«Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: нравственная проблематика, сюжетно-композиционное своеобразие, особенности позиции автора»
методическая разработка

Учебное занятие проведено в мае 2018 г. на основе технологической карты. Большое внимание на занятии уделено самостоятельной работе обучающихся с художественным текстом, а также предъявлению результатов самостоятельной внеаудиторной работы, в том числе драматизации эпизода

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulgakov_master_margarita.docx48.44 КБ

Предварительный просмотр:

Московский техникум космического приборостроения МГТУ им. Н.Э. Баумана

                   

Технологическая карта занятия

по дисциплине «Русский язык и литература»

Тема  «Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: нравственная проблематика, сюжетно-композиционное своеобразие, особенности позиции автора»

Преподаватель русского

языка и литературы

О.А. Деева

                                                       

Москва , 2019

Дисциплина: русский язык и литература                                      

Занятие по теме: «Мастер и Маргарита»: нравственная проблематика, сюжетно-композиционное своеобразие, особенности позиции автора

Автор: О.А. Деева – преподаватель русского языка и литературы

Цели: Приобщение к традиционным для русской культуры нравственным ценностям в процессе анализа текста романа М.А. Булгакова и романа «Мастер и Маргарита». Подготовка к написанию сочинения.

Задачи:

1. образовательные (предметные умения).

- изучение творческого наследия М.А. Булгакова, сюжета и композиции, системы образов, идейного содержания романа;

- совершенствование навыков компрессии текста (написание сценария для драматизации эпизода);

- развитие навыков композиционного анализа произведения;

-  развитие навыков диалогической и монологической речи обучающихся;

- совершенствование навыков аудирования (восприятия звучащей информации)

- совершенствование навыков пересказа текста (сжатого, подробного, выборочного);

- развитие навыков выразительного чтения и интерпретации художественного текста;

- совершенствование навыков письменной речи (составление тезисов, развернутый ответ на проблемный вопрос);

2. развивающие (метапредметные умения)

- формирование навыков самостоятельной работы;

-  развитие рациональных способов мышления, способности выделять главную и второстепенную информацию, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- активизация навыков использования общенаучной терминологии;

- расширение кругозора посредством активизации межпредметных связей.

3. воспитательные (личные качества):

- приобщение к системе традиционных морально-нравственных ценностей в процессе анализа текста романа.

Группа: ТР-22                                       

Дата проведения: 26 апреля 2018 года 

Тема урока:  «Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: нравственная проблематика, сюжетно-композиционное своеобразие, особенности позиции автора »

Тип урока: комбинированный                                      

Место и роль урока в изучаемой теме: Изучение нового материала

Межпредметные связи: история, обществознание

Метод обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, интерактивный

Применяемые технологии:

- коммуникативно-деятельностный подход

- технология проблемного обучения

- метод проектов

Изучаемые элементы содержания: эпический род литературы, роман, сюжет, сюжетная линия, сатира, миф, мистика, кульминация,  авторская позиция.

Продолжительность занятия – 90 минут

        

Оборудование и оснащение занятия

Текст романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Презентации преподавателя и обучающихся

Рабочий лист к уроку для каждого ученика

  План занятия.

I. Организационный момент –4 мин.

1) Приветствие студентов, выявление отсутствующих.

2) Формулирование темы и цели занятия.

II. Повторение материала, изученного ранее. Беседа. М.А. Булгаков — продолжатель нравственных исканий русских классиков XIX века. –  7 мин

III. Изучение нового материала.  Композиционный анализ романа.– 76 мин

1) Сообщение студента «Сатирическая сюжетная линия романа».

2) Сообщение студента «Мистическая сюжетная линия романа».

3) Анализ кульминационной сцены. Предъявление результатов внеаудиторной самостоятельной работы - драматизации кульминационного эпизода романа силами студентов.

4) Сообщение “Мифологическая сюжетная линия романа”.

5) Контроль. Написание фрагментов сочинения (тематическое направление “Верность и измена”)

V. Организационный момент.

1) Подведение итогов. Выставление оценок. – 2 мин.

2) Домашнее задание. – 1 мин.

