Методическая разработка урока РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ПРЕЛЮДИИ Ф. ШОПЕНА E-MOLL. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЕ
методическая разработка

Рано Октябрьевна Кадырова

Данная методическая разработка посвящена одной из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением. Основу работы над музыкальным произведением составляет всестороннее изучение его содержания. Всё большее углубление в художественный образ произведения, особенности его формы, фактуры, ладового, мелодического и гармонического строения, средств выразительности, а также поиск адекватных исполнительских средств, позволяет поддерживать интерес к исполняемому материалу, сохранять свежесть отношения. Умение работать с произведением самостоятельно, грамотно разобрать его, является основным навыком для студента музыкального колледжа, без которого невозможно точно передать художественный замысел музыкального произведения.

Наше время характеризуется заметными достижениями в области теории и практики преподавания игре на инструменте. Появляются новые и подчас достаточно перспективные авторские методики, обобщается и систематизируется опыт выдающихся педагогов, переосмысливаются некоторые традиционные подходы к преподаванию. В то же время, быстрые перемены в современной социокультурной среде, появление новых, прогрессивных психолого-педагогических технологий ставят перед преподавателем новые задачи. Более высокие требования предъявляются к качеству обучения – в том числе и в системах музыкального воспитания.

Обострившаяся конкуренция между однопрофильными учебными заведениями побуждает коллективы преподавателей искать более эффективные приемы и способы решения педагогических задач.

Актуальность и новизна данной разработки определяется тем, что она разработана на основе современных требований к музыкальной педагогике, а также её значимостью в практической работе преподавателя профессиональных дисциплин.

Цель – оптимизация процесса формирования двигательно-технических умений и навыков у студентов по МДК 01.04. Дополнительный инструмент (фортепиано), и определение современных педагогических подходов к решению этой проблемы.

Данная методическая разработка будет полезна как для студентов музыкального колледжа, в самостоятельной работе с произведениями и подготовке к работе с учениками в секторе педагогической практики, так и преподавателям колледжа.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, ТУРИЗМА И АРХИВНОГО ДЕЛА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ВОРКУТИНСКИЙ ФИЛИАЛ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО МДК.01.04 «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ФОРТЕПИАНО)»

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ПРЕЛЮДИИ Ф. ШОПЕНА E-MOLL.

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЕ

Рано Октябрьевна Кадырова

ВОРКУТА 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.         Пояснительная записка………………………………………………………………………

2.         Технологическая карта с методической структурой урока………………………………..

3.         Ход урока и методические рекомендации………………………………………………….

4.        Используемые ресурсы………………………………………………………………………


Пояснительная записка.

Данная методическая разработка посвящена одной из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением. Основу работы над музыкальным произведением составляет всестороннее изучение его содержания. Всё большее углубление в художественный образ произведения, особенности его формы, фактуры, ладового, мелодического и гармонического строения, средств выразительности, а также поиск адекватных исполнительских средств, позволяет поддерживать интерес к исполняемому материалу, сохранять свежесть отношения. Умение работать с произведением самостоятельно, грамотно разобрать его, является основным навыком для студента музыкального колледжа, без которого невозможно точно передать художественный замысел музыкального произведения.

Наше время характеризуется заметными достижениями в области теории и практики преподавания игре на инструменте. Появляются новые и подчас достаточно перспективные авторские методики, обобщается и систематизируется опыт выдающихся педагогов, переосмысливаются некоторые традиционные подходы к преподаванию. В то же время, быстрые перемены в современной социокультурной среде, появление новых, прогрессивных психолого-педагогических технологий ставят перед преподавателем новые задачи. Более высокие требования предъявляются к качеству обучения – в том числе и в системах музыкального воспитания.

Обострившаяся конкуренция между однопрофильными учебными заведениями побуждает коллективы преподавателей искать более эффективные приемы и способы решения педагогических задач.

Актуальность и новизна данной разработки определяется тем, что она разработана на основе современных требований к музыкальной педагогике, а также её значимостью в практической работе преподавателя профессиональных дисциплин.

Цель – оптимизация процесса формирования двигательно-технических умений и навыков у студентов по МДК 01.04. Дополнительный инструмент (фортепиано), и определение современных педагогических подходов к решению этой проблемы.

Данная методическая разработка будет полезна как для студентов музыкального колледжа, в самостоятельной работе с произведениями и подготовке к работе с учениками в секторе педагогической практики, так и преподавателям колледжа.

Технологическая карта с методической структурой урока

Ф.И.О. преподавателя: Кадырова Рано Октябревна

Ф.И. обучающегося: Коновалова Анастасия

Курс: 2 курс специальности «Музыкальное искусство эстрады» Эстрадное пение;        

Дата: 27 февраля 2018 года        МДК: 01.04. «Дополнительный инструмент (фортепиано)».

