем только под звуки оркестра.

 Бал – настоящая находка

Для юных франтов и для дам.

Его с восторгом ждет -  красотка,

Он праздник пасмурным отцам.

Чтоб дочь, как куколкой оделась,

Хлопочет опытная мать,

А чтоб она не засиделась,

Везет ее потанцевать.

        На средства золотопромышленников было построено новое        здание театра, сгоревшего  в 1861 году. После переезда декабристов  в Иркутск  музицирование в домах декабристов стало одной из форм  концертной  деятельности. Большие  музыкальные вечера устраивались в доме Волконских, дочери которых, окончили Девичий институт Восточной Сибири, прекрасно играли на фортепиано. Культурная жизнь Иркутска «кипела» в зданиях Общественного собрания, Девичьего института, Благородного собрания. В конце ХIХ века в городе Иркутске действовало 58 средних учебных заведений, в которых уделяли музыкальному воспитанию существенное внимание, но азы музыкальных знаний не могли удовлетворить сильно возросшей тяги к музыкальному образованию. Условия для создания профессионального музыкального учебного заведения  в Иркутске сложились лишь в 1899 году. Инициатором создания и директором музыкальной школы был А.Ю. Гинита - Пилсудский, выпускник Петербургской консерватории. Это было первое музыкальное учебное заведение не только в Иркутске, но и во всей Восточной Сибири. Гинита – Пилсудский выступил инициатором создания в Иркутске отделения музыкального общества с музыкальными классами (просуществовали 13 лет), выполняли музыкально-просветительскую функцию. 1 января 1905 года состоялось открытие ЧМШ, педагоги  - Е.  Городецкая, Р. Иванов, М. Синицин. ЧМШ воспитала много хороших музыкантов, осуществляя задачу широкого музыкального просвещения и организации концертов. ЧМШ просуществовала 15 лет  (класс М. Синицина в ЧМШ). В 1923году открылась музыкальная школа. Историческая справка: школа была единственной в городе и области долгие годы, в1923 году обучалось 256 человек.

C виду дом, совсем простой:

Ты прислушайся, постой,

Здесь живут ключи скрипичные,

Ноты очень симпатичные.

Вальс живет здесь и гавот,

В общем – музыка живет.

  1. Ф-но. Таривердиев «Воспоминание» из к/ф «17 мгновений весны»

1923  - 1930 музыкальная школа находилась на углу улиц Солдатской и Большой (ныне  ул. К. Маркса и Киевская). 1932 новое здание  на улице Дегтевская  (ныне Российская). Называлась школа художественного и музыкального воспитания, директор Флегонтов М. К.  1935 школа переехала в здание на улице Степана Разина. Коллектив школы:   Т.  Бендлин, О. Сиббуль, А. Беляев, Л. Сахарникова, Н. Полякова, О. Баскова.

                  Есть на Земле одна страна,

                  Зовется музыкой она.

                  Созвучья в ней живут и звуки,

                  Но чьи их открывают руки?

                  Кто заставляет мир звучать,

                  Когда он устает молчать?

                  Когда он будто бы струна,

                  Которая звенеть должна?

                  Конечно, это музыкант,

                  Его порыв, его талант,

                  Его желание творить.

                  И людям красоту дарить.

  1. Вокал. А. Алябьев, слова Дельвига «И я выйду ль на крылечко» исполняет Москвитина Маша.

В дождь проливной и в сильный ветер,

В лютые холода

С разных концов Иркутска дети

Утром спешат сюда.

Дверь, словно в сказку открываем,

радостно входим в класс,

А потому, что твердо знаем:

Здесь ждут и любят нас.          (Чернявская Л.)

  1. Аккордеон. Иванов. Юмореска исполняет Сидорова Маша.

   Глаголев П. П., работая дирижером в ТЮЗе, все свободное время отдавал ученикам и сочинению музыки, традиция сочинять музыку сохраняется в нашей школе и сейчас.

  1. Шаманов Игорь  собственное сочинение.

