Программа коррекционного курса РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 1- 4 класс)
рабочая программа на тему

Манаенкова Марина Анатольевна

Данная коррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основе  программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psithomot._tyazhel_umst._otst.docx56.06 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекционного курса

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью  

(индивидуальные занятия  1- 4 класс)

Содержание

Пояснительная записка…………………………………….................................с 3

Содержание коррекционного курса..…………………………………………..с 6

Тематический план………………………………………………………………с 8

Учебно-методическое и материально–техническое обеспечение

образовательной деятельности…………………………………………….......с 17

Список литературы…………………………………………………………….с 18

Пояснительная записка

Данная коррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основе  программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г.

Данная  программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Федерального закона  "Об образовании в Российской Федерации" от    29 декабря  2012 г.  273-ФЗ;

2.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

3.ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;

Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области»;

4.Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области».

Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями является важной задачей специальной (коррекционной) школы, так как способствует коррекции недостатков физического и психического развития данной категории детей.

Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет следующую цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное представление, об окружающей действительности способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в общество.

Задачи коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»:

- формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- формировать у обучающихся систематическое и целенаправленное восприятие формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

- формировать пространственно-временные ориентировки;

- обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии;

- коррекция недостатков моторики; совершенствовать зрительно-двигательной координацию;

- коррекция точности и целенаправленности движений и действий.

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» составлена на основе Программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов», авторы Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева (научно-методический журнал «Коррекционная педагогика», №3.-2005г.) Данная программа соответствует требованиям и методическим рекомендациям Комитета образования ЕАО по разработке и утверждению учебных программ от 06.06.13г. Программа составлена  с учетом требований реализации ФГОС для умственно отсталых детей (вариант С).

Данный курс осуществляется с детьми,  имеющими умеренную и тяжелую интеллектуальную недостаточность и рассчитан на 35 часов, по 1 часа в неделю. На каждое занятие отводится по 20-25 минут учебного времени.   В начале учебного года проводится первичная диагностика с целью выявления уровня сформированности сенсомоторных умений и навыков.

Принципы построения программы:

коррекционная направленность - предусматривает преодоление недостатков психофизического развития обучающихся посредством формирования новых способов познавательной деятельности, общения, поведения и эмоционального реагирования;

индивидуально-дифференцированный подход - обеспечивает реализацию программы с учётом особенностей обучающихся в процессе коррекционно-развивающей работы;

принцип комплексного подхода – способствует развитию сенсомоторных и познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности умственно-отсталого школьника в целом;

преемственность - обеспечивает взаимосвязь ранее полученных знаний и личного опыта обучающихся.

Требования к уровню подготовки детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по данной программе.

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • правильно пользоваться письменными принадлежностями;
  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
  • различать основные цвета;
  • классифицировать геометрические фигуры;
  • составлять предмет из частей;
  • определять на ощупь величину предметов;
  • зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
  • различать речевые и неречевые звуки;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
  • выделять части суток и определять порядок дней недели.

Содержание коррекционного курса

Раздел

Содержание

1

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

2

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание шнурков, застегивание пуговиц, кнопок). Упражнения на совмещение отверстия с предметом. Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация.

3

Тактильно-двигательное восприятие 

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их фактур. Определение температуры воды на ощупь.

4

Кинестетическое и кинетическое развитие 

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей. Формирование точности выполнения движений Выразительность движений (имитация повадок зверей)

5

 Восприятие формы, величины, цвета

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и геометрических тел (куб, шар, конус) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур и тел. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Формирование у детей сенсорных эталонов размера. Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). 

6

Восприятие особых свойств предметов (развитие, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).

7

Развитие слухового восприятия 

Различение звуков и шумов окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание), музыкальных звуков. Развитие слуховой память.

8

Восприятие пространства

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (близко- далеко, дальше-ближе, вверху - внизу).

9

Восприятие времени

Формирование представления о сутках и временной последовательности событий. Формирование представлений о порядке следования дней недели

Тематический план

Тема занятия

Цель, задачи занятий,

коррекционно-развивающая деятельность

Наглядный материал и оборудование

Количество часов

1

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Выявить уровень развития сенсорных и психомоторных процессов на начало года

Диагностический инструментарий

1

2

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

Задачи:

  • Развивать координацию и мелкую моторику;
  • Развивать умение подражать взрослым, учить понимать речь.

Упражнения для кистей рук «Фонарики», «Мы капусту рубим». Динамическое упражнение «Моя семья», выполняется правой и левой руками поочередно.

Демонстрационные картинки: фонарики, квашеная капуста, семья

1

3

Развитие мелкой моторики, определение ведущей руки

Задачи:

  • Развивать статическую координацию движений пальцев рук;
  • Укрепить кисти и пальцы рук.

