«Разработка, использование и накопление дидактического материала к урокам производственного обучения»
опыты и эксперименты на тему

Инсапова Римма Вагизовна

Для повышения качества подготовки специалистов существенное значение имеет уровень развития учебно – материальной базы. Широкое внедрение в учебный процесс современных дидактических средств обучения дает возможность организовать учебно – познавательную деятельность обучающихся на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей, мастеров производственного обучения и обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Тема: «Разработка, использование и накопление дидактического материала к урокам производственного обучения»

Для повышения качества подготовки специалистов существенное значение имеет уровень развития учебно – материальной базы. Широкое внедрение в учебный процесс современных дидактических средств обучения дает возможность организовать учебно – познавательную деятельность обучающихся на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей, мастеров производственного обучения и обучающихся. Умелое применение средств обучения позволяет значительно увеличить долю самостоятельности обучающихся, расширить возможности организации на уровне их индивидуальной и групповой работы, развивать умственную активность и инициативу при усвоении рабочего материала.

Средства обучения как составная часть материально – технического оснащения учебного заведения представляет собой совокупность предметов, которые заключает в себя учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всестороннего развития и воспитания.

Одним из важнейших путей создания организованной основы действия является применение мастерами письменного инструктирования. Необходимость ее обусловлена тем, что с одной стороны, все более возрастают качественные требования к подготовке квалифицированных специалистов, а с другой – мастеру не хватает времени для эффективного управления процессом обучения обучающихся. Действительно, при длительности урока производственного обучения 6 часов и группа из 15 учащихся, на индивидуальную работу мастера с каждым из них приходится 16 – 18 минут. Это действительно не позволяет мастеру эффективно проводить индивидуальный текущий инструктаж. А применение письменных инструкций является самостоятельным источником информации  и дает возможность в значительной степени решить вопрос об эффективном инструктировании каждого обучающегося и повысить самостоятельность в процессе обучения.

Достоинство письменных инструкций заключается в следующем:

1. К инструкции в целом и к любой ее частиобучающийся может обратиться в любое время по мере необходимости. При изучении инструкций обучающийся не зависит от деятельности других обучающихся, его работа становится более самостоятельной и активной, учебный процесс больше сообразуется с индивидуальными особенностями обучающихся.

2. Применение письменных инструкций облегчает организацию работы обучающихся, контроль за ее выполнением. Инструктивный материал можно изучать в производственных условиях, у рабочего места, тогда как большее число обучающихся, шум и другие производственные условия, ограничивающие видимость и слышимость, затрудняют проведение другого инструктажа.

3. При письменном инструктировании легче обеспечить грамотность, точность и ясность изложения, лучшие образцы можно сделать достоянием большого числа обучающихся.

4. Можно более эффективно использовать различные наглядности, включая их в инструкции и разъясняя в тексте.

В целях активизации мыслительной деятельности при проведении вводного инструктажа, особенно когда обучающиеся неодинаково воспринимают объяснение и показ, вполне оправдано использование элементов письменных инструкций в сочетании с устным изложением.

Письменное инструктирование способствует расширению и укреплению связи теории и практики. Работая с ними, обучающиеся широко используют практические задания, конкретизируют и расширяют их. Управляющее воздействие письменных инструкций сказывается не только на деятельность обучающихся, но в известной степени и на работе мастера. Общение мастера с обучающимися в ходе инструктажа обеспечивает оперативную «обратную связь» - от обучающихся к мастеру. Поэтому документацию письменного инструктирования следует рассматривать как дидактическое средство, помогающее мастеру и рационализирующее его труд. На занятиях ни в коей мере не снижается ведущая роль мастера в учебном процессе. Он определяет меру и порядок использования данного дидактического средства, дает окончательную оценку всей учебно-производственной деятельности обучающихся.

Разрабатывая письменное инструктирование, прежде всего, необходимо четко определить цель, место и основные виды документации письменного инструктирования. Также следует по периодам проанализировать программу производственного обучения и выделить операции, виды работ, необходимые для составления инструкционных карт, определить порядок выполнения каждого упражнения, подобрать иллюстрации, поясняющие технологию обработки и приемы работы, определить виды применяемых карт.

В картах должны содержаться последовательность выполнения упражнений или работ, указать на характере и особенностях способов выполнения трудовых движений, приемов, операций или работы контроля. Конкретные виды документации письменного инструктирования во многом зависит от специфики профессии. При обучении портных можно применять следующие разновидности письменных инструкций:

- технологические карты;

- карточки контроля знаний;

- карта программированного опроса;

- алгоритмы поиска.

Обучающиеся могут самостоятельно составить инструкционные карты на уроке под руководством мастера или в порядке выполнения домашнего задания. Мастер должен постоянно создавать и разрабатывать свой комплекс письменных работ.

Эффективность письменного инструктирования во многом зависит от методики его проведения в процессе обучения. Непременным условием является систематичность применения письменных инструктажей. Если они будут использоваться от случая к случаю или только потому, что того требует руководство училища, пользы никакой ожидать нельзя. Поэтому столь важно педагогически правильно проводить применение документации письменного инструктирования, умение владеть рациональной методикой проведения и знание письменных инструкций для производственного обучения.

Наибольшее применение в практике получили инструкционные, технологические, инструкционно – технологические карты.  Применяются при обучении в учебных мастерских, когда у обучающихся формируются основы профессионального мастерства.

