доклад кружковой работы
учебно-методический материал на тему

Панченко Нина Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_doklad_-_kruzhkovaya_d.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

               Доклад  на тему:

« Организация кружковой деятельности в коррекционной школе»

Практика работы  коррекционных школ  показывает, что рациональная организация внутришкольной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.
Наиболее результативной кружковая работа может стать для детей 5-8 классов, так как они уже в определенный мере владеют необходимыми навыками коллективной работы. У этих учащихся более четко определились интересы и наклонности. Однако, отдельные кружки должны быть организованы и для учащихся 1-4 классов.
Кружки в школе VIII вида могут быть самыми разнообразными. Существуют кружки, ставящие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего физического и эстетического воспитания. В школах VIII вида успешно осуществляется работа кружков по различным общеобразовательным предметам.
Для учащихся 2-4 классов можно организовать кружки лепки, работы с природным материалом, бумагой, драматические кружки
и т.п. Этот вид деятельности весьма полезен для детей, так как способствует воспитанию усидчивости, четкости и аккуратности в работе.
Организуются кружки по изготовлению мягкой игрушки, персонажей для кукольного театра и проч. Для старших учащихся организуются кружки на основе тех профессионально-трудовых навыков и знаний, которые они приобрели на уроках труда. Это могут быть кружки художественной резьбы по деревуДля девочек организуются кружки кройки и шитья, кружки домоводства и кулинарии. 
Большое воспитательное и познавательное значение имеют кружки юных любителей природы. Выбор деятельности для таких кружков весьма разнообразен. Уход за растениями огорода, поля, сада, парниковое хозяйство, выращивание плодов, овощей, цветов, основы рационального ухода за животными, охрана птиц и многое другое.
Старшеклассникам – членам юннатских кружков под руководством учителей можно поручить работу по охране окружающей природы. Для этого целесообразно  дл них определенные участки  в школе  и постоянно проводить там работу по охране насаждений и разумному уходу за ними.
В школах VIII вида распространены хоровые кружки, имеются танцевальные коллективы. Их опыт активного участия в различных смотрах, концентрах показывает, что многим детям доступны виды художественной самодеятельности, а отдельные дети добиваются даже весьма значительных успехов
Работа кружков в школе  вида проводится во второй половине дня. В зависимости от условий школы – наличия помещений, режима и распорядка работы – организационные формы могут быть различными. Но следующие условия должны быть обязательны:

  • занятия кружков должны проводиться не ранее, чем через час после окончания учебных занятий;
  • если занятие кружка проводится после подготовки домашних заданий, то и здесь предварительно должно быть отведено время для отдыха;
  • одно занятие кружка продолжается не более 1 часа. Во время работы следует организовывать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных учащихся.