Тема урока: Работа над музыкальным произведением на примере прелюдии Ф. Шопена e-moll. Начальный этап и методические рекомендации по дальнейшей работе;

Тип урока: комбинированный;

Цели урока:

1) Содержательные: расширение понятийной базы учащегося за счёт включения нового понятия.

2) Предметные: формирование навыков работы над произведением, основ анализа средств музыкальной выразительности.

3) Воспитательные: развитие самостоятельности и творческого мышления.

Задачи:

1) Образовательные задачи:

  • дать представление о работе над произведением, над интонационными особенностями пьес кантиленного характера;
  • побуждение к работе с новой информацией;
  • расширить музыкально-теоретические представления обучающегося;
  • дать понятие о разных тембровых красках и градациях звука;
  • дать понятие о содержании данного произведения.

2) Развивающие задачи:

  • работа над выразительным интонированием мелодической линии;
  • способствовать развитию эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального произведения с тщательным слуховым контролем;
  • работа над развитием мелодического слуха;
  • способствовать развитию и закреплению навыка координации движений и поиск нужного звукового соотношения мелодии и аккомпанемента в их одновременном звучании;
  • способствовать развитию ритмической устойчивости и ладогармонического слуха.

3) Воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство необходимости совершенствования культуры исполнения;
  • воспитывать потребность в ассоциативном мышлении;
  • активизировать интерес к занятиям на инструменте.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: студент умеет хорошо слушать себя, оценивать качество извлекаемого звука, работать над произведением.
  2. Личностные: развитие познавательной деятельности, креативного мышления.
  3. Межпредметные: формирование у студента умения добывать знания из различных ресурсов, комплексного подхода к творческой работе.

Используемые методы:

  • словесный;
  • наглядно - слуховой;
  • практический (показ);
  • анализ, обобщение;
  • эмоционально – познавательный;
  • использование технологии проблемного обучения.

Оснащение урока:

музыкальный инструмент (фортепиано);

  • метроном;
  • ноутбук;
  • нотный материал;
  • справочная литература.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

видео с сайта YouTube:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=2rzTutR_4uI
  2. https://www.youtube.com/watch?v=yNgD9PhEoAg
  3. https://www.youtube.com/watch?v=tdhwqjhx-Xc

Необходимое аппаратное и программное обеспечение:

  • мультимедийный проигрыватель.

Технологическая карта учебного занятия

Основные этапы урока, продолжительность

Задачи

Планируемый

результат

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающегося

Музыкальный материал

Оборудование

Организационный.

(1 минута)

Создание условий для включения студентки в активную познавательную деятельность

Готовность обучающегося к уроку

Проверяет настрой студента к занятию, посадку за инструментом

Приветствие, правильная посадка за инструмент.

Фортепиано, подставка.

Этап проверки самостоятельной работы.

Разыгрывание, игра гаммы.

(4 минуты)

Совершенствование навыка игры гаммы. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения самостоятельного задания. Выявить пробелы в знаниях. Определить причины возникновения затруднений вместе с обучающейся. Устранить в ходе проверки обнаруженные неточности.

Подготовка рук к работе. Студентка закрепила аппликатуру мажорной гаммы, технические навыки владения мелкой техникой.

Проверяет самостоятельную работу: игра гаммы двумя руками. Предлагает поработать над гаммой с метрономом для достижения ритмического единства, в том числе игра арпеджио и аккордов.

Студентка играет гамму Ми-мажор двумя руками, играет арпеджио и аккорды в данной тональности.

Гамма Ми-мажор

Фортепиано,

метроном.

Творчески-познавательный.

(15 минут)

Знакомство с произведением Ф. Шопен прелюдия № 4 ми-минор.

Создание ситуации по применению знаний учащейся.

Студентка пользуется знаниями на практике.

Разбор прелюдии подготовка к самостоятельной работе.

Прослушивание и просмотр подготовленного материала. В исполнении С. Рихтера и В. Ашкенази прелюдии Ф. Шопена № 4 ми-минор. Работа со справочной литературой.

Студентка рассказывает сведения о композиторе, собранные самостоятельно, просматривает и прослушивает предлагаемый материал, делает анализ исполнения двух выдающихся музыкантов. Работает со справочной литературой (используемые термины и обозначения в нотном тексте)

24 Прелюдии Ф. Шопена.

Прелюдия № 4 ми-минор.

Фортепиано;

ИКТ ноутбук, (видео с сайта YouTube);

сборник нот;

музыкальный словарь.

Актуализация субъектного опыта учащейся.

Открытие новых знаний.

(10 минут)

Работа над разбором пьесы Ф. Шопен прелюдия №4 ми-минор

Показ практической значимости изучаемого материала.

Постановка перед учащейся проблемы. Актуализация субъектного опыта учащейся.

Мотивировать на творческую работу.

Студентка имеет представление о исполняемом произведении, о сложностях, которые могут возникнуть при самостоятельной работе и методах решения этих сложностей.

Исполнение певучего legato, совершенствование исполнения данного штриха.

Преподаватель включает студентку в определение цели и задачи урока;

Проигрывает произведение целиком, выявляет ключевые места, которые могут вызывать сложность при выучивании данного материала.

Объясняет основные принципы взятия певучего, «канителенного» звука; задаёт вопросы на понимание теоретического материала, организует творческую поисковую работу студента.

Играет в ансамбле с учащейся левую руку студентка правую.

Слушает исполнение педагогом прелюдии № 4 ми-минор Ф. Шопена. Обсуждает вместе с преподавателем места, которые могут вызывать сложности в работе и предлагает свои варианты решения «проблемных» мест. Играет правую руку (мелодию) вместе с преподавателем.

24 Прелюдии Ф. Шопена.

Прелюдия № 4 ми-минор.

Упражнение на плавное, кантиленное legato, основанное на секвенции

Фортепиано

Заключительный этап работы, первичное усвоение новых знаний.

(8 минут)

Расширить кругозор, расширить эмоционально- чувственное восприятие, отработать приобретённые на уроке навыки.

Обеспечить закрепление студенткой знаний и способов действий, которые ему необходимы для самостоятельной работы; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления обучающейся изученного материала, глубины его усвоения; создать условие для выявления индивидуальных способов закрепления учебного материала.

Студентка учится анализировать свою игру, умеет эмоционально откликаться на информацию, исполнение более осмысленно, эмоционально.

Имеет краткое представление о творчестве композитора. Умеет исполнять фрагмент пьесы (мелодию) и аккомпанемент отдельно с применением новых навыков играет под метроном.

Преподаватель предлагает кратко проанализировать произведение, побуждает к высказыванию своего мнения; акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности студентки на уроке; стимулирует обучающегося на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха. Оказывает помощь в подготовке к самостоятельной, даёт рекомендации.

Студентка, высказывает своё мнение о произведении; исполняет фрагмент данной пьесы каждой рукой отдельно, оценивает свою игру, что получилось, что нет, добивается положительных результатов. Участвует в беседе о подготовке к следующему уроку и демонстрирует понимание поставленных перед ним задач.

24 Прелюдии Ф. Шопена.

Прелюдия № 4 ми-минор.

Фортепиано, метроном.

Этап накопления впечатлений.

(5 минут)

Развить познавательную деятельность, чётко обозначить этапы самостоятельной работы по разбору нового произведения.

Студентка проявляет интерес и мотивацию на работу над новым произведением, умеет применять новые знания и приобретённые навыки в новом музыкальном материале.

Исполняет еще раз прелюдию, нацеливает на преодоление трудностей, объясняет фразировку мелодии.

Участвует в беседе-инструктажу самостоятельной работы. Слушает исполнение преподавателем прелюдии с целью пополнения своего слухового багажа, эмоционально реагирует, проявляет интерес.

24 Прелюдии Ф. Шопена.

Прелюдия № 4 ми-минор.

Фортепиано

Рефлексия

(1 минута)

Самооценка, осознание обучающейся значимости учебной деятельности, ситуация успеха.

Создать условия для оценки собственной познавательной деятельности. Обеспечить усвоение студентки принципов саморегуляции и самоконтроля.

Преподаватель проводит беседу:

-Чему вы научились?

- что больше всего понравилось делать?

- Легко ли было?

- Доволен ли собой студент?

Предлагает проанализировать свою работу на уроке.

Студентка отвечает на вопросы, формулирует конечный результат своей работы на уроке, осуществляет самооценку, самопроверку, предварительную оценку.

Подведение итогов

(1 минута)

Качественная оценка работы студентки. Задание для самостоятельной работы. Мотивация деятельности обучающегося для выполнения самостоятельной работы; инструктаж; Проверка понимания способов решения «проблемных мест».

Создание ситуации успеха. Преподаватель организует беседу по уточнению и конкретизации плана самостоятельной работы.

Положительно оценивает деятельность студентки. Намечает план самостоятельной работы.

Систематизирует совместно с обучающейся направления самостоятельной работы над разобранным на уроке произведения Ф. Шопена.

Слушает, дополняет преподавателя, демонстрирует понимание целей и задач самостоятельной работы.

