Статья "БЕРЕЗА" Я. СИБЕЛИУСА в репертуаре старших классов ДМШ как образец импрессионистского музыкального языка (2022)
статья

Анна Суркина

В статье, подготовленной для участия в научной-практической конференции в рамках IX открытого Всероссийского конкурса "Музыкальные диалоги. Impression. Под впечателением...." к 160-летию со дня рождения К.Дебюсси, рассматривается пьеса написанная родоначальником финской композиторской школы под влиянием стилистики музыкального импрессионизма. Яркая образность и лаконичность музыкального материала делают эту пьесу удачной находкой в репертуарном "багаже" преподавателя ДМШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_dialogi_surkina_innopolis.docx16.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Суркина Анна Валерьевна

МБУ ДО ДШИ Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, структурное подразделение в г. Иннополис

"БЕРЕЗА" Я. СИБЕЛИУСА В РЕПЕРТУАРЕ
УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ДМШ
КАК ОБРАЗЕЦ ИМПРЕССИОНИСТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА


        В статье изложен краткий анализ фортепианной пьесы, стилистически близкой импрессионизму манерой письма, гармоническим изложением, характером тематизма. Затронут вопрос расширения репертуара учащихся старших классов ДМШ.      

              Музыкальный язык импрессионистов чрезвычайно притягателен: "плывущие" гармонии, прихотливые мелодии, лишенные ясной функциональной схемы, богатые пространственные звучности… Его прелесть не оставляет равнодушными и учащихся музыкальной школы, которые к старшим классам становятся очень взыскательными к тому, что им приходится разучивать.  Но что делать, если пианистический багаж ученика недостаточно хорош для исполнения пьес самого Клода Дебюсси? С годами работы в репертуарном арсенале преподавателя накапливается "золотой запас" пьес, которые позволяют даже малоподвинутому ученику прикоснуться к музыкальному языку импрессионизма. Французские корни наталкивают на мысль для начала обратиться к пьесам композитора, считающегося родоначальником импрессионизма, - Эрику Сати, и, в первую очередь к пьесам из циклов "Гимнопедии" и "Гносиенны". Простота текста, медленные, почти летаргические темпы, сосредоточенность на качестве фортепианного звучания – таковы методические плюсы этих пьес, не говоря уже об их мелодической и гармонической привлекательности, в основе которой лежит мелос и ритмы французской музыкальной культуры. Внимательные ученики нередко улавливают сходство некоторых пьес Сати с музыкой  Я. Тирсенна к кинофильму "Амели". (Впрочем и музыка Сати нередко используется в кинематографе, достаточно упомянуть фильм Л. Хальстрёмма "Шоколад"). Опора на кинообразы раскрепощает фантазию учеников при работе над пьесами, позволяет сразу направить русло работы в художественную сторону.

Однако не только французские композиторы писали музыку в импрессионистском ключе. Общеизвестно, что стиль этот восприняли и творчески преломили композиторы многих национальных школ начала ХХ века. Часто пишут о том, насколько прочно повлияла музыка Дебюсси на творчество родоначальника финской композиторской школы Яна Сибелиуса.

Фортепианную музыку Сибелиуса нельзя полностью относить к импрессионизму. Композитор уловил и творчески преломил многие веяния своей эпохи, а также предшественников. Например, в фортепианном цикле "Деревья" ор. 75 мы слышим и шумановские мотивы ("Когда цветет рябина", № 1), и суровую монодию Мусоргского ("Одинокая сосна", № 2), и роскошный позднеромантический стиль ("Ель", № 5).  Самая же "дебюссисткая" и в то же время, неуловимо "финская" пьеса этого цикла – "Береза", № 4.  Произведение – единственное из цикла – не трудно по тексту, что позволяет брать его в работу даже с технически малоподвинутыми учениками.