Чаще всего письменные инструкции используют на вводном инструктаже. Основной особенностью, которого является подчинение последовательности инструктирования рекомендациями, изложенными в них. Необходимо так организовать свою деятельность (в процессе), чтобы карта была органически включена в процесс инструктажа. Прием за приемом, как указано в карте, показать на рабочем месте трудовые приемы и дать при этом инструктивные указания и пояснения о правилах их выполнения так, как раскрыты в карте. Важно при этом специально обращать внимание обучающихся на то, что необходимые указания о правильном выполнении изучаемых приемов записаны в инструкционной карте, имеющего в цехе и лучше, если эти инструкционные карты будут у каждого на рабочем месте, чтобы они могли обратиться, если возникнут какие – либо неясности при выполнении учебно – производственных работ.

Большую целенаправленность получает  и текущий инструктаж. Если во время текущего инструктажа,  без применения письменных инструкций,  обходить рабочие места обучающихся  и оказывать необходимую помощь, отвечать на вопросы, давать советы, то при таком надежном помощнике, как письменные инструкции, когда у обучающихся возникают вопросы или затруднения по уходу выполнения, предложить ему самостоятельно по карте во всем разобраться  и внести необходимые коррективы в работе. И только, когда карта не помогла, помочь ему.

Результаты наблюдений показывают, что не для всех обучающихся значение карт одинаково. Наиболее сильные обучающиеся получают представление о порядке и характере выполнения действий уже в процессе показа. Эти обучающиеся ограничиваются обычно беглым ознакомлением с картой и выбором указаний, имеющих особенно важное значение. Иной характер работы с картами у большинства обучающихся. Приступая к самостоятельному выполнению новой операции или работы, они предварительно прочитывают все указания карты, а в процессе работы возвращаются к тем из них, которые недостаточно ясны. Эти обучающиеся обычно пользуются картами, при выполнении новых трудовых действий и приемов. Повторяющиеся и уже известные моменты они выполняют без опоры на карты. Для слабыхобучающихся инструкционные и инструкционно – технологические карты являются важнейшим средством выполнения задания. Однако, имея в виду, что из – за непрочных знаний и слабой общей подготовки они не всегда правильно понимают не только новые указания карты, но и те, которые относятся к известному уже материалу. Им необходимо уделить особое внимание, повторным показом и с подробным объяснением.

Важной задачей производственного обучения является развитие мыслительной деятельности обучающихся, блуждание в поисках наилучшего варианта. Для этого разработаны алгоритмические предписания, позволяющие лучше и быстро овладеть рациональной технологией, показать причины возникновения дефектов, признаки их обнаружения, а затем, действие, которое в данной ситуации необходимо выполнить. Таким образом, для управления поисковой деятельностью обучающихся в алгоритмическом предписании предусматривается переключение внимания на следующую возможную причину нарушения, если действия по устранению предыдущей не дали положительных результатов.

Знания лишь тогда становиться полноценным, когда они приобретаются не только усилиями памяти, но и мысли. Активизация мышления обучающихся должна быть направлена на то, чтобы учить их думать, дисциплинировать ум, направлять волю при добывании знаний. Каждый урок должен вызывать у обучающихся напряженную работу мысли.

Письменное инструктирование способствует развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, повышает производительность труда, создает уобучающихся правильное представление о современной технологии, помогает им более быстрыми темпами овладеть профессией, облегчает мастеру руководство учебно – производственным процессом.

Применение письменных инструкций коренным образом изменяет структуру урока, помогают с большей пользой использовать каждую минуту учебного времени, максимально четко и доходчиво изложить сложный материал и обеспечить быстрое и прочное его усвоение, сократить время на передачу информации и контроль за ее усвоением, увеличив одновременно продолжительность самостоятельной работы обучающихся на уроке. Расширяют границы опыта и наблюдений обучающихся, открывают возможности для более глубокого понимания основных законов развития природы и общества, активизации процесса обучения и его тесной связи с жизнью, организации разнообразной самостоятельной работы на уроке. Письменные инструкции доносят до обучающихся сущность изучаемых приемов, помогают выделить основные элементы и показать взаимосвязь между ними.

Обладая высокой степенью наглядности, письменные инструкции дают возможность организовать передачу информации на таком уровне, который был бы доступен для данной категории обучающихся, а постоянный контроль в процессе изложения и проверки знаний позволяет более объективно судить о ее доступности.

Таким образом, применение документаций письменного инструктирования на уроке производственного обучения позволяет мастеру решить следующие дидактические задачи:

- более полно и глубоко раскрыть сущность изучаемых трудовых приемов выполнения и самоконтроля;

- наиболее полно реализовать в процессе обучения основные принципы дидактики;

- лучше организовать учебно – познавательную деятельность обучающихся на всех этапах уроков по усвоению знаний, умений и навыков;

- установить внешнюю и внутреннюю обратные связи, на основании которых можно осуществить корректировку процесса обучения.

Раскрыть дидактические возможности – это, значит, определить, в каких учебных ситуациях наиболее предпочтительно использовать ту или иную письменную инструкцию для организации познавательной деятельности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию документов письменного инструктирования на уроках производственного обучения

Данные методические рекомендации предназначены для  мастеров производственного обучения. Их рекомендуется использовать при проведении       уроков производственного ...

Раздаточный наглядный материал к урокам производственного обучения

Данный раздаточный материал является хорошим наглядным средством на уроках производственного обучения....

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

Методическая разработка на тему" Использование инновационных технологий на уроках производственного обучения"

В работе предоставлен  материал использование различных способов и требований к уроку производственного обучения, на примере русской и национальной кухни....

Дидактические приемы активизации познавательной деятельности на уроках производственного обучения по профессии "МАЛЯР"

Активизация познавательной деятельности - это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создает, прежде всего, педагог, а демонстрирует результат этих условий - собственно познав...