Предполагаемый ход урока и методические рекомендации

по работе над произведением Ф. Шопена Прелюдия №4 e-moll ор.28

1. Организационный этап подготовка к уроку (1 минута):

Приветствие. Студентка готовится к уроку, ставит подставку и садится к фортепиано, готовит нотный материал - Прелюдии Ф. Шопена № 4 e-moll оп.28.

2. Этап проверки самостоятельной работы. Разыгрывание, игра гаммы (4 минуты):

На данном этапе необходимо подготовить аппарат к занятию (разыграться). Анастасии предложено продемонстрировать итог самостоятельной работы. На предыдущем уроке заданием для самостоятельной работы было работа над гаммой Ми-мажор в умеренном темпе двумя руками, арпеджио тонического трезвучия и аккорды. После первого проигрывания можно сказать, что студентка справился с поставленной задачей. Гамма была сыграна без остановок и правильной аппликатурой. Мною была отмечена качественная подготовка к уроку. Далее Анастасии было предложено повторить гамму под метроном. Это необходимо для достижения ритмического единства. С чем студентка справилась несколько хуже. И данная форма работы над инструктивным материалом рекомендована для дальнейшей самостоятельной работы. По завершению второго этапа игровой аппарат полностью готов к работе.

3. Этап творчески-познавательный (15 минут):

Начальный этап - ознакомление с произведением

        В данной части урока у преподавателя есть возможность применения ИКТ на практике. Для начала Настя кратко рассказала подготовленную информацию о польском композиторе Фредерике Шопене (это также было частью самостоятельного задания предыдущего урока). С чем Настя справилась на отлично.

На этапе ознакомления с произведением цель педагогической деятельности состоит в развитии художественного мышления студентки, формировании установки на создание образа.

Знакомство обучающегося с произведением следует проводить с помощью методов:

1. показ педагога или просмотр видео материалов;

Мною был подготовлен видео материал для знакомства студентки с произведением, которое ей предстоит разучить. Материал был взят с интернет - портала YouTube. Это прелюдия Ф. Шопена № 4 ми-минор в исполнении С. Рихтера и В. Ашкенази (ссылки на материал приведены выше). Такая подача материала дает возможность не только узнать произведение, но и иметь возможность сравнить различные интерпретации. Что в дальнейшем позволит студентке выработать свой взгляд на исполняемое произведение, что является очень важной профессиональной компетенцией заложенной ФГОС для подготовки специалиста. Также прослушивание эталонных исполнений мотивирует обучающегося на творческую работу.

2. краткий музыкально – теоретический анализ произведения;

После просмотра видео материала я провожу анализ услышанного произведения его формы, средств музыкальной выразительности, выявления технически сложных мест, в этом обсуждении обязательно участвует студентка. В данном случае Анастасии было предложено проанализировать нотный текст и определить, на ее взгляд, сложные места и аргументировать почему. Выводом Насти было, что основной сложностью в произведении является исполнение левой рукой аккомпанемента, написанного в аккордовом изложении. В чем, отчасти, можно согласиться.

        Далее студентка с помощью гаджета или музыкального словаря переводит ему неизвестные термины, в данном случае сложность вызвал термин stretto (ит.) - [стрэ́тто] — быстрее.

Зарождение и развитие музыкально-исполнительского образа у разных студентов проходит по-разному в зависимости от степени их дарования или предыдущей подготовки. Но в любом случае хорошо, когда обучающийся может словами высказать свое мнение о характере произведения, провести краткий музыкально – теоретический анализ произведения - от этого во многом будет зависеть качество звука, характер штрихов, артикуляция, игровые движения. Студентке было задано самостоятельно узнать о эпохе романтизма, в которую жил композитор, о содержании прелюдии и ее характере. Данная самостоятельная работа студентки с применением технологии проблемного обучения, когда студент должен решить не только музыкально-технические задачи, но и получить знания по стилистике эпохи и стилю композитора, правильно охватить форму произведения, прослушать несколько вариантов исполнения произведения различными исполнителями, и наконец, выбрать наиболее приемлемый, близкий его восприятию вариант воплощения художественного образа произведения.

3. чтение с листа (эскизное проигрывание). 

Иногда особого внимания на данном этапе работы требует метроритмическая точность исполнения произведения. Сначала преподаватель проигрывает мелодию по нотам, привлекает слуховое внимание студентки к ритмическому рисунку мелодии.

Читаем произведение с листа. Перед проигрыванием я еще раз обращаю внимание студентки на общее строение и характер, темп, тональность (знаки при ключе), размер и ритмическую структуру.

Непосредственно работа над музыкальным произведением начинается с тщательного разбора нотного текста в медленном темпе.

