разработка урока по литературе на тему: "Семья и семейные ценности в произведениях Л. Н. Толстого"
план-конспект урока на тему

итегрированный урок литературы и психологии с использованием слайд-презентаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка20.29 КБ
Office presentation icon презентация1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по русской литературе   по теме: «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

 Цели:

образовательная:

- дать представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание учащихся

воспитательная:

- воспитывать внимательное отношение к родителям

развивающая:

- развивать устную и письменную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление

Оборудование:

- Музыкальный центр, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока

I. Орг момент.

Психологический настрой. Целевая установка.

II. Работа с кластером.

Зерно прозревает в семье,

В семье человек вырастает.

И всё, что потом обретает,

Приходит к нему не извне.

 

Слово «семья» понятно всем. Оно впитывается нами с сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Что такое семья в вашем понимании? (ученики составляют кластер.

Слово учителя. Да, ребята, вы правы. Семья – это дом, дети, родители. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

 Человек рождается и живет в семье. Семья

– это та обстановка, среда, из которой он получает первые представления о себе и мире

- это гнездо, которое надо ценить, уважать, любить, быть благодарным за свою жизнь, за свое воспитание.

- это главная ячейка общества

- это главный воспитатель молодого поколения

- это место защищенности человека, убежище, в котором он восстанавливает истраченные силы.

 

Слово учителя. Вопросы семейных взаимоотношений волновали людей с давних времен. К данному вопросу обращался в своем творчестве великий русский писатель Л. Н. Толстой. Тема сегодняшнего урока: «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Эта тема является одной из ведущих в творчестве писателя. По мнению Льва Николаевича, для счастья нужна тихая, семейная жизнь с возможностью делать добро людям. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку. А сейчас послушайте легенду:

Легенда

В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царили мир, любовь, согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил Старца, главу семьи: «Как вам удается жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда Старец взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано 100 раз одно слово – ПОНИМАНИЕ.

III. Изучение нового материала.

Психологизм отношений, психологический климат семьи.

Слово учителя: В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого семья выполняет свое высокое истинное назначение. Дом здесь – особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями.

Читая роман вы, ребята, успели заметить, что Толстой стоит у истоков народной философии. Он придерживается народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Поэтому в центре романа два семейства: Ростовы и Болконские. Согласитесь, они похожи друг на друга чувством семьи, духовным родством, общими чувствами радости или горя, им противопоставлена семья Курагиных.

III. Работа в группах.

Слово учителя. А сейчас задание:

• Составьте психологический портрет каждой семьи, учитывая следующее: родители и дети, психологизм отношений, какой психологический климат в семье, характерные особенности семьи.

1 группа – семья Ростовых

2 группа – семья Болконских

3 группа – семья Курагиных

(ученики работают в группах, а один представитель защищает мнение группы) Выступление учащихся 1 группы.

Семья Ростовых воплотила в себе лучшие черты русского дворянства: патриотизм, духовную и душевную щедрость. Для семьи Ростовых характерна естественность поведения. В семье Ростовых взаимная любовь, простота, благородство и чуткость идеальные отношения между барином и мужиком.

Ростовы хранят верность старым русским обычаям.

Толстой отмечает в семье Ростовых равнодушие к длительным рассуждениям, раздумьям. Они живут чувством, а не умом.

Вывод учителя: Я соглашусь с вами в том, что действительно в этом романе Толстому наиболее близка семья Ростовых. Литературный критик Н.Н. Страхов сказал об этой семье так: «Ростовы – простое, добродушное, провинциальное по своей сути семейство, наподобие Лариных, тесно связанное с деревней и сохраняющее весь строй, все предания русской жизни». Окружающих притягивает атмосфера любви и доброжелательности, царящая здесь. Естественность, искренность, истинное радушие, бескорыстие отличает всех членов семьи. Ростовы полны жизненного обаяния. Мир Ростовых – это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность, вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». Но автор с теплотой и сочувствием относится еще к одной семье - семье Болконских. А теперь перенесемся в Лысые Горы.

Выступление учащихся 2 группы.

Гостеприимность – черта дома Болконских.

Отец отличается заботой о детях, любит детей страстно и трепетно. Даже строгость и требовательность его идут от желания добра детям.

Семья почитает две людские добродетели: деятельность и ум.

Вывод учителя. Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то элементах сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, такая же близость к народу. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи. Характерной чертой «породы» Болконских является гордость. А что мы можем сказать о семье Курагиных?