Сортировка мелких предметов. Перебирание фасоли и гороха. Сортировка пуговиц 2-3 размеров

Фасоль, горох, пуговицы разного размера

1

4

Развитие мелкой моторики, соотносящих движений пальцев рук

Задачи:

  •  Развивать координацию движений рук.

Нанизывание бусин на стержень, на шнур: от большого к маленькому, от маленького к большому, чередование цветных бусин в заданном порядке.

Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета, бусины разного размера.

1

Задачи:

  • Развивать инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • Развивать способность к волевым усилиям.

Упражнения по самообслуживанию: застегивание пуговиц (больших и маленьких), кнопок; шнуровка одежды, обуви.

Рамки с застежками; рамками с двумя видами шнуровки, деревянный следок для шнуровки.

1

5

Развитие умения совмещать предмет с отверстием, действовать целенаправленно ведущей рукой

Задачи:

  •  Развивать моторно-зрительную координацию;
  • Развивать зрительное восприятие, тактильные функции.

Знакомство с досками Сегена: заполнение отверстий втулками. Упражнение «Бусы для Кати» на соотнесение отверстия шарика со шнурком.

 Доски Сегена, шарики, шнурки.

1

8

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Задачи:

  • Уметь находить знакомые предметы на ощупь;
  • Совершенствовать зрительно – двигательные координации рук и глаз.

Упражнение «Волшебный мешочек» на нахождение нужного предмета на ощупь. Нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образу – игра «Узнай фигуру».

«Волшебный мешочек», предметы разной формы, величины, фактуры. Два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, шарики, конусы, квадраты, треугольники)

1

Задачи:

  • Уметь определять фактуры материала на ощупь.

Знакомство с фактурами предметов: шершавый – гладкий. Ощупывание предметов с открытыми и закрытыми глазами.

набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью

1

Задачи:

  • Уметь определять температуру воды на ощупь.

Знакомство с температурами предметов. Различение температуры воды на ощупь, использование слов: теплый, холодный, горячий. Определение температуры предмета по картинке.

Предметы, имеющие разную температуру, три миски с водой, изображения предметов, имеющих различную температуру (снег, огонь, сосулька и т.д.)

1

9

Формирование точности выполнения движений

Задачи:

  • Развивать равновесие, координацию и точность выполнения движений.

Упражнение «Каток» на формирование точности выполнения движения. Упражнение «Через реку по мостику» на развитие равновесия и координации движений. Прохождение по «Сенсорной тропе» для развития тактильной чувствительности ступней ног.

Скамейка, мяч, «сенсорная тропа».

1

10

Движения и позы верхних и нижних конечностей

Задачи:

  • Формировать умения уч-ся принимать позу тела по картинке;
  • Формировать точность выполнения движений.

Выполнение движений, указанных на карточках «Сделай по рисунку».

Карточки со схематичным изображением человечков в различных позах

1

11

Имитация движений и поз

Задачи:

  • Выработать выразительность движений.

Изображение по показу и самостоятельно: летящей бабочки, прыгающей обезьяны, скачущего кенгуру, подпрыгивающий мячик, плывущую рыбу, идущую по следу собаку.

1

12

Формирование навыков зрительного и тактильного обследования геометрических фигур двумя руками

Задачи:

  • Учить зрительно и тактильно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.

Рассматривание и называние геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Выявление основных различий с помощью тактильного обследования

Набор геометрических фигур одного цвета и размера

1

13

Формирование навыков зрительного и тактильного обследования геометрических тел двумя руками

Задачи:

  • Учить зрительно и тактильно обследовать, узнавать и правильно называть геометрические тела.

Рассматривание и называние геометрических тел (куб, шар, конус). Выявление основных различий с помощью тактильного обследования.

Набор геометрических тел одного цвета и размера

1

14

Развитие умения воспринимать плоскостное изображение геометрических тел

Задачи:

  • Учить детей вычленять контур плоскостной геометрической фигуры и соотносить с геометрическим телом.

Демонстрация двух коробочек: в одной геометрические фигуры, а в другой геометрические тела.

2 коробки, набор геометрических тел и фигур

1

15

Формирование сенсорных эталонов формы

Задачи:

  • Учить различать предметы по форме;
  • Учить различать и называть некоторые геометрические фигуры;

Выделение формы по словестной инструкции: «Покажи круг». Группировка предметов по форме

Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); предметы круглой, квадратной, треугольной формы

1

Задачи:

  • Закрепить умение различать геометрические фигуры.

Восприятие изображений, составленных из геометрических фигур. Называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок.

Набор изображений, составленных из геометрических фигур с увеличением степени сложности

1

16

Конструирование из геометрических фигур

Задачи:

  • Формировать навык конструирования предметов из геометрических фигур (2-4 детали).

Составление простой картинки из геометрических фигур (2-3 детали) по образцу и самостоятельно.

Геометрические фигуры, шаблон картинки.

1

17

Формирование сенсорных эталонов размера

Задачи:

  • Обучать фиксировать внимание на величине предметов;
  •  Формировать умение пользоваться простейшими приемами нахождения сходства и различия однородных объектов по величине.

Демонстрация способа сравнения предметов по величине (метод наложения). Раскладывание однородных предметов разной величины на 2 группы. Выделение и называние разных категорий величины по словестной инструкции.

Пары предметных изображений или натуральных объектов, отличающихся друг от друга одним из параметров величины (длина, высота, ширина, толщина)

1

18

Исследование и развитие восприятия размера

Задачи:

  • Развивать умение сравнивать плоскостные изображения по величине.

Сравнение фигур по разным параметрам величины. Подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины

Набор карточек: с изображением фигур одного цвета, но разной величины; набор картонных кукол разной величины и одежда к ним

1

Задачи:

  • Упражнять в составлении сериационных рядов.

Сравнение предметов по величине. Раскладывание предметов в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, побольше, маленький.

.Набор из 3-4 матрешек разного размера

1

19

Формирование сенсорных эталонов цвета

Задачи:

  • Формировать у детей цветовые представления;
  • Дать представление о названиях цветов.

Знакомство с названиями основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый). Упражнения на усвоение названий сенсорных эталонов цвета «Какого цвета?», «Подбери чашки к блюдцам».

Цветные карточки, предметные картинки разных цветов, чайные чашки и блюдца разного цвета

1

20

Закрепление умения выделять основные цвета предметов

Задачи:

  • Закреплять у детей умение группировать однородные предметы по цвету.

Раскладывание однородных предметов разного цвета на 2-3 группы. Выбор и группировка предметов по цветовому признаку – упражнение «Соедини предметы одинакового цвета».

Карточки основных цветов, предметные картинки разного цвета,  карточки с изображением предметов разного цвета

1

21

Развитие умения выделять предмет заданного цвета из множества предметов разных цветов

Задачи:

  • Закреплять знание основных цветов спектра;
  • Обучать приемам соотнесения цветов;

Нахождение в окружающей среде предметов заданного цвета: по образцу, по словестной инструкции. Беседа с демонстрацией презентации «Что бывает такого цвета?».

Предметы разного цвета, презентация «Что бывает такого цвета?»

1

22

Развитие чувства обоняния

Задачи:

  • Пробудить интерес к миру запахов и использованию обонятельной чувствительности для получения информации;
  • Учить различать запахи и определять их словом.

Беседа по соблюдению правил при знакомстве с новыми запахами. Определение и различение предметов по запаху с использованием слов: приятный, неприятный. Работа с баночками.

Баночки с наполнителями: мыло, чеснок, кофе, лук, растительное масло, хлеб, лавровый лист, апельсин, гнилой картофель, испорченное мясо

1

23

Развитие вкусовых ощущений

Задачи:

  • Познакомить с четырьмя видами вкусовых эталонов: кислое, сладкое, соленое, горькое;
  • Формировать вкусовую чувствительность;
  • Учить словом обозначать свои вкусовые ощущения.

Беседа по соблюдению правил при знакомстве с новыми продуктами и напитками. Упражнение на развитие вкусов «Вкусовые баночки». Игра «Определи на вкус» на объяснение вкусовых ощущений словами.

«Вкусовые баночки» с разными видами раствора: кислый, сладкий, соленый, горький.

1

24

Развитие чувства тяжести

Задачи:

  • Учить сравнивать предметы по массе и определять свои ощущения вербально;
  • Дать представление о приборах для измерения веса – бытовых весах.

Беседа «Что тяжелее, что легче?». Различение и сравнение двух предметов по признаку веса, используя слова тяжелый – легкий.

Набор предметов разного веса

1

25

Развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости

Задачи:

  • Развивать слуховую память;
  • Развивать умение различать и дифференцировать шумы.

Знакомство с наполнением и звуком «Шумовых коробочек». Работа с шумовыми коробочками – «Найди пару по звуку», «Самая громкая и самая тихая»

Шумовые коробочки, картинки с изображением наполнителей коробочек

1

26

Развитие дифференцированного и осмысленного слухового восприятия

Задачи:

  • Учить воспринимать окружающие звуки, различать их на слух;

Работа с аудиозаписями различных звуков. Определение происхождения звуков – упражнения «Кто что слышит?», «Что я делаю?». Каждый угаданный звук подкрепляется наглядной картинкой.