 Технологическая карта учебного занятия «Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: нравственная проблематика, сюжетно-композиционное своеобразие, особенности позиции автора »

№п/п

Наименование

этапа урока

Цель

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формы контроля

Время

(мин)

1

Оргмомент

Приветствие,

постановка цели

Приветствует обучающихся, выявляет отсутствующих,

знакомит с темой, мотивирует к учебно-познавательной деятельности, предлагает сформулировать цель, предположить, чем они будут заниматься  

Записывают тему, самостоятельно формулируют цель занятия, обсуждают формулировку записывают полученные вариант

Запись темы и цели

4

2

Беседа

М.А. Булгаков — продолжа-тель нравствен-ных исканий русских классиков XIX века

Актуализация знаний по теме учебного занятия, развитие навыков сжатого пересказа и анализа текста речи.

Обеспечивает студентов раздаточным материалом, предлагает заполнить таблицу,

(Приложение 1)

Проверяет результаты заполнения таблицы, при необходимости вносит корректировки; записывает ключевые проблемы на доске

Заполняют таблицу; зачитывают ответы на вопрос «Какие нравственные проблемы решают герои русской классической литературы?»

Заполнение Таблицы 1

7

3.

Изучение нового материала

развитие навыков анализа текста с использование литературоведческой терминологии

предлагает рассмотреть плакат «Основные сюжетные линии романа «Мастер и Маргарита»», прослушать и законспектировать сообщения.

Рисуют схему «Основные сюжетные линии романа «Мастер и Маргарита»», рассматривают фотографические иллюстрации, слушают и конспектируют сообщения, отвечают на вопросы преподавателя

 3

3.1.

Предъявление результатов самостоятельной работы

Сообщение студента «Сатирическая сюжетная линия романа» (Приложение 2)

ознакомление с содержанием романа; развитие навыков аудирования, тезирования и монологической речи

предлагает прослушать, составить тезисы сообщения и устно ответить на вопрос: «Какие нравственные пороки является объектом сатиры в романе?»

составляют тезисы и отвечают на вопрос преподавателя

тезисы

15

3.2.

Предъявление результатов самостоятельной работы

Сообщение студента «Мистическая сюжетная линия романа».

(Приложение 3)

ознакомление с содержанием романа; развитие навыков аудирования, тезирования и монологической речи

предлагает прослушать, составить тезисы сообщения  и заполнить таблицу

составляют тезисы

тезисы, таблица

15

3.3.

Предъявление результатов самостоятель-

ной работы. Драматизация кульминационной сцены романа.

(Приложение 4)

развитие навыков творческой интерпретации художественного

текста, декламации, публичной презентации результатов собственной деятельности

организует просмотр драматизации, выполненной студентами группы. Задает вопрос:

«Какие нравственные качества  демонстрируют Мастер и Маргарита в кульминационной сцене?»

смотрят драматизацию, готовятся к ответу на проблемный вопрос, заполняют таблицу (Приложение 5), затем зачитывают выводы и обсуждают впечатления.

Заполнение таблицы 2

15

3.4.

Предъявление результатов самостоятельной работы

Сообщение студента «Мифологическая сюжетная линия романа».

(Приложение 6)

ознакомление с содержанием романа; развитие навыков аудирования, тезирования и монологической речи

предлагает прослушать сообщение, заполнить Таблицу 3

(Приложение 7) и ответить на вопрос: «Какими нравственными качествами  наделяет автор Иешуа и Понтия Пилата?»

заполняют таблицу (Приложение 5), затем зачитывают свои выводы и отвечают на вопросы преподавателя

Заполнение

Таблицы 3

15

3.5.

Контроль. Написание фрагментов сочинения (тематическое направление “Верность и измена”)

развитие навыков письменной речи логического мышления, систематизации и  обобщения информации

Предлагает, используя определения понятий «верность» и «измена» (Приложение 8) написать сочинение на тему «Верность и измена — две стороны одной медали»

Заполняют Таблицу 4, отвечают на проблемный вопрос

Заполнение Таблицы 4

15

4.

Оргмомент

Подведение итогов урока

Оценивает работу обучающихся, объявляет домашнее задание: Заполнить таблицу «сюжетные параллели в романе»

получают оценки, записывают домашнее задание, задают вопросы

3

Рабочий лист к уроку «М.А. Булгаков — продолжатель нравственных исканий русских классиков XIX века.

Приложение1.

Дайте полные ответы на вопросы:

Какие нравственные ценности утверждает русская классическая литература? Заполните таблицу

Таблица 1.

