Содержание и формы кружковой работы, влияние на углубление знаний по предмету.
методическая разработка на тему

Содержание и формы кружковой работы, влияние на углубление знаний по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_i_formy_kruzhkovoy_raboty.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и формы кружковой работы, влияние на углубление знаний по предмету.

      Внеклассное обучение является одним из важных факторов учебно-воспитательного процесса. Оно направлено на достижение двух главных целей: успешной социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности. Известно, что зачастую не имеется ни времени, ни возможности на индивидуальные занятия с каждым обучающимся с учётом его интересов и способностей. Это приводит к потере интереса к обучению вообще и ухудшению отношений студентов и преподавателей. Восполнить этот пробел позволяет внеклассная работа. Как мы знаем, внеклассная воспитательная работа чаще всего проводится в различного рода кружках, где ученики не только получают дополнительные знания, но и пробуют свои силы, что нередко оказывается мощным стимулом в дальнейшем выборе профессии.

            Сущность Кружковая работа - деятельность самодеятельных объединений, учащихся; форма внеурочной работы и внешкольной работы. Задачи кружковой работы -  углублять знания школьников, развивать способности, удовлетворять их творческие интересы и склонности, приобщать к общественно полезному труду, организовывать досуг и отдых. Разнообразные кружки и клубы учащихся создаются в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и других учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, по месту жительства. Кружки условно подразделяются на группы:                                                                                                            -предметные (по учебным предметам школьной программы);                                                         -общественно-политические (по вопросам внешней и внутренней политики, истории страны, международного детского, юношеского и молодёжного движения, по актуальным проблемам современности и др.);                         -технические (научно-технические, спортивно-технические, производственно-технические, по отдельным видам технического творчества школьников);                                                                                                                       -натуралистические (юных натуралистов, исследователей природы, по направлениям опытнической работы в школе);                                                                  -художественно-эстетические (изобразительного творчества, музыкальные, хоровые, художественной самодеятельности и др.);                                                                                         -физкультурно-спортивные (чаще называются секциями; по всем видам детского и юношеского спорта);                                                                                                                              -туристско-краеведческие (по краеведению, видам туризма, спорт, ориентированию).

      Кружками руководят учителя, работники внешкольных учреждений и шефствующих предприятий, родители, специалисты в различных областях науки, техники, искусства. Успех кружковой работы, заинтересованность в занятиях в значительной мере зависят от личных качеств и профессиональной квалификации руководителя кружка. Ребят привлекает возможность проявить в кружковой работе самостоятельность, инициативу, получить от старших товарищей дельные рекомендации. Кружковая работа организуется на принципах добровольности и самоуправления. Сущность кружковой работы заключается в том, что определенная теоретическая или прикладная программа изучается на основе самодеятельности коллектива, на основе работы товарищей, организованных в кружок. Коллективная форма самообразования имеет много преимуществ перед индивидуальной, и ее значение в основном сводится к следующему. а) Работа в кружке имеет воспитательное значение. В сотрудничестве, при взаимной помощи друг другу, общими усилиями решаются какие-то вопросы. С каждым новым занятием кружка навыки этого сотрудничества, взаимопомощи, товарищества, словом, навыки коллективизма все больше и больше вырабатываются, и укрепляются у кружковцев. б) Работа в кружке дает возможность более глубоко и полно изучать вопросы и лучше усвоить знания, а это очень важно. Кроме того, работа в кружке более экономит время, более продуктивна, чем занятия в одиночку. В более короткий срок возможно больше охватить материала, лучше проработать и усвоить.   К преимуществам коллективной формы самообразования перед одиночными занятиями относятся: дисциплинирующие начала, которые вытекают из необходимости своевременно посещать кружок, готовиться к заседаниям кружка, успевая к определенному времени, заниматься в определенные часы и т. д.; затем, оживление и подъем в работе, которые в кружке при коллективном труде легко возникают; далее, подражание и соревнование, которые также имеют большое значение в смысле успешности занятий каждого. Поскольку работа кружка идет и должна протекать по строгому плану, работа каждого члена кружка также происходит планомерно. Это большое преимущество. Никаких откладываний занятий со дня на день, легко случающихся без кружковых обязательств, не может быть. Наконец, подражание и соревнование. Слабый член кружка, видя успешную работу более сильных, видя их выступления в кружке, умение говорить, неизбежно подтягивается, стремится делать так же, догнать наиболее успевающих. Для кружковцев с более или менее одинаковыми способностями имеет значение и соревнование. Один выступил, сформулировал хорошо, другой старается сделать еще лучше. Это заставляет напряженнее работать, внимательнее прорабатывать материал до заседания кружка, появляется непосредственная заинтересованность в работе, а мы знаем, что интерес является движущей силой быстрого развития кружковцев, лучшего усвоения знаний.  Одной из главных задач преподавателя является пробуждение интереса к своему предмету, создание мотивации для его изучения. Одним из способов создания мотивации является включение учащихся в процесс внеклассной работы. Занятия в кружках являются добровольными, оценок там никому не ставят. Занимаясь в кружке, ученик руководствуется только своими интересами. Он может выбрать другой кружок, если имеется такая возможность. Занятия в кружках доставляют ему удовлетворение, он имеет возможность максимально реализовать свои таланты и возможности. Его познавательная активность раскрывается в полной мере, что можно использовать и для усвоения им знаний в смежных или взаимосвязанных областях знаний. Кружковая работа, позволяет сделать воспитательный процесс непрерывным. После занятий в классах, ученики остаются под присмотром педагогов. В.И. Журавлёв, например, писал, что «изучать проблему в настоящее время следует потому, что внеклассная работа органично входит в учебно-воспитательный процесс. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания, учащихся в школе, преподаватели уделяют ей большое внимание. Каждому учителю сейчас известно, что дает кружковая работа, и какой огромный потенциал в ней заложен. Она способствует развитию и поддержанию интереса учащихся, повышению уровня их практических навыков, воспитанию учащихся, расширению их вкуса, воображения, памяти и внимания, формированию у них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий и многое другое. То есть, кружковая работа является составной частью воспитательного и образовательного процесса. А необходимость сделать этот процесс непрерывным, обусловливает необходимость применения внеклассной работы (в том числе занятий в кружках). В.А. Сухомлинский о значении внеклассной работы писал: «Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учеников вне уроков