Один из самых ответственных моментов на начальном этапе разбора произведения является выбор аппликатуры. Логически правильная и удобная аппликатура способствует максимально техническому и художественному воплощению содержания произведения. Поэтому необходимо найти самый рациональный способ решения этой задачи. Но главное – аппликатура должна способствовать свободному исполнению. Обдумывать и записывать аппликатуру нужно для каждой руки отдельно. Могут быть несколько вариантов аппликатурных решений. В выборе варианта приходится в одних случаях считаться с размером и особенностями рук, в других – с технической подготовкой конкретного студента. Бывают случаи, когда какие-то фрагменты необходимо проигрывать двумя руками вместе, так как определяющим в выборе аппликатуры в данном месте является синхронность движения пальцев обеих рук.

Роль педагога должна быть активной при выборе аппликатуры. Желательно, чтобы студентке была предоставлена возможность участвовать в продумывании и принятии того или иного решения, что также является использованием технологии проблемного обучения.

Удачно найденная аппликатура содействует запоминанию, овладению музыкальным материалом, технической уверенности. Я.И. Мильштейн определил три основных критерия, на которых строится выбор аппликатуры: стилевая обусловленность (конкретно-историческая), эстетическая обусловленность (музыкально-художественная) и техническая (двигательно-целесообразная).

4. Актуализация субъектного опыта учащейся. Открытие новых знаний (10 минут):

При статичном исполнении аккомпанемента, как в изучаемом произведении Ф. Шопена, стоит прибегнуть к помощи метронома, что помогает учащейся организовать себя ритмически и обезопасит от неправильного разбора, а последствии заучивании произведения. Иногда можно просчитать во время игры учащейся. Большую помощь студентке при начальном проигрывании оказывает дирижирование педагога, которое помогает понять характер произведения.

Итак, в результате первоначального знакомства с произведением студентка должна как можно больше узнать о нём, понимать технические и художественные трудности, представлять его конечное звучание. Время, отведенное на разбор произведения, будет самым разным для студентов различной степени музыкального развития и одаренности, ведь в колледже на определенных специальностях могут обучаться дети без музыкального образования. Например, на духовых или народных инструментах. Как показывает педагогический опыт, один студент может принести грамотный разбор уже на второй - третий урок, а кому-то для этого потребуется значительно больше времени и усилий. Несмотря на всю важность, начальный этап работы непродолжителен: один - два урока. В конкретном случае урока со студенткой 2 курса отделения ЭП Коноваловой Анастасией, начальный этап составил один урок.

5. Средний этап - работа над деталями и оформление звукового образа

Со студентами разного уровня подготовки данный этап будет занимать различное время. На данном уроке с Настей мы лишь знакомимся, обговариваем и намечаем пути дальнейшей работы над прелюдией.

Для лучшего понимания приведу методические рекомендации по дальнейшей работе над Прелюдией №4 Ф. Шопена

Цель среднего этапа работы над музыкальным произведением состоит в подробном изучении авторского текста, уточнении слуховых представлений художественного образа, понимании ценности средств музыкальной выразительности, объединении выученных деталей в целостное исполнение произведения.

Задачи данного этапа работы над произведением:

- достичь уверенного исполнения (по нотам и далее на память);

- преодолеть двигательные трудности;

- углубить выразительность игры;

- уточнить звучность (распределить силу звука, педализацию);

- уточнить ритмику, добиться единства темпа.

Работая над произведением, очень важно привлечь внимание обучающейся и посвятить определенное время к заучиванию и запоминанию движения рук, тесно связанных с точным исполнением указаний, касающихся фразировки, штрихов, артикуляции, динамики, педали. Естественно, что отрабатывать движения целесообразно сначала отдельными руками в медленном темпе. Затем, играя двумя руками, следует координировать движения, добиваясь полной свободы и непринужденности. Трудные места требуют внимания и более тщательной работы. Для того чтобы трудности стали ясными, прежде всего, нужно подобрать соответствующие приёмы игры.

С самых первых уроков при работе над музыкальным произведением надо прививать учащейся элементы грамотного музыкального мышления. Обсуждать с ней строение музыкальной фразы, в которой должна быть своя смысловая вершина вокруг которой группируются окружающие звуки, объединяя их в одну музыкальную мысль. Вдумчивая, длительная работа над фразировкой, её выразительностью, проводится в основном позже, но важно, чтобы членение музыки на фразы было обусловлено самой сущностью музыкального произведения.

Ни один музыкант не может достичь высокого уровня исполнительского мастерства без овладения фразировкой. Она является, прежде всего, средством выражения художественного образа музыкального произведения. Фразировка включает в себя средства звукоизвлечения и другие выразительные средства – динамику, штрихи.

