"Некоторые аспекты работы над музыкальным произведение в процессе подготовки к публичному высткплению!
статья на тему

Иванова Тамара Анатольевна

Исполнение музыкального произведения перед слушателями является логическим завершением работы над музыкальным произведением. На качество исполнения программы оказывают влияние различные факторы – музыкальные способности ученика, его физическая и нервная конституция, общий культурный, интеллектуальный уровень, что и составляет особенности его индивидуальности. Но зачастую, решающим фактором является метод обучения музыке.

Педагогический процесс есть единая, целенаправленная линия, и если в длительном, сложном пути этого процесса были допущены ошибки, просчёты, то перед «финишем» - выходом на эстраду – не помогут никакие увещевания, никакое психологическое воздействие. Следовательно, нужно проследить весь путь работы над музыкальным произведением – начиная от выбора программы и заканчивая предконцертными репетициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ivanova_t.a.doc50 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Иванова Т.А.

Некоторые аспекты работы над музыкальным произведением в процессе подготовки к публичному выступлению

АУ «ОУ ДОД «ДШИ» города Радужный (ХМАО – Югра)

Исполнение музыкального произведения перед слушателями является логическим завершением работы над музыкальным произведением. На качество исполнения программы оказывают влияние различные факторы – музыкальные способности ученика, его физическая и нервная конституция, общий культурный, интеллектуальный уровень, что и составляет особенности его индивидуальности. Но зачастую, решающим фактором является метод обучения музыке.

Педагогический процесс есть единая, целенаправленная линия, и если в длительном, сложном пути этого процесса были допущены ошибки, просчёты, то перед «финишем» - выходом на эстраду – не помогут никакие увещевания, никакое психологическое воздействие. Следовательно, нужно проследить весь путь работы над музыкальным произведением – начиная от выбора программы и заканчивая предконцертными репетициями.

Один из важнейших залогов успеха – удачно выбранная программа. Программа для выступления перед слушателями не должна быть излишне сложной и заведомо превышать технические возможности юного музыканта. Подчеркну, что на эстраду могут быть вынесены лишь те сочинения, уровень трудности которых несколько ниже инструктивного материала, проходимого в данный момент. Степень выработанных, вполне устоявшихся игровых навыков должна в определённой мере перекрывать требования к их технологическому воплощению в данном произведении.

Работа по подготовке музыкального произведения к открытому выступлению довольно сложный процесс, который проходит несколько связанных между собой этапов. Крупнейший педагог Ю. Янкелевич выделил три этапа овладения сочинением:

1. Составление представления об авторе, его стиле, эпохе, среде, в которой он сочинял, исполнителей, с которыми состоял в творческом союзе.

2. Анализ произведения, но не технологический, а содержательный, стилевой, жанровый. Этим этапом должно начинаться ознакомление с произведением, но не с методом его проигрывания на инструменте. Янкелевич советовал первоначально прослушать запись какого-нибудь хорошего исполнителя. Однако прослушивать не более двух раз, иначе возникает, по его мнению, вероятность копирования.

3. Осуществление собственного представления. Янкелевич разделял этот этап на две связанные друг с другом фазы:

  1. детализация;
  2. достижение целостности.

Такое разделение становится возможным при выработке учеником на первом этапе яркого представления о художественной задаче, стоящей перед ним. Лишь тогда детализация не приводит к дроблению материала, а служит углублению и уточнению замысла.

Детализация всех технологических и выразительных задач, происходит параллельно с тем, как в сознании ученика наступает процесс достижения целостности произведения, установление единого характера, темпа, динамики. Для завершения целостной формы очень полезно на этом этапе без инструмента начать процесс увязывания всего достигнутого воедино, снова поискать характер, темп, драматургию произведения. Только после этого можно поиграть произведение, но сначала не целиком, а лишь крупными кусками (до паузы). Если нет паузы, надо играть с остановками в разных местах, чтобы не создавать привычку. Затем целое надо прорепетировать с роялем. При этом ни в коем случае нельзя останавливаться и поправлять неудачные места. Ю. Янкелевич отмечал: «Надо уметь пройти мимо ошибки, но её запомнить и затем исправить».

На заключительном этапе создания целостного решения сочинения необходимо откорректировать свою концепцию. Для этого Ю. И. Янкелевич вновь рекомендовал обратиться к записям других исполнителей, но послушать их несколько критически. Полезно записать и критически осмыслить также свою игру.

Уже при самых первых контактах скрипача с произведением он должен полностью включаться в него как психологически, так и эмоционально.

Все выдающиеся исполнители и педагоги подчеркивали, что овладение музыкальным сочинением требует включения всех творческих сил исполнителя. Но и по сей день среди педагогов бытует мнение, что ученика не следует учить эмоциональному, образному воплощению музыкального произведения. И зачастую на выпускных экзаменах мы слышим исполнение сочинения, которое воссоздаёт лишь нотную «конструкцию» произведения, без воплощения яркой «картины» образов, которую задумал и вложил в своё произведение композитор.

О подготовительной работе над исполняемой музыкой с необходимой полной отдачей убедительно говорит Святослав Рихтер: «Ваши занятия, репетиции неправильны,- утверждал он,- если Вы думаете так: сегодня только ноты вполголоса, завтра мы прибавим то-то, послезавтра освободим себя и т. д. Нет, нужно брать маленький кусок, но включаться целиком. Полный эмоциональный накал, полное включение всего, всех мыслей, всех Ваших сил, всего Вашего состояния, всего организма - вот тогда будет результат. Очень мало музыкантов пользуется этим методом, - замечает выдающийся пианист XX века, - а он единственно правильный и наиболее эффективный».

Данное высказывание великого мастера особенно актуально по отношению работы над музыкальным произведением с учащимися в музыкальной школе. Традиционно воплощение исполнительского замысла сочинения учащимся начинается с ознакомления с нотным текстом и работы над технологическими трудностями, затем уже на этот «каркас» «нанизываются» динамические оттенки, фразировка и др., и в последнюю очередь музыкальная картина «разукрашивается» образами. А часто в работе с учеником на это просто не остаётся времени, так как в ДМШ фактор временной подготовки к выступлению на сцене очень велик. И часто «сырое» музыкальное произведение предстаёт перед слушателем как набросок. Поэтому, чтобы избежать подобной ситуации, на первом же этапе работы над сочинением с учеником, следует вызывать в нём эмоциональный отклик на исполняемую им музыку. В свете этого вопроса надо заметить, что педагог тоже должен быть увлечён, тем произведением, которое собирается воплотить в соавторстве с учеником.

Программа готова, близится день выступления, и пора подготовить психику ученика к ответственному испытанию. За несколько дней до концерта нецелесообразно увеличивать количество занятий, изменять их содержание. Не следует стремиться «улучшить» игру, нельзя вносить в неё какие-либо существенные изменения. Попытка же работать над сочинением до самого выступления, может лишь способствовать усилению волнения. Программа должна быть готова за две недели до выступления.

Чтобы уменьшить степень негативного влияния стресса на воспроизведение сочинения на эстраде, у ученика следует вырабатывать навык исполнения в состоянии эстрадного волнения. Для этого за полторы-две недели до выступления полезно устроить «генеральную репетицию». Хорошо, если при этом присутствуют ещё ученики или родители, которые играют роль «комиссии». Как показывает практика, после такой репетиции, которая может проходить в форме концерта, ученики на экзамене исполняют программу лучше.

Одним из важных подготовительных приёмов является также создание мысленной модели процедур самого выхода на эстраду, поклона, настройки инструмента и т. п., то есть непосредственного предконцертного поведения, которое входит в структуру стрессового состояния. Можно воспроизвести такую ситуацию на репетиции в зале.

В предконцертный период входит и последняя репетиция. Одна из важных проблем – точный выбор времени для репетиции. Проводить репетицию лучше всего, когда остаётся ещё один день до выступления.

В день выступления необходимо строго соблюдать режим. Утром не следует много заниматься. Достаточно разыграться на гаммах или этюдах, затем в умеренном темпе пройти трудные места. После этого произведение без затраты эмоций «с холодной головой» исполняется с начала и до конца.

Но надо отметить ничто так не влияет на результат работы над музыкальным произведением, то есть на качество исполняемой программы, как систематичность домашних занятий. С самых первых уроков педагог должен внушить эту мысль юному музыканту! И тогда удачное исполнение концертной программы принесет радость и самому ученику и его педагогу.

Публичное выступление есть итог всей системы обучения ребёнка, музыке, где всё взаимосвязано: воспитание музыкального мышления, слышания, памяти, двигательных навыков, контроль педагога над режимом и дисциплиной домашних занятий.

Сцена – лучший учитель исполнителя и его педагога. Она позволяет ученику стать своеобразным экспериментатором, исследователем своего таланта, своих возможностей, своей игры. Правильно проведенная работа над музыкальным произведением в процессе подготовки к открытому выступлению может стать залогом успеха ученика и его преподавателя.

Литература:

  1. Алексеев А. Работа над музыкальным произведением с учениками школы и училища. – М., 1957. –  С. 186-188.
  2. Как учить игре на скрипке в школе /Составитель  Берлянчик М. Сборник статей. -  М.: Издательский дом «Классика ХХI», 2006. – 205 с.
  3. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2006. – 156 c.
  4. Орентлихерман А. Подготовка ученика к открытому выступлению // Вопросы методики начального музыкального образования / Ред.-сост. В. Натансон, В. Руденко. М., 1981 – С. 145 – 160


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение "Некоторые приёмы правильного разбора музыкального произведения"

Как среди обилия решаемых задач сохранить любовь к музыке и интерес к музыкальным занятиям?...

«Некоторые аспекты работы концертмейстера в ансамбле»

Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмеря...

Методическое сообщение - Некоторые аспекты работы с подготовительным хором

В моей хоровой практике работе с начинающими хористами уделяется особое внимание. В первый год обучения у них формируются базовые знания об исполнительском искусстве и закладываются практические навык...

Этапы работы над музыкальным произведением

Музыка великого русского композитора П И Чайковского - это для меня "настольная книга". Предлагаю вниманию  преподавателей по классу фортепиано эту методическую разработку. Наде...

Методический доклад "Процесс работы над музыкальным произведением"

Доклад относится к теме планирования педагогической работы.Важнейшим принципам в работе с учеником является твёрдая и систематизированное руководство.Лжетеория,когда педагог занимается с учеником хаот...

«Некоторые аспекты работы концертмейстера в классе хореографии»

Обучение в хореографическом классе традиционно связано с музыкальным сопровождением. В современной практике используется два варианта музыкального оформления уроков – в первом используется аудио...

Методическая разработка урока РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ПРЕЛЮДИИ Ф. ШОПЕНА E-MOLL. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЕ

Данная методическая разработка посвящена одной из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением. Основу работы над музыкальным произведением составляет всестор...