«Ранняя профориентация школьников как важнейшее направление профессионального становления личности»
статья

Ранняя профориентация школьников важна, так как является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

 Областное государственное автономное

Профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский политехнический колледж»

«Ранняя профориентация школьников как важнейшее направление профессионального становления личности»

 

 Преподаватели английского языка

 Белгородского политехнического колледжа

 Курсакова Е.Н., Ламберт Т.М.

Каковы функции ранней профориентации, для чего она нужна? Среди важнейших задач, обозначенных в «Послании президента РФ В.Путина Федеральному собранию» от 1 марта 2018 г. ранняя профориентация школьников занимает важнейшее место. Она должна оказывать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодёжи, адаптацию ее к профессии.

В настоящий период развития общества возрастает значение личности, готовой к самостоятельной жизни. Подготовка подростка к осознанному профессиональному выбору становится жизненно необходимой. Стадия выбора должна завершаться формированием достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем будет включен.

Ранняя профориентация школьников важна, так как является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой.

Статистика последних лет показывает, что на рынке переизбыток специалистов по таким направлениям как экономика, юриспруденция, педагогика, филология, социология. Не хватает специалистов со средним специальным образованием: наладчиков, слесарей, рабочих разных категорий. Увеличивается количество безработных. Поэтому подготовке кадров сегодня уделяется повышенное внимание со стороны государства.

Начиная со школы, подросток должен получать не только академические знания, но и практические навыки, уметь применять их в последующей жизни.

Профориентация протекает параллельно с процессом идентификации учащихся с определенной профессией. Она реализуется на личностном уровне через ценностный выбор школьником вариантов профессионального развития и представляет собой процесс согласования желаний, жизненных планов, ценностных ориентации, склонностей с социально-экономическими условиями и требованиями общества. Целью системы профориентации является создание в колледже благоприятных условий для свободного и осознанного выбора выпускниками школ будущей профессиональной деятельности, личностной траектории образования, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда.

Профориентационная работа колледжа имеет следующие направления:

  • поддерживает связи учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся школ обслуживаемой территории;
  • планирует профориентационную работу педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации преподавателей, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, определение индивидуальной образовательной траектории);
  • организует тематические экскурсии учащихся школ, встречи с преподавательским коллективом и студентами;
  • организует анализ потребности рынка труда в профессиях и специальностях.

           В течение года на базе нашего колледжа постоянно проводятся различные профориентационные мероприятия с участие учащихся школ: дни открытых дверей, выездные беседы, экскурсии в рамках проведения профессиональных олимпиад и региональных чемпионатов «Молодые профессионалы»; распространение листовок, брошюр о колледже, профессиях и специальностях, издание и переиздание информационно-рекламных материалов (буклетов) для абитуриентов с информацией о колледже специальностях и профессиональной подготовке; освещение мероприятий проводимых колледжем на сайте, в социальных сетях.Наши преподаватели и мастера производственного обучения проводят мастер- классы, дают ребятам возможность соприкоснуться с миром профессии технического профиля.

             Опыт профориентационной работы в течение нескольких лет показал, что многие учащиеся девятых классов часто не готовы сделать осознанный выбор будущей профессии, определить для себя образовательный маршрут. Часто выбор профессии в этом возрасте отличается неосознанностью, профессиональные планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что, как правило, порождает ошибки в выборе профессии. Не всегда учитывают свои профессиональные склонности, соответствие требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности. Многие выбирают престижное образование, а не профессию, и часто по окончанию обучения не знают, кем можно идти работать и не могут найти себя в профессии.

Но недостаточно просто привлечь выпускников школ в колледж для получения профессии или специальности, необходимо предоставить им шанс на реальное трудоустройство и профессиональную адаптацию к условиям рынка труда после завершения обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Поэтому важной составляющей работы колледжа по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена является их трудоустройство и закрепление на рабочих местах.

Ежегодно наш колледж выполняет контрольные цифры приема  студентов на 1-ый курс обучения в полном объеме благодаря, в том числе, и  налаженной работе профориентационной системы  со школьниками  нашего города, области. Многие наши выпускники добились больших профессиональных успехов, состоялись как личности, работающие на благо всего нашего общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции является важным направлением профессиональной подготовки

Новое общество , в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики , предъявляет новые требования и к профессиональной школе .Технологии будущего требуют людей , которые могут принима...

Особенности рефлексии, как основного условия формирования профессионального становления личности студентов колледжа экономики и финансов.

В настоящее время экономическая, политическая, социальная сфера жизни общества находятся в постоянном движении и изменении. Для того чтобы внутренне соответствовать современной действительности, челов...

Методическая разработка онлайн урока, направленного на раннюю профориентацию младших школьников по профессии: 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» номинация: «Знакомство с миром профессий» тема: «Значимость электронных устройств в жизни

Данная методическая разработка составлена для проведения урока, направленного на раннюю профориентацию младших школьников.  Тема урока: «Значимость электронных устройств в жизни современног...

Программа ранней профориентации и основ проффессиональной подготовки школьников

Программа ранней профориентации  и основ проффессиональной подготовки школьников...

Протоколы РМО "Ранняя профориентация школьников" в Кашарском районе. Руководитель: Задорожняя Е.В.

Краткая характеристика выполнения работы, запланированной на заседаниях методического объединения....

Протоколы РМО "Ранняя профориентация школьников" в Кашарском районе. Руководитель: Задорожняя Е.В.

Краткая характеристика о проделанной работе, запланированной на заседаниях РМО....