Разработка урока по ОПК "Христианская семья"
методическая разработка на тему

Карпова Светлана Михайловна

Тема урока «Христианская семья» в тексте учебника соответствует уроку № 27.

 Представленная  разработка урока и составленная к ней презентация  раскрывает основные ценности понятия «семья», знакомит с основными традициями христианской семьи.

    Разработка урока может быть полезна  учителям-преподавателям ОРКСЭ, также ее элементы   могут быть использованы для проведения классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon hrist.semya5540_wjm.zip2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Христианская семья.

Предмет: ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики.

Основы  православной   культуры).

                                          Для учащихся 4-х классов.

Автор: Карпова Светлана Михайловна, учитель ОПК

МБОУ СОШ №2,г.Кропоткина.


План-конспект урока.

Тема урока: Христианская семья.

Цель урока: познакомить с основными ценностями и традициями христианской семьи.

Задачи:

1. Познакомить с понятиями: семья, христианская семья, традиция, ценность.

2. Обогащать словарный запас детей, способствовать расширению кругозора.

3. Воспитывать уважение к христианской семье в целом, к своей семье, уважение к старшим.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, распечатанные карточки.

Формы работы на уроке: беседа, слушание, обсуждение, рассматривание иллюстраций.

Ход урока:

I.Организационный момент. (На экране слайд 1)

 Перед уроком учащиеся выбирают карточки, на которых написаны определения и понятия,  и рассаживаются по группам, объясняя свой выбор. Таким образом можно осуществить повторение  уже пройденного материала.

1 группа - «Библия». Карточки: Ветхий завет, пророки, Новый завет, Евангелие, апостол, притча.

2 группа – «Храм». Карточки: иконостас, алтарь, паникадило, барабан, купол, портал.

3 группа – «Пасха». Карточки: крестный ход, « избавлением», яйцо, кулич, 40 дней.

4 группа «Крещение Руси». Карточки: 988, Днепр, Владимир, «Красное солнышко», Константинопль.

II.Актуализация знаний.

Учитель: чтобы узнать, какая тема нашей беседы, нужно правильно собрать  разделенные пословицы на ваших столах.

(По мере разгадывания пословиц на экране появляются слайды).

  1. -Где мир да лад, там и Божья благодать.

     - На что клад, коли в семье лад.( Слайд 2)

2.  -Вся семья вместе, так и душа на месте.

     -Бог дал родню, а черт вражду. (Слайд 3)

3.  -На свете все найдешь, кроме отца и матери.

     -Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.(Слайд 4)

4.   -Братская любовь крепче каменных стен.

      -Была б моя бабуся, ничего не боюся: бабушка – щиток, кулак- молоток. (Слайд 5)

Учитель: что объединяет все эти пословицы?

III. Объявляется тема урока: Православная семья.(Слайд 6)

  1. Беседа учителя и учеников.

-Как вы думаете, с какого времени люди начали жить семьями?

-Что такое христианская семья? Отличается такая семья от той, в которой живете вы?

-А для чего вам нужна семья?

-Можно ли ваш класс назвать семьей?

2. Рассказ учителя.

Учитель:вступление в брак в православной культуре называется «венчание». (Слайд 7, 8)

На головы жениху и невесте возлагают венцы – знак того, что «князь» и «княгиня» - самые почитаемые и знатные люди в округе. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. Когда молодых водят по храму, хор поет  молитву именно мученикам – людям, которые были убиты когда-то за свою верность Богу и Церкви.

- А почему тогда именно такую молитву поют молодоженам?

 По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.

Венчание – это обет Богу с любовью «нести бремя (тяжесть) друг друга, то есть любить друг друга, заботиться друг о друге, не оставлять ни в болезни, ни в беде и никогда не нарушать священного брачного союза.

Обручальное кольцо (слайд 9) – знак  вечности и неразрывности брачного союза. Даже если в их жизни будут болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.

В руках молодые держат всегда венчальные свечи – символ любви, которую отныне они должны питать друг к другу и которая должна быть чиста и незапятнанна.

-Как вы считаете, достаточно ли только повенчаться, чтобы у вступающих в брак образовалась семья?

3. Работа в группах с текстовым материалом.

Учитель: обсудите в группах то, что написано на карточках. С чем вы согласны? С чем не согласны?

1.В православии семью часто называют «малой церковью», потому что в ней существует иерархия(подчинение) как в церкви: главой семьи является Бог(отец), ему подчиняется мать, а дети послушны своим родителям. Между всеми царит любовь.

2.В православии главой семьи является мать, потому что она кормилица, самый близкий человек.

3. В семье отношения между родителями и детьми должны быть основаны на страхе. Дети должны слушаться своих родителей, потому что, когда их слушаешься , они любят тебя и балуют. Это выгодно и родителям, и детям.

4.Родители любят своих детей, чтобы они не бросили их в старости.

5.В семье каждый принимает самостоятельное решение, как ему поступать, что предпринять.

6.Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, семейные традиции, так как в эти дни накрывают обязательно праздничный стол. Все радуются вкусным блюдам и веселью.

4. Обсуждение ответов в классе.

5. Просмотр видео.

Учитель: давайте посмотрим одну библейскую «Притчу  о блудном сыне».(Слайд 10) Притчу следует остановить на словах « … и пошел он к отцу своему…» ипредложить учащимся закончить ее по-своему. Затем продолжить просмотр до конца.

-Какой можно сделать вывод из этого?

Вывод:без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье становится невозможной). Зачитать стихотворение. (Слайд 11)

IV. Рефлексия.

Учитель:  в заключение  урока мне бы хотелось обменяться с вами подарками. Я хочу подарить вам обереги,  а вы подарите мне разноцветные ромашки сегодняшнего настроения. Ромашка – это  цветок-символ семейного счастья, любви, верности и взаимопонимания.

Белая – на уроке было интересно, я узнал много нового;

Желтая – мне на уроке было весело;

Голубая – хочу еще узнать по этой теме;

Красная – мне на уроке было скучно и грустно.

V.Домашнее задание:cоставить формулу семейного счастья.


Список использованной литературы:

  1. 1. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М. Просвещение, 1990. – 335 с.

  1. 2. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.- 95 с.

Интернет –ресурсы:

http://www.santa-anna.ru/allimages/3026.jpg

венчание

http://imgs.mi9.com/uploads/other/4670/wedding-ring_1920x1200_83844.jpg

венчальные кольца

http://photovolkov.narod.ru/wedding/25.jpg

венчание 2

http://static1.babysfera.ru/4/6/b/c/42740470.76966545.jpeg

венцы

http://video.meta.ua/4319370.video

притча о блудном сыне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по английскому языку на тему"Я и моя семья" 2 класс

Данный материал поможет учителю провести урок по новым стандартам ФГОС...

разработка урока по литературе на тему: "Семья и семейные ценности в произведениях Л. Н. Толстого"

итегрированный урок литературы и психологии с использованием слайд-презентаций...

Разработка урока по теме "Семья"

Данный урок является одним из серии по теме "Описание людей. Межличностные отношения". Урок содержит аутентичный материал об Амриканской семье (письмо из Америки) и служит основой для обсуждения сходс...

Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Семья и брак»

Урок по теме: «Семья и брак» представляет собой занятие с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - трансляции, что способствует индивидуализации обуче...

Методическая разработка урока: «Правовые основы семьи и брака».

Супружество, рождение детей их воспитание, усыновление детей и попечительство - это отношения, которые возникают в семье  на протяжении многих столетий. В современном обществе остро стоит проблем...

Методическая разработка урока по литературе «Мир семьи глазами русских писателей»

Семья – это самое известное слово в языках всех народов мира. Одновременно это самое запутанное понятие … Например, в Библии слово «семья» отсутствует. Одновременно на титульн...