Количество учащихся в одном кружке не должно превышать 10 человек.
Правильная организация работы кружков – сложное дело руководителей школы. Если кружок ведет воспитатель в свои рабочие часы, то на время своих кружковых занятий воспитанники его группы, не участвующие в кружках, должны быть переданы другому воспитателю или библиотекарю. 
Занятия каждого кружка в школе  следует проводить не чаще 1 раз в неделю.
Важное значение имеет организационная работа по комплектованию кружков. Она предполагает глубокий анализ способностей и склонностей детей и терпеливую деятельность педагогического коллектива с тем, чтобы очень тактично помочь ученику выбрать именно тот кружок, в котором могут наиболее полно раскрыться его способности и проявиться склонности, или тот кружок, который поможет ему в компенсации того или иного дефекта развития. Эту работу проводят без всякого нажима, не вызывая у ученика чувства протеста, так, чтобы совет, который дают ученику педагоги, он воспринимал как свое собственное желание.
Каждый ребенок может участвовать не более чем в одном-двух кружках. В процессе занятий возможен переход детей из одного кружка в другой. С соответствующим желанием детей следует считаться и всегда удовлетворять его в тех случаях, когда ребенок проявляет подлинный интерес или же когда для него переход в другой кружок целесообразен.
В общей системе внеклассной воспитательной работы следует отвести определенное место и время для систематической информации всех учащихся школы о работе кружков. Это могут быть различные тематические мероприятия, которые организуют и проводят члены того или иного кружка, вечера-отчеты кружковцев о своей работе, выставки поделок, изготовленных участниками кружков. Подобные мероприятия являются эффективной формой агитации и будут способствовать вовлечению в кружковые занятия детей, еще не участвующих в кружковой работе. В то же время такая гласность положительно влияет на закрепление у детей уже сложившегося желания заниматься в кружке, а всякие поощрения в процессе проведения этих мероприятий делают желание заниматься кружковой работой более устойчивым и способствуют формированию у ребенка стремления и дальше совершенствовать приобретенные им в кружке умения и навыки.
Один из видов полезной для школы деятельности – изготовление изделий для участия в конкурсах и фестивалях детского творчества или помощь в их создании. Педагоги должны видеть в практической деятельности детей на общую пользу огромный источник эффективного воспитательного воздействия. В труде у детей воспитывается чувство коллективизма, умение трудиться и ощущать радость от этой работы. В связи с этим очень важно придавать работе общественно-полезный характер, создать в школе положительный эмоциональный настрой для такой работы. 
Велико коррекционно-воспитательное значение кружков художественной самодеятельности. Здесь в процессе работы у умственно отсталого ребенка преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах, чувство неполноценности.
Практика работы коррекционных школ показывает, что педагогически оправдана такая организация внеклассной работы, когда учащиеся этих школ принимают участие  в  мероприятиях.  вне школы.
Кружки художественной самодеятельности должны так организовать свою работу по развитию и воспитанию учащихся, чтобы они могли выступать не только перед учащимися школы, но и в других аудиториях вне школы. Организуя работу кружков, не следует забывать, что они решают проблемы эстетического воспитания, являющегося составной частью общей системы воспитания. 
Огромные возможности для решения задач эстетического воспитания имеются в работе кружков художественной самодеятельности (хоровой, танцевальный, кукольный театр, драматический), рисования, шитья.
Тесно связанны с задачами эстетического воспитания занятия ритмикой и физкультурой. Коррекция двигательных недостатков, выработка правильной осанки, развитие чувства ритма, помимо непосредственного воздействия на двигательные функции, определенным образом влияют на воспитание чувства красоты, на формирование красивых, грациозных движений.

Большое внимание на занятиях кружка должно уделяется следующим моментам:

1. Создание благоприятного психологического климата в группе.

2. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка с учётом индивидуальных способностей ребёнка.

3. Поддержание позиции сотрудничества педагога с ребёнком, как с равным партнёром.

Итак, любой вид деятельности не только увлекателен, но и познавателен. Кружковая работа дает возможность ребенку с ограниченными возможностями здоровья проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Кроме того, ребята приобретают навыки конструкторской, частично-поисковой деятельности, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. А именно это и является своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Руководитель вокально – хоровой студии «Школьные звезды» ________Панченко Н. И.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план кружковой работы "Ладушки,ладушки"

Маленькие дети - это наша радость. И мы взрослые должны помочь детям проводить их досуг очень интересно. Преобщать детей к нашей культуре....

Рабочая программа кружковой работы

Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материало...

Важность и значимость кружковой работы с умственно отсталыми детьми

статья о кружковой работе в Волгодонском доме-интернате для умственно отсталых детей...

конспект занятия во второй младшей группе по кружковой работе "Семицветик"

занятие по сенсорике во второй младшей группе "У белочки в гостях"....

Содержание и формы кружковой работы, влияние на углубление знаний по предмету.

Содержание и формы кружковой работы, влияние на углубление знаний по предмету....

Кружковая работа

Азорные звуки...

Педагогическая мастерская: организация кружковой работы у студентов медицинских колледжей

Обмен опытом организации кружковой работы у обучающихся медицинских колледжей....