Автор

Произведение (-я)

Нравственные проблемы

Герои, решающие нравственные проблемы

1.

2.

3.

4.

 

Приложение 2.

План сообщения «Сатирическая сюжетная линия романа».

1. Обзор ранних сатирических произведений М.А. Булгакова «Роковые яйца», «Собачье сердце». Сатирические традиции Н.В. Гоголя.

2. Объекты сатиры в романе. Социально-политическая обстановка в Москве 1920-1930-х гг.

3. Краткий пересказ эпизодов с элементами анализа. (эпизод в МАССОЛИТЕ, в варьете, сцена дачи взятки Босому).

Приложение 3.

План сообщения «Мистическая сюжетная линия романа»

1. Мастер как автобиографический персонаж. Какие нравственные качества сближают Мастера с автором романа?

2. Жизненная философия Мастера. Сравнение жизненной позиции Мастера и писателей МАССОЛИТА.

3. Почему, рассказывая о жизни талантливого писателя в Москве 1930-х гг., М.Булгаков использует мистику.

Приложение 4.

Cценарий.

Чего только не претерпела Маргарита ради встречи с Мастером! Ей пришлось стать королевой бала у Сатаны, всю ночь провести в обществе убийц, воров, преступников. И вот бал закончился, но измученная, разочарованная Маргарита так и не получила обещанной награды.

Чего только не претерпела Маргарита ради встречи с Мастером! Ей пришлось стать королевой бала у Сатаны, всю ночь провести в обществе убийц, воров, преступников. И вот бал закончился, но измученная, разочарованная Маргарита так и не получила обещанной награды.

МАРГАРИТА.  Всего хорошего, мессир. (про себя) Только бы выбраться отсюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь.

ВОЛАНД. Сядьте-ка. Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощанье?

МАРГАРИТА. Нет, ничего, мессир. Кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно. Я ничуть не устала и очень веселилась на балу. Так что, если бы он и продолжался еще, я охотно предоставила бы мое колено для того, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц. (Когда заканчивает, на глазах у нее слезы).

ВОЛАНД. Верно! Вы совершенно правы! Так и надо!

КОТ. Так и надо!

ВОЛАНД. Мы вас испытывали. Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина! Итак, Марго, чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой?  Каковы убытки от моих гостей, которых вы сейчас наименовали висельниками? Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я.

Пауза. Маргарита молчит сильно волнуясь.

ВОЛАНД.  Ну, что же, смелее! Будите свою фантазию, пришпоривайте ее!  МАРГАРИТА (запинаясь). Так я, стало быть, могу попросить об одной вещи?

ВОЛАНД. Потребовать, потребовать, моя донна. (понимающе улыбаясь).Потребовать одной вещи!

МАРГАРИТА (со вздохом). Я хочу, чтобы Фриде — той несчастной девушке, которая была на балу, перестали подавать платок. Этим платком она удушила своего ребенка. Она так страдает...

Кот возводит глаза к небу и шумно вздыхает.

ВОЛАНД. Ввиду того, что возможность получения вами взятки от этой дуры Фриды совершенно, конечно, исключена – ведь это было бы несовместимо с вашим королевским достоинством, – я уж не знаю, что и делать. Остается, пожалуй, одно – обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели моей спальни!

МАРГАРИТА. Вы о чем говорите, мессир?

КОТ. Совершенно с вами согласен, мессир. Именно тряпками. (в раздражении стучит лапой по столу).

ВОЛАНД. Я о милосердии говорю (не спуская с Маргариты огненного глаза). Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки. Вот я и говорю о тряпках.

КОТ. И я о том же говорю!

ВОЛАНД.  Пошел вон.

КОТ. Я еще кофе не пил, как же это я уйду? Неужели, мессир, в праздничную ночь гостей за столом разделяют на два сорта? Одни – первой, а другие, как выражался этот грустный скупердяй-буфетчик, второй свежести?

ВОЛАНД. Молчи. (Маргарите). Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек?

МАРГАРИТА.  Нет. (с силой). Я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло.

ВОЛАНД. А,это понятно.

МАРГАРИТА (тихо).Так вы сделаете это?

ВОЛАНД. Ни в коем случае. Не спорю, наши возможности довольно велики, они гораздо больше, чем полагают некоторые, не очень зоркие люди...

КОТ. Да, уж гораздо больше.