Иванов  М. С. – основоположник класса баяна.  Сколько замечательных учеников воспитал этот педагог. Народное отделение ИОДШИ, во главе с Н. Ереминой, не только продолжают учить детей, но и личным примером прививают любовь к музыке. Учащиеся народного отделения неоднократные призеры различных фестивалей, конкурсов.

Что с музыкой сравниться по звучанью?

Шум леса? Пенье соловья?

Грозы раскаты? Ручейка журчанье?

Сравнение найти не в силах я.

Но всякий раз, когда в душе смятенье,

Любовь, иль грусть, веселье иль печаль

В любом природой данном настроении

Вдруг начинает музыка звучать.

  1. Р. Н. П. «Валенки» исполняет  Сафронов Егор.

Думаю, что ни для кого не секрет,  и все от мала  до велика   знают:   когда – то в нашей школе учился Денис Мацуев,  великий пианист, народный артист России, Лауреат Государственной премии РФ, президент фонда «Новые имена», художественный руководитель международного фестиваля «Звезды на Байкале», Почетный гражданин Иркутска и Иркутской области, но не все знают его педагога, это  -  Семенцова Л. Н. Великий педагог, воспитавшая  целую плеяду прекрасных музыкантов.

В 1978 году музыкальная школа переехала в здание на улице Желябова, 9, победитель Всероссийского конкурса «Детские школы искусств – достояние Российского государства».  Долгое время «у руля школы» стояли замечательные люди: директор Рыжаков В. А. и Сидорова Г.Е.  Большая заслуга Рыжакова В. А. не только как директора школы, но  благодаря ему  и  преподавателя Романенко В.В. в школе появился прекрасный джазовый оркестр BIG BAND

За это время, окончили школу  выпускники, которые навсегда связали свою жизнь с музыкой (Юденкова Я., Дурбажева А., Жарких Е., Шабалина Т.. Хитцова Н., Боннэр Т. и др.).

И опять играет музыка,

Для нас она звучит.

Веселится с нами музыка,

С нами музыка молчит.

Снова мир наполнен радостью,

Но в паузах слышна,

Грусти тихая мелодия

И печали тишина.

  1. Вокал.                     «Стрекоза» исполняет Кононова Люда.

Будни школы – это не только выступления, награды,  концерты и праздники, прежде всего это бесконечный ежедневный и кропотливый  труд. За минутное выступление на сцене приходится трудиться годы, кому-то не хватает терпения, кому-то усердия. Кто полюбил музыку, тот остается  верен ей  до конца.  Так случилось и с Е. А. Жарких и Сидоровой Г. Е., познавшие прекрасное,   после встречи с педагогом Бендлин Т. Г.

Женскийголос, как ветер, несется,

Черным кажется, влажным, ночным,

И чего на лету не коснется,

Все становится сразу иным.

  1. Вокал. Гендель. Ария Альмиры из оперы «Ринальдо». Фомин «вечера забытые» исп. Ковтонюк Е. А.. конц. Жарких Е. А.

 Зубченко Л. Д., продолжает традиции скрипичной школы, заложенные  преподавателем Ланэ Генрихом Эмильевичем, за многие годы ее ученики не раз становились победителями различных конкурсов.

Проходит все, лишь музыка нетленна,

Она звучит во сне и наяву,

Она летит, как птица, в синеву,

Чудесным утром,  вырвавшись из плена.

  1. И.н. п. «Санта – Лючия» исполняют Даниловцев Семен,  Королькова Маша.

Более  80 человек за последние 5 лет стали стипендиатами Министерства культуры и архивов Иркутской области,  мэра города Иркутска, мы продолжаем традиции лучших из лучших.

Дарите музыку друг другу!

Пусть каждый день и каждый час,

Подобно радостному чуду,

Она звучит в сердцах у нас.

  1. Гитара. Х. Сарате  «Самба», исполняет Бурцев Данил.

Вьется музыка рекой,

Вьется нотною строкой.

Снова звуков половодье

Захлестнуло все вокруг.

