Модель урока на тему "Добро и зло" , роман "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков
план-конспект урока на тему

Синицына Екатерина Олеговна

В настоящее время в распоряжении учителей отсутствуют в достаточной мере рекомендации и методические пособия по изучению романа «Мастер и Маргарита» в школе. В рамках данного параграфа представляю модель урока, посвященного выявлению авторской позиции в произведении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulgakov_model_uroka.docx65.22 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика изучения авторской позиции в контексте монографической темы на уроках литературы (на материале изучения романа «Мастер и Маргарита») 

В настоящее время в распоряжении учителей отсутствуют в достаточной мере рекомендации и методические пособия по изучению романа «Мастер и Маргарита» в школе. В рамках данного параграфа представим модель урока, посвященного выявлению авторской позиции в произведении. Тему такого урока можно сформулировать следующим образом: «Проблема Добра и Зла в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова». Данные нравственно-философские категории лежат в основе смысловой структуры текста, отражают авторскую точку зрения на их соотношение в жизни, истории и творчества.

Основная цель занятия заключается в рассмотрении решения означенной проблемы в произведении, осознании ее принципиальной важности для понимания идейно-художественного своеобразия романа, понимания  авторского замысла и анализа этапов его воплощения.

В задачи  урока входит:

  1. образовательная: проверить и закрепить знание текста, понять идейно-тематическое содержание, выявить особенности авторского понимания добра и зла, этического выбора, смысла жизни человека в целом;
  2. воспитательная: осознать противостояние добра и зла в жизни как проблему, сделать шаг к определению собственной нравственной  позиции;
  3. развивающая: обучение аналитическому мышлению, навыкам общения в определенном культурном контексте.

В результате проведения занятия учащиеся смогут рассмотреть уже известные эпизоды романа в новом аспекте, охарактеризовать главных героев романа, сопоставить личные читательские впечатления с замыслом и мировоззрением автора; участвовать в дискуссии, аргументировать свою  позицию художественным текстом, определять круг проблем, касающихся конкретной темы; увидеть четкую и ясную авторскую позицию и ее воплощение в романе, задуматься о собственном личностном нравственном выборе.

Перейдем к рассмотрению содержания данного урока.

Первый этап урока – вступительное слово учителя, где педагог отметит, что на данном уроке учащимся предстоит продолжить разговор о «Мастере и Маргарите» М. Булгакова и осуществить очень интересное путешествие – путешествие в художественный мир романа – центральный в творчестве писателя в отражении его философской концепции и специфики его художественного мастерства. Как мы помним, М. А. Булгаков писал его с 1928 по 1940 годы. Существует восемь редакций романа, поэтому до сегодняшнего дня ведутся споры, какую редакцию считать окончательной. Роман этот называют «закатным», последним наиболее значимым и ярким в творчестве писателя. Издан он был только в 1966 году в журнале «Москва». Связано это было с политической обстановкой того времени. (Булгаков вообще был запрещенным автором). Роман произвел ошеломляющее действие на читателей, поставил в тупик критиков, ведь до этих пор вся советская литература не знала ни одного подобного произведения (в плане проблематики, образов, постановки вопросов и нахождения ответов на них). Это вызвало необычайно острую полемику, появление множества трактовок и гипотез. Дискуссия о художественном своеобразии произведения, начавшаяся одновременно с публикацией текста – урезанного журнального варианта – разгорелась во всем мире и, по словам литературоведа Л. М. Яновской, «еще далека от завершения». Вот и мы попытаемся выявить в тексте произведения то особенное, что характерно лишь для письма М. А. Булгакова, то, что позволит нам глубже и правильнее понять идейную основу произведения, разгадать его тайны и лабиринты.

Вопрос проблемного характера: – В начале урока хочу обратить ваше внимание на то, что роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», написанный в тридцатые годы ХХ века, не утратил своей актуальности и в 60-е (когда впервые был опубликован), и в 80-е (когда массово издавался в России), и сейчас, в начале ХХI века, когда познакомились с ним вы. Почему? (В нем рассматриваются общечеловеческие ценности и категории – Добро, Зло, Любовь, Зависть и проч., присутствие которых в жизни человека не ограничивается какой-то определенной эпохой).