Пьеса состоит из двух эпизодов: Sonore и Misterioso.  При разборе с учениками сразу обращаем внимание на то, сколь условно обозначена тональность. Несмотря на знаки при ключе (в первом эпизоде – Es-dur, во втором – Des-dur), композитор всеми средствами размывает и затуманивает тональный центр, подчеркивая непрерывными суггестивными повторениями то натуральную – суровую – VII ступень, то парящую V-ую.  Гармония теряет единую ладовый устой, превращаясь в зыбкую ткань, кружащуюся вокруг опорных звуков. Мелодическая вязь образована из трихордовых последовательностей. В Sonore они стекают вниз, словно живописуя длинные ветви березы. В Misterioso возникает римически прихотливое полифоническое многоголосие, где главный мотив спрятан в среднем регистре.  Множественность фактурных пластов словно рисует облик березы, дрожащей на ветру всеми частями своего древесного "тела" – и листьями, и мелкими веточками, и крупными ветками. Развитие пьесы строится как чередование регистровых противопоставлений. Мы видим/слышим здесь и нежный шелест листьев березы, и "пение" скал, и периодически возникающие порывы ветра. Необычная образность этой пьесы неизменно вызывает сильную заинтересованность у учеников. В работе над произведением возникает достаточно много исполнительских задач: разделить фактурные пласты и показать линию верхнего голоса в аккордах левой руки во вступлении; выровнять мерный, раскачивающийся аккомпанемент в Sonore, выстроить бесконечно длящуюся, ровную мелодию; полифонически расслоить фактуру в Misterioso. Художественные достоинства пьесы и желание сыграть ее как можно лучше помогают учащимся преодолеть все возникающие трудности.

Темп, указанный композитором – Allegro, и в большинстве известных аудиозаписей "Береза" играется достаточно скоро. Однако, стоит заметить, что известное замедление, неизбежное в несовершенной ученической игре, музыке нисколько не вредит. Возможно, ускорение темпа необходимо при исполнении всего цикла ор. 75, поскольку предшествует "Березе" неспешная "Осина". Но при исполнении отдельной пьесы несуетливый темп, напротив, украшает звучность и дает насладится всеми деталями звуковой палитры композитора.

Подытоживая, скажем, что № 4 из фортепианного цикла Я. Сибелиуса "Деревья", пьеса "Береза", не являясь каноническим образцом импрессионизма, в то же время позволяет учащимся прикоснуться к этому привлекательному художественному миру и отработать технические приемы, необходимые для исполнения музыки этого стилевого направления.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыкальной литературы в старших классах музыкальной студии"Музыка эпохи Барокко"

Тема урока:  Музыка Барокко.Цель:·  сопоставить музыку Барокко с музыкой других стилей разных эпох в соответствии   с сюжетной линией·  стилистическими или жанровыми особеннос...

Особенности подбора учебного репертуара в классе эстрадного пения ДШИ

В последнее время в музыкальном образовании при выборе вокального репертуара существует целый ряд проблем, таких, как отсутствие у педагога достаточного знания материала;  несоответствие упражнен...

Об опыте проектной деятельности по музыкальным предметам в старших классах ГБОУ школы «Тутти».

Данная статья возникла на основе моего выступления на  городском методическом семинаре «Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство достижения образовательных результат...

Статья « Песенки – картинки, обработки русских народных песен в помощь педагогу дополнительного образования в выборе репертуара по классу вокала»

В статье предлагается репертуар на начальном этапе обучения в классе вокала. пояснения к произведениям. Важность выбора такого репертуара.Сохранение традиций русской вокальной школы....

Традиционные направления жанра варьете в репертуаре ДМШ (класс баяна, аккордеона)

В статье рассматриваются проблемы репертуара баянистов, аккордеонистов ДМШ. Акцент сделан на традиционных направлениях жанра варьете....

Учебное пособие "Репертуар хорового класса. Народные песни"

Предлагаемая серия сборников сочинений для женского или детского хора предназначена для изучения и практического применения хоровой литературы разных эпох, стилей и направлений учащимися музыкальных у...

Учебное пособие "Репертуар хорового класса. Западная классика"

Предлагаемая серия сборников сочинений для женского или детского хора предназначена для изучения и практического применения хоровой литературы разных эпох, стилей и направлений учащимися музыкальных у...