ВОЛАНД. Молчи, черт тебя возьми! (Маргарите). Итак, я этого делать не буду, а вы сделайте сами.

МАРГАРИТА. А разве по-моему исполнится?

ВОЛАНД. Да делайте же, вот мучение! (повернув глобус)

МАРГАРИТА. Фрида, тебя прощают. Не будут больше подавать платок.  Благодарю вас, мессир. Прощайте.

ВОЛАНД. Ну что ж, Бегемот, не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь. (Маргарите) Итак, это не в счет, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя?

ПАУЗА.

КОТ. (в ухо Маргарите). Алмазная донна, на сей раз советую вам быть поблагоразумнее! А то ведь фортуна может и ускользнуть!

МАРГАРИТА. Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера. (лицо Маргариты искажается судорогой).

Появляется Мастер. Он в больничном одеянии – в халате, туфлях и черной шапочке. Лицо его дергается гримасой, он сумасшедше-пугливо косится на огни свечей, а лунный поток.

МАРГАРИТА. (застонала, всплеснула руками и подбежала к нему. Еле сдерживая слезы бессмысленно повторяет).  Ты... ты, ты...

МАСТЕР (отстраняет ее от себя и глухо говорит).Не плачь, Марго, не терзай меня. Я тяжко болен. (Хватается за подоконник рукою, как бы собираясь вскочить на него и бежать. Всматриваясь в сидящих). – Мне страшно, Марго! У меня опять начались галлюцинации.

МАРГАРИТА. (со слезами, давясь словами).Нет, нет, нет, не бойся ничего! Я с тобою! Я с тобою! (бросается на колени)

ВОЛАНД.  Да!.. Его хорошо отделали. (Коту). Дай-ка этому человеку чего-нибудь выпить.

МАРГАРИТА. (дрожащим голосом) Выпей, выпей. Ты боишься? Нет, нет, верь мне, что тебе помогут.

Мастер пьет и немного успокаивается.

МАСТЕР. Но это ты, Марго?

МАРГАРИТА. Не сомневайся, это я.

ВОЛАНД.  Ну вот, это другое дело. Теперь поговорим. Кто вы такой?

МАСТЕР( с кривой улыбкой). Я теперь никто.

ВОЛАНД. Откуда вы сейчас?

МАСТЕР. Из дома скорби. Я – душевнобольной,

МАРГАРИТА. Ужасные слова! Ужасные слова! Он мастер, мессир, я вас предупреждаю об этом. Вылечите его, он стоит этого.

ВОЛАНД. Вы знаете, с кем вы сейчас говорите, у кого вы находитесь?

МАСТЕР. Знаю. Моим соседом в сумасшедшем доме был этот мальчик, Иван Бездомный. Он рассказал мне о вас.

ВОЛАНД. Как же, как же, я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету! Но вы-то верите, что это действительно я?

МАСТЕР. Приходится верить. Но, конечно, гораздо спокойнее было бы считать вас плодом галлюцинации... Извините меня!

ВОЛАНД (вежливо). Ну, что же, если спокойнее, то и считайте.

МАРГАРИТА (испуганно). Нет, нет, опомнись! Перед тобою действительно он!

КОТ. А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете… (Воланд жестом приказывает ему замолчать). Хорошо, хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией.

ВОЛАНД. А скажите, почему Маргарита вас называет мастером?

МАСТЕР (с усмешкой). Это простительная слабость. Она слишком высокого мнения о том романе, который я написал.

ВОЛАНД. О чем роман?

МАСТЕР. Роман о Понтии Пилате.

ВОЛАНД. О чем, о чем? О ком? Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы? Дайте-ка посмотреть.

МАСТЕР. Я, к сожалению, не могу этого сделать, потому что я сжег его в печке.

ВОЛАНД. Простите, не поверю, этого быть не может. Рукописи не горят. (Коту). Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман.

Кот с поклоном подает роман Воланду. Маргарита кричит.

МАРГАРИТА.Вот она, рукопись! Вот она! (Воланду). Всесилен, всесилен!

Воланд берет в руки роман и смотрит на Мастера. Тот впадает в тоску и беспокойство.

МАСТЕР (бормочет) И ночью при луне мне нет покоя, зачем потревожили меня? О боги, боги...

МАРГАРИТА(вцепившись в больничный халат, прижимается к нему, в тоске и слезах). Боже, почему же тебе не помогает лекарство?

