Теоретические основы работы над выразительностью речи
презентация урока для интерактивной доски по теме

Презентации введения по МДК 01.02 "Русский язык и методика преподавания", МДК 01.03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению», МДК 01.09"Каллиграфия",  МДК 03.02. «Теория и методика развития речи у детей» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie._det._lit-ra_kak_uchebnyy_predmet.pptx373.64 КБ
Файл vyrazitelnost.pptx109.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А. Сухомлинский «Книга , прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь…» Н.К. Крупская

Слайд 2

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание . Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности , из к оторых складывается личность» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Профессиональный модуль (ПМ) «Преподавание по программам начального общего образования» МДК 01.01. «Теоретические основы организации обучения в начальных классах» МДК 01.02. «Русский язык с методикой преподавания» МДК 01.03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» МДК 01.04. «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания» МДК 01.05. «Естествознание с методикой преподавания» МДК 01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» МДК 01.07. «Теория и методика физического воспитания с практикумом» МДК 01.08. «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» МДК 01.09. «Каллиграфия» МДК 01.10. «Коррекционная педагогика и специальная психология» МДК 01.11. «Литовский язык с методикой преподавания»

Слайд 4

Цели и задачи МДК 01.03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» Иметь практический опыт : анализа учебно-тематических планов и процесса обучения чтению в начальной школе, разработки предложений по его совершенствованию; определения цели и задач, планирования и проведения уроков по чтению в начальной школе; проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся ; анализа произведений разных жанров, их выразительного чтения; составления рекомендаций для родителей по чтению книг детям; составления книжных выставок (авторских и тематических) и самостоятельной подготовки комментариев к ним; наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; ведения учебной документации.

Слайд 5

Цели и задачи МДК 01.03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» Уметь: находить и использовать литературу и др. источники информации , необходимые для подготовки к урокам; самостоятельно анализировать произведения детской литературы разных видов и жанров; подбирать произведения в соответствии с возрастом детей, задачами работы: составлять рекомендации для родителей по чтению книг детям; составлять книжные выставки (авторские и тематические) и самостоятельно готовить комментарии к ним; использовать произведения для детских досугов, развлечений и праздников в школе и семье ; пользоваться справочной и критической литературой, словарями, рекомендательной литературой;

Слайд 6

Цели и задачи МДК 01.03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» Уметь: самостоятельно подбирать материал и готовить сообщения о жизни и творчестве писателей; общаться с детьми на высоком уровне языковой культуры; использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках чтения, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся; планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями; планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении; использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

Слайд 7

Цели и задачи МДК 01.03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» Уметь: устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися; проводить педагогический контроль на уроках чтения; осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов; диагностики результатов обучения; интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся; оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках чтения; осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков чтения; анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения чтению, корректировать и совершенствовать их; осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков.

Слайд 8

Цели и задачи МДК 01.03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» Знать: особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников; требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования; программы и учебно-методические комплекты для начальной школы; вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования; воспитательные возможности урока чтения в начальной школе; специфику детской литературы; круг детского чтения младшего школьника; основные виды изданий книг для школьников ; книги и произведения ведущих детских писателей, в объеме программы, в том числе знания наизусть не менее 25-30 произведений;

Слайд 9

Цели и задачи МДК 01.03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» Знать: разделы детской литературы и тематику детского чтения; детскую периодическую печать; детскую справочную печать; основные этапы детской литературы и современные тенденции её развития; основные литературоведческие термины; основные типы книг о писателях и их творчестве; краткие биографические сведения о писателях, чьи произведения вошли в круг чтения школьников ; содержание литературного чтения и чтения начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику их преподавания; методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках чтения;

Слайд 10

Цели и задачи МДК 01.03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» Знать: особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении; основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении; основы обучения и воспитания одаренных детей; основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе; требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников; методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников; методику составления педагогической характеристики ребенка; основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся; педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках чтения; логику анализа уроков; виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.

Слайд 11

результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПК 1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учетом области деятельности, особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся. ПК 2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. ПК 3. Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области начального общего образования. ПК 4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др. ПК 5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности, внедрять в практику новые образовательные технологии под руководством.

Слайд 12

результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и заказчиками образовательных услуг.

Слайд 13

результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей, оказывать первую медицинскую помощь , организовывать и проводить мероприятия по защите детей и взрослых в чрезвычайных ситуациях. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

Слайд 14

Список литературы Детская литература: учебник / под ред. Е. О. Путиловой.- М.: Академия, 2008. Детская литература. Выразительное чтение: практикум: учеб.пособие / под ред. Т. В. Рыжковой.- М.: Академия, 2008. + электронная версия. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник /под ред. М. П. Воюшиной .- М.: Академия, 2010.+ электронная версия. Интернет-ресурсы www.twirpx.ru www.rusedu.ru www.nazalka.ru

Слайд 15

Содержание МДК 01.03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» Раздел 1. Введение. Теоретические основы работы над выразительностью речи. Раздел 2. Устное народное творчество, его роль в формировании личности ребенка. Раздел 3. Русская детская литература 19 века. Раздел 4. Поэтические произведения 19 века в детском чтении. Раздел 5. Русская детская литература 20 века. Современная детская литература. Раздел 6. Стихи поэтов 20 века, вошедшие в круг чтения младших школьников. Раздел 7. Научно-художественная и научно-познавательная литература. Раздел 8. Волшебная литературная сказка. Раздел 9. Справочная и периодическая литература для младших школьников Раздел 10. Зарубежная детская литература.