– Действительно, Булгаков приводит нас в мир моральных ценностей – совести, чести, справедливости, которые в любом обществе всегда будут стоять на первом месте. В чем проявилось мастерство писателя, делающее роман и загадочным, и интересным? Какова позиция самого писателя относительно Добра и Зла? На чьей он стороне? Оправдывает ли он Зло, персонифицированное в образе Воланда? Об этом мы и будем говорить далее.

Второй этап урока составит сообщение заранее подготовленного учащегося о творческой истории произведения, которая поможет проследить процесс оформления художественного замысла романа, то, как менялась точка зрения самого писателя относительно сюжета и главных образов произведения. Все это нашло непосредственное отражение в тех многочисленных редакциях, над которыми работал М. А. Булгаков, и названиях глав, на выборе которых он по тем или иным причинам останавливался. Важно сопоставить в конечном счете роман и жизнь писателя, определить с кем из персонажей отождествлял себя  автор. Именно это поможет увидеть непосредственно самого автора в произведении.

Учащийся отметит, что роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.

Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. В первой редакции роман имел варианты названий «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В.», «Гастроль». Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе… »

Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник – будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой. Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта».

Третья редакция, начатая во второй половине 1936 г., первоначально называлась «Князь тьмы» , но уже в 1937 г. появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита» . В мае – июне 1938 г. полный текст впервые был перепечатан. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»…

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, роман-судьба, роман-завещание. Он вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений: московский быт, запечатленный в очерках «Накануне», сатирическую фантастику и мистику, опробованные в повестях 20-х годов, мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе «Белая гвардия», драматическую тему судьбы гонимого художника, развернутую в «Мольере», пьесе о Пушкине и «Театральном романе» … К тому же картина жизни незнакомого восточного города, запечатленного в «Беге», готовила описание Ершалаима. А сам способ перемещения во времени назад – к первому веку истории христианства и вперед – к утопической грезе «покоя» напоминал о сюжете «Ивана Васильевича».

Вопрос проблемного характера: – Исходя из вышесказанного, что мы можем сказать об общем замысле романа? О чем нам хотел поведать в нем Булгаков? (Из истории создания романа мы видим, что он был задуман и создавался как «роман о дьяволе»).

– Действительно, некоторые исследователи видят в нем апологию дьявола, любование мрачной силой, капитуляцию перед миром зла. В самом деле, Булгаков называл себя «мистическим писателем», но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя. Отметим тот факт, что роман дался автору очень тяжело. Подобно Гоголю, который устрашившись будущего ответа за свои рукописи перед Богом, сжег рукопись второго тома «Мертвых душ», Булгаков полностью уничтожил первый вариант своего романа, поклявшись больше не затрагивать тему дьявола и нечистой силы, тем более что в нем легко могли усмотреть пародию на Сталина. Но что же происходит дальше?! 2 августа 1933 года Михаил Афанасьевич напишет Вересаеву: «В меня вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю». Вообще писатель много жаловался Вересаеву на то, что этот роман буквально мучил его, заставлял изменять собственным же клятвам больше не садиться за рукопись, но по трагической случайности и злой иронии он исправлял и редактировал его до самой смерти.

Весь последний февраль он редактировал свой роман. Елена Сергеевна, жена писателя, по его требованию читала то ту, то другую страницу, а он вносил поправки. Слова медленно умирали в нем. Весь организм его был отравлен болезнью. Он ослеп. Он похудел. 10 марта 1940 года Булгаков умер.

Так что рассматривать этот роман как какое-то фэнтезийное мистическое повествование в корне неверно и нечестно по отношению к писателю. Те трудности, прежде всего морального, нравственного характера, которые претерпел автор в ходе работы над ним, позволяют сделать выводы о том большом значении (отрицательном или положительном), которое придавал Булгаков «Мастеру и Маргарите».

Следующие этапы урока составит работа над художественными особенностями произведения, однако каждая художественная деталь, каждый художественный прием необходимо рассматривать с точки зрения авторской позиции, послужившей причиной их выбора в процессе создания текста.

Третий этап урока может быть посвящен анализу жанровых особенностей романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Вообще жанр – это одна из основных категорий поэтики, определяющая специфику организации других художественных уровней повествования. Предваряя аналитическую работу по тексту романа, учащимся можно предложить вспомнить, что представляет собой жанр, с какими жанрами они знакомы и в чем заключается своеобразие романа как жанра.

Беседа по произведению может быть организована по следующим вопросам:

– К какому жанру (жанрам), на ваш взгляд, можно отнести роман «Мастер и Маргарита»? (Бытовой (картины московского быта 20-30 годов), фантастический (элементы фантастики), философский (вечные проблемы), автобиографический, любовный, сатирический).

