Конспект урока « Определение музыкальных способностей учащихся с помощью игр на первой стадии обучения».
план-конспект урока по теме

Левандовская Алла Закировна

Место урока в дополнительной образовательной программе: занятие имеет большое практическое значение,  в игровой форме в самом раннем возрасте легко обнаружить имеют ли учащиеся тягу к занятиям музыкой, раскрыть перед ними и их родителями пользу занятиями музыкой, занятие тесно связано в целом с музыкальным образованием детей. Тема актуальная , методически трудная помогающая в работе преподавателей.

Цель: выявить у учащихся «аналитический » и «интонационный слух», т.е.  их образовательный потенциал, безошибочное определение характера музыкальных пьес- марша , вальса, польки, развитие памяти, внимания и музыкального мышления.

Задачи: научить определять учащихся  характер исполнения программных музыкальных произведений, провести диагностику музыкальных способностей  учащихся на ранней стадии, раскрыть пользу их занятий музыкой.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

преподавателя фортепиано и ОКФ

 Любанской детской школы искусств Левандовской Аллы Закировны

Место проведения:  МКОУ ДОД «Любанская ДШИ »

Дата проведения: 17.09.2011 г.

Состав учебной группы: учащиеся 1-го класса фортепиано(3 ученика) и 1-го класса           ОКФ(1 ученик) , общее число учащихся 4 человека. 

Тема открытого урока: « Определение музыкальных способностей учащихся с помощью игр на первой стадии  обучения».

Место урока в дополнительной образовательной программе: занятие имеет большое практическое значение,  в игровой форме в самом раннем возрасте легко обнаружить имеют ли учащиеся тягу к занятиям музыкой, раскрыть перед ними и их родителями пользу занятиями музыкой, занятие тесно связано в целом с музыкальным образованием детей. Тема актуальная , методически трудная помогающая в работе преподавателей.

Цель: выявить у учащихся «аналитический » и «интонационный слух», т.е.  их образовательный потенциал, безошибочное определение характера музыкальных пьес- марша , вальса, польки, развитие памяти, внимания и музыкального мышления.

Задачи: научить определять учащихся  характер исполнения программных музыкальных произведений, провести диагностику музыкальных способностей  учащихся на ранней стадии, раскрыть пользу их занятий музыкой.

Степень сложности занятия для данной группы: выше средней.

Форма учебного занятия: комбинированный: изучение нового материала и урок-диагностика.

Форма организации: групповая.

Методы работы: словесные, звуковая демонстрация, тестирование, работа с  дидактическое пособие.

Структура учебного занятия.

  1. Организационная часть – 5 минут.
  1. Знакомство и приветствие.

  1. Вводная часть-  10 минут.
  1. Пояснение значимости музыкального образования.
  2. Постановка цели и задач занятия.

  1. Основная часть- 25 минут.
  1. Объяснение характера основных программных танцевальных произведений – полька, марш и вальс. Закрепление  знаний демонстрацией произведений.
  1. М. Глинка «Полька» d-moll,
  2. А. Гречанинов «Вальс» A- dur,
  3. Р.Шуман «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» F-dur.
  1. Практическая часть- объяснение заданий,  демонстрация музыкальных фрагментов и выполнение игровых тестовых заданий  «Музыкальный брат».

Дети слушают три музыкальных фрагмента.

 1.  А. Жилинскис  «Латвийская народная полька » C-dur;

 2.  Ж. Колодуб  «Вальс» F-dur;

 3.  С.Прокофьев «Марш» C- dur;

Они все разные. Надо их запомнить. После небольшой паузы звучит четвертый фрагмент.

4. С. Майкопар «Вальс» C- dur;  

Детям надо определит, какой фрагмент 1,2 или 3 больше всего похож на 4-й. Дети ставят крестик возле того фрагмента, который они выбрали.  Надо сказать детям «когда вы будете выбирать, ни с кем не советуйтесь, здесь нет правильного или не правильного ответа. Каждый пишет по-своему, как вам самим кажется» .Учитель проигрывает 4 фрагмента- полька, вальс, марш, вальс .Дети отмечают в анкетах правильные ответы.  Правильный ответ – 2 .

Учитель собирает ответы.  

Вторая игра «Музыкальные пары».  Исполняются 6 музыкальных фрагментов.

  1. Р. Шуман «Солдатский марш» G-Dur;
  2. С. Майкопар «Вальс» D- Dur;
  3. П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» ор. 39 №5
  4. А. Александров «Новогодняя полька » A-Dur;
  5. А. Гладковский  «Маленькая танцовщица » Es-Dur;
  6. С. Майкопар «Полька» A-Dur;

Учитель объясняет детям, чтоб они лучше запомнили свои музыкальные впечатления им можно на линейках зарисовать или написать свои музыкальные впечатления. Потом делим эти произведения на три пары, чтобы в каждой из пары были похожие  по характеру отрывки. Каждый отрывок можно использовать только один раз. Три пары, которые получились, надо написать цифрам внизу листа в квадратиках. Правильный ответ:  первая пара 1-3 вальсы, вторая 2-5 польки, третья 4-6 марши.

 На все детские вопросы следует отвечать одно и то же: «Пишите, как сами чувствуете, как сами поняли, у каждого свои уши, каждый чувствует  по-своему. Все ответы хорошие и правильные, лишь бы они были вашими собственными».

Учитель собирает ответы.

  1. Заключительная часть – 5 минут.
  1. Подведение итогов - учитель говорит правильные ответы, обязательно хвалит ребят, раздает памятку для родителей «10 причин», раздает телефоны и адреса АНО «Таланты- 21 века» для родителей. Раздает учебный материал урока «Музыкальные жанры: песня, марш и танец»
  2. Дает задание:
  • прочитать памятку вместе с родителями и к следующему уроку выбрать ту причину (ы), по которой именно он хочет заниматься музыкой.
  • самостоятельно ознакомиться с  музыкальным жанром – песня на основе раздаточного учебного материала.

  1. Диагностика. Эту часть урока рационально вынести за рамки самого урока. Ученики, правильно выполнившие  первое задание,  обладают аналитическим слухом, и с этими детьми стоит заниматься. Ученики, правильно выполнившие второе задание, обладают интонационным слухом. По статистике эти дети не бросают музыкальную школу, не смотря на неизбежные трудности. Детей, которые правильно выполнили оба задания можно назвать «Оба слуха». Эта группа будет мала, но эта группа обладает заметными музыкальными способностями. Педагог, определяя способности, намечает дифференцированный подход к каждому.

  1. Дидактико-методическое обеспечение занятия:  
  • Музыкальный инструмент – фортепиано;
  • DVD диски с записью произведений;
  • Нотные издания:
  1. М. Глинка «Полька» d-moll,
  2. А. Гречанинов «Вальс» A- dur,
  3. Р.Шуман «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» F-dur.
  4. А. Жилинскис  «Латвийская народная полька » C-dur;
  5. Ж. Колодуб  «Вальс» F-dur;
  6. С.Прокофьев «Марш» C- dur;
  7. С. Майкопар «Вальс» C- dur;  
  8. Р. Шуман «Солдатский марш» G-Dur;
  9. С. Майкопар «Вальс» D- Dur;
  10. П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» ор. 39 №5
  11. А. Александров «Новогодняя полька » A-Dur;
  12. А. Гладковский  «Маленькая танцовщица » Es-Dur;
  13. С. Майкопар «Полька» A-Dur.
  • Бланки тестов двух игр в нужном количестве экземпляров;

Дидактический раздаточный материал «Музыкальные жанры: песня, марш и танец»

  • Отпечатанные памятки «10 причин» о полезности и важности музыкальных занятий.

  1. Материально-техническое оснащение:
  • инструмент- фортепиано – 1;
  • ученические парты -  4;
  • ученические стулья – 4;
  • учительский стол- 1;
  • ручки- 4;
  • DVD диски с записью произведений-4.

Список используемой литературы

  1. Д.К. Кирнанрская «Музыкальные способности» 2-3 главы.
  2. Г. Нейгауз «Мастера советской пианистической школы».



Предварительный просмотр:

Дидактический материал к уроку

«Определение музыкальных способностей учащихся с помощью игр на первой стадии обучения».

Характер основных программных танцевальных произведений – полька, марш и вальс.

Танец — вид искусства, которое выражается посредством ритмичных пластических движений человеческого телаТанец возник в глубокой древности из разнообразных движений, связанных с деятельностью человека ( например, охотой, земледелием). Затем танец превращается в самостоятельный вид искусства. У  каждого народа образовались свои народные танцы. . Танец неразрывно связан с музыкой, содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композициях. Танец имеет разные средства выразительности:

  • гармонические движения и позы,
  • пластика и мимика,
  • динамика — «варьирование размаха и напряженности движений»[2],
  • темп и ритм движения,
  • костюм и реквизит.

ПОЛЬКА – чешский народный танец живого, бодрого характера. Польке свойственны задор и юмор. Название танца происходит от чешского слова Polka, которое означает полячку, жительницу Польши. Это танец по ритму ( размеру) на 2/4 , с «притопами».

(Прослушай на диске  композиции № 1, 2,3 )

МАРШ – маршевая музыка исполняется в темпе шага. Марши бывают: торжественные, военно-строевые, походные, спортивные, траурные. При всем разнообразии маршей им присущи общие черты. Это двух- или четырех дольный размер и четкий ритм шага.

(Прослушай на диске композиции № 4,5)

ВАЛЬС- ведет свое происхождение о нетрепливого и плавного крестьянского танца, который бвл распространен в Австрии, Германии, Чехии. В XIX веке вальс стал популярным во всей Европе. Музыка вальса очень разнообразна по своему характеру. Но важным отличием здесь будет плавность и полетность, вальс как будто «кружит» вас в танце. Существуют вальсы радостные и грустные, быстрые и спокойные. Размер вальса трехдольный- раз-два-три,- раз-два-три.

(Прослушай композиции 6,7,8)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыкальной литературе: С.Прокофьев, кантата "Александр Невский"

Восспитание патриотизма  на уроках музыкальной литературы на примере кантаты "Александр Невский", С.Прокофьева...

Конспект урока по арифметике для учащихся коррекционной школы VIII вида ( 7 класс)

Тема урока: «Нумерация чисел третьего десятка. Сравнение чисел» . Конспект разработан для учащихся коррекционных школ со сложной структурой дефекта....

Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей учащихся младших классов ДШИ

1)    творческая работа (в частности, импровизация) оказывает положительное влияние на развитие музыкального слуха, воображения, памяти и эстетического вкуса;2)    творче...

План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса Тема: «Текстильные материалы из химических волокон».

План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса  по учебнику :  Технологии: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений [Н.В. Синица, П.С. Самородовский, В.Д. Симоненко и ...

Конспект урока "Определение расчетных нагрузок наружного освещения и электротеплоснабжения"

Конспект урока по ПМ. 02 Обеспечение электроснабжения сельскохозяйственных предприятийОпределение расчетных нагрузок наружного освещения и электротеплоснабжения...

Повышение эффективности урока, развитие интеллектуальных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с освоением наиболее рациональных технологий

В настоящее время педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии, что обусловлено и...

Конспект урока «Безопасный интернет для учащихся»

Цель урока: формирование информационно-коммуникационной культуры и грамотности у обучающихся как фактора безопасности в информационном обществе.Задачи урока:Образовательные:расширить знания, обучающих...