ВОЛАНД (листая роман).Ну, теперь все ясно (стучит пальцем по рукописи).

КОТ. Совершенно ясно, теперь главная линия этого опуса ясна мне насквозь.

ВОЛАНД. Хорошо было бы тебя утопить.

КОТ. Будьте милосердны, мессир.

ВОЛАНД. Ну, Маргарита,. Говорите же все, что вам нужно.

МАРГАРИТА (умоляющее).Позвольте мне с ним пошептаться?

Воланд кивает. Маргарита, припав к уху Мастера, что-то пошепчет ему.

МАСТЕР. Нет, поздно. Ничего больше не хочу в жизни. Кроме того, чтобы видеть тебя. Но тебе опять советую – оставь меня. Ты пропадешь со мной.

МАРГАРИТА. Нет, не оставлю. (Воланду). Прошу вас опять вернуть нас в подвал в переулке на Арбате, и чтобы лампа загорелась, и чтобы все стало, как было.

МАСТЕР. (смеясь). Ах, не слушайте бедную женщину, мессир! В этом подвале уже давно живет другой человек, и вообще не бывает так, чтобы все стало, как было. (обнимает Маргариту) Бедная, бедная...

ВОЛАНД. Не бывает, вы говорите? Это верно. Но мы попробуем. Бегемот! Кто этот человек?

КОТ. Могарыч.

ВОЛАНД. Алоизий Могарыч?

КОТ. Это он, прочитав статью критика Латунского о романе этого человека, написал на него жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу, чтобы переехать в его комнаты и ванну пристроил.

ВОЛАНД. Ну вот и хорошо, что ванну пристроил. Ему (кивает на Мастера) надо брать ванны.

МАСТЕР. Но ведь в этом подвале прописпан  Алоизий Могарыч!

КОТ (достает домовую книгу, дует на страницу). Раз, и нету его! И - прошу заметить - не было! А раз нет документа, нету и человека. Если застройщик удивится, скажите, что ему Алоизий снился. Могарыч? Какой такой Могарыч? Никакого Могарыча не было. Вот она книга: была и нет. И вот она уже в столе у застройщика!

МАСТЕР. Однако, это будет, пожалуй, почище того, что рассказывал Иван! А простите... это ты... это вы... вы – тот самый кот, что садились в трамвай?

КОТ. Я! Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.

МАСТЕР.  Мне кажется почему-то, что вы не очень-то кот…

КОТ. А вот и ваше имущество, Маргарита Николаевна.  У меня скорее лапы отсохнут, чем я прикоснусь к чужому. (подает Маргарите тетрадь с обгоревшими краями, засохшую розу, фотографию и, с особой бережностью, сберегательную книжку) и десять тысяч, как вы изволили внести, Маргарита Николаевна. Нам чужого не надо. (Мастеру). И ваш документик.

ВОЛАНД. (коту) Теперь оставь меня одного с ними. (Мастеру) Так, стало быть, в Арбатский подвал? А кто же будет писать? А мечтания, вдохновение?

МАСТЕР. У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, ничто меня вокруг не интересует, кроме нее (указывает на Маргариту). Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.

ВОЛАНД. А ваш роман, Пилат?

МАСТЕР. Он мне ненавистен, этот роман,  я слишком много испытал из-за него.

МАРГАРИТА. Я умоляю тебя, не говори так. За что же ты меня терзаешь? Ведь ты знаешь, что я всю жизнь вложила в эту твою работу. (Воланду). Не слушайте его, мессир, он слишком замучен.

ВОЛАНД. Но ведь надо же что-нибудь описывать? Если вы исчерпали этого прокуратора, ну, начните изображать хотя бы этого Алоизия.

МАСТЕР. (с улыбкой). Этого Лапшенникова не напечатает, да, кроме того, это и неинтересно.

ВОЛАНД. А чем вы будете жить? Ведь придется нищенствовать.

МАСТЕР. Охотно, охотно. (обнимает Маргариту). Она образумится, уйдет от меня...

ВОЛАНД. Не думаю... Итак, человек, сочинивший историю Понтия Пилата, уходит в подвал, в намерении расположиться там у лампы и нищенствовать?

МАРГАРИТА. (очень горячо). Я сделала все, что могла, и я нашептала ему самое соблазнительное. А он отказался от этого.