– Почему роман можно назвать мифом? Обратитесь к определению мифа в «Литературном энциклопедическом словаре», аргументируйте свой ответ. («Миф – это такая художественная структура, которая воплощает систематически повторяющееся в жизни человека, несет в себе широкое обобщение, отвлекается от пестрой повседневности». В «Мастере и Маргарите» автор также затрагивает общечеловеческие ценности и проблемы, непреходящая актуальность и важность которых подчеркнута обращением писателя к библейским событиям, причем история борьбы Добра со Злом повторяется здесь – в разных вариантах и интерпретациях – уже в современном М. А. Булгакову времени).

– Зло, по М. А. Булгакову, приходит через человека. Но и добро – тоже. В «Мастере и Маргарите» писатель утверждал мысль о том, что человек, будучи несвободным в сфере социально-исторических обстоятельств, свободен в области морального выбора. Его собственная жизнь никогда не представляет собою раз и навсегда заданное соотношение добра и зла, выступая как вечная моральная проблема. Человек сам отвечает за свой выбор, и для него нет и не будет скидок ни на собственную слабость, ни на непреодолимые обстоятельства. Дарованная ему абсолютная свобода означает абсолютную ответственность. Руководителем для него является сознание того, что существует некая Высшая Инстанция, в которой его поступки подлежат суду и оценке. Эта Инстанция не может быть объектом знания, поскольку является предметом веры. Какой же вывод можно сделать о жанровом своеобразии романа? (Роман «Мастер и Маргарита», являясь в своей основе романом-мифом, обладает «приметами» сразу нескольких жанровых разновидностей романа: философского, фантастического, городского, бытового, любовного, сатирического, автобиографического. Это позволяло автору и Воланду, на которого во многом спроецировано авторское видение взаимодействия Добра и Зла в мире, проверять свою «идею» в сложных сюжетных перипетиях, часто фантастических и гротескных).

На четвертом этапе урока можно перейти уже к рассмотрению проблемы Добра и Зла в романе сквозь призму писательского отношения к данным нравственно-философским категориям.

Поскольку проблема добра  и  зла – одна из ключевых в романе,  урок  по обсуждению этой проблемы можно считать кульминационным в изучении романа в целом.

Вопросы проблемного характера:

– Есть ли борьба добра и зла в романе?

– Чего в мире больше по Булгакову?

– Нужно ли бороться со злом и можно ли победить зло насилием?

– Что мы наблюдаем в романе «Мастер и Маргарита»: борьбу Добра со Злом или их гармонию, взаимодействие?

– Вспомним основных героев романа. (Мастер, Маргарита, Воланд, Иешуа, Понтий Пилат). Какие начала несут эти герои, как мы, читатели, определяем их принадлежность к свету или тьме? Чтобы ответить на этот вопрос, нам самим нужно определиться, какие конкретно ассоциации, образы, понятия связаны у нас с этими абстрактными категориями Добро и Зло.

Прием «мозговой штурм»: на доске выписаны слова «Добро» и «Зло». Под ними в столбик записываются все возникающие у ребят ассоциации. Важно, чтобы, называя то или иное слово, учащиеся давали краткий комментарий-объяснение своего выбора. В результате этой работы получатся столбики слов, среди которых будут милосердие, помощь, сострадание, дружба, любовь и т. д. и ложь, ненависть, жадность, предательство и  т. д. Необходимо обратить внимание на то, что для автора «Мастера и Маргариты» Добро и Зло – это не абстрактные категории, а то, что в первую очередь присуще миру людей, то, что находится в них самих, а темные силы выступают во многом лишь проекцией нашего внутреннего несовершенства.

Продуктивным на данном этапе урока представляется проведение интерактивного теста, в ходе которого учащиеся должны определить автора предложенных высказываний о Добре и Зле, встречающихся в романе. Это поможет сформировать более полное представление о героях произведения, в том числе об их отношении к Добру и Злу, отражающем позицию самого автора:

 «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» (Воланд);

«Беда в том, что ты слишком замкнут и потерял веру в людей» (Иешуа);

«Нет более безнадежного места на земле. Я не говорю уже о природе! Я бываю болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать» (Понтий Пилат);

«И интереснее всего в этом вранье то, что оно вранье от первого до последнего слова» (Воланд);

«Но до чего мне досадно, что встретились с ним вы, а не я» (Мастер);

«Я легкомысленный человек» (Маргарита);

«Боги! Боги! За что вы наказываете меня?!» (Понтий Пилат).

