Консультация для воспитателей на тему: "Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие"
консультация

Клюсова Елена Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu_2.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

        «Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира».

       Одной из образовательных областей ФГОС ДО является художественно – эстетическое развитие. Как обозначено в ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Цель «Художественно – эстетического развития»:                                     Формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения к окружающему миру, воспитание творческих способностей детей, главной из которых является эмоциональная отзывчивость на средства художественной выразительности, свойственные разным видам искусства. 

Задачи:

  • Развивать творческий потенциал ребенка, образное, ассоциативное мышление, воображение, инициативу на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • Развивать восприятие и понимание произведений искусства, формировать элементарное представление о них;
  • Развивать самостоятельную творческую деятельность и активность детей,
  • Стимулировать сопереживание, соучастие персонажам, вхождение ребенка в образ.

Направления художественно – эстетического развития:

  • Приобщение к искусству;
  • Изобразительная деятельность;
  • Конструктивно – модельная деятельность;
  • Музыкальная деятельность.

Условия художественно – эстетического развития дошкольников:

  • Обогащение чувственного опыта детей во всех видах искусства;
  • Организация художественной деятельности детей, адекватной возрасту (художественно – конструктивной, изобразительной, музыкальной, театрализованной);
  • Предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств выражения художественного замысла;
  • Поддержка детской непосредственности, инициативы, стимуляция фантазии и воображения.

Принципы реализации художественно – эстетического развития дошкольников:

  • Принцип эстетизации предметно – развивающей окружающей среды и быта в целом;
  • Принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
  • Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
  • Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
  • Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувственного, созидающего, рефлектирующего);
  • Принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта;
  • Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, эмоциональной открытости).

Средства реализации художественно – эстетического развития:

  • Организация атмосферы творчества и мотивация задания;
  • Учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • Доступные возрасту виды художественно – творческой деятельности;
  • Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
  • Организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
  • Общение с искусством;
  • Материальное обеспечение;
  • Активная педагогическая деятельность.

     К средствам художественно - эстетического развития также относятся методы  художественно — эстетического развития дошкольников: наглядные, словесные, практические, игровые и др.

     К наглядным методам относится рассматривание отдельных произведений или серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Для НОД подбираются произведения одного вида искусства. Со старшими дошкольниками проводятся экскурсии в музеи, на выставки, которые доступны детскому восприятию. Целесообразно поощрять самостоятельное рассматривание произведений искусств в детском саду и вне его.

     К словесным методам  ознакомления детей с произведениями искусства относится метод беседы, направленный на более глубокое понимание событий, изображённых в картине. Это и метод сравнения картин и в процессе их коллективного обсуждения, и приём демонстрации детям образца рассказа педагога, который должен создать определённое настроение, опираясь на образы из произведений художественной литературы (строки из стихотворения, сказки, рассказа) — быть образным и интересным для детей.

Методы реализации художественно – эстетического развития в работе с детьми.

  • Метод целостного восприятия;
  • Методы, которые направлены на приобщение детей к искусству;
  • Метод показа, наблюдения, объяснения, анализ примера взрослого;
  • Методы, которые связаны с формированием навыков художественной деятельности;
  • Метод показа, объяснения, поиска ситуации.
  • Метод убеждения;
  • Метод приучения, упражнения;
  • Метод побуждения к сопереживанию;
  • Метод проблемной ситуации.

Среди методов  затрагивающих художественное  воспитание выделяют  следующие:

  • методы формирования эстетического сознания (побуждение к сопереживанию, формирование эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения);
  •  методы организации художественной деятельности, к ним относятся метод приучения, упражнения в практических действиях: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия и вкуса;
  • метод стимулирования и активизации художественного творчества- к ним принято относить методы поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждения детей к творческим проявлениям;
  • метод схематизации или символического моделирования с помощью пиктограмм — метод позволяющий интегрировать линии развития музыкальной и речевой, художественной и речевой, коммуникативной деятельности детей.

  Популярен сегодня метод проектов, в последнее время активно используется в практике работы ДОУ и иногда серьёзно конкурирующий с занятиями, он представляет собой альтернативную форму организованного обучения. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведение организованных форм образовательной деятельности. Тема проекта выбирается совместно с детьми, в проекте участвуют родители и тем самым становятся участниками образовательного процесса. По окончанию проекта совместное обсуждение результатов и того нового, что дети узнали и чему научились, что сделали своими руками.