Штрихи – это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приёмами в зависимости от интонационно – смыслового содержания. Штрихам следует уделять особое внимание в работе над произведением. От штрихов зависит характер и выразительное исполнение фразы, они способствуют также правильному дыханию, артикуляции фразы.

Выразительные возможности артикуляции при работе над прелюдией Ф. Шопена № 4 ми-минор не ограничиваются только legato или non legato. Имеются всевозможные промежуточные формы, например туше – tenuto. Даже одни и те же артикуляционные обозначения могут в различных случаях по-разному исполняться. К примеру, non legato может быть выделенным, подчеркнутым или легковесным, мягким. В каждом случае требуется соответствующий прием игры.

Звуковысотная и метроритмическая точность, правильность исполнения нотных знаков, применения указанных штрихов и осмыслённость фразировки, слышание гармонической основы обязательны в работе над музыкальным произведением. Изначально эта работа будет проделана при участии педагога для того, чтобы студентка имела ориентиры для самоконтроля.

Ярким средством выразительности музыкального произведения являются динамические оттенки. Обучающимся надо стремиться и научиться пользоваться при исполнении всеми динамическими красками: от рр до ff. Но часто пользуются только динамикой mp - mf, обедняя тем самым звуковую палитру, не могут показать разницу между р и рр, f и ff. Отсюда серость и безликость исполнения.

Относительно звучания forte, важно предостеречь студентку от чрезмерного преувеличения.

Очень часто обучающиеся теряются при исполнении piano, боятся самого звука инструмента. Звук становится неясным, неопределённым. Необходимо разъяснить студентке, что характер звучания и в piano всегда определяется смыслом музыки. Станиславский К.С. говорил, что, если хочешь играть злого – ищи, где он добрый. Таким образом, если хочешь играть forte – покажи для контраста настоящее piano.

Очень важным моментом в работе является умение распределить crescendo и diminuendo, с помощью которых композитор передает нарастание эмоционального напряжения или его спад на необходимый отрезок музыкального материала. Студентка должен выстроить динамический план таким образом, чтобы напряженность кульминаций соответствовала их значимости в общем эмоциональном и смысловом контексте. С их помощью обучающийся добьется плавного нарастания эмоционального напряжения на пути к центральной кульминационной точке и без резких переходов осуществит спад.

Нельзя оставить без внимания и овладение педальной нюансировкой. Преподаватель должен постоянно обращать внимание на это, рекомендовать, студентам самостоятельно проставить педаль и в дальнейшем скорректировать и объяснить, почему предпочтительнее та или иная педализация. Главное – суметь избежать слишком экономной, сухой и, наоборот, чересчур обильной педализации.

Обучающийся должен глубоко вникнуть и понять все авторские указания, касающиеся артикуляции, фразировки, штрихов, динамики, педализации и др. Все это, в комплексе, поможет ему раскрыть своеобразие стиля композитора и конкретного произведения.

Ритмическая сторона, фразировка и динамика обязательно должны соответствовать исполнению любом темпе.

Работа над звуком считается самой трудоёмкой и кропотливой. Умение мысленно «проговаривать» каждый звук позволяет добиваться хорошей артикуляции при исполнении музыки.

Одной из главных предпосылок достижения качественного звучания является умение вслушиваться в музыку – с первого до последнего звука, вплоть до его затухания. Студентка должен вникнуть в содержание произведения, воспроизвести артикуляционные и другие обозначения, глубоко поняв, что хотел выразить композитор в конкретном месте.

Для извлечения глубокого красивого и объемного звука нужно использовать естественный вес руки, иногда и всего тела, а при необходимости добавлять мягкий нажим рукой, если одного ее веса бывает недостаточно.

Играя аккорды или октавы, помимо использования веса руки и тела, нужно как бы «хватать» пальцами, тем самым амортизируя удар. Плечевой пояс при этом должен быть опущен и абсолютно свободен.

Играя Прелюдию, нужно мягко, но с нажимом переносить вес руки с одного пальца на другой, следить, чтобы каждый последующий звук возникал без «атаки».

Работая над звуком, важно не только обращать его внимание на точное звукоизвлечение, но и научить с помощью характера звука выражать самые разные эмоции: мягкую печаль и глубокую скорбь, тревогу и смятение. Воспитывать в них эстетическое отношение к звуку как носителю художественного образа. Именно эти задачи воспитывают у обучающихся ценностное отношение к профессии и специальности и формируют профессиональные компетенции.

Г.Г. Нейгауз писал: «Только тот, кто слышит ясно протяженность звука... со всеми изменениями силы... сможет овладеть необходимым разнообразием звука, нужным вовсе не только для полифонической игры, но и для ясной передачи гармонии, соотношения между мелодией и аккомпанементом».

Важный момент этапа работы над произведением – заучивание наизусть. Игра на память имеет существенное значение для достижения свободы исполнения, необходима для выступления на концертах и экзаменах или на мероприятиях соревновательного характера (конкурсах).

Глубокое, вдумчивое изучение текста, внимание к деталям требует сочетания игры на память с игрой по нотам. Студент должен это знать. Если студент обладает хорошей памятью, то разбирая текст, он многое уже запоминает. Когда обучающийся правильно разобрал и достаточно овладел текстом, нужно его выучить на память.

Выучивание на память следует вести сначала по отдельным разделам, построениям, эпизодам, затем переходить к соединению их в более крупные части и далее – к проигрыванию всего произведения с тщательным вслушиванием и детальным осознанием текста.

Такое исполнение должно быть хорошо освоено и прочно закреплено в памяти.

Очень хороший способ - учить наизусть отдельно партию каждой руки. Такой способ дает возможность точному исполнению всех предписанных композитором указаний, лучше услышать и запомнить всю фактуру в целом. С его помощью достигается более глубокое понимание содержания произведения во всех деталях.

Не менее полезный способ закрепления наизусть в умении начинать игру на память с любого места. Выучив произведение целиком на память, студент не должен прекращать проигрывать на память и отдельные фрагменты с середины или с конца. Это помогает ещё лучшему, уверенному запоминанию текста, даёт гарантию от всяких случайных остановок при выступлении.

Следует напоминать, что после того, как произведение выучено на память, надо постоянно возвращаться к занятиям по нотам, продолжая его изучение. Только таким путем можно глубже вникнуть в музыкальное содержание произведения.

Результатом среднего этапа работы должно быть свободное и уверенное владение обучающемся всеми средствами выразительности.

На данном уроке с Анастасией я более детально останавливаюсь на этапе работы над деталями и оформлением звукового образа т.к. именно от этого этапа зависит понимание исполняемой музыки и то, чем (какими средствами) композиторский замысел реализуется в жизнь.

Наш же открытый урок ограничивается прослушиванием исполненного педагогом прелюдии № 4 ми-минор Ф. Шопена. Обсуждаем вместе с Настей места, которые могут вызывать сложности в работе, где я прошу предложить студенту свои варианты решения «проблемных» мест. Настя играет правую руку (мелодию) со мной в ансамбле. После чего обсуждаем движение мелодии и строение фраз.

6. Заключительный этап первичное усвоение новых знаний – достижение целостности исполнения (8 минут):

Цель заключительного этапа работы музыканта над произведением состоит в достижении уровня «эстетической завершённости» интерпретации. Одна из главных задач, которая ставится на заключительном этапе работы – подготовки к сценическому воплощению. Достижение «исполнительской яркости», которая включает непременное умение воспринимать и передавать всё разнообразие состояний, красок, образов произведения.

Задачи заключительного этапа работы над произведением состоят в том, чтобы добиться:

  • умения играть произведение совершенно уверенно, убедительно;
  • умения играть произведение в любой обстановке, на любом инструменте, перед любыми слушателями.

Совершенная уверенность и убеждённость исполнения достигается тогда, когда в игре не остаётся не только каких-либо шероховатостей или логических неувязок, но и когда устранены все технические и художественные «сомнения», все затруднения в работе воображения, все двигательные «зажимы».

На заключительном этапе работы продолжают играть огромную роль ранее упомянутые способы «закрепления выучивания»: мысленная игра, проигрывание на инструменте, игра с опорных точек. Не следует пренебрегать и медленным проигрыванием по нотам, это укрепляет игровые образы и предохраняет от случайных засорений в игре.

В начале урока говорилось о целесообразности его прослушивания в исполнении известных исполнителей с целью ознакомления. Полезно повторное прослушивание в аудио, видеозаписи произведения, когда оно готово для публичного выступления. Это позволяет сравнить свою интерпретацию с иной (метод сравнения с эталоном). Как правило, студент, имея уже своё собственное представление, воспринимает его с долей критики. Пройдя предыдущие стадии работы над произведением, обучающийся постепенно достигает самостоятельности, овладевает навыками самовыражения. Двигаясь сначала по пути подражания, он начинает вносить в исполнение свое отношение, что позволяет развивать у него чувство меры и прививает художественный вкус, что также отвечает задаче воспитания у обучающихся ценностного отношения к профессии и специальности и формируют профессиональные компетенции.

