Использование методики медленного чтения вслух в логопедической работе с учащимися общеобразовательной школы
статья

Афонина Вера Анатольевна

Педагогический приём "медленного чтения" в коррекционно-воспитательной работе, направлен на организацию учебной деятельности и способствующий повышению активности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование методики медленного чтения вслух в логопедической работе с учащимися общеобразовательной школы

В своей логопедической практике для работы с детьми, имеющими речевые нарушения, активно использую интересный игровой приём. Он апробирован в средней и начальной школе лабораторией театра Института художественного воспитания РАО, о котором писал Вячеслав Михайлович Букатов – кандидат педагогических наук, сотрудник вышеназванного института. Называется он метод медленного чтения вслух.

У детей занимающихся в логопедической группе, развитие речи существенно отличается от развития речи сверстников: не сформирован фонематический слух, фонематическое восприятие, недостаточно развит артикуляционный аппарат, фразовая речь отличается фонетическими и грамматическими искажениями. Педагогические приёмы коррекционно-воспитательной работы направлены на организацию и упорядочение учебной деятельности, способствующие повышению активности обучающихся. Поэтому и выбран метод медленного чтения вслух, который не ущемляет самооценки и не вызывает тревожности у ребят.

Занятия по методу медленного чтения вслух лучше проводить в группе, чтобы присутствовал игровой соревновательный момент. Учащимся раздаются стихотворные тексты объёмом не более 8 строк, как правило это речевой материал, способствующий решению коррекционных задач: скороговорки, загадки, чистоговорки, стихи. Для организации работы с учащимися логопедической группы можно сразу использовать секундомер, убедившись, что ученики чётко осознают самое важное условие – читать как можно медленнее, но так, чтобы в тексте сохранилась смысловая часть!

Если образуется бессмыслица, а история читаемого текста рассыпается на бессвязные слова, ещё хуже на звуки, то такая работа считается нерезультативной.

Огромным плюсом этого игрового приёма является то, что в работу не боятся вступать даже те, кто находится на стадии бухштабированного (побуквенного) чтения, что очень важно для самооценки обучающихся логопедической группы!  

Следует отметить, что медленное чтение – трудное задание даже для среднего звена массовой школы, что уж говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья. Такая усердная работа по совершенствованию навыка выразительного чтения – приносит ребятам много радости! Чуть позже (в каждом классе по-разному), когда понятен смысл и тактика работы методом медленного чтения вслух, логопед предлагает взять секундомеры и каждому по очереди потренироваться в медленном чтении. Поскольку групповое занятие составляет 30-40 минут, то на этот вид деятельности отводится не более 15-20 минут.

С точки зрения коррекционно-развивающего обучения, важность метода заключается в том, что каждый ученик во время логопедического занятия читает и перечитывает текст несколько раз. В этом случае создаётся сосредоточенная тренировка каждого ученика в технике чтения, памяти, внимании, развивается культура взаимодействия друг с другом, одновременно задействованы анализаторы: речедвигательный, зрительный, слуховой, осуществляется управление вдохом и выдохом!

После того, как истекает время, отведённое на методику медленного чтения вслух, В.М. Букатов проводит с детьми соревнование, во время которого выявляются финалисты. Им предоставляется возможность доказать подлинность своего результата, которого они добились работая в группе, предлагается послушать рекордсменов в порядке от наименьшего рекордного времени к наибольшему. Стоит отметить, что в силу недоразвития  высших психических функций умственно отсталые школьники крайне придирчиво и очень критично относятся к успехам своих одноклассников и стараются выявить как можно больше изъянов в чтении, что создаёт ситуацию заинтересованности, а, следовательно, сам собой решается вопрос дисциплины на уроке.

Важно, что без колоссальных затрат, в процессе творческого поиска обучающиеся логопедической группы общеобразовательной школы глубже воспринимают предложенный речевой материал, отрабатывают на нём правильное звукопроизношение, совершенствуют технику выразительного чтения, достигают сосредоточенности в осмыслении текста.

В заключение хочется отметить, что методика медленного чтения вслух, апробированная в лаборатории театра Института художественного воспитания РАО г. Москвы, идеально вписывается в коррекционно-развивающую систему обучения детей с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи, а также для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, позволяя учитывать психические, индивидуально-типологические, интеллектуальные и речевые особенности школьников логопедической группы.

Литература

  1. Букатов М.В. Чтение с секундомером – кто медленнее? [Текст] // Начальная школа. – 2000. №11
  2. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 680 с.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: учеб. пособие. – М.: Владос, 1997. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа для профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ по профессии 16399 Официант

Образовательная программа предназначена  для  профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ по профессии  16399  Официант на базе среднего (полного) общего образова...

Образовательная программа для профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ по профессии 12901 Кондитер

Образовательная программа предназначена для  профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ по профессии  12901  Кондитер на базе среднего (полного) общего образования....

ПОЛОЖЕНИЕ О проведении республиканского дистанционного конкурса «Занимательное черчение» для учащихся общеобразовательных школ

1.      Цель работы конкурса -развитие способностей к графическим дисциплинам;-развитие практических навыков создания и моделирования пространственных образов;-развитие логиче...

Использование возможности проведения третьего урока физической культуры и спорта в общеобразовательных школах, как урока настольного тенниса

Одной из основных задач физического воспитания младших школьников является обучение разнообразным двигательным действиям, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.При игре в настольн...

ПРОГРАММА проведения профессиональных проб «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления». по профессии «Машинист крана (крановщик)» для учащихся общеобразовательных школ 8-9классов на базе ГБПОУ ИО ТПТТ

ПРОГРАММАпроведения профессиональных проб«Профессиональные пробы – как способ профессионального становления».по профессии «Машинист крана (крановщик)»для учащихся общеобр...

Анализ мастер - класса по теме «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления». по профессии «Машинист крана (крановщик)» для учащихся общеобразовательных школ 8-9кл

Анализ  мастер - класса по теме «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления».по профессии «Машинист крана (крановщик)»для учащихся общеоб...

Развитие творческой активности учащихся общеобразовательной школы в процессе разучивания хорового произведения

В младшем школьном возрасте формируются основные певческие понятия, певческая установка и вокально-хоровые навыки, такие как звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые навыки, дикция, ...