И кораблики мелодий

Выплывают из-под рук.

  1.  Р. Н. П. «Светит месяц» исполняет Верхушин Гоша и Хрущева Аня.

Небесные ласточки, так называют наших участников хора «Гармония», «Прелюдия», ансамбль «Вдохновение», неоднократных победителей международных конкурсов в России и за рубежом. Хоровое пение в Иркутске известно с 17 века.

Весь мир прекрасный и звучащий,

Вмещает музыка в себя

В ней рокот волн, о берег бьющих,

И трепет листьев сентября.

  1.  Анс. «Вдохновение». Муз. Синенко, сл. Уриха «В мире музыки живем»
  2.  муз. Дубравина, сл. Просторовой «Пристань детства»

С 1978 года, ИОДШИ, объединяет 2 отделения: музыкальное и художественное. В 1910 году в Иркутске появились художественные курсы, 1930 год – открыта ДХШ, которая долгие годы оставалось единственной в городе Иркутске. Выпускники художественного отделения многие известные люди, члены союза художников, архитекторы. А учащиеся – неоднократные победители различных конкурсов. В течение долгих лет, находясь под «одной крышей»  совместно с музыкальным отделением  продолжают традиции школы, радуют своими успехами, приумножают славу и гордость нашей школы.

Классный час не дает возможности подробно рассказать обо всех прекрасных людях, которые работают в настоящее время в нашей школе. Но хочется еще рассказать о династиях. Долгие годы в ИОДШИ работает Ларина Т. В., воспитавшая огромное количество учеников, пусть кто-то выбрал другую профессию, но все с благодарностью вспоминают уроки фортепиано этого педагога. Главная заслуга Т. В. в том, что любовь к музыке она передала и  своим детям, которые пошли по ее стопам. Дочь – преподаватель ф-но ИМК им. Шопена, сын – А. Г. Тульчин, преподаватель духовых инструментов. Ученица Т. В. – Светлана Анатольевна, супруга  - Тульчина, их объединяет не только семья, их объединяет большая любовь к музыке, сейчас в исполнении четы Тульчиных и преп. Жарких Е. А. прозвучит произведение Дечебала Григоруцэ «Эль Хавери» (к моему другу), попурри на темы известных еврейских мелодий для саксафона-альта и 2-х ф-но.

Духовность… Это, пожалуй, главное, что дает своим воспитанникам ДШИ. Здесь свято чтут традиции девяностолетней истории старейшего за уралом учебного заведения культуры и искусства. Здесь пестуют талант и совершенствуют мастерство юных дарований. И в завершении, пожелаем своей школе дальнейшего процветания и многие лета…

Литература:

  1. Харкеевич И. Музыкальная культура Иркутска. Иркутск, 1989;
  2. Материалы видеофильма Иркутская областная детская  школа искусств, 2010;
  3. Стихи преп. школы Чернявской Л. В.
  4. Материалы видеофильма «Иркутск самодержавный»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание музыкально- пропагандистских навыков у учащихся Детской школы искусств

Именно в процессе музыкальной пропагандистской деятельности решаются многие задачи учебно- воспитательного процесса: изучение в достаточно большом объёме произведений разных жанров, умение мыслить...

Применение информационных технологий на предметах музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств

Вот несколько вопросов, затрагиваемых в данной методической разработке: • Понятие информационных технологий, их виды • Методическое и педагогическое обоснование использования информационных технолог...

Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.

Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что э...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ ПО ИСТОРИКО-БЫТОВОМУ ТАНЦУ...

Роль народного сценического танца в сохранении традиций народной культуры среди учащихся детских школ искусств

С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и р...

Сценарий к концерту, посвящённому 25-летию со дня основания образцового показательного детского коллектива- оркестра русских народных инструментов Новоаганской детской школы искусств "Югорская фантазия"

Юбилейный концерт был проведен 18.05.2018 года. Это мероприятие - творческий отчет о деятельности оркестра, о его репертуаре, о составе и солистах. В сценарии озвучены достижения оркестра и ансамбля р...