ВОЛАНД. То, что вы ему нашептали, я знаю, но это не самое соблазнительное. (Мастеру с улыбкой). А вам скажу, что ваш роман еще принесет вам сюрпризы.

МАСТЕР. Это очень грустно

ВОЛАНД. Нет, нет, это не грустно. Ничего страшного уже не будет. Ну-с, Маргарита Николаевна, все сделано. Имеете ли вы ко мне какую-нибудь претензию?

МАРГАРИТА. Что вы, о, что вы, мессир!

ВОЛАНД. Так возьмите же это от меня на память (достает из-под подушки небольшую золотую подкову, усыпанную алмазами).

МАРГАРИТА. Нет, нет, нет, с какой же стати!

ВОЛАНД. Вы хотите со мной поспорить?

МАРГАРИТА. А вот чего я не понимаю... Что же, это все полночь да полночь, а ведь давно уже должно быть утро?

ВОЛАНД. Праздничную полночь приятно немного и задержать. Ну, желаю вам счастья.

МАРГАРИТА. (молитвенно протягивает обе руки к Воланду, но не смеет приблизиться к нему, тихо ). Прощайте! Прощайте!

ВОЛАНД. До свидания.

Приложение 5.

Какие нравственные качества  демонстрируют Мастер и Маргарита в кульминационной сцене?

Ответ на вопрос запишите в таблице.

Таблица 2

Мастер

Маргарита

Вывод:

Вывод:

Приложение 6.

Сообщение студента «Мифологическая сюжетная линия романа».

1. Композиционные особенности романа «Мастер и Маргарита»: роман в романе.

2. Миф о Иешуа — авторская интерпретация евангельской истории о Христе.

3. Краткий пересказ эпизодов с элементами анализа. (разговор Понтия Пилата с Иешуа, казнь Иешуа).

Приложение 7.

Какими нравственными качествами  наделяет автор Иешуа и Понтия Пилата?

Таблица 3.

Понтий Пилат

Иешуа

Вывод:

Вывод:

Приложение 8.

ВЕРНОСТЬ — стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Верность основана на любви, честности, стойкости, жертвенности, преданности.

ИЗМЕНА — нарушение верности кому-нибудь или чему-нибудь (предательство интересов Родины, переход на   сторону врага. Измена сопряжена с предательством, обманом, подлостью, вероломством.

Синонимы:

Верность: преданность, постоянство, надежность, неизменность, непоколебимость, стойкость, твердость.

Измена: предательство, неверность, непостоянство, обман, адюльтер.

Кому или чему можно остаться верным или изменить?

  • Родине:

Родине, малой родине, родной земле;воинскому долгу, присяге

  • Любви:

любимому человеку; супругу/-ге

  • Дружбе:

другу, товарищам, близким

  • Убеждениям:

самому себе, убеждениям, принципам, своему слову

  • Вере:

христианским заповедям

Верность и измена — противоположные проявления личности человека. Каждый в течение жизни оказывается перед нравственным выбором: сохранить верность чему-либо или изменить.

С понятием верность и измена тесно связаны честь и бесчестие.

Изменяя принципам, данным обещаниям, предавая кого-то, человек не только утрачивает уважение окружающих, но и теряет честь, навлекая на себя позор. Хранить верность своим идеалам, родине, любимому человеку надо вне зависимости от обстоятельств. Верность слову, честь, ответственность — качества, без которых человека нельзя назвать порядочным. Верность христианским заповедям становится важной категорией нравственной оценки человека. Предательство веры и нарушение Божьих заповедей — путь к гибели как нравственной, так и физической.

Измена — одно из самых низких, подлых и постыдных проявлений человеческой натуры. Это тяжелое и разрушительное чувство меняет человека, расчеловечивает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Тест по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Урок "Библейские мотивы в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

В связи с небольшим временем, отведённым на изучение романа, главы, посвящённые Библейской истории, изучаются отдельно. Проблема Добра и Зла и сегодня актуальна. Пытаюсь помочь студентам понять это на...

Конспект урока по литературе по теме: "Жанр, композиция, проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»"

Конспект урока по литературе в 11 классеТема: Жанр, композиция, проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»Цели:познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и про...

Практическая работа в группах по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Итоговое занятие по изучению романа "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова построено в форме работы в группах. Данный вид работы широко применяется в сфере СПО.т.к. работа в группах сп...