Метод проектной деятельности позволяет педагогам:

  • расширить образовательное пространство, придавать ему новые формы и развивать у детей восприятие, мышление и воображение;
  • ориентировать детей на самостоятельную деятельность, как правило совместно со взрослым (педагогом и родителями);
  • побуждать ребёнка к активной позиции: ставить его в условия, побуждающие стать субъектом деятельности;
  • направлять детей на решение конкретной проблемы, получение результата и его публичного предъявления

Коллективные проекты создают условия :

  • для формирования и развития коммуникативных и регуляторных способностей и моделирования различных типов их взаимодействия в процессе художественно-эстетической деятельности;
  • для развития умения подчиняться требованиям группы, творчески работать в коллективе;
  • для проявления взаимопомощи и воспитания ответственности;
  • для усвоения норм общественного поведения;
  • для развития желания помочь тем, кому трудно что-то сделать;
  • для самовыражения.

     Совместная проектная деятельность детей, педагогов и родителей по художественно-эстетическому направлению способствует вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ и формированию настоящего сотрудничества с детским садом.

Формы работы с детьми по художественно – эстетическому развитию:

  • Приобщение к изобразительному искусству;
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд);
  • Развитие детского творчества.

Реализация форм работы с детьми по художественно – эстетическому развитию:

  • Совместная деятельность – это непосредственно образовательная деятельность с детьми, беседы, рассматривание предметов искусства, экспериментирование с материалами, дидактические игры, конкурсы, художественные досуги, выставки.
  • Образовательная деятельность в режимные моменты: проблемные ситуации, интегрированная детская деятельность, игровые упражнения, проектная деятельность, рассматривание чертежей, схем, создание коллекций.
  • Самостоятельная деятельность детей: самостоятельное художественное творчество, игры, проблемные ситуации.

     Игра в осуществлении эстетического развития детей выступает в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности.

     Организованные формы образовательной деятельности. В соответствии с ФГОС ДО проводятся в форме игры под прямым руководством взрослого   (игра-беседа, игровые обучающие ситуации, игра-занятие, игра-драматизация, игра экспериментирование).

     Игра-занятие по структуре аналогична традиционному занятию. Она может включать введение в игровую ситуацию, установку правил и распределение ролей — в организационной части, комплекс игровых ситуаций и обучающих игр — в основной части, развязку сюжета, выход из игровой ситуации и подведение итогов игры, рефлексию — в заключительной части

Игры — занятия могут подразделяться на комбинированные, тематические, доминантные, комплексные. 

     Комбинированные игры- занятия направлены на усвоение новых знаний и умений, их закрепление и обобщение, творческое применение полученных знаний.

     Игровые  занятия,  направленные на решение различных развивающих, воспитательных и обучающих задач, объединённых определённой темой называются тематическими. Темы могут быть посвящены временам года, явлениям общественной жизни, литературным героям, творчеству художников и композиторов и т.д.

     Доминантные игры-занятия похожи на тематические. В качестве ведущей темы выбирается один из видов детской деятельности доминирующий на протяжении всего занятия, например, один из видов художественной деятельности. Среди доминантных организованных форм образовательной деятельности можно выделить такой подвид, как интегрированные занятия, в процессе проведения которых происходит интеграция различных видов детской деятельности (лепка и рисование, аппликация и рисование и т.д.) или техник её выполнения (техника клякс, разбрызгивание краски и др.), в результате чего дети усваивают новые приёмы и способы данной деятельности. Если же речь идёт об использовании на одном занятии нескольких видов деятельности и задач из разных методик обучения, следует говорить не об интегрированном, а о комплексном занятии - виде организованной формы образовательной деятельности, спецификой которого является учёт принципов комплексности в обучении и воспитании детей, динамичности детского восприятия и смены видов деятельности (игровой, театрализованной, продуктивной и т.д.) опоры на дисциплинарные связи. Такие занятия состоят, как правило, из трёх частей:

  • первая, в процессе экологического воспитания решаются познавательные задачи, развиваются интеллектуальные способности;
  • вторая, предполагающая включение в занятие других программных задач, и как следствие другого вида деятельности. Это позволяет формировать междисциплинарные связи;
  • третья направлена на закрепление и обобщение усвоенных представлений и формирование собственного эмоционально-ценностного отношения к экологическим проблемам в процессе организации художественного творчества детей.

   Комплексная ОД проводится примерно 1 раз в месяц. Планируется заранее, т.к. требует большой предварительной  подготовки, с одной стороны и скоординированных действий воспитателя и специалистов, педагогов дополнительного образования -  с другой. Их можно использовать, как итоговое занятие по окончанию периода реализуемой темы (в соответствии с комплексно-тематическим планированием).

     Выставки детских работ формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности, дети начинают дорожить своими работами, учатся сравнивать свои работы с работами других детей, стремятся к хорошему результату. С другой стороны выставки детских рисунков позволяют проследить динамику развития ребёнка от младшей до подготовительной группы, наглядно представить результаты образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

Экскурсии включают:

  • подготовку воспитателя (разработку программных задач, подбор материала и т.д.) и детей к экскурсии;
  • использование взрослым разнообразных методов и приёмов организации детского восприятия;
  • организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после неё.

  При проведении экскурсии важно соблюдать баланс между познавательными и эмоциональными аспектами. В.А. Сухомлинский высказывался так: «Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово - не забава, а словесное пресыщение, одно из самых вредных пресыщений. Ребёнку не только нужно слушать слова воспитателя, но и молчать. В эти моменты он думает, осмысливает увиденное и услышанное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А среди природы ребёнку надо дать возможность послушать, посмотреть и почувствовать.»

Праздники и развлечения, как форма работы, проводятся 1 раз в 2 недели. Это могут быть литературные и музыкальные вечера, фольклорные посиделки, детские концерты, различные театральные спектакли и представления, музыкальные сказки, игры-забавы, викторины и конкурсы.

    Среди инновационных форм организации образовательной деятельности в рамках решения задачи интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности детей выделяют дизайн - гостиные, детско-родительские творческие клубы, творческие мастерские.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников:

  • Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей;
  • Организация и проведение конкурсов, выставок детского и совместного творчества;
  • Совместная организация и посещение выставок произведений искусства с целью обогащения художественно – эстетических представлений детей;
  • Тематические консультации практический и наглядные по разным направлениям художественно – эстетического воспитания детей;
  • Организация мероприятий на распространение семейного опыта художественно – эстетического воспитания ребенка;
  • Семинары – практикумы, мастер – классы для родителей и совместные с детьми;
  • Организация семейных клубов по интересам;
  • Организация совместных творческих посиделок с чаепитием;
  • Выпуски семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольников.

  Эстетическое общение — особое условие и средство эстетического развития, направленное на то, что бы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребёнке веру в его творческие способности, в то, что он пришёл в мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Эстетическое общение позволяет ребёнку присвоить позицию творца, позволяющей по другому воспринимать мир и себя в нём. Один из признаков такой позиции — выразительность художественного образа.

     Например, выразительность детской лепки — посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему.

Выразительность образа зависит не только от того, насколько ребёнку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы фигурки. Они характеризуют отношение ребёнка к образу. Степень выразительности зависит от образного видения ребёнка, запаса впечатлений и уровня развития изобразительных способностей.

Итак, исходя, из выше сказанного мы можем сделать вывод: интегрированная модель образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания позволит комплексно решать задачи социально-личностного, познавательного, речевого и физического развития детей в условиях ДОУ и способствует достижению детьми качеств, указанных в целевых ориентирах ФГОС.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-презентация для воспитателей "Создание условий в группах для развития речи дошкольников" (с учетом ФГОС ДО)

Консультация предназначена для воспитателй дошкольных образовательных учреждений и раскрывает особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы по речевому развитию дошкольни...

Доклад на педагогическом совете школы на тему: «Образовательные инновации как ресурс развития школы».

   В рамках ФГОС формируется новый подход, который направлен на развитие способностей каждого ребёнка, на формирование личности, готовности к жизни в современном обществе. Учитель выс...

Консультация для воспитателей. Роль сказок в развитии ребенка.

Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмич...