Авторская программа «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном процессе техникума»
методическая разработка

Усова Наталья Анатольевна

Авторская программа «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов  в образовательном процессе   техникума» направлена на формирование мотивации педагогической леятельности у студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_raboty_pedagoga_usova_n.a.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ В.М.КЛЫКОВА»

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ: УСОВА НАТАЛЬЯ

АНАТОЛЬЕВНА

П. КОММУНАР, 2019 Г.

Содержание

Стр.

  1. Пояснительная записка                                                                                 3
  2.  Организация образовательного процесса по реализации авторской программы «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов  в образовательном  процессе  техникума»          6
  3.  Содержание программы                                                                              8
  4. Список используемых источников                                                              12

  1. Пояснительная записка

Глубокие социальные и  экономические преобразования,  происходящие в нашем обществе, непосредственно отражаются на функционировании образовательной системы. Проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает большое значение. В современном мире возрастает ценность и значимость образования, постоянно возрастают требования к качеству подготовки  выпускника. Все больше требуются специалисты, не только обладающие суммой определенных профессиональных знаний и умений, но и имеющие богатый потенциал личностных свойств и качеств, способствующих самоактуализации, самообразованию и саморазвитию обучающихся в процессе дальнейшей профессиональной деятельности и на протяжении всей сознательной жизни.

Кризис, нравственности и социальной ответственности, наблюдаемый в обществе, обнаруживает необходимость выработки новых ценностных ориентиров и форм поведения, пересмотра и нормативного проектирования системы воспитания молодого поколения с учетом нравственных и экологических требований к его функционированию в социальной и природной среде.

Техникум – учреждение среднего профессионального образования, направленное на создание оптимальных условий для личностно-профессионального становления студентов - будущих специалистов в области обучения, воспитания молодого  поколения. Как показывает практика, эффективность данной профессионализации формирующихся педагогов напрямую зависит от направленности образовательного  процесса техникума, осуществляемого как преподавателями разных дисциплин, так и преподавателем педагогики. Основным новообразованием раннего юношеского возраста, типичного для наших студентов, является сформированная у них психологическая готовность к самоопределению.

В свою очередь, эта направленность на самоопределение зависит от развитой способности юношей и девушек к целеполаганию, как одному из важнейших звеньев саморегуляции, позволяющему увидеть собственные содержательно наполненные личностные и профессиональные перспективы будущего.

Модель личности выпускника, согласно концепции воспитания нашего техникума выглядит следующим образом (схема 1):

Схема 1. Модель личности выпускника

Согласно данной модели, одним из направлений  учебно-воспитательной деятельности является  развитие профессиональной  педагогической мотивации студентов, их общих и профессиональных компетенций, развитие профессиональных качеств личности, применение в практической деятельности профессиональных знаний, умений и навыков.

Все это делает актуальным обращения к проблеме развития мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном процессе  техникума, формирование представлений студентов о профессиональной деятельности педагога.

Миссия любого преподавателя, а также особенно преподавателя педагогики заключается  в создании условий для развития профессиональной  педагогической мотивации студентов. В первую очередь интерес к этому направлению определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

Важную роль в становлении будущих педагогов играют мотивы профессиональной педагогической деятельности, в частности социальные, к которым относятся: чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций, увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми, осознание высокой миссии учителя, любовь к детям и другие.

Таким образом, актуальность выбранного направления внеурочной деятельности по педагогике связана с кардинальными изменениями в  социокультурной и экономической сферах жизни нашего общества.

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для развития мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном процессе техникума, личностно-профессионального становления студентов - будущих специалистов в области обучения, воспитания.

Задачи программы: 

  • Способствовать  адаптация нового набора  к  условиям обучения и воспитания в техникуме.
  • Развитие профессиональной педагогической мотивации студента – будущего педагога и формирование  у  студентов  «Я-концепции» как средства профессионального становления.
  • Способствование повышению мотивации у студентов к изучению учебных предметов общей  профессиональной направленности.
  • Содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности студентов и педагогическая поддержка в их нелегком вхождении в общественную жизнь.
  • Формирование компетентности в самостоятельной познавательной деятельности.
  • Развитие креативных способностей, сообразительности,  коммуникабельности.

2. Организация образовательного процесса по реализации авторской программы «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов  в образовательном  процессе  техникума»

Работа по реализации программы «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном  процессе  техникума» включает в себя следующие модули:

1. «Я познаю себя » (диагностическая работа).

2.   Информационная работа.

3. Коллективно-творческие дела, конкуры, направленные на развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов, их профессионального становления.

 Планирование работы  по реализации программы «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов  в образовательном процессе  техникума»:

Наименование разделов (Модулей)

Практика

Кол-во часов

Теория

Кол-во часов

1.

«Я познаю себя» (диагностическая работа)

Раздел 1.- 1 курс

Раздел 2.- 2 курс

Раздел 3.- 3 курс

Раздел 4.- 4 курс

4

4

4

4

Всего: 16

16

2.

Информационная работа

Раздел 1.- 1 курс

Раздел 2.- 2 курс

Раздел 3.- 3 курс

Раздел 4.- 4 курс

2

2

2

3

2

2

2

2

Всего: 17

9

8

3.

Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов, их профессионального становления.

Раздел 1.- 1 курс

Раздел 2.- 2 курс

Раздел 3.- 3 курс

Раздел 4.- 4 курс

2

4

3

5

2

1

1

Всего: 18

14

4

Механизмами осуществления программы «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов  в образовательном процессе  техникума» являются:

  • Функционирование органов самоуправления.
  • Экскурсии в ДОУ (школу).
  • Дебаты, тренинги.
  • Внеклассные мероприятия, классные часы – размышления, КТД.
  • Общетехникумовские  мероприятия (традиции техникума)
  • Педагогическая поддержка каждого студента группы силами самих студентов.

Комплекс необходимых организационно – педагогических условий реализации программы:

  1. Осуществление и поддержка педагогом эффективной и плодотворной работы каждого студента.
  2. Ориентирование  на активные формы и методы обучения.
  3. Использование в образовательном  процессе нетрадиционных форм обучения и воспитания.
  4. Использование разнообразных  форм внеурочной деятельности.
  5. Регулярное проведение научных  исследований.
  6. Осуществление экспертизы качества образовательного процесса и качества подготовки выпускника.

Перечисленные модули, механизмы реализации программы, условия характеризует возможности студента решать в условиях воспитания и  обучения задачи, близкие к реальным условиям  профессиональной деятельности, а после окончания техникума успешно включаться в работу  по специальности.

3. Содержание программы

1 курс

1 модуль: 

«Я познаю себя » (диагностическая работа)

        Содержание мероприятий        

Сроки проведения

 Дифференциально-диагностический опросник: «Я предпочту»

сентябрь

 Активизирующий опросник: «Престижная профессия» 

ноябрь

 Мотивы педагогической деятельности (тестирование)

январь

Тренинговое занятие № 1«Познай себя»

март

                                               2 модуль: 

Информационная работа

Встреча с педагогом – психологом (Адаптация студентов к учебно-воспитательному процессу техникума)

октябрь

Классный час на тему: «Каким должен быть педагог»

декабрь

Встреча с заведующим ДОУ (директором школы), с целью знакомства с будущей профессией

февраль

Экскурсия в ДОУ (школу) - знакомство с деятельностью воспитателя (учителя)

апрель

3 модуль: 

Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов, их профессионального становления

Внеклассное мероприятие на тему:  «Профессиональные качества педагога»

сентябрь

Внеклассное мероприятие на тему:  «Педагогическая этика»

ноябрь

Создание мини-проекта «Детский сад будущего» («Школа будущего»)

апрель

Тренинговое занятие «Как избежать конфликтов»

май

2 курс

1 модуль: «Я познаю себя » (диагностическая работа)

        Содержание мероприятий        

Сроки проведения

Игровое упражнение «Кто есть кто?»

сентябрь

 Педагогическая игра «Кто, что, где?»

ноябрь

Игровое упражнение «Профессия на букву…»

январь

Тренинговое занятие № 2 «Познай себя»

март

                                               2 модуль: 

Информационная работа

Помощь в выборе специализации по профессии

сентябрь

Внеклассное мероприятие на тему: «Школа радости» (знакомство с деятельностью выдающихся педагогов)

декабрь

Экскурсия в ДОУ (школу) - оказание помощи в изготовлении наглядного материала к занятиям

февраль

Внеклассное мероприятие на тему: «Педагогическая деятельность М. Монтессори и других выдающихся педагогов»

апрель

3 модуль: 

Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов, их профессионального становления

Тренинговое занятие «Познай своего товарища»

октябрь

Подготовка и проведение КТД «Новогодняя сказка» для детей ДОУ (школы)

ноябрь

Педагогический КВН: «Что, где, когда?»

март

Конкурс педагогического мастерства:  «Какие они педагоги»

май

3 курс

1 модуль:

 «Я познаю себя» (диагностическая работа)

        Содержание мероприятий        

Сроки проведения

Упражнение «Какой я»

сентябрь

Упражнение Ключи» (по К.Фопелю)

ноябрь

Упражнение «Звездный час» (по Н.С. Пряжникову)

декабрь

Тренинговое занятие № 3 «Познай себя»

февраль

                                               2 модуль: 

Информационная работа

Внеклассное мероприятие на тему: «Педагогическая деятельность выдающихся педагогов»

сентябрь

Современные проблемы воспитания детей ДОУ (школы) - деловая игра

октябрь

Обсуждение Закона «Об образовании»

февраль

Участие в научно-практической конференции техникума по проблемам воспитания и обучения детей ДОУ (школы)

май

3 модуль: 

Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов, их профессионального становления

Тренинговое занятие «Умеешь общаться сам, научи других»

октябрь

Интеллектуально-педагогическая игра: «Знатоки педагогики»

декабрь

Подготовка и проведение КТД для детей ДОУ (школы) - шефская помощь

в течение года

Классный час на тему: «Педагогическое мастерство воспитателя ДОУ (учителя начальных классов)»

апрель

4 курс

1 модуль: 

«Я познаю себя » (диагностическая работа)

        Содержание мероприятий        

Сроки проведения

«Жизненный и профессиональный кодекс педагога» (по С. Ю. Смагиной)

сентябрь

Мотивы педагогической деятельности (тестирование)

ноябрь

«Профессиональные стереотипы» (по Л.В. Тарабакиной)

декабрь

Тренинговое занятие № 4 «Познай себя»

февраль

2 модуль: 

Информационная работа

Классный час на тему:  «Кем в дальнейшем нам бы стать» -дискуссионный практикум по профориентации и дальнейшему трудоустройству выпускников.

сентябрь

Внеклассное мероприятие «Бесценное имя – Учитель!»

ноябрь

Встреча с выпускниками техникума. Информация об опыте работы выпускников (беседа-диалог)

февраль

«Мое впечатление о педагогической практике» (беседа-диалог)

май

Участие в научно-практической конференции техникума по проблемам воспитания и обучения детей ДОУ (школы)

апрель

3 модуль: 

Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов, их профессионального становления

Мастер-класс: « Образование в будущем»

октябрь

Конкурс педагогического мастерства «Шаг в профессию»

декабрь

Участие в фотоконкурсе «Я и моя профессия»

декабрь

Тренинговое занятие - практикум «Разрешение педагогических конфликтных  ситуаций»

в течение года

Подготовка и проведение КТД для детей ДОУ  (школы) - шефская помощь

в течение года

Классный час на тему: «Моя будущая профессия» - дискуссионный практикум по профориентации и дальнейшему трудоустройству выпускников.

май

Программа  «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов  в образовательном процессе   техникума» рассчитана на четыре года обучения.

4. Список используемых источников

  1. Гирба, Е.Ю. Мониторинг качества процесса педагогической деятельности [Текст] / Е.Ю. Гирба. – М., 2010.
  2. Дереклеева, Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся/ 6-11 классы, ПТУ, колледж [Текст] /  Н.И. Дереклеева. -  М.: Вако, 2006.
  3. Дик, Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже [Текст] / Н.Ф.  Дик.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 
  4. Жернов, В.И. Профессионально-педагогическая направленность личности студента: теория и практика ее формирования: дис. … д-ра пед. наук / В.И. Жернов. – Магнитогорск, 1999.
  5. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] /  Н.В.Кузьмина. – М.: Высш. шк., 1990.
  6. Кузьмина, Н.В., Реан, А.Л. Профессионализм педагогической деятельности [Текст] /  Н.В.Кузьмина, А.Л. Реан. –  СПб., 1993.
  7. Леонтьев, А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: ИПЛ, 1971. – 217 с.
  8. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К.  Маркова. – М.: Междунар. гуманит. фонд Знание, 1996.
  9. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К. Маркова. –  М.: Просвещение, 1993.
  10. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л.М.  Митина. – М.: Флинта, 1998.
  11. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал [Текст] / Л.М.  Митина. – М.: Дело, 1994.
  12.  Неверкович, С.Д. Игровые методы подготовки кадров: учеб. пособие /  С.Д. Неверкович; под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Высш. шк., 1995. – 207 с.
  13.   Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учителей [Текст] /    Ольшанский В.Б. – М.: Изд-во Онега, 1994.
  14.  Пряжников, Н.С. Профориентационная работа в школе и колледже: игры, упражнения, опросники / 8-11 классы, ПТУ, колледж [Текст] /  Н.С. Пряжников. -  М.: Вако, 2006.
  15. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности: Учеб. Пособие / И.С. Сергеев. – СПб.: Питер, 2004.
  16. Сластенин, В.А., Мажар, Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической профессии [Текст] /  В.А. Сластенин, Н.Е. Мажар. –  М., 1991.
  17. Хиртова, Т.В.  Формы профессионального обучения педагогов [Текст] /  Т.В.  Хиртова. –  Волгоград, 2008.
  18. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] /  В.Д. Шадриков. – М.: Наука, 1982.

Интернет-ресурсы:

http://www.detskiysad.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация на тему: "Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе"

В данной публикации отражены общие понятия традиционных и инновационных педагогических технологий.Отражены характеристики  традиционных  и  инновационных педагогических технол...

Об особенностях педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

В современном образовании возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний ...

Методическая разработка на тему: "Использование традиционных и инновационных педагогических технологий в образовательном процессе"

Понятие педагогических технологий, использование литературы. Анализ традиционных и педагогических технологий. Перечень используемых технологий с примерами....

Статья "Проблема развития мотивации профессиональной педагогической деятельности будущего учителя"

В статье рассматривается проблема  развития мотивации  профессиональной педагогической деятельности  будущего учителя....

Современные педагогические технологии в образовательном процессе

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшен...

Учебная мотивация как фактор повышения качества образовательного процесса

В статье отражены понятие мотивации, ее типы, приведены результаты двух проведенных исследований в техникуме....

Мотивация учебной деятельности в образовательном процессе

Мотивация учебной деятельности в образовательном процессе...