     В программе кружка раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты – описание знаний, умений и навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.

 

Учебная программа кружка технического творчества по предмету «Слесарное дело».                                                                                                                          Кружок  комплектуется из студентов 1 и 2 курса, проявивших интерес к своей профессии, относящихся к работе творчески, проявляющих инициативу.

    Кружок занимается по определенную плану, в котором предусмотрены изготовление действующих макетов,  изготовление наглядных пособий и стендов.

      На первом задании кружка вместе со студентами обсуждаем и составляем план работы кружка. В дальнейшем занятие провожу по особому графику в соответствии с планом работы кружка. Работая в кружке, студенты осваивают приемы слесарных работ, монтаж изделий и т.д. Все это способствует развитию технического мышления и конструкторских способностей, а также повышает интерес студентов к занятиям по всему предмету «Слесарное дело».   Поэтому необходимо систематически проводить воспитательную работу по развитию учащихся интереса к выбранной профессии.

     Основной смысл индивидуального подхода – в максимально использовании возможности личности, в выявлении ее задатков и развитий будущего рабочего.

     Индивидуальный подход требует целеустремленную, систематическую постоянного разностороннего изучения студента и использования в соответствии с его индивидуальностью средств педагогического воздействия.

     Самые распространенные в практике методы – наблюдения, беседа и изучение продуктов труда. На уроках чаще всего использую включенное наблюдение, изучаю студентов в процессах его обучения и воспитания, взаимодействуя с ним.

     Например, объясняя задание, обсуждая его вместе со студентами, вижу, как они воспринимают задание, относятся к нему. На этом основании оцениваю их знания, отношения к труду, некоторые нравственно-волевые качества (внимательность, настойчивость, ответственность и др.)

     Беседуя со студентами на темы нравственности, отмечаю их особенности их интереса к обсуждаемому вопросу, эмоциональные реакции, осведомленность в тех или иных вопросах. Беседа большей частью преследует решение таких задач: ближе познакомиться со студентами , понять его, выявить какие-то его особенности и воздействовать на него путем разъяснения, внушения, убеждения.

     Цель работы кружка: дать возможность студентам закрепить навыки, полученные на уроках производственного обучения , проявлять инициативу при выполнении работ, получить навыки в работе на дополнительном оборудовании.

     Работа кружка организуется на базе слесарной мастерской РМК. В работе кружка используется инструмент, оборудование, наглядные пособия слесарной мастерской, а также токарной и сварочной.

     В процессе работы кружка  студенты с организацией и изобретательско-рационализаторской работой, ее значением в машиностроении. Принимают участие в изготовлении наглядных пособий и оборудования мастерских и кабинетов. Исключительно важную роль играет изучение результатов учебного труда студентов контрольных работ, учебных записей в тетрадях, чертежей.

     Результатом работы кружка является – внедрение в обучение различных приспособлений, разработка новой продукции, наглядны пособия в кабинетах, участие в выставках технического творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план кружковой работы "Ладушки,ладушки"

Маленькие дети - это наша радость. И мы взрослые должны помочь детям проводить их досуг очень интересно. Преобщать детей к нашей культуре....

Рабочая программа кружковой работы

Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материало...

Важность и значимость кружковой работы с умственно отсталыми детьми

статья о кружковой работе в Волгодонском доме-интернате для умственно отсталых детей...

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего и промежуточного контроля знаний

Тестовые задания (контролирующие закрытого типа с единичным выбором)...

конспект занятия во второй младшей группе по кружковой работе "Семицветик"

занятие по сенсорике во второй младшей группе "У белочки в гостях"....

Тест для проверки знаний по предмету МДК 02.01. "Основы организации внеурочной работы"

Тестовые задания для студентов педагогического колледжа ПМ 02 "Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников"  с ответами....