технологическая карта организационной образовательной деятельности художественно-эстетического развития. Тема образовательной деятельности: "Путешествие в волшебную страну музыки"
план-конспект занятия

Маштакова Ирина Григорьевна

открытое занятие с использованием технологии

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

художественно-эстетического развития.

Конспект  музыкального занятия в соответствии с ФГОС.

Автор: музыкальный руководитель МБДОУ г. Иркутска детского сада

№155 Маштакова И.Г.

Возрастная группа: подготовительная группа

Тема образовательной деятельности:

 «Путешествие в волшебную страну музыки»

Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС:

Доминирующая образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Форма совместной деятельности:  Занятие – путешествие

Форма организации: Групповая, индивидуальная

Виды деятельности детей:  Интегрированная образовательная деятельность: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, двигательная.

Технология: Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение, импровизация»

Методы и приемы реализации содержания занятия:

Наглядные: клоун Мажорчик, портрет Чайковского, картины поющих детей, видеоролик «Детский город».

Словесные: беседы.

Практические: исполнение песни: «Осень в лесу», танец «Осенняя танцевалочка»,

Коллективное творчество «Осенний пейзаж» (составление картины на полотне)

Интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие - развитие творческой активности; поощрение самостоятельного выполнения детьми танцевальных движений, передающих образ; развитие творческих способностей детей, развитие творческого воображения; обогащение музыкальных впечатлений детей; умение выполнять коллективную работу.

Физическая развитие - обогащение и накопление двигательного опыта детей;

передача в движении особенностей музыки, соблюдая темп и характер

произведения; формирование у воспитанников потребности двигательной

активности и физического совершенства.

Речевое развитие. Развитие всех компонентов устной речи детей; пополнение словарного запаса дошкольников.

Познавательное развитие - расширение кругозора детей; формирование

представлений о волшебном мире музыки. Умение ориентироваться в

пространстве, не наталкиваясь друг на друга.

Социально-коммуникативное развитие - радоваться успехам сверстников;

активное проявление положительных эмоций от сотрудничества.

Цель: Продолжать формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Знакомство детей с ладами в музыке: мажором и минором. Развитие эмоционально-эстетического восприятия воспитанников через интеграцию различных видов искусств.

Задачи:

  • Закреплять знания и умения, полученные на предыдущих занятиях, (понятия «соло», «дуэт», «трио»).
  • Накапливать опыт музыкальных впечатлений в результате прослушивания произведений классической музыки.
  • Развивать эстетические эмоции, чувства, переживания во время слушания музыки.
  • Охранять, беречь голос детей.
  •  Вызвать желание у детей слушать музыкальные произведения, развивать творческую фантазию и воображение, прививать любовь к музыке.
  • Стимулировать способность элементарно анализировать музыкальное произведение. Проявлять творческие возможности в выразительном исполнении танцев с зафиксированными движениями (танец«Хорошее настроение»).
  •  Обучение детей умению различать на слух лад (мажор, минор).

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности):

       Мультимедийный проектор, экран, листья, музыкальный центр, фонограммы, флешкарта, ноутбук, фортепиано, полотно, кружки синего, красного, желтого цветов, заготовки для картины: дерево, облака, снежинки, тройка, сугробы.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты с детьми: 

       Изготовление снежинок, дерева, елки, облаков, сугробов. Беседы о погодных явлениях осенью, осенних признаках; разучивание песен: «Осень в золотой косынке» Н. Бобковой, «Золотая песенка» Л. Некрасова, «Урожайная-огородная» А. Чугайкина, танца «Осенняя танцевалочка» Л. Некрасова. Прослушивание цикла П. И. Чайковского «Времена года» («Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»)

  Знакомство с музыкальными терминами «хор», «соло», «дуэт», «трио».

Конспект занятия  (образовательной деятельности)

Этапы, последовательность

Организация совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность  детей

Результат

1.Мотивация к

Деятельности:

 

Приветствие, психологический настрой, позитивный контакт друг с другом

Дети под марш входят в музыкальный зал, встают, образуя круг.

 М. р.: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Я предлагаю поиграть в очень интересную игру-приветствие, которое называется «Здравствуйте»

Создание эмоционального настроя. психологической комфортности

Настраивает детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом.

