Современные образовательные технологии в процессе обучения
статья на тему

Современные образовательные  технологии при организации учебно-воспитательной работы позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, а это повышает интерес к творчеству, стимулирует познавательную активность студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_chinnova.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в процессе обучения

Чиннова Татьяна Викторовна

(с. Сергиевск, ГБПОУ Сергиевский губернский техникум)

 Необходимость использования современных образовательных технологий в профессиональном образовании диктуется несколькими обстоятельствами. Приоритетное развитие призваны получить информационные технологии, играющие важную роль в развитии общества. В современных условиях традиционные формы и методы профессионального обучения недостаточно эффективны. Использование современных образовательных  технологий в процессе обучения позволяет решать новые дидактические задачи, обеспечивает повышение качества и эффективности обучения.

Современные образовательные  технологии при организации учебно-воспитательной работы позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, а это повышает интерес к творчеству, стимулирует познавательную активность студентов.

 Использование информационных технологий позволяет реализовывать следующие процессы обучения: повышение качества знаний и интереса к дисциплине; усиление прикладной направленности обучения; формирование информационной культуры студентов, возможность осуществления дифференцированного подхода к обучению студентов с учетом их индивидуальных особенностей, формирование значимых ключевых профессиональных компетенций.

    Профессиональные знания, полученные студентами при использовании современных образовательных  технологий, дадут возможность применять их в профессиональной деятельности, следствием чего служит наиболее полная реализация возможностей каждого студента, его конкурентоспособность на рынке труда.

   В своей работе я особое внимание уделяю  современным образовательным  технологиям. Использование мною данных технологий  в учебном процессе позволили повысить качество и эффективность подготовки будущих специалистов, дало возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению. Мною были проведены открытые уроки по спец. дисциплинам с применением современных образовательных  технологий, на которых наглядно прослеживалось усиление интереса студентов к изучаемому материалу, а следовательно, и повышение мотивации обучения, развитие творческих способностей студентов, формирование  ключевых профессиональных компетенций (готовность к самообразованию, коммуникативной, информационной, технологической).

   На данный момент  современными образовательными технологиями мною  охвачено более 50%  учебных занятий по различным спец. дисциплинам. В перспективе я планирую повысить  охват до 70-80%.   В то же время я столкнулась с несколькими проблемами, препятствующими активному внедрению современных образовательных  технологий в учебный процесс: недостаточное количество компьютерной техники в техникуме (2 мультимедийных проектора на учебное заведение), недостаточное количество обучающих и тестирующих компьютерных программ, недостаточный уровень компьютерной грамотности студента.  

  При внедрении современных образовательных  технологий в учебный процесс я:

  1. Определяю тему дисциплины, по которой можно провести занятие;
  2. Формулирую задание и методические указания по его выполнению;
  3. Разрабатываю критерии оценки знаний и умений.

  Формы организации учебных занятий: лекция, урок усвоения новых знаний, комбинированный урок, урок контроля, урок обобщения и систематизации, практическое занятие, проекты, деловые игры, творческие занятия, курсовое проектирование и др.

На занятиях специальных дисциплин мною используются следующие элементы информационных технологий:

- представление в мультимедийной форме информационных материалов     (презентации, видеофрагменты и др.);

Цель мультимедийной презентации - донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедийные презентации повышают интерес к занятию, позволяют его сделать более интересным и увлекательным, помогают за короткий срок донести послание до аудитории, наглядно показать объекты. Мультимедийные презентации позволяют представлять материал максимально детально и подробно, дробя его на порции. Слайды могут состоять из тезисов, схем, таблиц, рисунков. Студентам намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших плакатов. Помимо этого мультимедийные средства позволяют использовать возможности, недоступные обычным плакатам – анимация отдельных элементов, использование видеовставок. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех видах занятий. В настоящее время я имею опыт создания мультимедийных презентаций и с успехом применяю при изложении и закреплении нового материала, а так же при создании творческих проектов студентов.

-электронные учебники;

Использование  мною электронного учебника на теоретических и практических занятиях профессионального модуля ПМ 02.  «Организация деятельности коллектива исполнителей» расширило мои возможности лекционного эксперимента, позволяя изучать различные моменты натуральной демонстрации, которая в практических условиях сложна, либо просто невозможна. Разнообразный теоретический и практический иллюстративный материал, видео и интерактивные модули поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Использование данного электронного учебника, позволяет провести тестовый контроль знаний студентов.

    - компьютерные программы;

Использование компьютерных программ на практических занятиях, а так же при написании курсовых работ, повышает уровень подготовки специалистов и ориентирована на развитие основных ключевых профессиональных компетенций будущего специалиста, а именно умению анализировать, сопоставлять,  развивать наблюдательность, успешно применять знания в профессиональной деятельности.

-  электронные книги.

 Использование электронных  книг по спец. дисциплинам подразумевает самостоятельную и поисковую деятельность студентов. Данные книги могут использоваться студентами для написания рефератов, подготовки тезисов, докладов и т.д.

-ресурсы мировой сети Интернет.

Позитивная возможность современных Internet–технологий - возможность использовать уникальные информационные ресурсы, производить пересылку данных и многое другое. Из-за отсутствия  литературы и  электронных материалов я использую на занятиях   дистанционные      материалы (пособия, учебники и др.), которые предназначены для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построены на гипертекстовой основе. Учебный материал, предоставляемый студенту в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения, тесты.  Данные материалы доступны в сети Интернет, студенту только необходимо найти  нужный сайт, определить нужный темп работы и способ изложения материала.

   -контроль знаний студентов с помощью ПК

  Тестовые программы обеспечивают, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого,  с другой - принимают на себя рутинную часть текущего или итогового контроля, оперативность выставления оценки и ее объективность.  Локальное  тестирование  с применением тестовых программ используется мною при уплотненном опросе студентов на комбинированных уроках и  в ходе итогового контроля при изучении раздела или модуля.

- кейс – технологии

Внедрение учебных кейсов в практику образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Использование кейс-метода в изучении учебных дисциплин экономического и управленческого цикла является особенно значимым, так как применение импровизаций в учебном процессе требует максимального приближения учащихся к реальным ситуациям и принятию адекватных решений.  

Кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

Применение современных образовательных технологий на различных занятиях в течение длительного времени дает положительные результаты.

Сравнительная характеристика качества знаний и среднего балла

Из диаграмм видно, что при использовании современных образовательные технологий в учебном процессе, качество знаний повысилось на 12 %.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения основам автодела, мотоспорту и безопасности движения.

В работе представлена сравнительная характеристика различных видов тренажеров компьютерных и механических), как игровых, так и обучающих, как помогающих так и мешающих образовательной деятельности обу...

«Внедрение инновационных образовательных технологий в процесс обучения»

Связь  ИКТ и новых информационных тех­нологий  в обучении...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОСВОЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье автор раскрывает вопросы организации и проведения обучения педагогических работников Хабаровского торгово-экономического техникума использованию в образовательном процессе современных образов...

Методическая разработка "Применение современных образовательных технологий «ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»

В работе представлен материал по способам применение современных образовательных технологий, в частности «ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»на примере Конспекта занятия с использованием ...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения

Проблемы, связанные с разным уровнем знаний и умений обучающихся, чаще всего решаются за счет использования «технологии индивидуализации обучения». Педагог стремится выявить реальные интер...

Конспект занятия «Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения основам автодела, мотоспорту и безопасности движения»

В работе представлен конспект вводного занятия «Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий  в процессе обучения основам автодела, мото...

«Использование современных образовательных технологий в процессе обучения на уроках биологии»

Формирование творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности, обладающей исследовательскими качествами, способной к эффективному воздействию с природой и обществом - одна ...