На этом этапе разучивания и урока следует предложить обучающемуся проиграть мелодию правой рукой, а преподавателю исполнить левую давая возможность учащемуся справиться с более лёгким заданием, что позволит обучающемуся повысить свою самооценку и тем самым происходит актуализация субъектного опыта учащегося. Настя полностью справилась с задачей.

7. Заключение. Этап накопления впечатлений (5 минут):

Следующий этап, подведение итогов и получение инструкций по выполнению самостоятельной работы. Я ещё раз проигрываю произведение целиком. Задавая вопросы мне необходимо понять, насколько студент понял поставленные ранее задачи. Прошу еще раз дать краткую характеристику произведения, показать фразировку. Очень важно чтоб обучающийся понимал, где начинается и заканчивается фраза в дальнейшем это поможет более глубокому осознанию и пониманию музыки. Предлагаю студенту использовать следующую форму работы. Когда исполняется материал левой руки и голосом припевается мелодия. При этом выучивается мелодический голос и обучающийся привыкает слышать мелодию не играя её. Очень важный навык для музыканта. Поняв по ответам Насти, что материал урока и поставленные задачи доступны для понимания можно переходить к следующему заключительному этапу.

Вся работа музыканта над произведением направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для исполнителя, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определённой ступени его обучения.

        Приведённая схематическая последовательность работы над конкретным произведением прелюдией Ф. Шопена № 4 ми-минор может рассматриваться как примерный образец, отталкиваясь от которого педагог должен сделать свою личную схему, согласованную с его педагогическим опытом и конкретизировать соответственно особенностям каждого обучающегося и стадии его развития. Ни одна из рассмотренных здесь установок и форм работы не будет студентом прочно усвоена, если он не будет достаточно часто практиковаться в ней на самом уроке под наблюдением педагога.

Рефлексия (1 минута):

Важный этап, к которому необходимо приучить любого начинающего исполнителя. Если обучающийся сможет ответить на свой вопрос «Выполнил я намеченную работу?», «Добился я результата за время занятий?», «Получил ли я необходимые знания на уроке чтобы справиться самому?».

В помощь организации и пониманию задач самостоятельной работы я также применяю прием «Незаконченного предложения»

Только в этом случае будет возможность у студента проверить себя, умение самоконтроля и оценки с пользой или нет потрачено время, поможет воспитать грамотного исполнителя.

Анастасия отвечает на все поставленные вопросы грамотно, адекватно себя оценивает и понимает как самостоятельно работать дальше.

Подведение итогов (1 минута):

И на последнем этапе общения на уроке я еще раз формулирую задания для самостоятельной работы. И даю оценку за работу студентки на уроке.


Используемые ресурсы:

  1. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.-М.,1973.
  2. В классе А.Б. Гольденвейзера. – М., 1986.
  3. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.,2002.
  1. Коган Г. У врат мастерства. М., 2004.
  1.  Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М.,1982.
  2.  Милич Б. Воспитание ученика пианиста. М.,1982.
  3.  Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.,2002.
  4.  Нейгауз Г.Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М.,1983.
  5.  Нейгауз Г.Г. Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом. М.,1997.
  6.  Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом. М.,1997.
  1. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М., Советский композитор,1984.
  1. Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблема психологии творчества. М.,1988.
  2.  Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.,2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы над музыкальным произведением

Музыка великого русского композитора П И Чайковского - это для меня "настольная книга". Предлагаю вниманию  преподавателей по классу фортепиано эту методическую разработку. Наде...

Методический доклад "Процесс работы над музыкальным произведением"

Доклад относится к теме планирования педагогической работы.Важнейшим принципам в работе с учеником является твёрдая и систематизированное руководство.Лжетеория,когда педагог занимается с учеником хаот...

"Некоторые аспекты работы над музыкальным произведение в процессе подготовки к публичному высткплению!

Исполнение музыкального произведения перед слушателями является логическим завершением работы над музыкальным произведением. На качество исполнения программы оказывают влияние различные факторы – музы...

Конспект открытого урока «Этапы работы над музыкальным произведением в классе гармони»

Конспект открытого урока«Этапы работы над музыкальным произведением в классе гармони»...

Методическая разработка урока «Реферат. Его виды,структура,этапы работы,критерии оценки»

В методической разраюотке урока можно  ознакомиться, что такое реферат, какие виды рефератов бывают. Какова структура реферата. Какие этапы работы нужно пройти, чтобы написать правильный реферат....

Методическая разработка урока по теме: „Работа над ритмическими трудностями при разучивании музыкальных произведений в классе фортепиано“

Цель урока : освоение ритмических трудностей (синкопа, пунктирный ритм),закрепление практических умений,приобретение новых знаний по ритму. Задача урока :познакомить с новой терминологией,развива...