Выступление на Школе начинающего преподавателя с докладом "Культура речи"
презентация к уроку

По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело, мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.

Д.С. Лихачёв

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kultura_rechi.ppt1.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Слайд 2

По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело, мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Д.С. Лихачёв

Слайд 3

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КУЛЬТУРА РЕЧИ? - СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ); - РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО (УМЕНИЕ ПРАВИЛЬНО ПОСТРОИТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА). КУЛЬТУРА РЕЧИ – ЭТО ОТВЕТ НА ВОПРОСЫ: КАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО? КАК ГОВОРИТЬ ХОРОШО?

Слайд 4

Русский литературный язык – это высшая форма языка, обладающая целой системой языковых норм. Их соблюдение обязательно для каждого говорящего по-русски. Языковые нормы : -Орфоэпические; -Лексические; -Словообразовательные; -Грамматические (морфологические и синтаксические); -Орфографические и пунктуационные;

Слайд 5

Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего: - Правильность речи (отвечает языковым нормам); - Чистота (не засорять речь словами-паразитами, диалектными и просторечными словами); - Точность (точно отражается действительность и точно отражена мысль в слове); - Логичность (правильное отражение фактов действительности и их причинно-следственных связей, обоснованность выводов и непротиворечивость суждений); - Уместность (подбор и организация языковых средств, которые соответствуют целям и условиям общения); - Выразительность (информационная, эмоциональная, языковая); - Ясность (понятность речи адресату);

Слайд 6

ЖАНРЫ РЕЧИ Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя. Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником. Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.

Слайд 7

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА «КУЛЬТУРЫ РЕЧИ» 1 . СТАРАЙТЕСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО, НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ В РЕЧИ ГРУБЫХ ВЫРАЖЕНИЙ; 2. ГОВОРИТЕ ТОЛЬКО О ТОМ, ЧТО ЗНАЕТЕ. ПОМНИТЕ, ЧТО «ГОВОРИТЬ, НЕ ДУМАЯ, ВСЕ РАВНО, ЧТО СТРЕЛЯТЬ, НЕ ЦЕЛЯСЬ»; 3. НЕ СПЕШИТЕ ВЫСКАЗЫВАТЬ СВОИ МЫСЛИ; 4. НЕ БУДЬТЕ МНОГОСЛОВНЫ. ПОДБИРАЙТЕ ТЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ЛУЧШЕ ВСЕГО ВЫРАЖАЮТ ВАШУ МЫСЛЬ; 5. ПРИ РАЗГОВОРЕ НЕ РАЗМАХИВАЙТЕ РУКАМИ. МЫСЛЬ НУЖНО ВЫРАЖАТЬ СЛОВАМИ, А НЕ ЖЕСТАМИ; 6. НЕ ГОВОРИТЕ БЫСТРО, НЕ ПРОГЛАТЫВАЙТЕ СЛОВА; 7. НЕ СТАРАЙТЕСЬ ПЕРЕКРИЧАТЬ СОБЕСЕДНИКА. НАЧНИТЕ ГОВОРИТЬ ТИХО, СОБЕСЕДНИК ТОЖЕ ПЕРЕСТАНЕТ КРИЧАТЬ;

Слайд 8

Культура речи неразрывно связана с речевым этикетом. Речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости , вежливости , то есть то , без чего нам с вами нельзя обойтись , в каком бы уголке Земли мы ни находились .

Слайд 9

ПРИВЕТСТВИЕ И ОБРАЩЕНИЕ Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их вырабатывается общение: ты или вы и соответственно приветствие: здравствуй или здравствуйте . Добрый день (вечер, утро), привет, салют и т.п. Пожалуй , это самые употребительные выражения : мы много раз в день обращаемся к кому-то , приветствуем своих знакомых , а иногда и незнакомых , прощаемся с людьми , кого-то благодарим , перед кем-то извиняемся , кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент , кому-то соболезнуем , сочувствуем ; мы советуем , просим, предлагаем и приглашаем ...

Слайд 10

«ТЫ» И «ВЫ» «Ты» и «Вы» – местоимения , употребляются «вместо имени» . «Жизнь» местоимений сама по себе очень интересна . Тем более что личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету . Они связаны с самоназываниями и с называниями собеседника , с ощущением того , что «прилично» и «неприлично» в таком назывании .

Слайд 11

ВЫ Обращение на «Вы» свидетельствует о большей вежливости : К незнакомому , малознакомому человеку В официальной обстановке общения При подчеркнуто вежливом , сдержанном отношении к человеку К равному и старшему (по возрасту , положению) человеку ТЫ Обращение на «Ты» свидетельствует о меньшей вежливости : 1. К хорошо знакомому человеку 2. В неофициальной обстановке общения 3. При дружеском , фамильярном , интимном отношении к человеку 4. К равному и младшему (по возрасту , положению) человеку

Слайд 12

Уважительность к другому человеку , вежливость и доброжелательность помогает словесно выразить речевой этикет ; он же уместно и в меру употребляемый , в конечном итоге формирует культуру поведения . ВЫВОД: Чтобы говорить правильно и красиво, нужно соблюдать законы логики, речевого этикета и нормы литературного языка. Чтобы научиться правильно выбирать из языкового богатства необходимое по смыслу слово или его форму, форму предложения, соблюдать единство стиля, избегать повторений, заботиться о благозвучии речи, нужно знать законы родного языка, много и внимательно читать!

Слайд 13

Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума. Д.С. Лихачёв Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры. В.А. Сухомлинский

Слайд 14

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. В.В. Виноградов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т Е З И С Ы для беседы за круглым столом с начинающими преподавателями ОЗПЭК им.Саввы Морозова по обмену опытом классного руководства группой 11 сп. 080110 «Банковское дело».

Первое знакомство и собрание в группе. Это самый главный этап в становлении коллектива!!!а) Ознакомление с Правилами поведения в ОЗПЭК и рассказ о традициях в колледже. Цель — настроить ребят к тому, ...

Семинарское занятие для слушателей Школы начинающего педагога

Тема: Тьюторское сопровождение как эффективный механизм повышения качества довузовского профессионального образования для слушателей школы молодого  педагога.Я, Любовь Ивановна Но...

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАБАРОВСКОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАБОТЫ ШКОЛЫ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Школа начинающего преподавателя, являясь составной частью сложившейся в техникуме системы методов и форм повышения профессиональной компетентности преподавателя, призвана обеспечить прохождение этапа ...

Презентация к занятию Школы начинающего преподавателя на тему «Современные образовательные технологии: общая характеристика, особенности применения»

Презентация выполнена к занятию Школы начинающего преподавателя второго года обучения на тему «Современные образовательные технологии: общая характеристика, особенности применения». Занятие проводится...

Презентация к занятию Школы начинающего преподавателя на тему "Методика написания научной статьи"

Презентация выполнена для использования на занятии Школы начинающего преподавателя второго года обучения на тему "Методика написания научной статьи". Занятие предназначено для преподавателей, пробующи...

Методический материал для занятий Школы начинающего преподавателя : занятие "Технокарта"

Одним из видов подготовки преподавателя к занятию, является составление технокарты.Цели занятия:слушатели будут знать что такое технологическая карта, слушатели будут уметь заполнять технологичес...