Аудиозапись с различными шумами, картинки с изображением источника звуков.

1

Задачи:

  • Учить дифференцировать звучащие музыкальные инструменты.

 Работа с аудиозаписями различных музыкальных инструментов. Демонстрация картинки музыкального инструмента с подкреплением аудиозаписи издаваемого звука. Игра «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит» на различение звучания музыкальных инструментов.

Картинки музыкальных инструментов, аудиозапись музыкальных инструментов.

1

27

Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела

Задачи:

  • Учить различать правую и левую части собственного тела;
  • Формировать представления о расположении предметов в пространстве «справа-слева».

Знакомство с телом человека (правая и левая стороны). Нахождение у себя правой руки, правой ноги, левой руки и т.д. Упражнение «Веселые человечки» на определение понятий «право-лево».

1

28

Формирование ориентировки в окружающем пространстве

Задачи:

  • Познакомить учащихся с пространственными понятиями: 
  • Учить использовать пространственные понятия в речи.

Рассматривание иллюстраций с называнием места расположения предметов (далеко-близко). Словестная игра «Что к нам дальше, что к нам ближе?» с использованием слов: близко- далеко, дальше-ближе, к, от.

Иллюстрации с изображением предметов (далеко -  близко)

1

Задачи:

  • Учить детей определять предметы вверху и внизу.

Обследование кабинета «Что вверху, что внизу?». Рассматривание иллюстраций с называнием места расположения предметов (вверху, внизу).

Иллюстрации с изображением предметов (вверху – внизу)

1

29

Формирование представления о сутках и временной последовательности событий

Задачи:

  • Формировать целостное представление о сутках.

Демонстрация презентации «Сутки» Упражнение «В какое время уток это бывает?» на формирование представлений о временной последовательности событий.

Презентация «Сутки», сюжетные картинки с изображением постоянных видов деятельности людей в разное время суток

1

30

Формирование представлений о порядке следования дней недели

Задачи:

  • Познакомить учащихся с названиями, последовательностью дней недели.

Объяснение понятия «Неделя». Игра «Неделька» на формирование представления о порядке следования дней недели.

Таблички с названиями дней недели. Модель «Неделя» - круг, разделенный на 7 частей – дней недели

1

Всего часов

35


Учебно-методическое и материально–техническое

обеспечение образовательной деятельности

Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические и технические средства обучения:

  1.  Проектор.
  2.  Компьютер.
  3. Демонстрационные картинки различной тематики.
  4. Наборы мелких предметов разных цветов, величины, фактуры, цвета.
  5. Сыпучий материал.
  6. Рамки с застежками.
  7. Шнуровка.
  8. Доски Сегена.
  9. Плоскостные геометрические фигуры.
  10. Объемные геометрические фигуры.
  11. Трафареты для ободки, штриховки.
  12. «Сенсорная тропа».
  13. Карточки основных цветов.
  14. Презентации различной тематики.
  15. «Вкусовые баночки».
  16. Баночки с различными ароматами.
  17. Набор предметов разного веса.
  18. «Шумовые коробочки».
  19. Аудиозаписи различной тематики.
  20.  Дидактические игры.

Список литературы (основной).

1. Метиева Л.А., Удалова Э.Я.  Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»// научно-методический журнал «Коррекционная педагогика», №3.-2005.

2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я.  Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2007.

3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. Учреджений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009.

Список литературы (дополнительный).

1.Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии.. – СПб.:Речь, 2006.

2.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис», 2007.

3.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.

4.Осипова И.А. Диагностика и коррекция внимания. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

5.Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию психологического здоровья детей с глубокой умственной отсталостью с помощью сказкотерапии

Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и   интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ...

ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 класс (вариант 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (в...

конспект урока на ученика с глубокой умственной отсталостью

Конспект -урока для ученика с глубокой умственной отсталостью (F 73) по предмету-тактильная стимуляция...

Мониторинг реализации программы коррекционного курса «Дефектологические занятия».

Мониторинг реализации программы коррекционного курса «Дефектологические занятия»....

План – конспект интегрированного логопедического занятия и урока «Мир природы и человека» для обучающихся 3 К класса с лёгкой и умеренной умственной отсталостью (1 – 4 класс).

Тема: «Жизнь лесных зверей зимой».Класс: 3К.Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.Цель: формирование представлений учащихся о жизни лесных животных в зимний период....

Адаптированная рабочая программа курса коррекционных занятий «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» (групповые занятия 1- 4 класс)

Адаптированная  рабочая   программа курса    коррекционных   занятий «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ  ПРОЦЕССОВ» (групповые занятия  ...