В тесте представлены четыре героя: Понтий Пилат, Иешуа, Мастер и Маргарита. Далее учащиеся делятся на группы, каждая из которых выбирает образ того или иного героя в романе. Общее задание для групп учащихся: ориентируясь на записанные на доске слова-ассоциации, доказать принадлежность своих героев к злым или добрым силам, для этого они должны вспомнить конкретные ситуации, эпизоды, в которых они проявляли качества, обозначенные словами-ассоциациями.

Для эффективной работы нужно заранее оговорить время подготовки и время выступления каждой группы.

После выступления учитель предлагает вопросы для обсуждения (дискуссия).

Общим итогом урока (формулируемым учащимися под руководством учителя) станет понимание того, что со злом необходимо бороться, по мысли автора, так как главное зло в людях, которые живут во власти догм и стереотипов, подлости, лжи, приспособленчества. Причем это было во все времена: неслучайно читатель, вслед за автором, постоянно «путешествует» в далекое прошлое, во время распятия Иисуса Христа. Добро не было принято тогда, не принимается оно и в современном писателю мире. Воланд и его свита – воплощение Зла и одновременно торжества справедливости, неотвратимости наказания и разоблачения, но все это не делает людей добрыми. Симпатии писателя не на стороне Воланда. Люди должны научиться творить чудо человечности, как Иешуа, как  Маргарита. Чтобы добро побеждало зло, люди должны помнить о высшей справедливости и научиться быть милосердными.

Итак, урок, посвященный выявлению авторской позиции в романе                   М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», должен затрагивать основные, ключевые вопросы его содержания, отражающие духовно-нравственную составляющую художественного повествования, в частности такие нравственно-философские категории, как категории Добра и Зла – не только центральные в произведении, но и позволяющие нам судить о точке зрения самого писателя относительно них, поскольку данные установки лежат в основе его сюжета, образной системы, жанровой формы. Основными этапами такого урока могут стать, во-первых, сообщение о творческой истории романа, раскрывающей учащимся суть тех глубоких личностных переживаний нравственно-этического характера, которые испытывал писатель в ходе работы над текстом, главное действующее лицо которого – Зло как таковое; во-вторых, выявление (в ходе аналитической беседы с элементами эвристики) жанровой специфики «Мастера и Маргариты», позволяющей в гротескной форме рассматривать проблему Добра и Зла, поставленную в произведении; в-третьих, аналитическая работа с образами главных героев (с применением приемов интерактивного тестирования, «мозгового штурма», дискуссии и т. д.), которые также рассматриваются с точки зрения их отношения к Добру и Злу. Это позволяет в итоге сформулировать авторское понимание данных нравственно-этических категорий, определяющих смысл жизни человека. Таким образом, предполагается многогранная, многоаспектная система путей изучения авторской позиции в художественном повествовании, когда результаты одного дополняются выводами другого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -проект по теме "Проблема выбора в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова"

    Урок -проект по теме: "Проблема выбора в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова" предполагает обобщение знаний по роману М.А. Булгакова.  В процессе работы созданы учениче...

Конспект открытого урока по литературе по теме "Мастер и Маргарита"

Конспект урока разработан для студентов 1 курса студентов СПО...

Урок "Библейские мотивы в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

В связи с небольшим временем, отведённым на изучение романа, главы, посвящённые Библейской истории, изучаются отдельно. Проблема Добра и Зла и сегодня актуальна. Пытаюсь помочь студентам понять это на...

Урок «МАСТЕР И МАРГАРИТА» – АПОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА И ИДЕАЛЬНОЙ ЛЮБВИ В АТМОСФЕРЕ ОТЧАЯНИЯ И МРАКА

Цели урока : определить авторские приемы раскрытия темы творчества и темы любви; проследить эволюцию образов героев романа; развивать навыки характеристики литературного героя....

Методическая разработка. Модель урока производственного обучения по теме ПМ.03: «ПРИГОТОВЛЕНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ ХОЛОДНЫХ БЛЮД, КУЛИНАРНЫХ ИЗДЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАНаправление: учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин профессионального модуляМодель урока производственного обучения по теме ПМ.03: «ПРИГОТОВЛЕНИЕ...