Слайд 16

Детская литература Л итература , которая обращена к детям и предназначена им . 2. Учебный предмет.

Слайд 17

Основные понятия Детское чтение (круг детского чтения ). Детская литература. Детская книга.

Слайд 18

Функции детской литературы Эстетическая функция. Познавательная (гносеологическая) функция. Нравственная (воспитательная) функция. Дидактическая функция.

Слайд 19

Пути изучения детской литературы и детской книги История детской литературы. С оциологические исследования в области чтения. Исследования детской книги, ее издательской и читательской судьбы. Изучение детских книжных иллюстраций. Литературно-критический подход к детской литературе.

Слайд 20

Специфика детской литературы Чем отличается детская литература от взрослой? *К.И. Чуковский «Заповеди для детских поэтов»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теоретические основы работы над выразительностью речи Речь - это самое характерное отражение человеческой сущности. Дж. Вильсон

Слайд 2

Овладение умением выразительно читать и рассказывать требует от каждого большой настойчивости и системы в работе над своей речью, постоянного стремления к ее совершенствованию.

Слайд 3

Выразительное чтение Это правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Выразительное чтение вошло в практику русской школы и в систему воспитания во второй половине XVII в. Оно было связано с театральным искусством. Основные методики чтения разработаны К.Д. Ушинским.

Слайд 4

Выразительное чтение Правильно выражать свои мысли и чувства - значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно - уметь из множества близких по смыслу слов выбрать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явление и в данной ситуации речи наиболее уместны и стилистически оправданы. Говорить выразительно - значит выбирать слова образные, т.е. слова, вызывающие деятельность воображения, внутреннее видение и эмоциональную оценку изображаемой картины, события, действующего лица.

Слайд 5

Техника речи Это совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. Техника речи включает в себя : дыхание; голос; дикцию.

Слайд 6

Дыхание Дыхание является основой внешней (произносимой) речи. От правильного дыхания зависят чистота, правильность и красота голоса и его изменений (тональных оттенков). Дыхание бывает непроизвольным (вдох-выдох-пауза) и произвольным (вдох-пауза-выдыхание). Выработка правильного произвольного дыхания во время речи и чтения достигается тренировкой.

Слайд 7

Голос Голос участвует в образовании речи. Звучание голоса - результат сложной психофизиологической деятельности, направляемой интеллектом говорящего, его эмоциями и волей. Намереваясь говорить, человек прежде всего вдыхает воздух, а затем постепенно выдыхает его. В результате смыкания и размыкания голосовых связок образуется голос. Он довольно слаб. Усилителями (резонаторами) звуков голоса служат грудная клетка, нёбо, полость носа, зубы, кости лица, лобная пазуха. Сила голоса зависит от того, как направлены его звуки в резонаторы.

Слайд 8

Голос Голос каждого отличается тембром , т.е. таким качеством, по которому можно узнать, кто говорит. В голосе различают высоту ( звуковысотность ) , длительность (темп) , полетность , т.е. способность голоса лететь вдаль, выделяться на фоне других звуков. Способность голоса легко переходить от высоких звуков к средним или низким носит название гибкости голоса . В процессе чтения или рассказывания голос не должен напрягаться. Только в этом случае он может приобретать оттенки выразительности: мягкость, теплоту или, наоборот, резкость, холодность.

Слайд 9

Дикция Хорошая дикция- это четкое и ясное произношение, частота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз. Этим дикция отличается от орфоэпии- соответствия произношения и ударения нормам языка. Причиной плохой дикции могут быть недостатки речевого аппарата, расстройство нервной системы или неумение говорящего пользоваться своими органами произношения, совершенно правильно устроенным.

Слайд 10

Фонетическая (артикуляционная) гимнастика Фонетическая (артикуляционная) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «Теоретические основы коммуникативного обучения диалогической речи»

В данной работе рассматривается методическая система использования метода коммуникативного обучения в процессе изучения иностранного языка...

Теоретические основы коммуникативного обучения диалогической речи

В данной работе рассматривается методическая система использование метода коммуникативного обучения в процессе изучения иностранного языка....

Контрольная работа по дисциплине "Теоретические основы социальной работы"

Контрольная работа по теме «Методологические основы социальной работы»....

Использование театрализованной игры для развития интонационной выразительности речи детей

Все мы знаем об огромном влиянии театра на развитие ребенка. Данный педагогический проект поможет поэтапно правильно организовать работу с детьми по развитию интонационной выразительности и полу...

Вопросы по "Теоретическим основам организации внеурочной работы" и "Основам организации обучения"

Предлагается перечень вопросов для подготовки студентов педагогического колледжа к экзамену по  данному предмету....

Введение в теоретические основы и методику развития речи детей (сборник практических занятий по ТОиМРР у детей)

Предложен комплекс теоретических и практических заданий для практических занятий и самостоятельной работы студентов с целью освоения МДК 02.05. Теоретические основы и методика развития речи у детей. В...

теоретическое занятие по теме: "Теоретические основы методической работы учителя начальных классов"

Методические рекомендации к проведению теоретического занятия на тему 2.1. Теоретические основы методической работы учителя начальных классов. Раздел ПМ 2. Организация методической работы учителя нача...