Методические указания для проведения практического занятия № 3-4 по предмету «Информатика»
учебно-методический материал

Иванникова Елена Анатольевна

Методические указания для проведения практического занятия № 3-4 по предмету «Информатика»

Тема: Представление данных в различных системах счисления. Арифметические действия с числами в различных системах счисления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.zanyatie_3-42dfh.docx69.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методические указания для проведения практического занятия № 3-4.

по предмету«Информатика»

Тема: Представление данных в различных системах счисления. Арифметические действия с числами в различных системах счисления.

Цель:- формирование у студентов практических навыков перевода целых и дробных  чисел из одной системы счисления в другую;

- формирование у студентов практических навыков выполнения арифметических действий в различных системах счисления.

Теоретический материал

Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

1) Чтобы перевести целое положительное десятичное число в систему счисления с другим основанием, нужно это число разделить на основание. Полученное частное снова разделить на основание, и дальше до тех пор, пока частное не окажется меньше основания. В результате записать в одну строку последнее частное и все остатки, начиная с последнего.

Например:

https://gigabaza.ru/images/22/43181/m1c4f6975.pnghttps://gigabaza.ru/images/22/43181/64abc5b7.pnghttps://gigabaza.ru/images/22/43181/2c8907be.png

Ответ: 1) 17510 = 101011112 ;  2) 17510 = 2578;  3) 17510 = AF16

2) Чтобы перевести число из любой системы счисления в десятичную систему счисления, надо представить данное число через цифры этого числа по формуле:  Aq=a1qn-1 + a2qn-2 + … + anq0 , где

a1, a2, …, an – цифры данного числа, q – основание системы счисления данного числа.

Например:

1111001102 = 128 + 127 + 126 + 125 + 024 + 023 + 122 + 121 + 020 = 256+128+64+32+4+2 = 48610

5118 = 582 + 181 + 180  = 564 + 18 + 1 = 32910
1151
16 = 1163 + 1162 + 5161 + 1160 = 14096 + 1256 + 516 + 1 = 443310

Арифметические действия над числами в различных системах счисления

Выполнение арифметических действий в любых позиционных системах счисления производится по тем же правилам, которые используются в десятичной системе счисления.

Так же, как и в десятичной системе счисления, для выполнения арифметических действий необходимо знать таблицы сложения (вычитания) и умножения.

Пример сложения двоичных чисел

Пример вычитания двоичных чисел

Пример умножения двоичных чисел

http://ikt.mou2.edusite.ru/images/plyus2.png

http://ikt.mou2.edusite.ru/images/min2.png

http://ikt.mou2.edusite.ru/images/umn2.png

Пример сложения восьмеричных чисел

Пример вычитания восьмеричных чисел

Пример умножения восьмеричных чисел

http://ikt.mou2.edusite.ru/images/plyus8.png

http://ikt.mou2.edusite.ru/images/min8.png

http://ikt.mou2.edusite.ru/images/umn28.png


Пример сложения шестнадцатеричных чисел

Пример вычитания шестнадцатеричных чисел

Пример умножения шестнадцатеричных чисел

http://ikt.mou2.edusite.ru/images/pl16.png

http://ikt.mou2.edusite.ru/images/min16.png

http://ikt.mou2.edusite.ru/images/umn16.png

Правило выполнения операции сложения одинаково для всех систем счисления: если сумма складываемых цифр больше или равна основанию системы счисления, то единица переносится в следующий слева разряд. При вычитании, если необходимо, делают заем.

Умножение многоразрядных чисел в различных позиционных системах счисления происходит по обычной схеме, применяемой в десятичной системе счисления, с последовательным умножением множимого на очередную цифру множителя.

Задания для самостоятельного выполнения

Задание 1. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и тоже число должно быть записано в различных системах счисления.

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

1

1010101

2

137

3

279

4

9D

Задание 2. Выполните сложение чисел

а) 10001000012+10111001102;
б) 1011011,01
2+1000101110,10012;
в) 665,1
8+1217,28;
г) 30C,7
16+2А1,816.

Задание 3. Выполните вычитание чисел.

а) 111100102-101010012;
б) 1101001010,1
2-1011101001,112;
в) 166,14
8-143,28;
г) 287,А
16-62,816.

Задание 4. Выполните умножение чисел.

а) 10010012*1000102;
б) 374,2
8*142,158;
в) 1F,4
16*38,616.

Задание 5. Выполните деление чисел.

а) 1010102 : 1112

б) 100000102 : 1012

Задание 6. Выполните сложение чисел 24058 и 42310  (ответ запиши в шестнадцатеричной системе счисления).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для проведения практических занятий

Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине "Маркетинг" для специальности 080108 "Банковское дело"...

Методические указания по проведению практических занятий ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений

...Методические указания для практических занятий по ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружен...

Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине "Обществознание".

Данные методические указания предназначены для проведения практических работ студентами среднего профессионального образования социально-экономического профиля. В работе содержатся тематическое планир...

Методические указания к проведению практических занятий по ОУДб.04 ИСТОРИЯ для специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

Методические рекомендации адресованы студентам, обучающимся по спе­циальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) и содержат материалы, которые способствуют  обобщению, систематизации, ...

Методические указания для проведения практического занятия № 1-2 по предмету «Информатика»

Практическое занятие предназначено для студентов 1 курса по предмету "Информатика"Тема:   Нахождение информационного объема текстового сообщения. Кодирование информации.Цель:...

Методические указания для проведения практического занятия № 5-6 по предмету «Информатика»

Методические указания для проведения практического занятия № 5-6  по предмету «Информатика»Тема:   Преобразование и упрощение логических выражений. Построение таблицы и...

Методические указания для проведения практического занятия № 7-8 по предмету «Информатика»

Практическое занятие №7-8. "Алгоритмические модели" для студентов 1 курса...