Выступление учащихся 3 группы.

Корысть – главная черта семьи Курагиных. Атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Безнравственность - норма их жизни. Нет тепла и уюта во взаимоотношениях членов семьи. Каждый живет своей жизнью.

Вывод учителя: Действительно, на фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучали слова о взаимоотношениях в семье Курагиных.

Толстой ни разу не называет Курагиных семьей. Это говорит о многом. Здесь все подчинено корысти, материальной выгоде. Делать служебную карьеру, «делать» выгодное замужество или женитьбу – так понимает свой родительский долг князь Василий. От Курагиных веет холодом. У них нет духовной близости, они никогда не поймут Болконских и Ростовых. Им чуждо держаться вместе и переживать друг за друга.

Слово учителя: Все мы знаем, что человек формируется в семье .   Русская мудрость гласит  – «Все начинается с семьи». Мы понимаем, что на воспитание ребенка теснейшим образом влияет личность родителей. Чтобы воспитать у ребенка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

Еще Толстой предупреждал, что ребенок «заражается» примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поручениями.

IV. Работа в группах

Слово учителя:

Задание: Дайте характеристику одного из представителей каждого семейства. Обратите внимание на то, как повлияло воспитание, климат в семье на героев. Выступите по следующему плану:

1. Портрет героя.

2. Внутренний мир.

3. Воплощение воспитания, семейных порядков, традиций в жизни героев.

(ученики работают в группах, а один представитель защищает мнение группы) 1 группа. «Живая натура» Наташа Ростова.

2 группа. По-своему прекрасна княгиня Марья.

3 группа. «Прекрасное животное» - так сказал Наполеон об Элен Курагиной.

Слово учителя: Вы сейчас сами доказали, что семья имеет огромное значение для формирования личности человека. Психологическая атмосфера в семье накладывает свой отпечаток на его характер и поведение.

V. Работа в группах

Слово учителя:

Задание по группам:

1группа. Составьте семейный кодекс Ростовых, Болконских, Курагиных.

2 группа. Определите одним словом главный стержень каждой семьи.

3 группа. Визитная карточка каждой семьи. Запишите ее.

(ученики работают в группах, а один представитель защищает мнение группы)

Вывод учителя: Толстой утверждал, что «люди как реки», у каждого свое русло, свой исток. Исток – это родной дом, семья. Художественный мир, сотворенный гением Толстого, велик и огромен. И этот мир представлен перед нами в семье.

Толстой воспевает семейное счастье, а для счастья, по мнению писателя, нужна тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям. Это жизнь настоящая с интересами «любви, страстей, поэзии». Семья была и остается основой всей жизни человека. Каждый из вас живет в семье, по-своему счастлив.

- Что скрепляет вашу семью? (Презентация каждой группы на тему «Моя семья», данное задание дается заранее)

- О какой семье вы мечтаете? Какой бы вы хотели видеть свою будущую семью? (ученики высказывают свои мысли)

VI. Обобщение учителя по теме урока

  «Мой дом - моя крепость». Берегите друг друга, цените семью, уважайте родителей, будьте рядом со своими близкими. Ибо все начинается с семьи.

Звучит песня «Родительский дом».

VII.Домашнее задание: написать эссе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе "Великие гуманисты в борьбе за мир"

Реальное представление о войне, формирование у обучающихся чувства гуманизма, патриотизма....

Методическая разработка урока по литературе

План-конспект урока по литературному чтению...

Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Семья и брак»

Урок по теме: «Семья и брак» представляет собой занятие с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - трансляции, что способствует индивидуализации обуче...

Методическая разработка урока по литературе «Мир семьи глазами русских писателей»

Семья – это самое известное слово в языках всех народов мира. Одновременно это самое запутанное понятие … Например, в Библии слово «семья» отсутствует. Одновременно на титульн...

Методическая разработка открытого классного часа на тему: «Семь древнейших храмов России»

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей первых-четвертых курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – оказание помощи   классным ру...

Развитие навыков групповой работы на уроке английского языка на тему «Семья».

Развитие навыков групповой работы на уроке английского языка на тему «Семья»....

Методическая разработка урока по теме: „Работа над ритмическими трудностями при разучивании музыкальных произведений в классе фортепиано“

Цель урока : освоение ритмических трудностей (синкопа, пунктирный ритм),закрепление практических умений,приобретение новых знаний по ритму. Задача урока :познакомить с новой терминологией,развива...