Современные технологии контроля практической подготовки студентов
материал по теме

Юдина Татьяна Владиславовна

 

           Целью контроля проведения производственной практики является выявление и устранение недостатков, а также оказание практической помощи студентам в выполнении программ практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_pedsovet.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           ФГОУ СПО

       Арзамасский приборостроительный колледж им. П.И.Пландина

                                 ДОКЛАД

на тему:  «Современные технологии контроля практической подготовки студентов»

                                                                                                          Подготовил:

                                                                                           Юдина Т.В.

                                         Арзамас,2010

Одной из форм реализации компетентностного подхода в условиях среднего профессионального образования является производственная практика студентов. Целью производственной практики как  важнейшей составляющей учебного процесса по подготовке высококвалифицированных специалистов является закрепление, расширение и углубление теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности.

Студенты приобретают навыки решения комплексных задач в системе образования, производства и осваивают различные виды будущей профессиональной деятельности, решая следующие задачи: закрепление и углубление теоретических знаний по прослушанным за время обучения дисциплинам. Производственная практика также решает ряд специфических задач, таких, как адаптация студента к реальным условиям работы в различных учреждениях и организациях, приобретение опыта работы в трудовых коллективах, планирование работы в организации, коммуникация и общения в сфере будущей профессиональной деятельности; формирование информационной компетентности с целью успешной работы в профессиональной сфере деятельности; обеспечение успеха дальнейшей профессиональной карьеры.

Повышение качества и эффективности учебного процесса является одной из главных задач высшей профессиональной школы в целях подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда. В решении этой задачи важное место принадлежит не только процессу обучения, но и контролю знаний, осуществляемому как в течение всего срока обучения, так и в период экзаменационных сессий и производственной практики.

В теории и практике обучения традиционно применяются следующие виды контроля знаний студентов: вводный, текущий, рубежный, итоговый. Формы контроля знаний следующие: индивидуальный, групповой, комбинированный, фронтальный контроль, самоконтроль. Методы контроля, используемые преподавателями на занятиях: устный; письменный, контроль выполнения профессиональных умений и навыков. Путем тестового контроля проводится анализ качества подготовки студентов по дисциплинам.

Они различаются по цели, времени осуществления, применяемым средствам и методам. Виды контроля неравноценны в смысле объективности, проверки глубины усвоения изученного, а также психологического и воспитательного значений. В целях интенсификации контроля знаний студентов необходимо опираться как на традиционные, классические, проверенные временем формы, так и новые педагогические технологии, авторские ноу-хау оценки знаний. Нет никаких оснований для отказа от традиционных форм контроля, но их следует наполнять новым содержанием, чтобы правильно сочетать

                                        Положение

 об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, подписанное Министром А. Фурсенко,  вступившее  в силу 9 февраля 2010 г. определяет: что

2. Видами практики студентов, осваивающих ОПОП СПО, являются: учебная практика и производственная практика (далее - практика).

6. Производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика.

Практика по профилю специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы) в организациях различных организационно-правовых форм (далее - организация).

8. Учебная практика проводится, как правило, в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях и других вспомогательных объектах образовательного учреждения.

9. Производственная практика проводится, как правило, в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями.

11. Учебная практика и практика по профилю специальности проводятся как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием учебной практики и результатами обучения в рамках модулей ОПОП СПО по видам профессиональной деятельности.

Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности.

12. В организации и проведении практики участвуют:

образовательные учреждения;

организации.

20. Практика завершается оценкой и/или зачетом студентам освоенных общих и профессиональных компетенций.

22. Результаты прохождения практики представляются студентом в образовательное учреждение и учитываются при итоговой аттестации.

           Целью контроля проведения производственной практики является выявление и устранение недостатков, а также оказание практической помощи студентам в выполнении программ практики.

  1. Преподаватель – руководитель практики от образовательного учреждения:

- разрабатывает тематику индивидуального задания, которое учитывает предполагаемые темы курсовых работ, дипломных проектов, а также тематику докладов научных конференций;

Это достаточно большой объём работы, при выполнении которого будущий техник побывает не в одном структурном подразделении завода, изучит базовый технологический процесс изготовления детали, подберет необходимую оснастку, изучит принцип её действия, пообщается со специалистами предприятия ( технологами, конструкторами, нормировщиками), своими глазами увидит в чём заключается работа того или иного специалиста, а иногда и сам приобретёт начальные навыки работы по специальности.

- доводит до студентов календарные сроки поэтапного сбора информации, порядок предоставления отчета по практике;

- отслеживает своевременное прибытие студентов на места практики;

  – оказывает консультационно-методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий программы практики;

        – посещает места прохождения практики и проверяет соответствие выполняемой работы студентов программе практики;

- проводит по графику обязательные консультации с целью обработки собранного материала, его использование в отчете;

        – анализирует отчетную документацию практикантов и оценивает их работу по выполнению программы практики;

- сдает отчеты студентов по практике.

  1. Отчет состоит из следующего:

титульного листа;

задания на практику;

характеристики – отзыва руководителя практики от организации (предприятия);

текста отчета;

приложений документов, над которыми работал студент;

календарного плана прохождения практики.

  1. Отчет по практике предоставляется в первую неделю после ее окончания.
  2. Проверка выполнения программы практики проводится в форме текущего и итогового контроля.
  3. - Текущий контроль осуществляется руководителями практики по каждому рабочему месту на основании собранных материалов в соответствии с программой практики. В целях действенности текущего контроля практиканты должны регулярно заполнять отчёт по практике.
  4.  - Итоговый контроль производится по представлению отчета о практике и дневника.

Формой итогового контроля прохождения производственной практики студентами всех форм обучения является дифференцированный зачет.

Критериями оценки являются уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (ее целей, задач, содержания, методов); степень и качество приобретенных студентами профессиональных умений, уровень профессиональной направленности студентов.

При вынесении оценки по технологической практике должны учитываться:

  1. содержание и качество оформления отчета,
  2. ответы студентов на вопросы,
  3. показатели работы студента за весь период практики, к которым относятся: трудовая дисциплина, участие в производственной работе и творческие элементы в его работе,
  4. оценка работы студента цеховым руководителем, инициатива студента и т. д.

При зачете по практике выносится дифференцированная оценка по пятибалльной системе.

«Отлично» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый планом практики, обнаружил умение правильно определять и эффективно решать основные задачи.

«Хорошо» ставится студенту, который полностью выполнил намеченную на период практики программу работы, обнаружил умение определять основные задачи и способы их решения, проявил инициативу в работе, но не смог вести творческий поиск или не проявил потребность в творческом росте.

«Удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил программу работы, но не проявил глубоких знаний теории и умения применять ее на практике, допускал ошибки в планировании и решении задач.

«Неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил программу практики, не подготовил отчета, допускал ошибки в ходе проведения практики.

  1. Дифференцированная оценка по практике учитывается наравне с другими оценками, которые характеризуют успеваемость студента, включая начисление стипендии.

           Представленные отчеты впоследствии  используются как исходный материал при выполнении курсовых и дипломных проектов.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, а также получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, проходят практику повторно, в свободное от учебы время, или могут быть отчислены как имеющие академическую задолженность.

Современные технологии контроля:

                           Итоговая конференция

На итоговой конференции доводятся общие результаты выполнения студентами производственной практики, заслушиваются студенты с наиболее содержательными результатами практики с применением плакатов, слайдов и другой наглядной продукции. На итоговую конференцию приглашается преподавательский состав кафедры, представители деканата, а также представители организаций и предприятий на которых выполнялась производственная практика.

                            Бально-рейтинговая система оценки

профессиональных компетенций при проведении профессиональной  

                                                    практики

  1. Одной из объективных форм контроля за качеством приобретения компетенций на профессиональной практике студентов в свете Болонской системы образования является бально-рейтинговая оценка практики

  1. Главными задачами балльно-рейтинговой системы являются: 
  1. повышение мотивации студентов к систематической работе по отработке практических навыков, необходимых для будущей работы;
  2.  получение более точной и объективной оценки уровня практических и теоретических знаний и уровня профессиональной подготовки студентов;
  3. повышение состязательности студентов в учебе;
  4. контроль качества усвоения пройденного на предшествующих курсах учебного материала и знаний, полученных во время прохождения производственной практики;
  5. повышение уровня организации образовательного процесса и процесса практической подготовки  

  1. Итоговый рейтинговый балл студентов определен  по 100-балльной шкале
  2. Он включает оценку основных этапов ПП:

Каждый из этапов контроля оценивается по 100-балльной системе. Итоговая оценка определяется исходя из набранных баллов и их весов и переводится в пятибалльную систему следующим образом:

Этап контроля

Удельный вес в итоговой оценке

За ед.

Итого

1

Ведение дневника практики

0,1

0,10

2

Оценка руководителя практики от предприятия

0,30

0,30

3

Защита студентом отчёта о производственной практики

0,6

0,60

4

ИТОГО

-

1,00

Перевод рейтинговых баллов в общую среднюю оценку успеваемости

Оценка по 5-балльной системе

Оценка по 100-балльной системе

«5»

«Отлично»

86-100

«4»

«Хорошо»

71 - 85

«3»

«Удовлетворительно»

51-70

«2»

«Неудовлетворительно»

0 - 50

                      Модульно-рейтинговая система (МРС)

представляет собой один из очень эффективных методов организации учебного процесса, стимулирующего заинтересованную работу обучающихся.

МРС исходит из того, что согласно ФГОС СПО нового поколения Производственная практика (по профилю специальности) может проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).

Технология модульного обучения предусматривает осуществление контроля на различных этапах процесса прохождения практики.

В организации рейтингового контроля используется система зачетных единиц. В модульной технологии обучения зачетной единицей является условная величина в 1 балл, отражающая определенный объем знаний и практических навыков по отдельным разделам.

Средний рейтинговый балл  складывается из рейтинговой суммы баллов по обучающим модулям.

 Эквивалентность зачетных единиц пятибальным оценкам

Модули

Оценки

5

4

3

2

Первый

20

16

12

12

Второй

25

20

15

15

Обобщенный

45

36

27

27

ЗАДАНИЕ

студентам Арзамасского приборостроительного колледжа им. П.И.Пландина

на практику по профилю специальности (технологическая) специальность 151001

«Технология машиностроения»

Студенту (ке)_____________________________________________________________        

Группы        

Место практики        

Начало практики        Конец практики        

Содержание практики

Содержание отчета по данному разделу

1. Организационное собрание. Выдача задания на практику. Вводный инструктаж.

1.        История предприятия.

2.        Продукция, выпускаемая предприятием, ее значение.

2. Изучение производства. Экскурсии в основные и вспомогательные цеха.

1.        Составить схему производственной структуры предприятия.

2.        Дать характеристику основных, вспомогательных и обслуживающих цехов предприятия.

3.        Функции цехов, их взаимосвязь друг с другом и цехами.

3. Изучение основных технологических        процессов на рабочих местах практики.

1.        Виды технологических процессов, применяемых в цехе.

2.        Паспортные данные и технические характеристики станков.

4. Выполнение индивидуального задания.

1.        Подобрать деталь из числа деталей, изготавливаемых в цехе.

2.        Выполнить чертеж этой детали.

3.        Выполнить описание детали.

4.        Определить способ получения заготовки.

5.        Разработать маршрутную карту обработки детали.

6.        Подобрать и описать, применяемый инструмент и оборудование для обработки детали.

7.        Выполнить эскиз приспособления для одной операции. Описать его конструкцию и принцип работы.

5. Обобщение материала и оформления отчета по практике. Получение отзыва.

Оформить отчет. Приложить весь материал по индивидуальному заданию.

6. Сдача отчета по практике.

Руководитель практики от колледжа________________________________________________

Руководитель практики от предприятия______________________________________________

                               ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

                                 на технологическую практику

1. Наименование и заводской номер детали

2.Чертёж детали с тех. требованиями

-марка материала, хим.состав, физико-механические свойства

-масса детали и заготовки        

-описание конструкции, назначение

-анализ технологичности

-вид термообработки и её назначение (е.е.)

-вид покрытия и его назначение (е.е.)

3.Чертёж заготовки с тех.требованиями (е.е.)

-обоснование выбора метода получения заготовки

4.Тех.процесс (полный, начиная с 005 операции)

-мк,ок,кэ,кк (бланки разложить по порядку)

--паспортные данные станков с ПУ

5.Чертёж спец. приспособления (сб. чертёж + спецификация + деталировка)

-принцип действия приспособления

6.Чертёж спец. средства контроля (сб. чертёж + спецификация)

-принцип действия

7.Нормы времени и разряды работ

8.Согласовать документацию с Забродкиной И.К. и Терёхиным В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ЕДИНСТВО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.

  Структура деятельности и личности преподавателя, учителя приобретает гармоничность в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность...

Практическая подготовка студентов специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) в ГБ ПОУ "ВПТ"

Практическая подготовка студентов через проектную деятельность раскрывает личностные и профессиональные качества. Виды проектной деятельности на специальности 15.02.07 в ГБ ПОУ "ВПТ"...

«Мозартика» - современная технология в практической психологии

Работа посвящена инновационной методике, относящейся к группе проективных психодиагностических, психокоррекционных и психотерапевтических методик. Основные акценты сделаны на необходимости использован...

Проблемы практической подготовки студентов по специальностям «Туризм» и «Гостиничный сервис»

Таким образом, для практической подготовки студентов по специальностям «Туризм» и «Гостиничный сервис» необходимо использовать различные виды занятий:- работа со схемами  и картами для лучшего ор...

МЕТОД CASE-STUDY КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Кейс-метод активизирует различные факторы: теоретические  знания, практический опыт  обучаемых, их способность высказывать свои мысли, выслушать альтернативную точку зрения и аргументировано...

Картотека дидактических игр по ТРИЗ технологии для практической подготовки студентов "Дошкольное образование"

Картотека дидактических игр по ТРИЗ технологии для практической подготовки студентов "Дошкольное образование"...