Дети выполняют упражнение

Психоэмоциональная разрядка

Настроение на общение.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Ребята, сегодня утром я зашла в музыкальный зал и увидела, что на нашем ковре блестят какие-то яркие-яркие огоньки. Я удивилась, подбежала и успела схватить только один огонек, остальные исчезли. Посмотрите, что у меня осталось в руках. Смотрите какой-то цветок. Что это за цветок такой? (ответы детей - цветик - семицветик)

Как вы думаете, зачем этот цветок появился?( ответы детей). Мне кажется, что этот цветок появился здесь не просто так, он приглашает нас куда-то.   Ну что, отправимся туда, куда он зовет?

А что нужно сделать, с помощью этого цветка, чтобы отправиться путешествовать… (произнести

волшебные слова)

Организация образовательного пространства

Мотивация деятельности детей

Целеполагание

Выражение эмоции удивления, радости

Дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога

Внутренняя мотивация на деятельность

Внутренняя мотивация на деятельность

Учатся видеть проблему. Воспитывается чувство коллективизма

2. Образовательная деятельность.

Актуализация ранее приобретенных знаний

М. р.: Ребята, мы попали в город песен. В этом городе всегда поются песни. А вам бы хотелось сейчас исполнить песню? Так давайте исполним, а какую?

 Дети говорят, что песню нельзя начать без распевки

Ой ребята и правда, нужно вначале распеться, а зачем мы это делаем?

А какую распевку, вы хотели бы исполнить?

Исполняется попевка «Лесенка» муз. В. Карасевой.

М. Р. Ребята, сейчас мы спели попевку «Лесенка», мы пели одновременно, все

вместе. Андрей, как мы исполнили эту попевку? (хором)

М. Р. Правильно. Сейчас я хочу попросить выйти Машу.

   Исполняется попевка «Ай, ду-ду»

М. Р. Маша исполнила попевку одна. Как называется это исполнение?

Дети: Соло

М. Р. Правильно, Маша исполняла соло. Кто желает присоединиться к  Маше?

      Исполняется попевка «Ай, ду-ду»

М. Р. Спасибо. Ребята. А как называется это исполнение (дуэт)

М. Р. Кто ещё желает присоединится к поющим, спойте пожалуйста втроем

попевку «Лиса по лесу ходила».

Исполняется попевка «Лиса по лесу ходила» обр. Т. Попатенко.

М. Р. Правильно, молодцы.

М. Р. Звучит фонограмма «Осень в золотой косынке»

Ребята волшебная страна музыки, необычная страна. В ней всегда звучит музыка. Как вы думаете, почему зазвучала эта музыка? (ответы детей) Волшебная страна музыки

предлагает нам исполнить песню «Осень в золотой косынке».

Слайд 1

Задаёт проблемную ситуацию,

направляет на самостоятельный поиск решения ситуации.  

Слайд 2

Ответы детей

Исполнение попевок

Формальная

 готовность к

 предстоящей деятельности,

 привлечение

произвольног

о внимания.

Внутренняя

мотивация на

 деятельность

 Подготовка голоса к пению песни.

 

Закрепление практических навыков выразительного пения.

 Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя её выразительно, правильно, передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание)

Сюрпризно-игровой момент

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Дидактическая игра

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

3. Рефлексия

На ширме появляется клоун Мажорчик.

Мажор. Здравствуйте ребята!  Я веселый клоун, меня зовут Мажорчик. Я очень рад приветствовать вас в нашей замечательной музыкальной стране! И приготовил для вас, один сюрприз, (раздаёт с подноса кружочки). А хотите узнать, почему меня назвали Мажорчиком? Усаживайтесь поудобнее и слушайте мою историю. "Я очень люблю слушать веселую музыку, поэтому всегда улыбаюсь, а на музыкальном языке веселая музыка - это мажорная музыка. Поэтому меня и назвали Мажорчик. Веселая музыка - это мажорная музыка, а грустная музыка - минорная. " Запомнили? А теперь я предлагаю поиграть в интересную игру "Весело, грустно". Правила такие: вы будете слушать небольшие отрывки музыкальных произведений и если это веселая музыка - мажорная, вы поднимете красные кружочки и сказать «мажорная», а если грустная - то покажете синие кружочки и скажете  минорная. Начинаем игру:   

       «Весело, грустно»

Мажорчик: Молодцы, ребята. Я так рад, что познакомился с вами, и на память хочу оставить эти кружочки, чтобы вы  дома могли с ними поиграть. Но, к сожалению, я должен вас покинуть, у меня очень много дел в музыкальной стране, а я с вами не прощаюсь, я всегда буду рядом с вами. До свидания!

Появляется картинка с танцующими детьми.  

М. р.: Ребята, слышите, музыка какая-то играет. Как вы думаете в какой город мы попали?(ответы детей) А почему вы думаете, что это город танцев? (Какая эта музыка: песенная, маршевая или танцевальная?  (Танцевальная).)

М. р.: Правильно, мы попали в город танцев. А какие вы знаете танцы, ребята.(ответы детей). Предлагаю сейчас станцевать веселую «Осеннюю танцевалочку». Мальчики, приглашайте девочек.

Исполняется танец «Осенняя танцевалочка »    Л. Некрасова

Картинка с аплодирующими детьми  

Звучит музыка Чайковского.  

М.р: Ребята! Нас уже кто-то приветствует. Как выдумаете., кто это? (Ответ детей): П.И.Чайковский. А кто он? Чем он занимается? А вы знаете какие-нибудь произведения П.И.Чайковского.

        Звучит музыка «Ноябрь»

Какое настроение передано в этой музыке? (Минорное), какой характер у этого произведения?

              Игра «Копилка»

 (Муз. рук. складывает ладошки вместе, а дети по очереди как бы складывают в «копилку» слова об этом произведении: Музыка грустная, протяжная, тихая, печальная, неторопливая.).

М.р.: Да, музыка звучит жалобно, печально, неторопливо. Почему, как вы думаете?(ответы детей). Сколько частей в произведении “На тройке”( Три части). Как звучала эта пьеса, быстро или медленно (медленно, не спеша), громко или тихо (тихо, негромко, иногда чуть по громче)

В чьем исполнении прозвучало произведение?(в исполнении оркестра). Как вы думаете, как может называться этот город?(ответ детей)

Ребята, когда композитор создавал это произведение, он видел какую-то картину и через музыку передал ее. А мы с вами, прослушав ее можем нарисовать свою картину, передав настроение этого произведения. Но изображать картину мы будем необычным способом. В этом нам помогут наши заготовки, которые мы приготовили с вами заранее (дети берут заготовки, полотно, звучит произведение и дети воссоздают картину).

М.р.: Какие вы молодцы! У вас получилась очень красивая картина. Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей)

М.р.: А теперь подошло время нам возвращаться в детский сад. Ребята, посмотрите, у нас еще остались лепестки на цветке.. Только сегодня мы их обрывать не станем, ведь волшебный мир музыки такой огромный и нам еще предстоит много путешествовать   и много узнать о музыке, а цветик - семицветик будет нам в этом помогать.

Дети говорят слова: “Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, в детский сад нас унеси”.

М. р.: Вот мы и вернулись из нашего замечательного путешествия. Так где же мы свами побывали?( ответы детей). Чем помог нам цветик - семицветик? (ответы детей). Что нового вы узнали в путешествии (ответы детей). Чем же нас удивила музыкальная страна? (ответы детей). А с кем из жителей страны мы познакомились? (ответы детей).

М.р.: Попрощаемся с вами ребята (муз. рук. поет: “До свидания, ребята”), дети пропевают: “До свидания”.

М.Р: говорит от  имени Мажорчика.

Побуждает детей участвовать в игре

Хвалит детей за активное участие в игре

Слайд 3

Использование художественного слова

Вводит элементы заинтересованности, стимулирует интерес детей к музыкально ритмическим движениям

Слайд 4

Работа по схеме анализа музыкального произведения

Обсуждает результаты деятельности детей, задаёт им вопросы.

Подведение итога, проверить усвоение материала, анализ результата и причин повлиявших на него, а также выявление того, что было ребенку легко и интересно, а что вызвало затруднение

Дети приветствуют, проявляют интерес к персонажу.

Показывают эмоции удивления

Показывают эмоции восхищения

Показывают эмоции радости

Активное слушание

Исполнение песни

Выражают свое мнение, отвечают на вопросы, рассуждают о характере музыки, об увиденных в воображении образах, высказывают общее впечатления о прослушанном произведении

Дети отвечают на вопросы,  

 высказывают своё мнение, делятся впечатлениями с подачи взрослого проводят анализ собственной и коллективной деятельности. Отвечают на вопрос: «Что такое музыка?»

Формируют навык коллективного музицирования.

Определяет общее настроение, характер музыкального произведения.

            Различает части музыкального произведения .

Накопление  восприятия музыкальных произведений, развитие кругозора и музыкальной памяти, приобщение к искусству.

        

Учатся радоваться своим успехам и успехам коллектива. Испытывают эмоциональный подъём

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты