Методическая разработка классного часа - Что значит быть взрослым?
классный час на тему

Мирошниченко Татьяна Витальевна

Классный час «Что значит быть взрослым?» предназначен для использования студентам первого курса всех отделений техникума.

Использование, активных форм работы на классном часе позволяют развивать у обучающихся самостоятельность, инициативность, творческие способности, социальные навыки, умение добывать знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что значит быть взрослым?

Автор: Мирошниченко Т. В., преподаватель, классный руководитель группы ОБ-1601

Вот что значит быть взрослым: иметь на спидометре 210 и не превышать 60.

Цитата из интернета

Слияние «надо» и «трудно» - это мудрость самовоспитания и путь настоящего человека.

В. А. Сухомлинский

Цель: привить стремление к воспитанию самостоятельной, ответственной, толерантной и самодостаточной личности.

Задачи:

  1. Образовательная: определить критерии взрослого человека.
  2. Воспитательная: стремиться к воспитанию ответственной, самодостаточной личности
  3. Развивающая: Наметить пути преодоления инфантилизма и становления взрослой личности.

Оборудование: телевизор, компьютер

Ход классного часа:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и задач классного часа (1-2 слайд)
  3. Основная часть:

Слайд

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

3 слайд

Помните, как в детстве мы все мечтали поскорее вырасти и стать взрослыми? А вот что же это такое – взрослый человек? Что мы подразумеваем под этим словом?

За время классного часа мы должны рассмотреть следующие вопросы:

  • Что значит быть взрослым? Кого мы называем взрослым?
  • Чем взрослый человек отличается от подростка?
  • Считают ли сами студенты себя взрослыми и почему?

Слушают преподавателя

4 слайд

Попытайтесь выбрать из ряда представленных критериев те качества, которые присущи взрослому человеку и подростку.

  • Самостоятельность
  • Наивность
  • Беззащитность
  • Неопытность
  • Рассудительность
  • Ответственность за свои поступки
  • Аккуратность
  • Практичность
  • Упрямство
  • Осторожность
  • Доверчивость
  • Справедливость
  • Уважение окружающих самоанализ
  • Любовь к близким
  • Культурное поведение
  • профессионализм

Слушают преподавателя

Выбирают критерии

5 слайд

А теперь, давайте обсудим варианты выбранных ответов:

  1. Какие качества были отнесены к подростку, а какие к взрослому человеку?
  2. Какие качества взрослого человека Вам особо нравятся и Вы хотели бы ими обладать?

Слушают преподавателя

Обсуждают варианты ответов

6-7 слайд

Предлагаю вместе обсудить ряд ситуаций.

Ситуация 1.

  1. Часто можно слышать такие выражения: «Ты поступил как взрослый» или «Ты поступил как ребёнок». Как Вы можете прокомментировать эти выражения?

Слушают преподавателя

Обсуждают ситуацию

8-9 слайд

Ситуация 2.

  1. Многим подросткам очень хочется быть взрослыми – они начинают пить, курить, заниматься сексом. Значит ли, что они действительно уже стали взрослыми?

Слушают преподавателя

Обсуждают ситуацию

10-11 слайд

Ситуация 3.

  1. Некоторые студенты считают, что быть взрослым – это возможность делать что хочешь, иметь достаточно денег на карманные расходы и не слушать ничьих советов?  Справедливы ли эти высказывания, если нет, то почему?

Слушают преподавателя

Обсуждают ситуацию

12-13 слайд

Ситуация 4.

  1. Вообще, быть взрослым это и хорошо и плохо. Что хорошего и что плохого Вы можете выделить в понятии взрослость?

Слушают преподавателя

Обсуждают ситуацию

14 слайд

Когда подросток стремится повзрослеть – явление понятное, но непонятно, почему некоторые взрослые ведут себя как маленькие дети.

Они существовали всегда – взрослые, не желающие взрослеть. Но именно сейчас пришло их время – когда миллионы жизней проходят за компьютерной игрой или в разъездах по миру за футбольной командой. В Америке их называют «взрослые дети», т. е. те, кто до седых волос живёт с родителями, которые кормят их, стирают им одежду и заправляют постели.

Слушают преподавателя

15 слайд

Имя этому явлению – инфантилизм. Но инфантильность – не заграничная болезнь. Многие ходят с её симптомами и в нашей стране.

Инфантильность… Слово, конечно красивое, почти королевское. Ведь инфантами (от лат. – дитя), как известно называли испанских принцев и принцесс. Только последствия у инфантильности опасные.

Выявить у себя наличие этой «королевской болезни» сложно. Понять, что черты инфантильности у человека есть – это уже шаг вперёд. А дальше нужно понять, что же с ними делать.

Инфантильность качество многогранное. У одних нежелание взрослеть вызвано ошибкой в воспитании и может стать препятствием на пути личностного роста. У других эта особенность заложена биологически и проявляется как черта характера, не мешает достигнуть блестящих результатов. И, наконец, для третьих вечная ребячливость – их главное оружие.

Слушают преподавателя

16 слайд

Предлагаю вместе обсудить ряд вопросов:

  1. Почему у взрослых людей появляются черты инфантилизма, как они проявляется (приведите примеры)?
  2. Может ли привести к инфантилизму чрезмерная опека и контроль родителей?

Слушают преподавателя

Обсуждают варианты ответов

17 слайд-

  1. Можно ли помочь взрослому человеку, у которого ярко выражены черты инфантилизма?
  2. Какие черты инфантилизма Вы определили у себя? С какими из них вы желаете расстаться и что делаете для этого?

Слушают преподавателя

Обсуждают варианты ответов

18 слайд

Считается, что в современном мире увеличилось количество социально-незрелых людей, не умеющих и не желающих взрослеть.  Эксперты винят в этом современные технологии, из-за которых наступило материальное изобилие у значительной массы людей и появилось свободное время. Изменилось человеческое сознание.

Современный мир похож на магазин игрушек, где в ассортименте и масса разнообразных развлечений, и красочный виртуальный мир, и высокотехнологичные приспособления, облегчающие жизнь. Главная проблема заключается в том, что незрелый человек может превратиться из создателя в безразличного и бесцельного пользователя, потеряв при этом смысл, цель жизни и стремление к совершенствованию.

Если Вы выбираете взросление, то это означает - отказ от эгоизма, умение брать ответственность, способность трезво относиться к успехам и неудачам.

Слушают преподавателя

19 слайд

Начать этот путь можно в любой момент – стоит только преодолеть себя и не искать по привычке кого-то виноватого в твоих проблемах.

Помните, как в детстве мы все мечтали побыстрее вырасти, стать взрослыми? А вот что же это такое – взрослый человек? Что мы подразумеваем под этим словом?

1. Совершеннолетие. Т.е. достигнул определенного возраста и все? Мы уже взрослые? А если тебе 25, а ты сам не в состоянии решить, какой костюм надеть на работу или куда пойти учиться? Да, тебе 18, но вот содержат тебя еще родители.

2. Сам себя обеспечиваешь. Да, это один из признаков самостоятельности и взрослой жизни. А вот как насчет распоряжения финансами? А может, как и куда все это потратить решают твои родители? И все также говорят тебе что одеть сегодня на работу….

3. Взрослый – когда живешь отдельно от родителей. Тоже верно лишь частично. Жить ты можешь отдельно, но каждый день (а то и не раз) звонить маме. Почему? Просто она так хочет. Она, а не вы, взрослый человек…. А еще ей ни как не угодить с выбором невесты….

4. Взрослый – когда создашь свою семью. Только вот многие «взрослые» даже после этого годами живут за счет родителей.

А есть еще интересное мнение по поводу взрослой жизни. Она, почему-то, непременно должна быть трудной, с кучей проблем и неприятностей. Вспомните, как часто мама вам говорила «Вот вырастишь – поймешь, по чем фунт лиха» ну или что-то в этом роде.

И все же, когда же мы на самом деле становимся взрослыми? Как определить, что человек действительно вырос, перестал быть ребенком?

Слушают преподавателя

20 слайд

Вот как на этот вопрос отвечает психолог Галина Тимошенко:

«Я и рискну сформулировать такое представление о взрослости:

взрослым можно считать только того человека, который САМ РЕШАЕТ ВСЕ СВОИ ЖИЗНЕННЫЕ ЗАДАЧИ. И не надо говорить, что мы возвращаемся к тому, что взрослый — это тот, кто сам зарабатывает себе на жизнь! Это совсем не одно и то же. Потому что под жизненными задачами я имею в виду не только материальное самообеспечение. Ведь решить, чем заниматься в жизни, за кого выходить замуж, чем гордиться, а чего стыдиться, чего, наконец, хотеть в каждый конкретный момент времени — это тоже вполне жизненные задачи! И для того, чтобы уметь их решать, необходимо так немного: нужно понимать, чего хочешь, трезво и тонко ориентироваться в реальности — ведь именно в ней и решаются жизненные задачи, — и владеть необходимыми способами их решения. Все. Больше ничего для того, чтобы быть взрослым, не нужно.

Слушают преподавателя

21 слайд

А вы можете назвать себя действительно взрослым человеком?

Предлагаю Вам размышления ребят на тему «Что значит быть взрослым?»

***

Быть взрослым, значит отвечать за свои поступки, уметь нести наказание за совершенное дело. Быть взрослым, значит уметь содержать свою семью, это не означает достичь какого - то определенного возраста. Быть взрослым - значит стать человеком, который может отвечать за себя и доверенных ему людей или за что-то другое. Быть взрослым - это значит осознавать меру своей ответственности. Быть взрослым значит отвечать за свои слова.

Вообще быть взрослым это и хорошо, и плохо. Плохо, так как хочется вернуться в детство, в котором тебя опекали, любили и лелеяли как цветочек. А хорошо, потому, что ты живешь своей жизнью, в её никто не влазит, ты свободен и ни от кого не зависишь (хотя многим кажеться что это плохо).

Пока что я ребенок (подросток) , и мне нравится быть такой!

***

Быть взрослым - это не означает достичь какого-то определенного возраста. Быть взрослым - значит стать человеком, который может отвечать за себя и доверенных ему людей или за что-то другое. Взрослым может считаться человек, который в состоянии принять решение, за которое потом не будет раскаиваться, а так же, отстоять и доказать свое мнение.

Многие люди, добившиеся положения в обществе или просто прожившие достаточно долго, не могут по праву считаться взрослыми. Потому что в жизни ведут себя как существа, не отвечающие за себя, за свои поступки, слова.

Взрослый человек - это человек, достигший совершеннолетия. Хотя это далеко не так. Некоторых людей, еще не достигших 15 лет, можно считать вполне сформировавшимися. Взрослый - это не тот, кто создал свою семью, очаг и прочее; это человек, который знает свои цели в этой жизни. Даже некоторые известные люди не могут по праву считаться взрослыми.

И хотя это может показаться странным, но взрослый человек - это идеальный человек, а идеальных людей единицы за все существование мира. Значит, стать взрослым человеком практически невозможно.

***

Грустно, но самый распространенный критерий взрослости - закрытость.

Мальчик говорит - "все, я взрослый, хватит меня учить и опекать". Если он взрослым выглядит, то от него отступаются, и он сам начинает верить, что все - взрослый.

Умение выжить в нашем мире приходит обычно с возрастом и обретением профессии. А отвечать за свои поступки и большинство взрослых не умеют.

Слушают преподавателя

22слайд

Спасибо за внимание!

Слушают преподавателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Что значит быть патриотом сегодня?"

Сегодня  время трудное, но интересное. У молодых людей,  больше возможностей для самореализации и карьерного роста, чем еще пятнадцать - двадцать лет наза...

Методика проведения классного часа «Что значит быть патриотом своей страны?»

Методика проведенияклассного часа«Что значит быть патриотом своей  страны?»Разработала преподаватель Хлебникова Г.Н....

Методическая разработка классного часа «Свобода быть разными»

Мы часто слышим слово «толерантность», к ней призывают, как к явлению милосердия и гуманизма. Что же такое толерантность? Как понимать это слово и, действительно ли быть толерантным &mdash...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению тематического классного часа «Что значит быть взрослым»

Очень актуальная тема. Студенты достигли 18 летА взрослость какая она? Что значит быть взрослым?  Наверное интересно поговорить послушать мнение студентов, а как они понимают взросление , что мен...

Методическая разработка классного часа на тему: "Что значит быть патриотом сегодня?

Соснин Александр Владимирович, мастер производственного обученияРазделы: Классное руководство, Патриотическое воспитаниеКлючевые слова: патриотическое воспитание...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...